СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную рабочую программу можно использовать при работе в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для четвертого класса разработана на ос­нове Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо­вания, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутиан и др. Курс «Окружающий мир» для учащихся четвертого класса - составная часть Образовательной системы «Школа 2100», в соответствии с учебным планом МБОУ «Майкопская гимназия №5», приложенным к приказу № 291 от 28.08.2017 «Об утверждении учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год», в котором предусмотренное количество часов.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Программа обеспечивает достижение учениками 4 класса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые мож­но оценить как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкрет­ные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведе­ния, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универ­сальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного об­суждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешно­сти выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных дости­жений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация - нужна для решения учебной задачи в один шаг;

-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления;

- определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной ре­чи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

- договариваться с одноклассниками: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в ма­лых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных умений.

Часть 1. Человек и природа

Первая линия развития «Умение объяснять мир»:

- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

- применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных иско­паемых как твердых веществ;

- объяснять, как человек использует основные свойства воздуха, воды и важнейших полезных ископаемых;

- объяснять, в чем главное отличие человека от животного;

- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:

- оценивать, что полезно для организма человека, а что вредно;

- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

Первая линия развития «Умение объяснять мир»:

- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

- уличать друг от друга разные эпохи («времена») в истории человечества;

- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:

- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны; что объединяет всех людей на Земле в одно челове­чество;

- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей личностно ориентированной Образова­тельной системой «Школа 2100», которая позволяет:

- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на­сколько обучение соответствует современным целям обучения;

- развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

- создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших

понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения ново­го материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, кото­рые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество та­кой проверки знаний состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объ­ема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что- либо узнать.

Оценка усвоения знаний может осуществляться через выполнение школьником зада­ний в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Ученик, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.

Уровень проверочных и контрольных заданий различается своей сложностью. Объем заданий определяется, исходя из уровня знаний учеников.

В проверочных и контрольных работах отмечен уровень заданий (необходимый, про­граммный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. В прове­рочных работах акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума - с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итогово­му контролю.

Проверочные работы предназначены для тематического контроля с целью получения информации об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом из комбинированных уроков. Детям предлагается выполнить 2-4 задания и указывается, какое именно умение проверяет каждое задание.

В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний - он является основой для итогового контроля учебной группы тем. Контрольная работа выполняется на специальном уроке.

Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), ито­говых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия.

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении но­вых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 ч)


«Человек и природа» (35 часов)


Человек и его строение (13 часов)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни ор­ганизма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздейст­вий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли - защита от истирания кожи. Кожа - орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суста­ве. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы - движители тела и его скеле­та. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превра­щении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем жи­вым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление

лёгких.

Круги кровообращения. Сердце - насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг - орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы - быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной ин­формации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы - «провода» нерв­ной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария - самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней сек­реции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасностей его действие.

Opганычувств. Глаза - органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения Защита зрения. Нос - орган обоняния. Ухо - орган слуха. Язык - орган вкуса. Кожа - орган осязания. Орган равновесия. Боль - сигнал опасно­сти. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нер­вам.

Размножение - свойство живых организмов. Эмбрион - орган матери. Питание и дыха­ние эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а стано­вятся.

Травмы. Микробы - возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови - пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура - необходимый элемент культуры цивилизованного человека.


Происхождение человека (2 часа)

Предки человека - человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, осво­бождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков - предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди - древней­шие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок - главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.


Рукотворная природа (13 часов)

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. По­роды и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйст­ве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо, и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды - устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бе­тона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, прово­дят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Спосо­бы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ - ископаемое топливо, его происхожде­ние. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их осо­бенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музы­кальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материа­лов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание ис­кусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отхо­дов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.


Повторение пройденного материала - 5 часов


Часы по выбору учителя (резерв) -2 часа

Человек и человечество (35 часов)


Человек и его внутренний мир (6 часов)

Человек - дитя природы и общества. «Маугли» - человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревож­ность. Самооценка - или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о

других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика - «выражения лица» и пантомимика - «язык движений». Правила приличия.


Человек и общество (6 часов)

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество - самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.


Картина всемирной истории человечества (8 часов)

Всемирная история человечества - возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества смена нескольких эпох («времён»). Образ развития общества как образ изменений в технке, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн. лет - 5 тыс. лет назад) - время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. - V век новой эры) - время возникнове­ния первых цивилизаций - обществ нового типа. Средние века (V-XVвека) - время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV-XIXвека) - эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) - эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.


Человек и многоликое человечество (5 часов)

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на разви­тие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств панеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Пра­га человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира - религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.


Человек и единое человечество (6 часов)

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных доку­ментов ООН - «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.


Обобщающее повторение - 2 часа

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!


Часы по выбору учителя (резерв) - 2 часа



II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Название разделов и тем

Общее коли­чество часов


Человек и его строение


13


Происхождениечеловека


2


Рукотворная

Природа


13


Повторение и обобще­ние прой­денного

материала


5

Резерв (часы по выбору)

2

Человек и его внут­ренний мир


6

Человек и общество

6

Картина всемирной истории человечества

8

Человек и многоликое человечество

5

Человек и единое человечество

6

Обобщающее повторение

2

Резерв(часы

по выбору)

2

ИТОГО

70






























III. Календарно-тематическое планирование



Дата

Тема урока

Тип урока

п

ф

1



Как устроен организм человека. Проверочная работа № 1.

УОНМ1

2



Кожа – «пограничник» человека.

УОНМ

3



Как человек двигается. Проверочная работа № 2.

Комбинированный

4



Путешествие бутерброда.

УОНМ

5



Как удаляются ненужные вещества. Проверочная работа № 3.

Комбинированный

6



Как мы дышим.

УОНМ

7



Волшебная восьмёрка.

УОНМ

8



Что такое кровь? Проверочная работа № 4.

Комбинированный

9



Почему наш организм работает слаженно. Проверочная работа № 5.

Комбинированный

10



Окна в окружающий мир.

УОНМ

11



Многогранный мир чувств. Проверочная работа № 6.

Комбинированный

12



Родители и дети.

УОНМ

13



Отчего мы иногда болеем. Проверочная работа № 7.

Комбинированный

14



Наши предки – древесные жители.

УОНМ

15



На заре человечества. Проверочная работа № 8.

Комбинированный

16



Контрольная работа по теме «Как работает организм человека».

УКЗ

17



Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека».

Комбинированный

18



Рукотворная жизнь. Проверочная работа № 9.

УОНМ

19



На службе у человека.

УОНМ

20



Покорение силы. Проверочная работа № 10.

Комбинированный

21



Как человек использует свойства воды. Проверочная работа № 11.

Комбинированный

22



Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа № 12.

Комбинированный

23



Горные породы и минералы. Проверочная работа № 13.

Комбинированный

24



Металлы. Проверочная работа № 14.

УОНМ

25



Приручение огня. Проверочная работа № 15.

УОНМ

26



Ракетный двигатель. Невидимая сила.

УОНМ

27



Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц.

УОНМ

28



Человек проникает в тайны природы.

УОНМ

29



Как нам жить? Проверочная работа № 16.

Комбинированный

30



Контрольная работа по теме «Рукотворная природа».

УКЗ

31



Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир. Человек и природа».

УКЗ

32



Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа».

УОиСЗ

33



Обобщение по курсу «Окружающий мир. Человек и природа».

УОиСЗ

34-35



Резерв.


36



Кого можно назвать человеком?

УОНМ

37



Посмотри в своё «зеркало».

УОНМ

38



Как понять, что творится у друга на душе?

Комбинированный

39



Переживания, испытанные временем.

УОНМ

40



Как узнать человека?

УОНМ

41



Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа № 17.

УОиСЗ

42



Что такое общество.

УОНМ

43



Как жить в мире людей.

Комбинированный

44



Моё общество.

УОНМ

45



Права человека.

УОНМ

46



Контрольная работа по темам «Человек и его внутренний мир» и «Человек и общество».

УКЗ

47



Обобщение по теме «Человек и общество».

УОиСЗ

48



Первобытный мир – первые шаги человечества.

УОНМ

49



Древний мир – рождение первых цивилизаций.

УОНМ

50



Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Комбинированный

51



Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем.

Комбинированный

52



Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем.

Комбинированный

53



Новое время – торжество Европы.

УОНМ

54



Новейшее время – трудный путь.

УОНМ

55



Обобщение по теме «Картина всемирной истории человечества». Проверочная работа № 18.

УОиСЗ

56



Короли, президенты и граждане.

УОНМ

57



Расы и народы.

УОНМ

58



Кто во что верит.

УОНМ

59



Пути духовных исканий.

Комбинированный

60



Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество». Проверочная работа № 19.

Комбинированный

61



Мировое хозяйство.

УОНМ

62



Мировое сообщество государств.

Комбинированный

63



Что человечество ценит больше всего?

УОНМ

64



Как нам жить?

УОНМ

65



Контрольная работа по теме «Человек и единое человечество».

УКЗ

66



Обобщение по теме «Человек и единое человечество».

УОиСЗ

67



Итоговая контрольная работа по курсу «Человек и человечество».

УКЗ

68



Обобщение по курсу «Человек и человечество».

УОиСЗ

69-70



Резерв.



УОНМ - урок изучения нового материала;

УКЗ - урок контроля знаний;

УОиСЗ- урок обобщения и систематизации знаний;

УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;

УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений;









1