Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»
учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор
Руководитель _______ / Белякова Е.А. / ____________ / Егорова Т.И./
Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от
« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство» в 3 А классе (Вариант 1)
с легкой умственной отсталостью
учителя-дефектолога первой квалификационной категории
Насыровой Альфиры Ульфатовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1
от______________2018 г.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в РФ»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2018-2019 уч. год.
Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);
Программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида под ред. В.В. Воронковой для 1-4 классов, Москва «Просвещение»,2011. (2013)
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на 2018-2019 уч. год
Место предмета в учебном плане.
В учебной программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Изобразительное искусство находится в предметной области «Изобразительное искусство»
На предмет отведено 1 час в неделю, 35 часов в год.
Цели изучения:
Цель уроков изобразительного искусства:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Основными задачами данного курса являются:
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Межпредметные связи.
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
П. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета обучения
Развивающий потенциал предмета "Изобразительное искусство" связан с формированием личностных, познавательных и регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования учебных действий, способствует формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, содействует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации, развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Личностные результаты:
-положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
- осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
-эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Предметные результаты:
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
-эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
-знать правила техники безопасности;
-организовывать своё рабочее место;
-передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
-развивать фантазию, воображение;
-приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП общего образования:
Минимально достижимый уровень:
-Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-Пользование материалами для рисования
-следование при выполнении работы инструкциям учителя
-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта
Достаточный уровень:
-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Развитие жизненной компетенции
овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов
осмысление роли ученика;
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
Умение ценить красоту народной игрушек
Планируемые результаты второго года обучения:
-свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Хисамутдинов Ильдар | Дьячков Никита |
Хазиев Марат | Петров Илья |
Садыкова София | Черных Данил |
Степанов Вячеслав | Кузина Анастасия |
Мухаметвафина Аделина | Адыбаева Самира |
Халилова Сабира | Кашкаров Александр |
Шайхутдинов Марсель | Гурьянов Илья |
Ш. Формы контроля используемые учителем
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
IV. Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Кол-во часов |
Рисование с натуры | Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисований с натуры светлый и темный оттенки цвета. | 17 |
Декоративное рисование | Декоративное раскрашивание детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. | 4 |
Рисование на темы | Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. | 7 |
Беседы об изобразительном искусстве | Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. | 7 |
Итого | | 35 |
V. Информационная справка.
Учебно-методические средства
-Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса.
-Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
-Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т.Н.Просняковой.
-Рау М.Ю. «Изобразительное искусство», учебник для 3 класса коррекционной школы 8 вида
Таблицы по изобразительному искусству
Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»
Видеофильм «Народное творчество
Копилка электронных презентаций по темам программы
Печатное пособие «Развиваем моторику»
Репродукции картин художников.
Фотоальбомы о художниках.
Печатное пособие «Детям о народном искусстве» Дороновой Г.Н.
Печатное пособие «Детям об искусстве» Дороновой Г.Н.
ТСО
Доска 1 шт.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во | Дата | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование |
|
1. | Рисование с натуры осенних листьев. | 1 | | Уметь видеть и передавать в рисунке растительные формы, контуры которых резко отличаются друг от друга. | Рисование с натуры. Виды листьев различной формы. Поэтапное рисование (план – карта). | Образец Листья Альбом Карандаши |
2. | Рисование в полосе узора из веток с листочками. | 1 | | Уметь делить полосу на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании. | Рисование узора в полосе с элементами декоративного рисования. | Образец Альбом Карандаши |
3. | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. | 1 | | Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной растительной формы. | Рисование с натуры. Виды листьев различной формы. Поэтапное рисование (план – карта). | Образец Листья Альбом Карандаши |
4. | Рисование на тему: «Парк осенью». | 1 | | Уметь передавать свои наблюдения и располагать предметы в рисунках ближе и дальше. | Рисование на тему. Иллюстрации картин с изображением осени. | Альбом Карандаши Картина |
5. | Рисование с натуры предметов, различных по форме и цвету (яблоко, груша, огурец, морковь). | 1 | | Уметь рисовать знакомые предметы округлой и продолговатой формы, умение передавать в рисунке целостность общей формы рисуемой модели. | Рисование с натуры. Муляж овощей и фруктов (огурец, морковь, яблоко, груша). | Овощи Фрукты Альбом Карандаши |
6. | Рисование морских сигнальных флажков. | 1 | | Уметь рисовать предметы прямоугольной формы, правильно передавать их цвет и пропорции частей. | Рисование с натуры. Морские флажки трех условных обозначений | Альбом Карандаши Флажки |
7. | Рисование доски для овощей. | 1 | | Уметь передавать в рисунке форму и пропорции предмета прямоугольной формы. | Рисование с натуры. Декоративная доска для разделки овощей. | Доска для разделки овощей |
8. | Рисование шахматного узора в квадрате. | 1 | | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. | Рисование узора в квадрате; раскрашивание в «шахматном» порядке. | Образец Альбом Карандаши |
9. | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 | | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. | Декоративное рисование узора в квадрате. | Образец Альбом Карандаши |
10. | Рисование игрушечного домика | 1 | | Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы. | Рисование с натуры – игрушечного домика, передача пропорции рисунка. | Образец Альбом Карандаши |
11. | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. | 1 | | Уметь выбирать главное в сюжете и сочетать композицию по мотивам рассказа. | Авторские иллюстрации к прочитанному тексту; работы выполненные учащимися предыдущих классов. | Альбом Карандаши Иллюстрации |
12. | Рисование с натуры будильника. | 1 | | Уметь рисовать предмет несложной формы, передав в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки. | Рисование с натуры несложной формы; отгадывание загадки | Образец Альбом Карандаши |
13. | Рисование двухцветного мяча. | 1 | | Уметь рисовать предметы шаровидной формы; уметь передавать в рисунке целостность общей формы рисуемой модели. | Рисование с натуры двухцветного мяча. Сравнение круга-шаблона и мяча прием кругового раскрашивания. | Образец Альбом Карандаши |
14. | Узор в полосе из снежинок и веточек ели. | 1 | | Уметь правильно располагать элементы узора и подбирать цветовые сочетания. | Беседа о празднике. Рисование несложного узора в полосе чередуя снежинку, елочку. | Образец Альбом Карандаши |
15. | Рисование на тему «Нарядная елка». | 1 | | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). | Беседа о празднике, подарках. Рисование, раскрашивание. | Образец Альбом Карандаши |
16. | Рисование узора из снежинок для рукавички. | 1 | | Уметь рисовать предмет несложной формы, передав в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки и характерные для него детали. | Беседа о зиме, погодных явлениях, строении снежинки, о свойствах декорации. | Образец Альбом Карандаши |
17. | Рисование на тему: «Ёлка в зимнем лесу». | 1 | | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию. | Беседа о зимнем лесу, рассматривание иллюстраций на заданную тему. Рисование елки, | Образец Альбом Карандаши |
18. | Рисование с натуры молотка. | 1 | | Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы, (прямоугольник, квадрат, треугольник). | Рисование с натуры – столярного инструмента - молотка. Передача пропорции рисунка. | Молоток Карандаши Альбом |
19. | Рисование с натуры детской лопатки. | 1 | | Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы. | Рисование с натуры – детской лопаты. Передача пропорции рисунка. | Детская лопатка |
20. | Рисование с натуры теннисной ракетки. | 1 | | Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы, (прямоугольник, квадрат). | Рисование с натуры – теннисной ракетки. Передача пропорции рисунка. | Теннисная ракетка Фигуры |
21. | Декоративное рисование: орнамент в квадрате. | 1 | | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части, проводить прямые вертикальные и горизонтальные и наклонные линии. | Декоративное рисование узора в квадрате. Деление квадрата на равные части при помощи наклонной. | Образец Альбом Карандаши |
22. | Рисование на тему: «День Российской армии». | 1 | | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления на ранее увиденных предметах и рисунках. | Беседа о празднике рассматривание иллюстраций на заданную тему. Рисование тематическое, расположение на листе рисунка. | Альбом Карандаши Иллюстрации |
23. | Декоративное рисование - оформление поздравительной открытки к празднику 8 Марта. | 1 | | Уметь располагать элементы узора и самостоятельно подбирать цветовые сочетания | Беседа о празднике. Рисование открытки с цветами, цифрой. | Альбом Карандаши Иллюстрации |
24. | Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой». | 1 | | Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления на ранее увиденных предметах и рисунках. | Беседа о героях сказок рассматривание иллюстраций на заданную тему. Рисование тематическое. | Герои сказок Альбом Карандаши |
25. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | | Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы. | Рисование с натуры – постройки из элементов строительного материала (домика) Передача пропорции рисунка. | Образец Альбом Карандаши |
26. | Рисование в полосе узора из растительных форм | 1 | | Совершенствовать умение делить полосу на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании. Вырабатывать навык в рисовании узоров в полосе, используя для этого приемы стилизации. | Рисование узора в полосе с элементами декоративного рисования образец: рисунки веток с листочками в полосе, выполненные детьми прошлых лет | Образец Альбом Карандаши |
27. | Рисование с натуры весенней веточки | 1 | | Развитие умения видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной растительной формы. | Рисование с натуры. Виды листьев различной формы. Поэтапное рисование (план – карта). | Образец Альбом Карандаши |
28. | Рисование на тему: «Деревья весной». | 1 | | Развитие умения видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной растительной формы. | Рисование с натуры. Виды деревьев, их строение, расположение веток. Поэтапное рисование. | Альбом Карандаши Иллюстрации |
29. | Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). | 1 | | Закрепление умения рисовать квадрат и делить его на равные части, совершенствование навыка проводить прямые вертикальные и горизонтальные и наклонные линии. | Декоративное рисование узора в квадрате. Деление квадрата на равные части при помощи наклонной. расположение орнамента в квадрате. | Образец Альбом Карандаши |
30. | Рисование на тему: «Праздник победы». | 1 | | Обучать детей правильно располагать элементы узора и самостоятельно подбирать цветовые сочетания | Рисование на тему: «Праздник победы». | Альбом Карандаши Иллюстрации |
31. | Рисование с натуры игрушки-вертолета | 1 | | Уметь рисовать предмет несложной формы, передав в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки и характерные для него детали | Рисование с натуры игрушки-вертолета | Игрушка вертолета Альбом Карандаши |
32-33 | Итоговое занятие. Выполнение творческой работы по теме: «Моя семья» | 2 | | Обучать детей передавать свои наблюдения и располагать семью на рисунке ближе и дальше друг от друга, соотносить размер. | Рисование по теме. | Альбом Карандаши Иллюстрации |
34. | Рисование с натуры весенних цветов. | 1 | | Обучать детей передавать свои наблюдения и располагать цветы на рисунке ближе и дальше друг от друга, соотносить размер. | Рисование на тему. Иллюстрации картин с изображением весенних цветов тюльпанов, нарцисс, первоцвета и т.д. Стихи, загадки о цветах. | Альбом Карандаши Иллюстрации |
35. | Рисование на тему: «Куст земляники с ягодами». | 1 | | Обучать детей передавать свои наблюдения и располагать предметы в рисунках ближе и дальше друг от друга, располагать на листе бумаги.. | Рисование на тему. Иллюстрации картин с изображением земляничного куста. Стихи, загадки о ягоде земляника. | Альбом Карандаши Иллюстрации |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |