СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«ВТОРАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ С.З. И Г.З. ПИСКУНОВЫХ»
«ПРИНЯТА» Руководитель МО______________________ ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.
| «СОГЛАСОВАНА» Зам. директора по УВР
___________/Л.О.Газаева | «УТВЕРЖДЕНА» Директор МОКУ «Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа им. С.З. и Г.З. Пискуновых» ____________ В.И.Емельянова
|
Рабочая программа учебного предмета
«ОДНКНР»
Составитель:
Катунина Любовь Геннадьевна, учитель первой квалификационной категории
2023
Рабочая программа учебного предмет «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, положения о рабочих программах обновленных ФГОС ОООМОКУ «Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа имени С.З. и Г.З. Пискуновых»исучетомфедеральнойрабочейпрограммыФедеральнойООПООО(https://edsoo.ru).
Общая характеристика учебного предмета ««Основы духовно-нравственной культуры народов России»» (5-6 классов) Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. Цели изучения учебного предмета «ОДНКНР» (5-6 классов): * формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; * создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; * формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; * идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Место курса учебного предмета «ОДНКНР» (5-6 классов)в учебном плане ООП НОО:В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
Содержание учебного предмета «ОДНКНР»
5 КЛАСС (34 ч)Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавлвать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
* умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
* смысловое чтение;
* развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
* умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
* формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
* умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
* умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
* умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
* Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
* иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
* понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
* Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
* знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
* понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
* Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
* иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
* понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
* обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
* Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
* знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
* понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
* иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
* Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
* осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
* уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
* Иметь представление об артефактах культуры;
* иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
* понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
* понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
* Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
* знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
* понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
* осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
* знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
* Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
* осознавать связь религии и морали;
* понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
* уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
* Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
* иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
* понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
* приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
* понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
* Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
* выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
* предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
* обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2.«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
* Знать и понимать смысл термина «семья»;
* иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
* осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
* уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
* понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
* осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
* понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
* Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
* осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
* понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
* обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
* Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
* знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
* уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
* осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
* Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
* уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
* знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
* понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
* Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
* понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
* осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
* характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
* Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
* выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
* предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
* обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3.«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
* Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
* уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
*понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
* знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
* Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
* осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
* обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;
* доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
* знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
* Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
* обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
* понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
* Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
* иметь представление о значении и функциях изучения истории;
* осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
* Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
* рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
* обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
* находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
* Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
* понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
* знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
* Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
* осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
* Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
* называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
* уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
* понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
* демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
* уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
* Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
* устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
* различать основные типы праздников;
* уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
* анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
* понимать основной смысл семейных праздников:
* определять нравственный смысл праздников народов России;
* осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
* Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
* понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
* осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
* осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
* устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
* иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
* Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
* обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
* находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
* знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
* Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
* уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты;
* обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
* находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
* знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
* Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
* понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
* воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
* знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
* оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
* Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
* уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
* уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для пятиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
* понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
* Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
* понимать, что такое культурная карта народов России;
* описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32-34. Единство страны — залог будущего России
* Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
* понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 КЛАСС
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
* Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
* понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
* уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества;
* понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов;
* уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов
* Характеризовать административно-территориальное деление России;
* знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;
* понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
* объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
* понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
* демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
* характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3. История быта как история культуры
* Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
* понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;
* находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный
* Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
* осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
* демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;
* понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
* осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.
Тема 5. Образование в культуре народов России
* Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;
* понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
* понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах;
* обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
* характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека.
Тема 6. Права и обязанности человека
* Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
* характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
* понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
* понимать необходимость соблюдения прав человека;
* понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;
* приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
* Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
* характеризовать основные культурообразующие конфессии;
* знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
* понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
* Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
* понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
* называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека
* Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;
* осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями;
* понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
* обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его мести роли в общественных процессах;
* характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»;
* понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
* приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России
* Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
* характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
* обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
* знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11. Религия как источник нравственности
* Характеризовать нравственный потенциал религии;
* знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;
* знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;
* уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке
* Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарнознание»;
* определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;
* характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
* осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры
* Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
* понимать особенности этики как науки;
* объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
* обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности.
Тема 14. Самопознание (практическое занятие)
* Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
* уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
* доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком
* Характеризовать важность труда и его роль в современном
обществе;
* соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
* объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
* оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
* осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;
* объяснять важность труда и его экономической стоимости;
* знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда».
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
*Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
* понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
* уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
* знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
* обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
* Характеризовать понятие «социальные отношения»;
* понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;
* осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
* обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
* обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
* понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания
* Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
* приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
* обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
* Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтёрство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
* анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
* уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России
* Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных ценностей российского народа;
* находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;
* знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
* находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества
* Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
* иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
* осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
* приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг
* Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
* доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
* характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества;
* приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
* понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества
* Характеризовать понятие «наука»;
* уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
* называть имена выдающихся учёных России;
* обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
* характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
* обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие)
* Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;
* обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин
* Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
* понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;
* понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм
* Характеризовать понятие «патриотизм»;
* приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
* различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
* уметь обосновывать важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
* Характеризовать понятия «война» и «мир»;
* доказывать важность сохранения мира и согласия;
* обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
* понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
* характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина
* Характеризовать понятие «государство»;
* уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
* характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;
* характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие)
* Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
* обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
* Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;
* находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие)
* Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
* приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
* формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.
Тема 32-34. Человек и культура (проект)
* Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
* уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
* показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
* характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
4.Тематическоепланированиеучебного предмета «ОДНКНР»
5 класс (34 ч)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | ЭОР/ ЦОР |
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» (10 ч) | |||
1 | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | 1 | http://www. culturemap.ru/ |
2 | Наш дом — Россия | 1 | http://www. culturemap.ru/ |
3 | Язык и история | 1 | http://www. culturemap.ru/ |
4 | Русский язык — язык общения и язык возможностей | 1 | http://www. culturemap.ru/ |
5 | Истоки родной культуры | 1 | http://www. artproj ekt.ru |
6 | Материальная культура | 1 | http: //www. culture.ru |
7 | Духовная культура | 1 | http://ww.or.ru/ |
8 | Культура и религия | 1 | http://www.religio.ru/ |
9 | Культура и образование (Практическая работа) | 1 | http: //www. culture.ru
|
10 | Многообразие культур России (практическое занятие) | 1 | www.gmir.ru
|
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» (6 ч) | |||
11 | Семья — хранитель духовных ценностей | 1 | http://www.rusnations.ru |
12 | Родина начинается с семьи | 1 | http://www.rusnations.ru |
13 | Традиции семейного воспитания в России | 1 | http://www.rusnations.ru |
14 | Образ семьи в культуре народов России | 1 | http://www.rusnations.ru |
15 | Труд в истории семьи | 1 | http://www.rusnations.ru |
16 | Семья в современном мире (практическое занятие) | 1 | http://www.rusnations.ru |
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» (3 ч) | |||
17 | Личность — общество — культура | 1 | http://www.rusnations.ru |
18 | Духовный мир человека. Человек — творец культуры | 1 | http://www.rusnations.ru
|
19 | Личность и духовно-нравственные ценности | 1 | http://www.rusnations.ru |
Тематический блок 4. «Культурное единство России»(15 ч) | |||
20 | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 | http://www.rusnations.ru |
21 | Литература как язык культуры | 1 | http://www.rusnations.ru |
22 | Взаимовлияние культур | 1 | http://www.rusnations.ru |
23 | Духовно-нравственные ценности российского народа | 1 | http://ww.rusnations.ru |
24 | Регионы России: культурное многообразие | 1 | http://www.rusnations.ru |
25 | Праздники в культуре народов России | 1 | http://www.rusnations.ru |
26 | Памятники архитектуры народов России | 1 | http://www.rusnations.ru |
27 | Музыкальная культура народов России | 1 | http://www.rusnations.ru |
28 | Изобразительное искусство народов России | 1 | http://www.rusnations.ru |
29 | Фольклор и литература народов России | 1 | http://www.rusnations.ru |
30 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом | 1 | http://www.rusnations.ru |
31 | Культурная карта России (практическое занятие). | 1 | http://www.rusnations.ru |
32-34 | Единство страны — залог будущего России.(проект) | 3 | http://scool-collection.edu.ru |
Тематическое планирование учебного предмета «ОДНКНР»
6 класс (34 ч)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | ЭОР/ ЦОР |
| Тематический блок 1. «Культура как социальность» (8 ч) | | |
1 | Мир культуры: его структура | 1 | https://resh.edu.ru |
2 | Культура России: многообразие регионов | 1 | https://resh.edu.ru |
3 | История быта как история культуры. | 1 | https://resh.edu.ru |
4 | Прогресс: технический и социальный | 1 | https://resh.edu.ru |
5 | Образование в культуре народов России. | 1 | https://resh.edu.ru |
6 | Права и обязанности человека. | 1 | https://resh.edu.ru |
7 | Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. | 1 | https://resh.edu.ru |
8 | Современный мир: самое важное (практическое занятие). | 1 | https://resh.edu.ru |
| Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» (6 ч) | | |
9 | Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. | 1 | https://resh.edu.ru |
10 | Взросление человека в культуре народов России | 1 | https://resh.edu.ru |
11 | Религия как источник нравственности. | 1 | https://resh.edu.ru |
12 | Наука как источник знания о человеке и человеческом. | 1 | https://resh.edu.ru |
13 | Этика и нравственность как категории духовной культуры. | 1 | https://resh.edu.ru |
14 | Самопознание (практическое занятие). | 1 | https://resh.edu.ru |
| Тематический блок 3. «Человек как член общества» (10 ч) | | |
15 | Труд делает человека человеком. | 1 | https://resh.edu.ru |
16 | Подвиг: как узнать героя? | 1 | https://resh.edu.ru |
17 | Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. | 1 | https://resh.edu.ru |
18 | Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. | 1 | https://resh.edu.ru |
19 | Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. | 1 | https://resh.edu.ru |
20 | Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. | 1 | https://resh.edu.ru |
21 | Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. | 1 | https://resh.edu.ru |
22 | Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. | 1 | https://resh.edu.ru |
23 | Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. | 1 | https://resh.edu.ru |
24 | Моя профессия (практическое занятие). | 1 | https://resh.edu.ru |
| Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» (10 ч) | | |
25 | Гражданин. | 1 | https://resh.edu.ru |
26 | Патриотизм. | 1 | https://resh.edu.ru |
27 | Защита Родины: подвиг или долг? | 1 | https://resh.edu.ru |
28 | Государство. Россия — наша родина. | 1 | https://resh.edu.ru |
29 | Гражданская идентичность (практическое занятие). | 1 | https://resh.edu.ru |
30 | Моя школа и мой класс (практическое занятие). | 1 | https://resh.edu.ru |
31 | Человек: какой он? (практическое занятие). | 1 | https://resh.edu.ru |
32-34 | Человек и культура (проект). | 3 | https://resh.edu.ru |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«ВТОРАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ С.З. И Г.З. ПИСКУНОВЫХ»
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директорапоУВР
от« » 20 г.
(подписьзам.директорапоУВР)
Ф.И.О.
Учебного предмета
(учебногопредмета/курса;элективногокурса;внеурочнойдеятельности)
«ОДНК»
(наименованиеучебногопредмета,элективногокурса,курсавнеурочнойдеятельности)
основное общее образование
(уровеньобразования:начальноеобщее,основноеобщее,среднееобщееобразование)
5-6 класс
(класс)
(Ф.И.О.)
Должностьучитель ОДНКНР
Срокреализациипрограммы2 года
д.Губановка – 2023г.
Календарно-тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№ урока | Наименование раздела,темыурока | Кол-вочасов | Датапроведения | Примечание
| ||
Поплану | Пофакту | |||||
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» (10 ч) | ||||||
1 | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | 1 |
| 1 | Рисунок к выставке "Любовью к Родине дыша" | |
2 | Наш дом — Россия | 1 |
| 8 | Знать символы России. Повторить гимн РФ | |
3 | Язык и история | 1 |
| 15 | Подобрать 5 пословиц языке и речи. Уметь объяснить их смысл. | |
4 | Русский язык — язык общения и язык возможностей | 1 |
| 22.09 | Подготовить сообщение «История создания алфавита» | |
5 | Истоки родной культуры | 1 |
| 29.09 | Эссе "Нравственные правила в нашей семье" | |
6 | Материальная культура | 1 |
| 06.10 | Рассуждение на тему: «Что нужно делать, чтобы не создавались свалки, мусорки, помойки» | |
7 | Духовная культура | 1 |
| 13.10 | Стр 9-12 | |
8 | Культура и религия | 1 |
| 20.10 | Стр30-34 | |
9 | Культура и образование (Практическая работа) | 1 |
| 27.10 | Эссе на тему«Для чего я получаю образование?» | |
10 | Многообразие культур России (практическое занятие) | 1 |
| 10.11 | Подготовить небольшой «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» | |
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» (6 ч) | ||||||
11 | Семья — хранитель духовных ценностей | 1 |
| 17.11 | По выбору 1. Нарисовать свою семью 2. Составить рассказ о семье. 3. Придумать герб семьи. | |
12 | Родина начинается с семьи | 1 |
| 24.11 | Написать сочинение о своей семье | |
13 | Традиции семейного воспитания в России | 1 |
| 28.11 | Эссе "Наши семейные традиции" | |
14 | Образ семьи в культуре народов России | 1 |
| 05.12 | Составить вопросы для интервью с вашим гостем, представителем одного из народов России | |
15 | Труд в истории семьи | 1 |
| 12.12 | Оформить на листе родословное древо | |
16 | Семья в современном мире (практическое занятие) | 1 |
| 19.12 | Подобрать примеры фольклорных произведений своего народа, в которых говорится о нравственных качествах человека | |
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» (3 ч) | ||||||
17 | Личность — общество — культура | 1 |
| 26.12 | Подготовь сообщение или презентацию на тему: «Нравственные поступки» | |
18 | Духовный мир человека. Человек — творец культуры | 1 |
| 09.01 | Из интернет-ресурсов подобрать пословицы и поговорки на темы «Честность», «Доброта», «Справедливость» | |
19 | Личность и духовно-нравственные ценности | 1 |
| 16.01 | Записи в тетради | |
Тематический блок 4. «Культурное единство России» (15 ч) | ||||||
20 | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 |
| 23.01 | Проанализировать слова А.С. Пушкина (письменно): «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». | |
21 | Литература как язык культуры | 1 |
| 30.01 | Выписать разные значения понятий «слово», «литература». | |
22 | Взаимовлияние культур | 1 |
| 06.02 |
| |
23 | Духовно-нравственные ценности российского народа | 1 |
| 13.02 | сообщение о национальном герое-богатыре | |
24 | Регионы России: культурное многообразие | 1 |
| 20.02 | Мини -сочинение «Культурное своеобразие моей малой Родины» | |
25 | Праздники в культуре народов России | 1 |
| 27.02 | Составить рассказ о любимом празднике | |
26 | Памятники архитектуры народов России | 1 |
| 05.02 | Найдите информацию о 5 архитектурных шедеврах и занесите их в презентацию | |
27 | Музыкальная культура народов России. | 1 |
| 12.03 | Подготовить примеры 2-х жанров на выбор и рассказ о них Выучить Отче наш | |
| 28. Изобразительное искусство народов России | 1 |
| 19.03 | Подготовить сообщение об уникальных экспонатах в региональных музеях . изобразительного искусства (Изучить не только историю создания, но и появление его в данном музее) | |
29 | Фольклор и литература народов России | 1 |
| 26.03 | Задание 2 | |
30 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом | 1 |
| 09.04 | Написать сообщение о посуде или одежде, которой пользовались крестьяне в 16-17 веках | |
31 | Культурная карта России (практическое занятие). | 1 |
| 16.04 | Письменно ответить на вопросы в тетради. | |
32- | Единство страны — залог будущего России.(проект) | 1 |
| 23.04 | Сбор материала к проекту | |
33 | Единство страны — залог будущего России.(проект) | 1 |
| 07.05 | Подготовка проекта | |
34 | Презентация проекта | 1 |
| 14.05 | Работа над ошибками | |
35 | Обобщение пройденного. Подведение итогов | |
| 21.05 | - |
6 класс (34 ч)
| Наименование раздела,темыурока | Кол-вочасов | Датапроведения | Примечание | |
Поплану | Пофакту | ||||
| Тематический блок 1. «Культура как социальность» (8 ч) | Кол-во часов | Датапроведения | Датапроведения |
|
1 | Мир культуры: его структура | 1 |
| 04.09 | Подготовить презентацию «Народы моей малой Родины» |
2 | Культура России: многообразие регионов | 1 |
| 11.09 | Выучить записи в тетради |
3 | История быта как история культуры. | 1 |
| 18.09 | Подготовить сообщение по выбору «Быт и нравы 1.крестьян, 2. бояр, знатных горожан, 3.ремесленников и купцов |
4 | Прогресс: технический и социальный | 1 |
| 25.09 | Устно ответить на вопросы таблицы (слайд 21) Привести примеры прогресса и регресса |
5 | Образование в культуре народов России. | 1 |
| 02.10 | прочитать стр. 6-9 2. подготовить сообщение о науке, искусстве, кино, образовании (на выбор) |
6 | Права и обязанности человека. | 1 |
| 09.10 | § 2 стр. 19-22 учебника. Вопросы рубрики «Проверим себя» Выполнить задания на выбор из рубрики «В классе и дома» |
7 | Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. | 1 |
| 16.10 | Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор): 1) «Памятники духовной культуры Медвенского района», 2) «Памятники материальной культурыМедвенского района ».
|
8 | Современный мир: самое важное (практическое занятие). | 1 |
| 23.10 | Выучить § 4 учебника, выполнить творческое задание: представьте, что вы – фотограф и вам необходимо сделать фоторепортаж о современном обществе. Какие фотографии вы бы сделали, чтобы показать основные, характерные черты современного общества? Работу представьте в виде коллажа и презентуйте ее. |
| Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» (6 ч) | |
|
|
|
9 | Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. | 1 |
| 13.11 | Напиши свои 5 лучших качеств |
10 | Взросление человека в культуре народов России | 1 |
| 20.11 | Задание 3 в рабочем листе |
11 | Религия как источник нравственности. | 1 |
| 27.11 | Положи в сундук общие нравственные ценности для религий России (нарисовать сундук с ценностями). |
12 | Наука как источник знания о человеке и человеческом. | 1 |
| 04.12 | Ответить на вопрос: «Зачем нужны науки о человеке?» |
13 | Этика и нравственность как категории духовной культуры. | 1 |
| 11.12 | Запиши в тетради поговорку или пословицу о вежливости. Выполни практическое или творческое задание на выбор |
14 | Самопознание (практическое занятие). | 1 |
| 18.12 | стр.31, Проект «Как усовершенствовать свою учебную деятельность». |
| Тематический блок 3. «Человек как член общества» (10 ч) | |
|
|
|
15 | Труд делает человека человеком. | 1 |
| 25.12 | Напишите рассказ о своем труде (5-9 пр). |
16 | Подвиг: как узнать героя? | 1 |
| 15.01 | Составить синвейн к словам: Герой, подвиг. |
17 | Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. | 1 |
| 22.01 | Разгадать филворд. Расставить слова в приоритетном порядке |
18 | Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. | 1 |
| 29.01 | Мини-сообщение про благотворительность в своем регионе . |
19 | Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. | 1 |
| 05.02 | Составьте свой план решения социальной проблемы - одиночество |
20 | Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. | 1 |
| 12.02 | Привести пример легенды/ сказки/ притчи народов России, отражающей идеи гуманизма. |
21 | Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. | 1 |
| 19.02 | Эссе-размышление "Каждый ли человек может выбрать социальную профессию" |
22 | Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. | 1 |
| 26.02 | Представьте, что вы- меценат. Кому и какую помощь Вы хотели бы оказать. Опишите.
|
23 | Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. | 1 |
| 04.03 | Сообщение о выдающемся учёном |
24 | Моя профессия (практическое занятие). | 1 |
| 11.03 | Подготовить рассказ о выбранной профессии Выучить Отче наш |
| Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» (10 ч) | |
|
|
|
25 | Гражданин. | 1 |
| 18.03 | Ответить на вопросы в тетради |
26 | Патриотизм. | 1 |
| 25.03 | Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. |
27 | Защита Родины: подвиг или долг? | 1 |
| 08.04 | Стр 88 (4 Кураев) Привести пример подвига человека |
28 | Государство. Россия — наша родина. | 1 |
| 15.04 |
|
29 | Гражданская идентичность (практическое занятие). | 1 |
| 22.04 |
|
30 | Моя школа и мой класс (практическое занятие). | 1 | 27.04 | 27.04 |
|
31 | Человек: какой он? (практическое занятие). | 1 |
| 06.05 |
|
32 | Человек и культура (проект). | 1 |
| 13.05 | Подготовка проекта |
33 | Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». | 1 |
| 20.05 | Преент проекта . Подведение итогов |
34 | Презентация проекта «Что значит быть человеком?». | 1 |
| ---- 27 |
|