СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕ-ЧУЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора по УВР Директор школы _______/В.М.Фролова/

________/И.М.Мишина./ Приказ от «___»_____201__г. №___





Рабочая программа по

«Основам религиозных культур и светской этики»

модуль «Светская этика»

начальное общее образование (4 класс)

(базовый уровень)













Составитель :

Ластович Марина Михайловна,

учитель начальных классов,

первая категория









2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для 4 класса разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями);

  • Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованный (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.

(С изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых с использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253»);

  • Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Нижне-Чулымской СОШ;

  • Учебный план МКОУ Нижне-Чулымской СОШ на 2016-2017 уч.год;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Русское слово 2016 г.

2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Русское слово 2013

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2015

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»М. Просвещение. 2010.

В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.

Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.

Цели и задачи изучения учебного предмета.

-дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;

-формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;

-изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.

Задачи :

- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;

- формирование качеств гражданина и патриота России;

-воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)






















Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

• Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

• Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.

Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

• Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Личностные результаты:

Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувства гордости за свою Родину;

  • Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

  • Формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • Развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

  • Развивать этические чувства как регулятор морального поведения;

  • Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

  • Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

  • Развивать мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

  • Формировать бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • Овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

  • Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • Овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Требования к предметным результатам:

  • Знать, понимать и принимать ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • Знакомить с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • Понимать значение нравственности в жизни человека и общества;

  • Осваивать основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;

  • Формировать личностную и гражданскую позиции по отношению к различным явлениям действительности;

  • Развивать эстетическую сферу, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формировать общекультурную эрудицию.

Планируемые результаты

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных оммуникативных и познавательных задач;

- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,

интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий

обучающиеся получать возможность:

- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера

ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регулятор морального поведения;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.



Выпускник научится:


- раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.





































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.(1 ч.)

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. (9ч.)

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре

Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. (13 ч.)

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (10ч.). Презентация творческих работ (1 ч)


Критерии оценивания учащихся – безотметочная система.























Тематическое планирование рабочей программы по «Основам религиозных культур и светской этике» модуль «Основы светской этики»

4 класс

п/п

Название темы (разделы)

Содержание темы

(раздела)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД)

Кол-во часов

Контр.

раб

Практические,

лабораторные работы или тесты

1

Россия - наша Родина.

Введение.

Россия – наша Родина.

Пользоватьсяусловными обозначениями учебника.

Вести учебный, межкультурный диалог.

Различатьспособы и средства познания духовных традиций.

Оцениватьрезультаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Пониматьзначение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества.

1



2

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

Что такое светская этика.

Культура и мораль.

Особенности морали.

Добро и зло.

Добродетель и порок.

Свобода и моральный выбор человека.

Свобода и ответственность.

Моральный долг.

Справедливость

Рассказыватьо взаимосвязи и

взаимовлиянии этики и нравственности.

Прогнозировать содержание урока.

Читатьи восприниматьпрочитанное,

Осмысливатьсодержание прочитанного текста.

Пониматьзначение понятий «этика», «мораль».

Устанавливатьвзаимосвязь и взаимовлияние этикии нравственности.

Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.

Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

Пониматьзначение понятий «культура», «мораль».

Прогнозироватьсодержание урока.

Читатьи восприниматьпрочитанное,

Осмысливатьсодержание прочитанного текста.

Раскрыватьвзаимосвязь культуры и морали.

Различать моральные и культурные ценности.

Приводитьпримеры материальной и духовной культуры.

Участвоватьв диалоге о значении культуры и морали для человека.

Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

Называтьособенности морали.

Прогнозировать содержание урока.

Читать и восприниматьпрочитанное,

Осмысливатьсодержание прочитанного текста.

Различать моральные нормы и законы.

Рассказыватьо значении моральных норм для человека, семьи, общества и государства.

Отвечатьна учебные вопросы разных типов.

Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

Характеризовать добро и зло как главные моральные понятия в жизни человека.

Анализироватьразличия между добрыми и злыми поступками.

Использоватьзнания по окружающему миру и литературному чтению для иллюстрации добрых и злых поступков.

Работатьв группе и представлять результаты коллективной работы.

Комментироватьиллюстративный ряд,

Соотносить текст с иллюстрациями.

Аргументироватьсвою точку зрения.

Составлятьнебольшой текст-рассуждение на темы добра и зла.

Проверятьсебя и самостоятельно оценивать

результаты учебной работы

Определятьпонятия «добродетель», «порок».

Прогнозировать содержание урока.

Объяснять, кто такой добродетельный человек.

Использовать знания по окружающему миру и литературному чтению для характеристики добродетели.

Составлятьнебольшой текст-рассуждение на тему добродетели.

Описывать значение понятий «свобода», «моральный выбор».

Обосновыватьсвязь свободы и морального выбора.

Объяснять, что такое свобода, как связана свобода с моральным выбором, в каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Использоватьключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.

9






3

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Альтруизм и эгоизм.Дружба.

Что значит быть моральным.

Творческая работа.

Род и семья-исток нравственных отношений.

Нравственный поступок.

Золотое правило нравственности.

Стыд, вина и извинение.

Честь и достоинство.

Совесть.

Нравственные идеалы.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Характеризоватьпонятия «альтруизм», «эгоизм».

Прогнозировать содержание урока.

Читатьивосприниматьпрочитанное,

Осмысливатьсодержание прочитанного текста.

Объяснять, что значит быть разумным эгоистом.

Аргументироватьсвою точку зрения.

Составлятьнебольшой текст-рассуждение на тему альтруизма и эгоизма.

Проверятьсебя и самостоятельно

Оцениватьрезультаты учебной работы

Объяснять, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Использовать знания по окружающему миру и литературному чтению, из личного опыта и опыта других людей для характеристики дружбы.

Аргументированноотвечать на вопрос «Что значит быть моральным?»

Планировать и корректировать

самостоятельную работу; работать

в группе.

Рассказыватьо происхождении семьи, её задачах, традициях, правилах поведения в семье.

Соотноситьпонятия «род» и «семья».

Объяснять значение семьи для человека, общества и государства.

Раскрыватьсодержание поступка.

Пониматьнеобходимость осознанного отношения к собственным поступкам.

Объяснятьзначение золотого правила нравственности.

Размышлять и рассуждать, почему появилось золотое правило нравственности, как оно применяется.

Даватьопределения понятий «стыд», «вина».

Рассказыватьо том, какую роль играют стыд, вина, чувство вины в поведении человека.

Характеризоватьпонятия «честь», «достоинство».

Пониматьнеобходимость осознанного отношения к собственным поступкам.

Объяснятьзначение понятий «совесть» и «стыд».

Объяснятьроль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения.

Использоватьзнания по литературному чтению, из личного опыта и опыта других людей для характеристики совести.

Рассказыватьо правилах честного поединка, о том, кто такие богатыри, рыцари, джентльмены и леди, какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен, что значит быть настоящей леди.

Рассуждатьо значении нравственных идеалов и моральных норм поведения для человека, семьи и общества.

Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, использоватьключевые

понятия урока в собственной устной и письменной речи.

Рассказыватьо нормах — образцах нравственного поведения в культуре России.

Рассуждатьо необходимости осознанного следования нормам и образцам нравственного поведения.

Составлятьнебольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни».

13


1


4

Высшие нравственные ценности.


Этикет.

Семейные праздники.

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству.

Культура и религия.

Возникновение религий. Древнейшие верования

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Основы светской этики. Подготовка творческих проектов

Объяснятьзначение понятия «этикет».

Прогнозировать содержание урока.

Читать и восприниматьпрочитанное,

осмысливать содержание прочитанного текста.

Рассказыватьо том, что такое этикет, об этикете в одежде, о речевом этикете, о том, какие правила этикета должен знать каждый.

Осознаватьнеобходимость соблюдения норм этикета.

Рассказыватьо том, когда и как появились праздники, какое значение имеют праздники, что такое подарок и как его выбирать.

Составлятьнебольшой текст-рассуждение о роли семейных праздников.

Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, использоватьключевые

понятия урока в собственной устной и письменной речи.

Рассказыватьоб основном содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм».

Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ.Отвечать на вопросы по содержанию других модулей.


10


1


Итого


34


2



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

учителей ___________________.

протокол от «______»________________201_ года №_____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________201__г.



Календарно-тематическое планирование

Дата проведения урока

Тема урока

план

факт

1



Введение.

Россия – наша Родина.

2



Что такое светская этика.

3



Культура и мораль.

4



Особенности морали.

5



Добро и зло.

6



Добродетель и порок.

7



Свобода и моральный выбор человека.

8



Свобода и ответственность.

9



Моральный долг.

10



Справедливость

11



Альтруизм и эгоизм.

12



Дружба.

13



Что значит быть моральным.

14



Творческая работа

15



Творческая работа

16



Род и семья-исток нравственных отношений.

17



Нравственный поступок.

18



Золотое правило нравственности.

19



Стыд, вина и извинение.

20



Честь и достоинство.

21



Совесть.

22



Нравственные идеалы.

23



Образцы нравственности в культуре Отечества.

24



Этикет.

25



Семейные праздники.

26



Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

27



Любовь и уважение к Отечеству.

28



Культура и религия.

29



Возникновение религий. Древнейшие верования

30



Возникновение религий. Религии мира и их основатели

31



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

32



Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

33



Календари религий мира. Праздники в религиях мира

34



Творческая работа

Итого:

34