РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы исследовательской деятельности»
11 классы
Составитель: Иванова Светлана Александровна,
учитель биологии высшей категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы исследовательской деятельности» составлена на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 года, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ имени А. М. Горького»
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
Учебного плана МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» на 2019-2020 учебный год;
Положения о требованиях к составлению рабочей программы учителями – предметниками от 04.04.2017 г. №4;
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности» для 11 класса составлена в соответствии с региональным базисным учебным планом
(1 час в неделю, 34 часа – в 11 классе).
К данному курсу рекомендуются книги для учителя «Проектная и исследовательская деятельность» и «Портфолио ученика. Строим своё будущее», подготовленные коллективом авторов кафедры педагогики БГУ имени академика И.Г. Петровского. В этих книгах представлены учебные модули с программами и учебно-тематическим планированием как учебной деятельности учащихся, так и организации внеурочной работы по соответствующим направлениям.
Проектирование (проектная деятельность) - это практическая учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.
курсе «Проектно-исследовательская деятельность» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. В конечном счете именно эти цели и преследует программа модернизации образования.
Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи курса:
формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание сознательного отношения к труду;
развитие навыков самостоятельной научной работы;
научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
Принципы:
интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости, развитию психологической сферы;
непрерывность - процесс длительного профессионально-ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
2. Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки выпускников
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
проводить измерения с помощью различных приборов;
выполнять инструкции по технике безопасности;
оформлять результаты исследования.
Учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у подростков формируются следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы, модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11-й класс
Введение (1 ч). Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации.
Проект (8 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Практическая работа № 1. Планирование проекта.
Практическая работа № 2. Информационный проект.
Практическая работа № 3. Творческий проект.
Практическая работа № 4. Ролевой проект.
Практическая работа № 5. Практико-ориентированный проект.
Практическая работа № 6. Исследовательский проект.
Краткосрочный групповой проект (8 ч). Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. Анализ достижения поставленной цели. Подготовка доклада. Коллективная защита проекта. Оценка.
Практическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.
Практическая работа № 8. Планирование.
Практическая работа № 9. Принятие решения.
Практическая работа № 10. Выполнение проекта.
Практическая работа № 11. Оценка.
Практическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.
Индивидуальный проект (15 ч). Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Практическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация.
Практическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.
Практическая работа № 15. Определение источников информации.
Практическая работа № 16. Работа с источниками информации.
Практическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.
Практическая работа № 18. Проведение исследования.
Практическая работа № 19. Обсуждение проведенных исследований.
Практическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Практическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.
Итоговая конференции (3 )
Итоговый контроль качества усвоения материала
Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих работ учащихся:
групповой мини-проект – 11-й класс, 1-я четверть;
краткосрочный групповой проект – 11-й класс, 1-е полугодие;
индивидуальный проект – 11-й класс, 2-е полугодие.
Виды групповых и индивидуальных проектов:
Формы продуктов проектной деятельности:
веб-сайт в Интернете;
видеофильм;
выставка;
газета;
законопроект;
фоторепортаж;
статья;
справочник;
буклет.
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее трех – в 11-м классе и всех практических работ, представленных в установленный срок в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
4.Тематическое планирование курса 11 класса
№ | Глава, раздел | Количество часов | Контрольная работа | Лабораторная работа |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Проект | 8 | | 6 |
3 | Краткосрочный и групповой проект | 8 | | 6 |
4 | Индивидуальный проект | 15 | | 9 |
5 | Итоговая конференция | 3 | | |
| ИТОГО | 35 | | 21 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»
г. Карачева Брянской области
«Рассмотрено» на заседании МО _________/Л.В.Фельдман протокол № ___ от «____»_______ 2019г. | «Согласовано» зам. директора по УВР _________/Т.И. Щепилина «____»_______ 2019г. | «Утверждено» директор школы _______/С.А.Иванова приказ №____от «____»_________ 2019г. |
Календарно-тематическое планирование
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
««Основы исследовательской деятельности»
11 класс
Количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Уровень: базовый
Составитель: Иванова Светлана Александровна,
учитель биологии высшей категории
2019-2020 учебный год
№ урока | Дата | Тема | Кол-во | | |
| | | | часов | | |
| План. | Факт | | | |
| | | | | | |
Введение - 1 час | | | | |
| | | | | | |
1 | | | Цель и задачи курса | 1 | | |
| | | | | | |
Проект - 8 часов | | | | |
| | | | | | |
2 | | | Особенности и структура проекта, критерии оценки. Практическая работа № 1. Планирование проекта. | 1 | | |
| | | | | | |
3 | | | Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. | 1 | | |
| | | | | | |
4 | | | Виды проектов. Практическая работа № 2. Информационный проект. | 1 | | |
| | | | | | |
5 | | | Знакомство с примерами детских проектов. | 1 | | |
| | | Практическая работа № 3. Творческий проект. | | | |
6 | | | Планирование проекта. Практическая работа № 4. Ролевой проект. | 1 | | |
| | | | | | |
7-8 | | | Формы продуктов проектной деятельности Практическая работа № 5. Практико-ориентированный проект. | 2 | | |
| | | | | | |
9 | | | Презентация проекта. Практическая работа № 6. Исследовательский проект. | 1 | | |
| | | | | | |
Краткосрочный групповой проект – 8 часов | | | |
| | | | | | |
10 | | | Определение темы, уточнение целей, определение | 1 | | |
| | | проблемы. Анализ проблемы. Практическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы. | | | |
| | | | | | |
11 | | | Определение источников информации. Постановка | 1 | | |
| | | задач и выбор критериев оценки результатов. | | | |
| | | Практическая работа № 8. Планирование. | | | |
12 | | | Ролевое распределение в команде. Сбор и уточнение | 1 | | |
| | | информации. | | | |
| | | | | | |
13 | | | Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). | 1 | | |
| | | Выбор оптимального варианта. Практическая работа № 9. Принятие решения. | | | |
| | | | | | |
14 | | | Выполнение проекта. Практическая работа № 10. Выполнение проекта. | 1 | | |
| | | | | | |
15 | | | Анализ выполнения проекта. Практическая работа № 11. Оценка. | 1 | | |
| | | | | | |
16 | | | Подготовка доклада. Практическая работа № 12. Подготовка к защите проекта. | 1 | | |
| | | | | | |
17 | | | Коллективная защита проекта. Оценка. | | | |
| | | | | | |
4. Индивидуальный проект – 15 часов | | | |
| | | | | | |
18 | | | Выбор темы и ее конкретизация. Практическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация. | 1 | | |
| | | | | | |
19 | | | Утверждение тематики проектов и индивидуальных | 1 | | |
| | | планов. Практическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач. | | | |
| | | | | | |
20 | | | Критерии оценки проекта и формы его | 1 | | |
| | | представления. Практическая работа № 15. Определение источников информации. | | | |
| | | | | | |
21 | | | Методы сбора информации Практическая работа № 16. Работа с источниками информации. | 1 | | |
| | | | | | |
22-23 | | | Планирование способов сбора и анализа | 2 | | |
| | | информации. Практическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации. | | | |
| | | | | | |
24 | | | Обсуждение проведенных исследований. Практическая работа № 18. Проведение исследования. | 1 | | |
| | | | | | |
25 | | | Подготовка к исследованию и его планирование. Практическая работа № 19. Обсуждение проведенных исследований. | 1 | | |
| | | | | | |
26-27 | | | Проведение исследования. Сбор и систематизация | 2 | | |
| | | материалов. Практическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений | | | |
| | | | | | |
28-30 | | | Организационно-консультативные занятия. Практическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта. | 3 | | |
| | | | | | |
31 | | | Публичная защита проекта. | 1 | | |
| | | | | | |
32 | | | Подведение итогов, анализ выполненной работы. | 1 | | |
| | | | | | |
Итоговая конференция – 2 часа | | | |
| | | | | | |
33-34 | | | Итоговая конференция | 2 | | |
| | | | | | |