МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕ-ЧУЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы _______/В.М.Фролова/
________/И.М.Мишина./ Приказ от «___»_____201__г. №___
Рабочая программа по
«Основам религиозных культур и светской этики»
модуль «Светская этика»
начальное общее образование (4 класс)
(базовый уровень)
Составитель :
Ластович Марина Михайловна,
учитель начальных классов,
первая категория
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для 4 класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями);
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованный (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.
(С изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых с использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253»);
Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Нижне-Чулымской СОШ;
Учебный план МКОУ Нижне-Чулымской СОШ на 2016-2017 уч.год;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Русское слово 2016 г.
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Русское слово 2013
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2015
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2010.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
-дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
-формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
-изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи :
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
- формирование качеств гражданина и патриота России;
-воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.
Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты:
Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
Формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувства гордости за свою Родину;
Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
Формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
Развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
Развивать мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
Формировать бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Требования к предметным результатам:
Знать, понимать и принимать ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
Знакомить с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимать значение нравственности в жизни человека и общества;
Осваивать основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
Формировать умение устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;
Формировать личностную и гражданскую позиции по отношению к различным явлениям действительности;
Развивать эстетическую сферу, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формировать общекультурную эрудицию.
Планируемые результаты
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:
- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных оммуникативных и познавательных задач;
- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.
В области регулятивных общих учебных действий
обучающиеся получать возможность:
- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера
ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:
- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развить этические чувства как регулятор морального поведения;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;
- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Выпускник научится:
- раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.(1 ч.)
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. (9ч.)
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. (13 ч.)
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (10ч.). Презентация творческих работ (1 ч)
Критерии оценивания учащихся – безотметочная система.
Тематическое планирование рабочей программы по «Основам религиозных культур и светской этике» модуль «Основы светской этики»
4 класс
№ п/п | Название темы (разделы) | Содержание темы (раздела) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД) | Кол-во часов | Контр. раб | Практические, лабораторные работы или тесты |
1 | Россия - наша Родина. | Введение. Россия – наша Родина. | Пользоватьсяусловными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различатьспособы и средства познания духовных традиций. Оцениватьрезультаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Пониматьзначение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. | 1 | | |
2 | Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. | Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость | Рассказыватьо взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности. Прогнозировать содержание урока. Читатьи восприниматьпрочитанное, Осмысливатьсодержание прочитанного текста. Пониматьзначение понятий «этика», «мораль». Устанавливатьвзаимосвязь и взаимовлияние этикии нравственности. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы Пониматьзначение понятий «культура», «мораль». Прогнозироватьсодержание урока. Читатьи восприниматьпрочитанное, Осмысливатьсодержание прочитанного текста. Раскрыватьвзаимосвязь культуры и морали. Различать моральные и культурные ценности. Приводитьпримеры материальной и духовной культуры. Участвоватьв диалоге о значении культуры и морали для человека. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы Называтьособенности морали. Прогнозировать содержание урока. Читать и восприниматьпрочитанное, Осмысливатьсодержание прочитанного текста. Различать моральные нормы и законы. Рассказыватьо значении моральных норм для человека, семьи, общества и государства. Отвечатьна учебные вопросы разных типов. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы Характеризовать добро и зло как главные моральные понятия в жизни человека. Анализироватьразличия между добрыми и злыми поступками. Использоватьзнания по окружающему миру и литературному чтению для иллюстрации добрых и злых поступков. Работатьв группе и представлять результаты коллективной работы. Комментироватьиллюстративный ряд, Соотносить текст с иллюстрациями. Аргументироватьсвою точку зрения. Составлятьнебольшой текст-рассуждение на темы добра и зла. Проверятьсебя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы Определятьпонятия «добродетель», «порок». Прогнозировать содержание урока. Объяснять, кто такой добродетельный человек. Использовать знания по окружающему миру и литературному чтению для характеристики добродетели. Составлятьнебольшой текст-рассуждение на тему добродетели. Описывать значение понятий «свобода», «моральный выбор». Обосновыватьсвязь свободы и морального выбора. Объяснять, что такое свобода, как связана свобода с моральным выбором, в каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Использоватьключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. | 9 | | |
| | |
3 | Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. | Альтруизм и эгоизм.Дружба. Что значит быть моральным. Творческая работа. Род и семья-исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. | Характеризоватьпонятия «альтруизм», «эгоизм». Прогнозировать содержание урока. Читатьивосприниматьпрочитанное, Осмысливатьсодержание прочитанного текста. Объяснять, что значит быть разумным эгоистом. Аргументироватьсвою точку зрения. Составлятьнебольшой текст-рассуждение на тему альтруизма и эгоизма. Проверятьсебя и самостоятельно Оцениватьрезультаты учебной работы Объяснять, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Использовать знания по окружающему миру и литературному чтению, из личного опыта и опыта других людей для характеристики дружбы. Аргументированноотвечать на вопрос «Что значит быть моральным?» Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Рассказыватьо происхождении семьи, её задачах, традициях, правилах поведения в семье. Соотноситьпонятия «род» и «семья». Объяснять значение семьи для человека, общества и государства. Раскрыватьсодержание поступка. Пониматьнеобходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Объяснятьзначение золотого правила нравственности. Размышлять и рассуждать, почему появилось золотое правило нравственности, как оно применяется. Даватьопределения понятий «стыд», «вина». Рассказыватьо том, какую роль играют стыд, вина, чувство вины в поведении человека. Характеризоватьпонятия «честь», «достоинство». Пониматьнеобходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Объяснятьзначение понятий «совесть» и «стыд». Объяснятьроль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. Использоватьзнания по литературному чтению, из личного опыта и опыта других людей для характеристики совести. Рассказыватьо правилах честного поединка, о том, кто такие богатыри, рыцари, джентльмены и леди, какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен, что значит быть настоящей леди. Рассуждатьо значении нравственных идеалов и моральных норм поведения для человека, семьи и общества. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, использоватьключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Рассказыватьо нормах — образцах нравственного поведения в культуре России. Рассуждатьо необходимости осознанного следования нормам и образцам нравственного поведения. Составлятьнебольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни». | 13 | | 1 |
|
4 | Высшие нравственные ценности. | Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека -высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования Возникновение религий. Религии мира и их основатели Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Календари религий мира. Праздники в религиях мира Основы светской этики. Подготовка творческих проектов | Объяснятьзначение понятия «этикет». Прогнозировать содержание урока. Читать и восприниматьпрочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказыватьо том, что такое этикет, об этикете в одежде, о речевом этикете, о том, какие правила этикета должен знать каждый. Осознаватьнеобходимость соблюдения норм этикета. Рассказыватьо том, когда и как появились праздники, какое значение имеют праздники, что такое подарок и как его выбирать. Составлятьнебольшой текст-рассуждение о роли семейных праздников. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, использоватьключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Рассказыватьоб основном содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм». Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ.Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. | 10 | | 1 |
|
Итого | | 34 | | 2 |
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения
учителей ___________________.
протокол от «______»________________201_ года №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________201__г.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения урока | Тема урока |
план | факт |
1 | | | Введение. Россия – наша Родина. |
2 | | | Что такое светская этика. |
3 | | | Культура и мораль. |
4 | | | Особенности морали. |
5 | | | Добро и зло. |
6 | | | Добродетель и порок. |
7 | | | Свобода и моральный выбор человека. |
8 | | | Свобода и ответственность. |
9 | | | Моральный долг. |
10 | | | Справедливость |
11 | | | Альтруизм и эгоизм. |
12 | | | Дружба. |
13 | | | Что значит быть моральным. |
14 | | | Творческая работа |
15 | | | Творческая работа |
16 | | | Род и семья-исток нравственных отношений. |
17 | | | Нравственный поступок. |
18 | | | Золотое правило нравственности. |
19 | | | Стыд, вина и извинение. |
20 | | | Честь и достоинство. |
21 | | | Совесть. |
22 | | | Нравственные идеалы. |
23 | | | Образцы нравственности в культуре Отечества. |
24 | | | Этикет. |
25 | | | Семейные праздники. |
26 | | | Жизнь человека -высшая нравственная ценность. |
27 | | | Любовь и уважение к Отечеству. |
28 | | | Культура и религия. |
29 | | | Возникновение религий. Древнейшие верования |
30 | | | Возникновение религий. Религии мира и их основатели |
31 | | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира |
32 | | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды |
33 | | | Календари религий мира. Праздники в религиях мира |
34 | | | Творческая работа |
Итого: | 34 |