РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п.Любохна»
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено Методическим советом протокол № « » 2020г. Согласовано Педагогическим советом протокол № « » 2020г | Утверждаю Директор ДШИ п.Любохна _______ Н.М.Боровская Приказ № ___ от «___»сентября 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «РИСУНОК»
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
Составитель:
Кулагина Екатерина Алексеевна
преподаватель отделения ИЗО
п.Любохна
2020 год
| | Структура программы учебного предмета |
I. | Пояснительная записка |
| 1.1. | Характеристика учебного предмета |
| его место и роль в образовательном процессе |
| 1.2. | Срок реализации учебного предмета |
| 1.3. | Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной |
| аттестации |
| 1.4. | Форма проведения учебных занятий |
| 1.5. | Цель и задачи учебного предмета |
| 1.6. | Обоснование структуры программы учебного предмета |
| 1.7. | Педагогические технологии, методы и принципы обучения |
| 1.8. | Описание материально-технических условий реализации учебного предмета |
II. Учебно-тематический план и содержание учебного предмета |
| 2.1. Годовые требования по годам обучения |
III. Требования к уровню подготовки учащихся |
IV. Формы и методы контроля, система оценок |
| 4.1. | Аттестация: цели, виды, форма, содержание |
| 4.2. | Требования к аттестации |
| 4.3. | Критерии оценок |
V. | Методическое обеспечение учебного процесса |
| 5.1. | Методические рекомендации преподавателям |
| 5.2. | Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся |
| 5.3. | Список литературы для преподавателя |
| 5.4. | Список литературы для учащихся |
| 5.5. | Средства обучения |
VI. Список литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по предмету «Рисунок» рассчитана на процесс обучения в ДШИ ДО МБОУ п. Любохна детей с 11 лет в течение 4 лет на основной бюджетном отделении школы. Рисунок является ведущей дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а именно живописью и композицией. Задача курса состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения света и навыки графических приемов изображения. Вся работа строится последовательно- от простого к более сложному, к более самостоятельному исполнению и к всё большей степени завершенности рисунка. В процессе обучения учащиеся знакомятся с основными понятиями анатомии человеческого
тела и лица, приобретают навыки изображения гипсовой и живой модели, архитектурных деталей и интерьера в целом, моделирования и построения сложных деталей, создания композиционно-грамотных и законченных работ. При этом важно сочетать длительные постановки с краткосрочными, вводить обучение технике быстрого рисунка для формирования легкости линии и четкости глаза. Все обучение ведется под контролем и руководством преподавателя и с учётом особенностей возраста и личности учащихся. Полученные знания оцениваются преподавательским составом школы в процессе просмотров (1 и 2 классы- каждую четверть, 3 и 4 –полугодие). Итогом обучения может быть выполнение дипломной работы по данному предмету, а также участие в различных выставках и конкурсах.
Условия реализации программы следующие:
- занятия должны проходить в специальных классах, соответствующих необходимым требованиям;
- продолжительность занятий и перерывов должна соответствовать нормам; - классы должны быть оборудованы раковиной с водой, мольбертами, стульями, подиумами для постановок, предметным фондом (гипсы и проч.);
- в школе должен быть натюрмортный фонд.
Необходимый материал для работы:
1) Бумага (ватман разных форматов);
2) Карандаши различной мягкости;
3) Мягкие материалы (уголь, сангина, соус);
4) Кнопки или малярный скотч;
5) Ластик и клячка.
1.3. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Вид учебной | | | Затраты учебного времени, | | Всего часов |
работы, | | график промежуточной аттестации | | |
аттестации, | | | | | | | | |
учебной нагрузки | | | | | | | | |
| | | Классы | | | | |
| | | | | | | | |
| 4 | | 5 | 6 | 7 | | 8 | |
| | | | | | | | |
Аудиторные | | | | | | | | |
занятия (в часах) | 99 | | 99 | 99 | 99 | | 99 | 495 |
| | | | | | | | |
самостоятельная | | | | | | | | | | | | |
работа | | | | | | | | | | | | |
(домашнее | | 66 | 66 | 99 | 99 | 99 | 429 |
практическое | |
| | | | | | | | | | | |
задание, в часах) | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Вид | | | экзамен | | экзамен | | экзамен | | экзамен | | | |
промежуточной | зачет | | зачет | зачет | зачет | зачет | | |
аттестации | | | |
(по полугодиям) | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Максимальная | | | | | | | | | | | | |
учебная нагрузка | | 165 | 165 | 198 | 198 | 198 | 924 |
(в часах) | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Консультации | | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
(в часах) | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
1.4. Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «РИСУНОК» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
1.5. Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Рисунок» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
знаний разнообразных техник графики ;
- умений видеть и передавать объем за счет штриховки графическими материалами;
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
воспитание эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, формирование художественного вкуса на примере выдающихся произведений русского и зарубежного изобразительного искусства.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
формы и методы контроля, система оценок;
соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Учебно – тематический план, содержание учебного предмета».
1.7. Педагогические технологии, методы и принципы обучения
Образовательный процесс также предусматривает следующие педагогические технологии:
Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Цель: передача знаний, умений и навыков.
Сущность: изучение нового - закрепление – контроль - оценка.
Механизм: объяснение в сочетании с наглядностью, воспроизведение изученного материала.
Технология развивающего обучения. Цель: развитие личности и её способностей.
Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося
Механизм: вовлечение учащихся в различные виды деятельности.
Технология проблемного обучения.
Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.
Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной и творческой деятельности.
Механизм: поисковые методы (постановка и решение творческих задач).
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного искусства.
Реализация программы базируется на следующих дидактических принципах:
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип научности.
Принцип наглядности.
Принцип сознательности и активности.
Принцип связи теории с практикой.
Принцип прочности и усвоения знаний.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип доступности.
Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию гармонично-развитой, культурно-нравственной личности, прививает любовь к прекрасному.
Принцип научности предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции и истории искусства.
Принцип наглядности подразумевает использование на уроках рисования с натуры таблиц, моделей, рисунков и этюдов. В структуре урока используются последовательные задания и упражнения, определяющие теоретическое и практическое содержание, демонстрируются образцы реалистического рисунка и живописи.
Принцип сознательности и активности умение грамотно изображать окружающие предметы, объекты и явления, правдиво выявлять их особенности и свойства.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.
этом случае у учащихся вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Принцип прочности и усвоения знаний приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей
Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием, «от простого к сложному». Учебный материал прочно усваивается, осознаётся, если каждое задание и упражнение логически обусловливается предыдущим.
Принцип доступности (принцип личностного подхода в обучении) соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию учащихся. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Условиями реализации программы являются наличие:
необходимого оборудования: мольберты, подиумы для натюрмортов, софиты, компьютер, интерактивная доска;
шкафы и полки для хранения папок бумаги, творческих работ, натюрмортного фонда;
необходимых материалов: бумаги, карандашей различной твердости и мягкости, уголь, соус, сангина, клячка, набор ластиков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) 4 КЛАСС
№№ Урока | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого | 3 |
2 | Рисунок бытового предмета (чайник, кувшин)- конструкция, симметрия, пропорции | 3 |
3 | Понятие о перспективе- перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел- возможно- каркасная проволочная модель | 3 |
4 | Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью | 6 |
5 | Рисунок 2-х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме простым комбинациям геометрических тел. 6 | 6 |
6 | Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне. | 9 |
7 | Рисунок чучела птицы в 2-х положениях | 9 |
8 | Итоговый натюрморт из 2-3-х предметов с простой драпировкой | 12 |
| Второе полугодие | |
9 | Натюрморт- цветочное растение на светлом фоне | 6 |
10 | Натюрморт из 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур в постановке. | 9 |
11 | Наброски фигуры человека | 6 |
12 | Рисунок натюрморта из 3-х бытовых предметов с простой драпировкой. | 12 |
13 | Наброски головы человека и отдельных частей тела | 6 |
14 | Итоговый натюрморт из2-3-х бытовых предметов с возможным использованием чучела на фоне простой драпировки или без нее. | 12 |
Второй год обучения (5 класс)
№№ заданий | Наименование заданий | Кол-во часов |
1 | Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Натюрморт из 2-3-х геометрических тел или близких им по форме предметов с верхним освещением и гладким фоном. | 12 |
2 | Рисунок однотонной драпировки со складками | 9 |
3 | Зарисовки человека в сидячей позе. | 6 |
4 | Рисунок гипсовых плакеток «Звезда» или «Кольцо» с контрастным освещением | 9 |
5 | Итоговый натюрморт из 3-х бытовых предметов с драпировкой при боковом освещении. | 15 |
| Второе полугодие | |
6 | Натюрморт из 3-х предметов с верхнебоковым рассеянным освещением. | 15 |
7 | Постановка в интерьере (угол комнаты) из крупных предметов с верхним освещением. | 15 |
8 | Рисунок гипсовой розетки на фоне серой драпировки с крупными складками и контрастным освещением. | 12 |
9 | Итоговая постановка из 3-х предметов на фоне драпировки с несколькими складками и верхнебоковым освещением | 9 |
3 Год обучения (6 класс)
№№ заданий | Наименование заданий | Кол-во часов |
1 | Беседа о задачах рисунка в 3 классе. Рисунок гипсового орнамента с однотонной драпировкой. | 12 |
2 | Наброски фигуры человека с использованием мягких материалов (уголь, соус, сангина) или туши. | 3 |
3 | Рисунок постановки в интерьере, расположение выше /ниже уровня глаз | 18 |
4 | Тематическая постановка из 3-4-х бытовых предметов на фоне драпировки со складками. | 15 |
5 | Рисунок сложной драпировки с использованием мягких материалов | 3 |
| Второе полугодие | |
6 | Рисунок капители или балясины. | 15 |
7 | Рисунок части интерьера (коридор, выставочный зал и др.) | 9 |
8 | Тематический натюрморт из 4-5 предметов и драпировки. | 15 |
9 | Зарисовки частей лица гипсовой головы Давида: носа, губ, глаз, уха. | 12 |
4 год обучения(7 класс)
№№ заданий | Наименование заданий | Кол-во часов |
1 | Беседа о задачах предмета в 7 классе. Рисунок гипсового череп в обрубовке. | 9 |
2 | Рисунок гипсовой анатомической обрубованной головы «Экорше Гудона» | 15 |
3 | Зарисовки человеческого черепа в 2-3-х поворотах. | 15 |
4 | Рисунок частей тела Давида: рука или стопа | 12 |
5 | Второе полугодие | |
| Рисунок гипсовой маски или головы (Антиной, Венера) | 12 |
6 | Зарисовка головы с живой натуры. | 6 |
7 | Рисунок головы Сократа, Цезаря и т.п. | 15 |
8 | Рисунок античного торса | 12 |
9 | Зарисовки фигуры человека с живой натуры. | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
4 класс.
Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и передачи тона через градации серого цвета. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок бытового (деревенского) предмета (чайник, кувшин)- конструкция, симметрия, пропорции. Задачи: знакомство с понятиями «пропорции» и «симметрия», композиционное решение листа, поиск выразительности рисунка и силуэта. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Понятие о перспективе- перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел- каркасная проволочная модель. Задачи: переход от плоскостного изображения к объемному, понятие о конструкции предметов, принципы построения перспективы( с 1,2 точками схода), построение каркасных геометрических тел. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью. Задачи: передача светотени собственной и падающей тени. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок 2-х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме простым комбинациям геометрических тел. Задачи: закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел, передача объема в пространстве. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне. Задачи: композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передачи объема и пространства. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок чучела птицы в 2-х положениях. Задачи: передача характера, пластики и фактуры оперенья птицы. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Итоговый натюрморт из 2-3-х предметов с простой драпировкой. Задачи: выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работыцельного светотеневого завершенного рисунка. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Второе полугодие.
Натюрморт- цветочное растение на светлом фоне. Задачи: выразительная передача формы и строения растения. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Натюрморт из 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур в постановке. Задачи: композиционное решение листа, создание и передача формы, объема и освещения предметов в пространстве. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Наброски фигуры человека. Задачи: получение начальных знаний об анатомии человека и технике быстрого рисунка (наброска), работа с линией и пропорциями. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок натюрморта из 3-х бытовых предметов с простой драпировкой. Задачи: грамотное построение предметов в пространстве, особое внимание понятиям светотени, рефлекса, блика. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Наброски головы человека и отдельных частей тела. Задачи: изучение особенностей анатомии человека, передача объема и пропорций отдельных частей тела методом быстрого рисунка. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Итоговый натюрморт из2-3-х бытовых предметов с возможным использованием чучела на фоне простой драпировки или без нее. Задачи: выявление и закрепление полученных навыков по созданию цельной композиционной работы с передачей форм и объема предметов, их освещения в пространстве при помощи штриха. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
класс
Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Натюрморт из 2-3-х геометрических тел или близких им по форме предметов с верхним освещением и гладким фоном. Задачи: повторение пройденного материала, создание грамотно скомпонованного рисунка с передачей формы, объема и освещения предметов. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок однотонной драпировки со складками. Задачи: изучение конструкции драпировки на основе её опорных точек и поверхностей, образование складок и выявление их формы. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Зарисовки человека в сидячей позе. Задачи: передача связи фигуры с одеждой, расположение складок на формах и объемах тела. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок гипсовых плакеток «Звезда» или «Кольцо» с контрастным освещением. Задачи: изучение изменения форм в перспективе, конструктивный рисунок с передачей освещения и материала. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Итоговый натюрморт из 3-х бытовых предметов с драпировкой при боковом освещении. Задачи: повторение пройденного материала по построению предметов и передаче пространства и освещения. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Второе полугодие.
Натюрморт из 3-х предметов с верхнебоковым рассеянным освещением. Задачи: создание работы с применением полученных навыков рисунка и построения предметов. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Постановка в интерьере (угол комнаты) из крупных предметов с верхним освещением. Задачи: композиционное решение листа, построение перспективы и передача освещения и пространства интерьера. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок гипсовой розетки на фоне серой драпировки с крупными складками и контрастным освещением. Задачи: построение формы в пространстве и передача светотеневых отношений. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Итоговая постановка из 3-х предметов на фоне драпировки с несколькими складками и верхнебоковым освещением. Задачи: закрепление и выявление навыков предмета, последовательное выполнение рисунка композиционное решение, конструктивное построение предметов, передача объема и формы, освещения и фактуры материала по средствам штриха. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
класс
Беседа о задачах рисунка в 3 классе. Рисунок гипсового орнамента с однотонной драпировкой. Задачи: применение полученных ранее навыков и умений цельно передавать форму рельефа и анализировать её. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Наброски фигуры человека с использованием мягких материалов (уголь, соус, сангина) или туши. Задачи: передача пластики фигуры человека, знакомство с новыми материалами и освоение их применения. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок постановки в интерьере, расположение выше /ниже уровня глаз. Задачи: передача перспективы и пространства, конструктивное построение деталей рисунка и тональное решение постановки. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Тематическая постановка из 3-4-х бытовых предметов на фоне драпировки со складками. Задачи: развитие цельности видения постановки, достижение максимальной законченности работы. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок сложной драпировки с использованием мягких материалов. Задачи: конструктивно-пластическое построение складок при умении общего видения формы, распределение света. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Второе полугодие.
Рисунок капители или балясины. Задачи: формирование умения передавать пропорции сложной архитектурной формы, тональное решение и передача фактуры материала. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Рисунок части интерьера (коридор, выставочный зал и др.). Задачи: развитие навыков изображения ограниченного пространства с перспективным построением в соответствии с линией горизонта, передача воздушной перспективы с помощью разнонасыщенной плотности линии и тонального пятна. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Тематический натюрморт из 4-5 предметов и драпировки. Задачи: последовательная работа над постановкой с целью создания законченного выразительного рисунка. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Зарисовки частей лица гипсовой головы Давида: носа, губ, глаз, уха. Задачи: ознакомление с классическими пропорциями лица, построение формы и передача объема. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
7класс
Беседа о задачах предмета в 4 классе. Рисунок гипсового черепа- обрубовки. Задачи: постадийное построение обрубовки,линия-как средство передачи пространства. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок гипсовой анатомической обрубованной головы «Экорше Гудона». Задачи: постановка головы в пространстве,связь отдельных частей в единое целое, тональная передача объема. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Зарисовки человеческого черепа в 2-3-х поворотах. Задачи: изучение анатомических особенностей черепа и его построение в пространстве. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Рисунок частей тела Давида: рука или стопа. Задачи: пространственно-конструктивное построение формы с учетом знаний перспективы и анатомического строения. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Второе полугодие.
Рисунок гипсовой маски или головы (Антиной, Венера) Задачи: переход к изображению естественных форм на основе знаний анатомии черепа и принципов перелома форм (обрубовка), выделение главного при создании целостной работы. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Зарисовка головы с живой натуры. Задачи: передача объемов и световых отношений при рисунке с живой модели. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Рисунок головы Сократа, Цезаря и т.п. Задачи: постадийное выполнение работы с применением полученных навыков и знаний. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок античного торса. Задачи: сочетание анатомических знаний с пластикой форм человеческого тела, композиционное решение работы, сочетание линии и тона в выделении главного. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Зарисовки фигуры человека с живой натуры. Задачи: работа над пластикой и характером фигуры, применение и закрепление навыков и знаний. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002
Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.
Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1963.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.
Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры. М.,2000.
Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика. М., 1987.
Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М.,1978.
Рисунок. Под ред. Серова А.М., 1975.
Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. М.,1976.
Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955