I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для четвертого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутиан и др. Курс «Окружающий мир» для учащихся четвертого класса - составная часть Образовательной системы «Школа 2100», в соответствии с учебным планом МБОУ «Майкопская гимназия №5», приложенным к приказу № 291 от 28.08.2017 «Об утверждении учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год», в котором предусмотренное количество часов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение учениками 4 класса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация - нужна для решения учебной задачи в один шаг;
-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
- определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с одноклассниками: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных умений.
Часть 1. Человек и природа
Первая линия развития «Умение объяснять мир»:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых веществ;
- объяснять, как человек использует основные свойства воздуха, воды и важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чем главное отличие человека от животного;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:
- оценивать, что полезно для организма человека, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
Первая линия развития «Умение объяснять мир»:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- уличать друг от друга разные эпохи («времена») в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны; что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
- развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
- создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших
понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки знаний состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что- либо узнать.
Оценка усвоения знаний может осуществляться через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Ученик, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
Уровень проверочных и контрольных заданий различается своей сложностью. Объем заданий определяется, исходя из уровня знаний учеников.
В проверочных и контрольных работах отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. В проверочных работах акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума - с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю.
Проверочные работы предназначены для тематического контроля с целью получения информации об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом из комбинированных уроков. Детям предлагается выполнить 2-4 задания и указывается, какое именно умение проверяет каждое задание.
В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний - он является основой для итогового контроля учебной группы тем. Контрольная работа выполняется на специальном уроке.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия.
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 ч)
«Человек и природа» (35 часов)
Человек и его строение (13 часов)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли - защита от истирания кожи. Кожа - орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы - движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление
лёгких.
Круги кровообращения. Сердце - насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг - орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы - быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы - «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария - самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасностей его действие.
Opганычувств. Глаза - органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения Защита зрения. Нос - орган обоняния. Ухо - орган слуха. Язык - орган вкуса. Кожа - орган осязания. Орган равновесия. Боль - сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение - свойство живых организмов. Эмбрион - орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы - возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови - пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура - необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 часа)
Предки человека - человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков - предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди - древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок - главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (13 часов)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо, и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды - устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ - ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала - 5 часов
Часы по выбору учителя (резерв) -2 часа
Человек и человечество (35 часов)
Человек и его внутренний мир (6 часов)
Человек - дитя природы и общества. «Маугли» - человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка - или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о
других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика - «выражения лица» и пантомимика - «язык движений». Правила приличия.
Человек и общество (6 часов)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество - самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (8 часов)
Всемирная история человечества - возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества смена нескольких эпох («времён»). Образ развития общества как образ изменений в технке, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн. лет - 5 тыс. лет назад) - время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. - V век новой эры) - время возникновения первых цивилизаций - обществ нового типа. Средние века (V-XVвека) - время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV-XIXвека) - эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) - эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 часов)
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств панеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Прага человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира - религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (6 часов)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН - «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение - 2 часа
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Часы по выбору учителя (резерв) - 2 часа
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем Общее количество часов |
Человек и его строение | 13 |
Происхождениечеловека | 2 |
Рукотворная Природа | 13 |
Повторение и обобщение пройденного материала | 5 |
Резерв (часы по выбору) | 2 |
Человек и его внутренний мир | 6 |
Человек и общество | 6 |
Картина всемирной истории человечества | 8 |
Человек и многоликое человечество | 5 |
Человек и единое человечество | 6 |
Обобщающее повторение | 2 |
Резерв(часы по выбору) | 2 |
ИТОГО | 70 |
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока |
п | ф |
1 | | | Как устроен организм человека. Проверочная работа № 1. | УОНМ1 |
2 | | | Кожа – «пограничник» человека. | УОНМ |
3 | | | Как человек двигается. Проверочная работа № 2. | Комбинированный |
4 | | | Путешествие бутерброда. | УОНМ |
5 | | | Как удаляются ненужные вещества. Проверочная работа № 3. | Комбинированный |
6 | | | Как мы дышим. | УОНМ |
7 | | | Волшебная восьмёрка. | УОНМ |
8 | | | Что такое кровь? Проверочная работа № 4. | Комбинированный |
9 | | | Почему наш организм работает слаженно. Проверочная работа № 5. | Комбинированный |
10 | | | Окна в окружающий мир. | УОНМ |
11 | | | Многогранный мир чувств. Проверочная работа № 6. | Комбинированный |
12 | | | Родители и дети. | УОНМ |
13 | | | Отчего мы иногда болеем. Проверочная работа № 7. | Комбинированный |
14 | | | Наши предки – древесные жители. | УОНМ |
15 | | | На заре человечества. Проверочная работа № 8. | Комбинированный |
16 | | | Контрольная работа по теме «Как работает организм человека». | УКЗ |
17 | | | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека». | Комбинированный |
18 | | | Рукотворная жизнь. Проверочная работа № 9. | УОНМ |
19 | | | На службе у человека. | УОНМ |
20 | | | Покорение силы. Проверочная работа № 10. | Комбинированный |
21 | | | Как человек использует свойства воды. Проверочная работа № 11. | Комбинированный |
22 | | | Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа № 12. | Комбинированный |
23 | | | Горные породы и минералы. Проверочная работа № 13. | Комбинированный |
24 | | | Металлы. Проверочная работа № 14. | УОНМ |
25 | | | Приручение огня. Проверочная работа № 15. | УОНМ |
26 | | | Ракетный двигатель. Невидимая сила. | УОНМ |
27 | | | Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц. | УОНМ |
28 | | | Человек проникает в тайны природы. | УОНМ |
29 | | | Как нам жить? Проверочная работа № 16. | Комбинированный |
30 | | | Контрольная работа по теме «Рукотворная природа». | УКЗ |
31 | | | Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир. Человек и природа». | УКЗ |
32 | | | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа». | УОиСЗ |
33 | | | Обобщение по курсу «Окружающий мир. Человек и природа». | УОиСЗ |
34-35 | | | Резерв. | |
36 | | | Кого можно назвать человеком? | УОНМ |
37 | | | Посмотри в своё «зеркало». | УОНМ |
38 | | | Как понять, что творится у друга на душе? | Комбинированный |
39 | | | Переживания, испытанные временем. | УОНМ |
40 | | | Как узнать человека? | УОНМ |
41 | | | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа № 17. | УОиСЗ |
42 | | | Что такое общество. | УОНМ |
43 | | | Как жить в мире людей. | Комбинированный |
44 | | | Моё общество. | УОНМ |
45 | | | Права человека. | УОНМ |
46 | | | Контрольная работа по темам «Человек и его внутренний мир» и «Человек и общество». | УКЗ |
47 | | | Обобщение по теме «Человек и общество». | УОиСЗ |
48 | | | Первобытный мир – первые шаги человечества. | УОНМ |
49 | | | Древний мир – рождение первых цивилизаций. | УОНМ |
50 | | | Древний мир – рождение первых цивилизаций. | Комбинированный |
51 | | | Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем. | Комбинированный |
52 | | | Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем. | Комбинированный |
53 | | | Новое время – торжество Европы. | УОНМ |
54 | | | Новейшее время – трудный путь. | УОНМ |
55 | | | Обобщение по теме «Картина всемирной истории человечества». Проверочная работа № 18. | УОиСЗ |
56 | | | Короли, президенты и граждане. | УОНМ |
57 | | | Расы и народы. | УОНМ |
58 | | | Кто во что верит. | УОНМ |
59 | | | Пути духовных исканий. | Комбинированный |
60 | | | Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество». Проверочная работа № 19. | Комбинированный |
61 | | | Мировое хозяйство. | УОНМ |
62 | | | Мировое сообщество государств. | Комбинированный |
63 | | | Что человечество ценит больше всего? | УОНМ |
64 | | | Как нам жить? | УОНМ |
65 | | | Контрольная работа по теме «Человек и единое человечество». | УКЗ |
66 | | | Обобщение по теме «Человек и единое человечество». | УОиСЗ |
67 | | | Итоговая контрольная работа по курсу «Человек и человечество». | УКЗ |
68 | | | Обобщение по курсу «Человек и человечество». | УОиСЗ |
69-70 | | | Резерв. | |
УОНМ - урок изучения нового материала;
УКЗ - урок контроля знаний;
УОиСЗ- урок обобщения и систематизации знаний;
УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;
УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений;
1