Пояснительная записка.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая образовательная программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основании и в соответствии следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования науки России от 05.10.2009 г. № 373.
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Учебный план школы на 2019-2020 учебный год.
Рабочая образовательная программа по окружающему миру для 1 класса составлена с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическим комплектом «Школа России» по окружающему миру.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа всего курса рассчитана на 270часов. В 1 классе на уроки окружающего мира отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недели).
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются следующие:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
различать способ и результат действия; Познавательные УУД:
владеть способами решения проблем творческого и поискового характера;
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
использовать естественно - научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
осуществлять поиск и предварительный отбор необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
использовать базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, записывать наблюдения в научный дневник;
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия научно-познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на уроке и в жизни и вести диалог;
совместно договариваться о правилах общения и следовать им, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
контролировать действия партнёра;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, задавать вопросы, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются следующие:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир 1 класс».
Изучая раздел «Задавайте вопросы» первоклассники научатся:
составлять вопросительные предложения об окружающем мире;
приемам поиска информации;
работать с тетрадями и учебником, дополнительными книгами, атласами-определителями;
условным обозначениям и знакам, которые используют в учебнике;
Изучая раздел «Что и кто?» первоклассники научатся:
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы Москва;
правильно переходить улицу;
различать изученные камни, растения, животных, созвездия;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу;
сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
изготавливать модели Солнца, созвездий.
Учащиеся будут иметь возможность научиться:
проводить наблюдения в окружающем мире;
находить нужную информацию в учебнике, работать с ней;
доказывать, составляя устные тексты – размышления, выдвигать гипотезы;
выполнять проектную работу
работать с тетрадями и учебником, дополнительными книгами, атласами-определителями.
Изучая раздел «Как, откуда и куда?» первоклассники научатся:
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
правильно обращаться с электричеством и электрическими приборами;
проводить опыты с водой, со снегом и льдом;
сравнивать реку и море;
ухаживать за комнатными растениями;
подкармливать птиц;
Учащиеся будут иметь возможность научиться:
ухаживать за домашними и животными живого уголка;
мастерить кормушки;
раздельно собирать мусор в быту;
выполнить проекты «Моя семья», «Животное, о котором я хочу рассказать»
проводить наблюдения в окружающем мире;
находить нужную информацию в учебнике, работать с ней;
доказывать, составляя устные тексты – размышления, выдвигать гипотезы;
работать с тетрадями и учебником, дополнительными книгами, атласами-определителями.
Изучая раздел «Где и когда?» первоклассники научатся:
различать прошлое и настоящее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
подбирать одежду для разных случаев;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.
Учащиеся будут иметь возможность научиться:
исследовать глобус-модель Земли;
правилам дорожного движения для велосипедистов;
выполнить проекты «Мой класс и моя школа;
проводить наблюдения в окружающем мире;
находить нужную информацию в учебнике, работать с ней;
доказывать, составляя устные тексты – размышления, выдвигать гипотезы;
работать с тетрадями и учебником, дополнительными книгами, атласами-определителями
Изучая раздел «Почему и зачем?» первоклассники научатся:
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
различать овощи и фрукты;
различать виды транспорта;
описывать (по плану) своего домашнего питомца (кошку или собаку);
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте;
Учащиеся будут иметь возможность научиться:
изготавливать модели звёзд, созвездий, Луны;
сочинять сказки (на изученные темы);
выполнить проекты «Мои домашние питомцы», «Почему их так назвали?»;
проводить наблюдения в окружающем мире;
находить нужную информацию в учебнике, работать с ней;
доказывать, составляя устные тексты – размышления, выдвигать гипотезы;
выполнять проектную работу;
работать с тетрадями и учебником, дополнительными книгами, атласами-определителями.
Содержание учебного курса.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
| Тема | Коли- чество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Задавайте вопросы! | 1 | Урок, викторина. | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Построение вопросительных предложений об окружающем мире с опорой на картинки. Усвоение приемов работы с учебником. |
2. | Что и кто? | 20 | Урок, экскурсия, практическая работа. | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Диалоговая беседа. Создание проекта, подбор информации под руководством родителей и учителя, отбор фотографии достопримечательностей. Наблюдение над сезонными изменениями в природе. Определение с помощью атласа-определителя ковша Большой Медведицы. Разделение объектов живой и неживой природы и изделий. Составление устных рассказов по картинкам, плану, предложенному учителем по теме урока. Запоминание и упражнение в умении отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой. Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, высказывание предположений, упражнения в извлечении информации, представленной в виде иллюстраций. Работа парами, группой, самостоятельное распределение функций и ролей в совместной деятельности (и под руководством учителя). Выделение главного, осуществление синтеза (выделение целого из частей), сравнение и классификация по разным критериям, обобщение (выделять класс объектов по заданному признаку). Сортировка камешков по форме, размеру, цвету; различие видов камней, различие объектов неживой и живой природы. |
3. | Как, откуда и куда? | 12 | Урок, практическая работа, урок проверки знаний, проектная работа. | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Под руководством учителя выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; обсуждение выступления учащихся; оценивание своих достижений и достижения других учащихся. Участие в проблемном диалоге, высказывание своего мнения, работа в группах и в паре. Решение учебной задачи под руководством учителя. Ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений. Анализ объектов с выделением существенных признаков. Проведение опытов под руководством учителя, наблюдение, формулировка общего вывода. (очищать воду с помощью фильтра, пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного расходования, опыты с водой, снегом и льдом). Исследование по рисункам путь реки, воды. Обсуждение необходимости экономии воды, опасность употребления загрязненной воды. Анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям. Усвоение этапов путешествия письма, подписание конверта. Работать в паре: из разрезных деталей построение деталей схемы доставки почтовых отправлений. Наблюдение и сравнение реки и моря, речной воды и морской, усвоение правил безопасного поведения на водоёмах. «Чтение» по рисунку – схеме путь воды из реки в море. Исследование свойств трех состояний воды. Наблюдение над формами снежинок и отображение ее в рисунках. Составление тематических рассказов с использованием картинок, опорных слов. Обобщение полученных знаний. Использование приобретённых знаний для удовлетворения познавательных интересов (викторина). Выполнение тестовых заданий. |
4 | Где и когда? | 11 | Урок, практическая работа, экскурсия. | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Экскурсия по школе, знакомство с различными школьными помещени-ями, а также с работниками школы. Анализ иллюстраций учебника, обсуждение условий интересной и успешной учебы. Рассказывание о случаях взаимопомощи в классе, своем учителе, формулировка выводов из коллективного обсуждения. Презентация коллективных и индивидуаль-ных проектов; Запоминание дней недели и времен года в правильной последовательности. Определение времен года по характерным признакам. Усвоение тепловых поясов, определение Северного Ледовитого океана и Антарктиды, Африки на глобусе и определение животных этих районов. Сравнение двух похожих объектов, их характеристика. Элементарные приемы работы с глобусом: научатся находить на глобусе экватор и жаркие страны Земли, характеризовать их, Усвоение различий зимующих и перелетных птиц, называние примеров птиц каждой группы, группировка их; выдвижение предложения о местах зимовок; объяснение причин отлета птиц в теплые края. Усвоение информации, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда. Описание одежды людей по рисунку. Отличие национальной одежды своего народа от одежды других народов. Различие типов одежды в зависимости от её назначения (деловая, спортивная и т.д.). Запоминание и объяснение дорожных знаков «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипе-дах запрещено». Сравнение старинных и современных велосипедов; Усвоение информации, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира. Сравнение жизни взрослого и ребенка; определение по фотографиям в учебнике профессий людей, рассказывание о профессиях родителей и старших членов семьи. |
5 | Почему и зачем? | 22 | Урок, практическая работа. | Восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним. Работа с учебником. Работа с таблицами, схемами и иллюстрациями. Работа с тестами. Изготовле-ние модели звезд, созвездий, Луны из пластилина; Анализ схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировка вывода о причинах изменения внешнего вида Луны; наблюдение за изменени-ями внешнего вида Луны и фиксация результатов наблюдений. Объяснение причин возникновения дождя и ветра. Рассказ по рисункам (ливень, косохлёст, ситничек); отбор из списка слов нужных описания объектов; Анализ рисунков учебника и передача голосом звуков окружаю-щего мира; исследование возникновения и распростране-ния звуков; обсуждение, почему и как следует беречь уши. Усвоение причины возникновения радуги, запоминание цветов радуги. Знакомство с условиями жизни кошки и собаки , усвоение правил безопасности при общении с чужими домашними животными. Описание по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); Выполнение проекта по теме. Знакомство с представителями сообщества «луг». Узнавание изученных природных объектов; Усвоение правил поведения на природе. Определение объектов природы с помощью атласа – определителя. Определение лесных обитателей по звукам, которые они издают; Сравнение рисунков учебника, выводы о значении сна в жизни человека; Различие овощей и фруктов; группировка их. Нахождение в учебнике информации о витаминах; сравнение роли витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Классификация автомобилей, поездов, самолётов, кораблей и объяснение их назначения; Обобщение сведений о транспорте, полученных на предыдущих уроках; обсуждение необходимости соблюдения правил безопасности в транспорте; участие в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации Запоминание правил безопасности и спасательных средств на корабле и в самолёте. Составление рассказов об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника. Нахождение в тексте учебника ответов на вопросы. Называние примеров взаимосвязей между человеком и природой. Оценка своих поступков по отношению к природе и рассказывание о них. Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами. Обоснование необходимости чистки зубов и мытья рук; отбор из предложенных нужных предметов гигиены, объяснение их назначения. Различие средства связи и средства массовой информации. Рассказывание о видах телефонов. Объяснение назначения радиоприёмника, телевизора, газет и журналов. Сравнение старинных и современных предметов связи. |
Учебно-методическое обеспечение.
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
| Учебник для общеобразовательных учреждений "Окружающий мир 1 класс". В 2 ч. | 1 класс. | А.А.Плешаков | – М. : Просвещение | 2018 |
| Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова., | 1 класс. | А.А.Плешаков | .-М.: Просвещение | 2018. |
| Окружающий мир. Рабочая тетрадь. | 1 класс. | А.А.Плешаков | М. : Просвещение | 2018 |
| Окружающий мир. 1 класс. Тесты. | 1 класс. | А.А.Плешаков, Н.Н.Гара З.Д.Назарова | М. : Просвещение | 2016. |
| Сборник рабочих программ «Школа России» | 1-4 класс. | А.А.Плешаков | М. : Просвещение | 2011. |
| Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова (Школа России) | 1 класс | Т.Н.Максимова | М. : ООО «Вако». | 2015 |
| КИМ .Окружающий мир. | 1 класс | Е.М.Тихомирова | М.: Издательство «Экзамен», | 2015. |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
Задавайте вопросы! (1 час) |
1 | | Задавайте вопросы! | |
Что и кто? (20 часов) |
2 | | Что такое Родина? Экскурсия по школе. | |
3 | | Что мы знаем о народах России? | |
4 | | Что мы знаем о Москве? | |
5 | | Проект «Моя малая Родина». | |
6 | | Что у нас над головой? | |
7 | | Что у нас под ногами? Практическая работа «Определение по внешнему виду гранита, кремния, известняка. | |
8 | | Что общего у разных растений? Экскурсия. Практическая Работа «Части растения». | |
9 | | Что растет на подоконнике? | |
10 | | Что растет на клумбе? Целевая прогулка. | |
11 | | Что это за листья? Практическая работа: определение дерева по листу. | |
12 | | Что такое хвоинки? Практическая работа. | |
13 | | Кто такие насекомые? | |
14 | | Кто такие рыбы? | |
15 | | Кто такие птицы? | |
16 | | Кто такие звери? Животные зоопарка. | |
17 | | Что окружает нас дома? | |
18 | | Что умеет компьютер? | |
19 | | Что вокруг нас может быть опасным? | |
20 | | На что похожа наша планета? | |
21 | | Проверочная работа № 1 по теме «Что и кто?». Презентация проектов «Моя малая родина», «Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери». Тест. | |
Как, откуда и куда? (12 часов). |
22 | | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | |
23 | | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа «Загрязнение и очистка воды». | |
24 | | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа «Собери электрическую цепь с помощью электроконструктора». | |
25 | | Как путешествует письмо? | |
26 | | Куда текут реки? Практическая работа «Как приготовить морскую воду?». | |
27 | | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа «Свойства снега и льда». | |
28 | | Как живут растения? Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями». | |
29 | | Как живут животные? | |
30 | | Как зимой помочь птицам? Практическая работа «Изготовление кормушки». | |
31 | | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа «Сортировка упаковки из-под продуктов по материалу, из которого они приготовлены». | |
32 | | Откуда в снежинках грязь? Практическая работа «Наблюдение над снежками и снеговой водой». | |
33 | | Презентация проекта «Моя семья». Проверочная работа № 2 по теме «Как , откуда и куда?». Тест. | |
Где и когда? (11 часов). |
34 | | Когда учиться интересно? | |
35 | | Проект «Мой класс и моя школа». | |
36 | | Когда придет суббота? | |
37 | | Когда наступит лето? | |
38 | | Где живут белые медведи? | |
39 | | Где живут слоны? | |
40 | | Где зимуют птицы? | |
41 | | Когда появилась одежда? | |
42 | | Когда изобрели велосипед? | |
43 | | Когда мы станем взрослыми? | |
44 | | Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Проверочная работа № 3 по теме «Где и когда?» | |
Почему и зачем? (22 часа). |
45 | | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | |
46 | | Почему Луна бывает разной? | |
47 | | Почему идет дождь и дует ветер? | |
48 | | Почему звенит звонок? | |
49 | | Почему радуга разноцветная? | |
50 | | Почему мы любим кошек и собак? | |
51 | | Проект «Мои домашние питомцы». | |
52 | | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | |
53 | | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | |
54 | | Зачем мы спим ночью? | |
55 | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | |
56 | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | |
57 | | Зачем нам телефон и телевизор? | |
58 | | Зачем нужны автомобили? | |
59 | | Зачем нужны поезда? | |
60 | | Зачем строят корабли? | |
61 | | Зачем строят самолёты? | |
62 | | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | |
63 | | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | |
64 | | Зачем люди осваивают космос? | |
65 | | Почему мы часто слышим слово «Экология»? | |
66 | | Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Резервный урок. | |