СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету ОБЖ для 7 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету ОБЖ для 7 класса»

Пояснительная записка


Цели и задачи:

- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- выработка у учащихся антиэкстремистское и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к асоциальному поведению.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;

  • Основная общеобразовательная программа МОУ Карачихская СШ ЯМР на 2020-2021 учебный год;

  • Комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2011 г


Используемый УМК:


Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2014 г.


Дополнительные источники информации:

- Программа курса  основы безопасности жизнедеятельности  основного общего образования. 5-9 классы. Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.- 2-е изд.  – М.: Просвещение, 2012

- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 класс.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Маслов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.       

- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь 7 класс.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Масло

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;

http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;

http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2Материалы журнала «Основы безопасности жизни»



Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа


Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2018 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение ОБЖ в 7 классе составит 34 часа.


1 четверть – 8 часов

2 четверть – 8 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов


Используемые технологии:

  • Технология критического мышления

  • Технология развивающего обучения

  • Проектная и исследовательская деятельность


Планируемые результаты освоения учебного предмета:


Личностные результаты:


  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:


  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты:


  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Виды и формы промежуточного и итогового контроля


Виды контроля:

  • вводный,

  • текущий,

  • тематический,

  • итоговый,

Формы контроля:

  • проверочная работа;

  • тест;

  • фронтальный опрос;

  • зачет

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.


Формы промежуточной аттестации обучающихся


  1. Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:

  • годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;

  • четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;

  • текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:


Формы письменной проверки:

письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).

Формы устной проверки:

устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.

Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.

Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования


Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итоговый контроль

(год)

Основы безопасности жизнедеятельности

Тестовая работа

Контрольная работа

Тестовая работа

Контрольная работа

Тестовая работа













Тематический план 7-го класса:


модуля, темы

Наименование модуля, темы

Количество часов

М 1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

Тема 2

ЧС геологического происхождения, их причины и последствия

4

Тема 3

ЧС метеорологического происхождения, их причины и последствия

2

Тема 4

ЧС гидрологического происхождения, их причины и последствия

4

Тема 5

ЧС биологического происхождения, их причины и последствия

3

Р 2

Защита населения РФ от ЧС


Тема 6

ЧС геологического происхождения и защита населения

3

Тема 7

ЧС метеорологического происхождения и защита населения

1

Тема 8

ЧС гидрологического происхождения и защита населения

3

Тема 9

ЧС биологического происхождения и защита населения

1

Итоговое задание

М2

Основы медицинских знаний и ЗОЖ

11

Тема 10

ЗОЖ и его значение для гармонического развития человека

7

Тема 11

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

3

Итоговое задание Всего часов - 34


















Календарно-тематическое планирование 7-го класса:


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения


План

Фактически

1

Различные природные явления и причины их возникновения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Что из себя представляет Земля, литосфера, атмосфера, биосфера

Знать причины возникновения природных явлений



Параграф 1.1



2

Общая характеристика природных явлений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Геологические, метеорологические, гидрологические, биологические природные явления

Знать основные группы природных явлений и причины их возникновения



Параграф 1.2



3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Опасные ситуации, стихийные бедствия, ЧС

Знать, какие стихийные бедствия к какому виду относятся



Параграф 1.3



4

Землетрясения, причины возникновения и его возможные последствия

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Что такое землетрясения, причины возникновения

Деление землетрясений по баллам и их последствия



Параграф 2.1






5

Правила безопасного поведения населения при землетрясениях

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Как подготовиться к землетрясению, как себя вести во время землетрясения, как действовать после землетрясения

Знать поведения при землетрясении



Параграф 2.2-2.3



6

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на земле

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Что такое вулкан, активные окраины, извержения вулкана, какие бывают вулканы

Знать , что из себя представляет извержение вулкана



Параграф 2.4



7

Обвалы и снежные лавины

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оползни и обвалы. Снежные лавины

Знать причины возникновения и поведения человека



Параграф 2.6



8

Ураганы и бури. Причины их возникновения, возможные последствия

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ураган. Буря. Циклон. Антициклон. Шкала Бофорта.

Знать ураганы и бури и действия по ним



Параграф 3.1



9

Смерчи

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Смерч. Шкала разрушений.

Знать, что представляет из себя смерч и какие разрушения он может принести



Параграф 3.3



10

Наводнения. Виды наводнений, их причины

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Наводнения. Виды наводнений. Причины наводнений

Знать, что такое половодье, паводок, затор, зажор



Параграф 3.1



11

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Как подготовиться к наводнению, как действовать во время наводнения, как действовать после наводнения

Знать правила поведения при различных видах наводнений



Параграф 4.2-4.3



12

Сели и их характеристика

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сели и их характеристика

Знать причины возникновения селей



Параграф 4.4



13

Цунами и их характеристика

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Причина возникновения цунами, параметры и характеристика, интенсивность цунами

Знать причины возникновения цунами и способы спасения



Параграф 4.6-4.7



14

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лесной, торфяной, низовой, верховой пожары. Последствия пожаров

Знать порядок действия при возникновении различных пожаров и правила поведения



Параграф 5.1-5.2



15

Эпидемии

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Инфекционные заболевания людей и защита от них

Знать основные инфекционные заболевания и правила соблюдения личной гигиены



Параграф 5.3



16

Эпизоотии и эпифитотии

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Инфекционные болезни животных и растений

Знать профилактику и меры безопасности при их возникновении



Параграф 5.4



17

Защита населения от последствий землетрясений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Прогноз землетрясений, оповещение населения, организация аварийно-спасательных работ

Знать как реагируют домашние животные на приближение землетрясения



Параграф 2.2



18

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лавовые потоки, вулканические грязевые потоки, твёрдые вулканические продукты. Вулканические газы и бомбы

Знать порядок действия при извержении вулкана



Параграф 2.5



19

Оползни. Их последствия. Защита населения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Что такое оползень, естественные и искусственные причины его возникновения

Знать порядок действия в случае возникновения оползня



Параграф 2.6



20

Защита населения от последствий ураганов и бурь

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ураганные и штормовые ветры, снежные бури, правила поведения во время ураганов и бурь

Знать порядок действий при ураганах и бурях



Параграф 3.2



21

Защита населения от последствий наводнений

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Защитные сооружения, дамбы, плотины

Знать, какие сооружения предохраняют человека от наводнений



Параграф 4.2



22

Защита населения от последствий селевых потоков

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Возникновение селевых потоков, пути их следования. Меры по уменьшению нанесения ущерба

Знать пути прохождения селевых потоков



Параграф 4.5



23

Защита населения от цунами

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Прогноз цунами, непрерывное наблюдение, строительство волноломов

Знать, что делать во время цунами и после цунами



Параграф 4.7



24

Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Что запрещается делать в лесу, правила разведения костров, правила поведения при пожаре в лесу

Знать в какую сторону бежать во время пожара в лесу, как затушить пожар в лесу



Параграф 5.2



25

Психологическая уравновешенность

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Что такое эмоции. Эмоциональность. Психологическая уравновешенность и её воспитание. Уверенность. Умение приобретать себе друзей и строительство взаимоотношений

Знать основные параметры управления своими эмоциями



Параграф 7.1



26

Стресс и его влияние на человека

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Стрессовый фактор, общие принципы борьбы со стрессом

Знать, как побороть стресс



Параграф 7.2



27

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Подростковый возраст, половое созревание человека, физическое развитие человека, умственное развитие человека

Знать в чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте



Параграф 7.3



28

Формирование личности подростка при взаимоотношении со взрослыми

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Правила поведения со взрослыми, познание окружающего мира, отношение к какому-то конкретному человеку

Уметь правильно вести себя со взрослым человеком



Параграф 7.1



29

Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Самосовершенствование, терпимость по отношению к своим друзьям, правдивость отношений

Постоянное самосовершенствование



Параграф 7.1



30

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Личное самоуважение в отношениях, дружественность, совпадение взглядов и интересов

Уметь достойно вести себя друг с другом



Параграф 7.2



31

Взаимоотношения подростка и общества, ответственность несовершеннолетних

1

Урок изучения и первичного закрепления

новых знаний

Статьи Уголовного Кодекса за административное и

уголовное нарушения

Знание статей УК РФ



УК РФ



32

Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Случаи вызова Скорой помощи

Знать случаи немедленного вызова Скорой помощи



Параграф 8.1



33

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

1

Практическое занятие

Первая помощь при незначительных ранах, при сильном кровотечении, наложении жгута

Практические занятия



Параграф 8.2



34

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах Общие правила транспортировки пострадавшего

1

Практическое занятие

Оказание первой помощи при ушибах, переломах конечности, плечевого сустава, голеностопного сустава

Практическая транспортировка раненого на носилках, на руках, при помощи лямок

Практические занятия



Параграф 8.3

8.4