Пояснительная записка
1.1Перечень инструктивно-методических нормативных документов:
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых, инструктивно-методических документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык. Утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839. «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – М. : Дрофа, 2010;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 06.06.2017 № 1213\5227 « Об особенностях преподавания учебного предмета «ОБЖ.» в 2017-2018 учебном году»
Положение МАОУ «СОШ № 30 г. Челябинска» «О порядке разработки рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
Учебный план МАОУ «СОШ № 30 г. Челябинска» на 2017-2018 учебный год.
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Федеральных законов:
«О безопасности»,
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
«О гражданской обороне»,
«О борьбе с терроризмом»,
«Об обороне»,
«О воинской обязанности и военной службе»,
«О пожарной безопасности»,
«О радиационной безопасности населения»,
«Об экологической безопасности»,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
«Об охране здоровья граждан» и др.
1.2. Цели и задачи курса в соответствии с задачами нашего ОУ:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи:
подготовки обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
воспитание культуры здорового образа жизни;
освоение учащимися знаний о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма.
1.3 Распределение учебного материала
Наименование разделов, тем | 10 класс | 11 класс |
По авторской программе | По рабочей программе | По авторской программе | По рабочей программе |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания | 24 | 18 | 3 | 3 |
1.1.Правила безопасного поведения в социальной среде | 8 | 6 | - | - |
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования | 3 | | - | - |
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера | 5 | | - | - |
Правила безопасного поведения при террористических актах | - | 3 | - | - |
Правила безопасного поведения при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков | - | 2 | - | - |
Психологические аспекты выживания в опасных ситуациях социального характера | - | 1 | - | - |
1.2.Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | 6 | 6 | - | - |
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера | 1 | 1 | - | - |
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 | 1 | - | - |
Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера | 4 | 4 | - | - |
1.3.Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | 10 | 6 | 3 | 3 |
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства | 2 | | - | - |
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время | 2 | | - | - |
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время | 6 | | - | - |
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов | - | 2 | 3 | 3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | - | 2 | - | - |
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий | - | 2 | - | - |
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 3 | 9 | 14 | 14 |
2.1.Основы медицинских знаний | 2 | 4 | 9 | 9 |
Основные инфекционные заболевания и их профилактика | 2 | 2 | - | - |
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях | - | - | 6 | 6 |
Первая медицинская помощь при острых состояниях | - | 2 | 3 | 3 |
2.2.Основы здорового образа жизни | 1 | 5 | 5 | 5 |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни | 1 | 1 | - | - |
Факторы, укрепляющие здоровье человека | - | 1 | 1 | 1 |
Факторы, разрушающие здоровье человека | - | 3 | 2 | 2 |
Репродуктивное здоровье | - | - | 2 | 2 |
Раздел III. Основы военной службы | 42 | 43 | 18 | 18 |
3.1.Основы обороны государства | 7 | 8 | - | - |
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России | 1 | 1 | - | - |
Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства | 3 | 3 | - | - |
Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации | 3 | 4 | - | - |
3.2.Воинская обязанность | | | 18 | 19 |
Воинский учёт и подготовка граждан к военной службе | | | 3 | 3 |
Правовые основы военной службы | | | 2 | 2 |
Особенности военной службы | | | 4 | 4 |
Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих | | | 3 | 3 |
Военно-профессиональная ориентация | | | 2 | 2 |
Психологические основы подготовки к военной службе | | | 4 | 4 |
Основы подготовки к военной службе (учебные сборы) | 35 | 35 | - | - |
ИТОГО | 69 | 70 | 35 | 35 |
Программа рассчитана на 35 часов в каждом классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме одного урока, который можно использовать для контроля знаний и закрепления знаний по темам курса. Расхождения в количестве часов между авторской и рабочей программами объясняется логикой построения учебного материала, изложением этого материала в учебных пособиях,
Кроме того, в 10 классе предусмотрены 5-дневные практические занятия на базе воинской части или подразделения РОСТО в объёме 35 часов.
3. Учебно-тематический план
Основные темы образовательной программы:
Понятийная база и содержание курса ОБЖ 10-11 класса основаны на положениях федеральных законов российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу составления примерной программы принять модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению ее содержания. Структурные компоненты программы представлены тремя разделами, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».
В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе».
Предлагаемый в программе объём материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10 – 11 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определённых знаний по вопросам национальной безопасности.
Программа реализует федеральный компонент образовательного стандарта, направлена на формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
формирование целостного представления о безопасности жизнедеятельности и её значении для благополучия развития личности, общества и государства;
ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;
изучение правил оказания в овладение навыками первой медицинской помощи в сложных случаях при острой необходимости;
ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающихся вопросами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
воспитание личной заинтересованности, создание необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;
осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.
Содержание учебной программы в части реализации практической части программы по годам обучения:
10 класс
№ урока | Название урока | № практической работы | Тема практического занятия |
2 | Правила поведения при обнаружении взрывного устройства | 1 | Правила поведения при обнаружении взрывного устройства |
7 | Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 | Действия по овладению навыков безопасного поведения во время внезапного возникновения ураганов, бурь при наводнении во время природных пожаров |
8 | Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 3 | Отработка практических навыков безопасного поведения |
22 | Непрямой массаж сердца | 4 | Техника и последовательность действий при проведении непрямого массажа сердца |
Практические занятия на базе воинской части – 35 ч |
итого | | 39 | |
11 класс
№ урока | Название урока | № практической работы | Тема практического занятия |
23 | Первая помощь при ранениях | 1 | Наложение различных видов повязок. |
24 | Первая помощь при переломах | 2 | Основные способы иммобилизации поврежденной части тела при переломе |
25 | Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждениях позвоночника | 3 | Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждениях позвоночника. |
26 | Первая помощь при травмах груди, живота, области таза | 4 | Пневмоторакс. Перелом рёбер и грудины. Открытый, закрытый и клапанный пневмоторакс. Ушиб брюшной стенки. Перелом костей таза |
27 | Травматический шок | 5 | Первая помощь при травматическом шоке |
28 | Первая помощь при попадании в дыхательные пути инородных тел | 6 | Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел. |
29 | Первая помощь при остановке сердца | 7 | Последовательность оказания экстренной реанимационной помощи. |
30 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | 8 | Острая сердечная недостаточность. Инсульт. |
итого | | 8 | |
4. . Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
а) знать / понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Челябинской области;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан Российской Федерации;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения службу по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структура и задачи РСЧС;
предназначение, структура и задачи Гражданской обороны Российской Федерации;
б) уметь:
применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
практически использовать необходимые навыки в области Гражданской обороны;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
оказания первой доврачебной помои;
развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.
5. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей
10 класс.
Раздел (тема) | № урока | Тематика НРЭО | Источник материала |
Безопасность и защита человека в среде обитания. | 7 | Чрезвычайные ситуации природного характера Чел.области | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
8 | Опасные предприятия и объекты Челябинской области. | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | 14 | Организация РСЧС в Челябинской области области | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
15 | История создания ГО в Челябинской области | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
16 | Организация ГО в школе | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
Основы медицинских знаний | 19 | Паукообразные Челябинской области, проблема клещевого энцефалита на Южном Урале. | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
19 | Повреждения головного мозга. Энцефалит и его профилактика. | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
19 | Наиболее распространенные инфекционные заболевания в Чел. обл. | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
| 20 | Методы закаливания народных целителей. | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
Итого | 9 | | |
11 класс.
Раздел (тема) | № урока | Тематика НРЭО | Источник материала |
Основы военной службы | 2 | Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
14 | Как стать офицером Российской армии | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
Безопасность и защита человека в среде обитания | 21 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
Основы медицинских знаний | 22 | Первая помощь при кровотечениях | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
29 | Первая помощь при остановке сердца | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
31 | Правила личной гигиены и здоровье | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
33 | Семья в современном обществе | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
34 | Заболевания, передающиеся половым путём | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
35 | Синдром приобретённого иммунодефицита | http://www.74.mchs.gov.ru/ |
Итого | 9 | | |
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов
Оценка знаний и умений в курсе ОБЖ проводится через
текущий контроль знаний;
проверочные работы;
тесты;
практические задания.
Текущий контроль знаний:
«5»: | полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы термины; при ответе использованы различные умения, выводы из наблюдений; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания. |
«4»: | |
«3»: | |
«2»: | |
«1»: | |
Проверочные работы:
Латчук, В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 10 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2013.
Тетрадь содержит разнообразные задания, соответствующие учебной программе для 10 класса, которые направлены на проверку теоретических знаний и практических умений учащихся. Предназначена для проведения текущего и итогового контроля по всем темам курса.
Латчук, В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2013
10 класс
№ урока | № прове-рочной работы | Тема проверочной работы | Источник КИМ | стр. |
3 | 1 | Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования | Тетрадь для оценки качества знаний 10 класс | 6 |
4 | 2 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера | 9 |
5 | 3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 11 |
6 | 4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 13 |
9 | 5 | Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения личности общества и государства | 16 |
11 | 6 | Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время | 19 |
14 | 7 | Современные средства поражения и их поражающие факторы | 21 |
16 | 8 | Основные мероприятия РСЧС и ГО по защите населения в мирное и военное время | 26 |
19 | 9 | Основные инфекционные заболевания и их профилактика | 35 |
20 | 10 | Значение двигательной активности для здоровья человека | 39 |
30 | 11 | Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества | 48 |
33 | 12 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 51 |
34 | 13 | Символы воинской чести | 54 |
35 | 14 | Дни воинской славы России | 57 |
11 класс:
№ урока | № прове-рочной работы | Тема проверочной работы | Источник КИМ | стр. |
2 | 1 | Воинская обязанность | Тетрадь для оценки качества знаний 11 класс | 4 |
7 | 2 | Особенности военной службы | 6 |
11 | 3 | Военнослужащий – защитник своего Отечества | 9 |
16 | 4 | Психологические основы подготовки к военной службе | 12 |
18 | 5 | Психологические основы подготовки к военной службе (продолжение) | 15 |
20 | 6 | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов | 22 |
22 | 7 | Основы медицинских знаний | 25 |
31 | 8 | Основы здорового образа жизни | 29 |
34 | 9 | Основы здорового образа жизни (продолжение) | 33 |
Тесты
Миронов, С.К. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы / С.К. Миронов, В.К. Миронов, Т.А. Карташёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Пособие включает тесты по основам безопасности жизнедеятельности для текущего и итогового контроля.
10 класс
№ урока | № теста | Тема | Источник КИМ | стр. |
3 | 1 | Вынужденное автономное существование | Тесты 10-11 класс | 6, 20 |
9 | 2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 9, 23 |
14 | 3 | Современные средства поражения и защита населения от них | 12, 26 |
17 | 4 | Гражданская оборона | 10, 24 |
26 | 5 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 34, 41 |
31 | 6 | Вооруженные силы РФ | 49, 53 |
34 | 7 | Боевые традиции | 50, 54 |
11 класс
№ урока | № теста | Тема | Источник КИМ | стр. |
3 | тест 1 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | Тесты 10-11 класс | |
5 | тест 2 | Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная присяга | |
9 | 3 | Альтернативная гражданская служба | |
12 | 4 | Права и ответственность военнослужащих | |
33 | 5 | Семья в современном обществе | |
35 | 6 | Синдром приобретённого иммунодефицита | |
Практические занятия
Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учеб. Пособие: 8-10 классы/ В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова.-2-е изд., испр. и доп.-М.: АСТ: Астрель, 2005
Хромов Н.И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10-11 классы/ Н.И. Хромов.- М.: Дрофа, 2011;
Латчук, В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2006
10 класс
№ урока | № практической работы | Тема практического занятия | Оценка / время выполнения норматива |
«5» | «4» | «3» | «2» |
На базе воинской части | | Разборка-сборка автомата Калашникова АК-74 | 40 сек | 44 сек | 51 сек | более 51 сек |
| Выполнение нормативов по надеванию фильтрующего противогаза (ГП-5) для личного пользования | 10 сек | 11 сек | 12 сек | более 12 сек |
| 1 | Правила поведения при обнаружении взрывного устройства | Латчук, В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Стр. 11 |
| 2 | Действия по овладению навыков безопасного поведения во время внезапного возникновения ураганов, бурь при наводнении во время природных пожаров | «5» - если школьник правильно выполняет на 90-100% алгоритм, «4» - если школьник выполняет на 60-90%; «3» - на 30-60%; «2» - менее 30% |
| 3 | Отработка практических навыков безопасного поведения | «5» - если школьник правильно выполняет на 90-100% алгоритм, «4» - если школьник выполняет на 60-90%; «3» - на 30-60%; «2» - менее 30% |
| 4 | Техника и последовательность действий при проведении непрямого массажа сердца | Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: стр. 23 |
11класс
№ урока | № практической работы | Тема практического занятия | Оценка |
23 | 1 | Наложение различных видов повязок. | Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний |
24 | 2 | Основные способы иммобилизации поврежденной части тела при переломе |
25 | 3 | Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждениях позвоночника. |
26 | 4 | Пневмоторакс. Перелом рёбер и грудины. Открытый, закрытый и клапанный пневмоторакс. Ушиб брюшной стенки. Перелом костей таза |
27 | 5 | Первая помощь при травматическом шоке |
28 | 6 | Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел. |
29 | 7 | Последовательность оказания экстренной реанимационной помощи. |
30 | 8 | Острая сердечная недостаточность. Инсульт. |
7. Учебно-методическое обеспечение
Учебник | Тетради | Дополнительная литература |
Основы безопасности жизнедеятельности. 10класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - М: Дрофа, 2013. | Латчук В.Н., Миронов С.К. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 10 класс.- М. : Дрофа, 2013. В.Н. Латчук | Евлахов, В.М. Раздаточный материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. Акимов, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций : энциклопедический справочник. 5 – 11 классы / В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2008. Латчук, В.Н. Безопасность при террористических актах. 5-11 кл. : справочник школьника / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2008 |
Основы безопасности жизнедеятельности. 11класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - М: Дрофа, 2013. | Латчук В.Н., Миронов С.К. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 11 класс.- М. : Дрофа, 2013. | Евлахов, В.М. Раздаточный материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. Акимов, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций : энциклопедический справочник. 5 – 11 классы / В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2008. Латчук, В.Н. Безопасность при террористических актах. 5-11 кл. : справочник школьника / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2008 |
для учителя:
Методическое пособие | Пособия, используемые для работ контролирующего характера | Дополнительная литература |
Латчук В.Н., Марков В.В.Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010; Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.: Рабочая тетрадь для учителя/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2002 | Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учеб. Пособие: 8-10 классы/ В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова.-2-е изд., испр. и доп.-М.: АСТ: Астрель, 2005 | Дурнев Р.А., Смирнов А.Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5-11 классы: методическое пособие. -М.:Дрофа,2008. Латчук, В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. ОБЖ. Методические рекомендации по оборудованию кабинета(класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. -М.: Дрофа,2007. Латчук, В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2006 Соловьёв, С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека: учебно-методической пособие.-М.: Дрофа, 2006 Муравьева А.Г., Перевозчиков А.Н., Данченко С.П. и др. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8- 11 классы: методической пособие.- М.: Дрофа, 2007; Хромов Н.И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10-11 классы/ Н.И. Хромов.- М.: Дрофа, 2011; |
Латчук В.Н., Марков В.В.Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010; Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.: Рабочая тетрадь для учителя/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2002 | Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учеб. Пособие: 8-10 классы/ В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова.-2-е изд., испр. и доп.-М.: АСТ: Астрель, 2005 | |
Интернет-ресурсы
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание ОБЖ).
http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по ОБЖ).
http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по ОБЖ
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖ
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по ОБЖ
[email protected] Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
[email protected] Журнал ОБЖ. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы