Природоведение
(V-VI классы)
Пояснительная записка
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
-формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
-формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
-воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе,осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных вI-IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из модулей, тем, которые включают тематические уроки: Модуль 1. Вселенная. Тема 1. Введение. Что такое природоведение. Предметы и явления неживой природы. Небесные тела: планеты звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Смена и дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Модуль 2. Наш дом - земля. Тема 2. Воздух. Планета Земля. Оболочка Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, го значение и применение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха. Тема 3. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемы, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок. Глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча, пользование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых. Полезные ископаемые. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Лабораторная работа. Свойства воды. Работа воды в природе. Значение воды в природе. Использовании воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки. Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Моря и океаны. Охрана воды.
Охрана природы и экология
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.Труд на пришкольном участке.Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка. Повторение пройденного.Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в
местный краеведческий музей. Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия;
-устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);
-связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда
-выполнять рекомендуемые практические работы;
-приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
-соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
-соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Учащиеся должны знать:
-обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
-где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
-основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
-основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.