СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Рисунку" в ДШИ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Рисунку" в ДШИ»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п.Любохна»

Дятьковского района Брянской области



Рассмотрено

Методическим советом

протокол №

« » 2020г.


Согласовано

Педагогическим советом

протокол №

« » 2020г


Утверждаю

Директор ДШИ п.Любохна _______ Н.М.Боровская Приказ № ___

от «___»сентября 2020г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «РИСУНОК»

дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области

изобразительного искусства

«Декоративно-прикладное творчество»



Составитель:

Кулагина Екатерина Алексеевна

преподаватель отделения ИЗО



п.Любохна

2020 год





Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка


1.1.

Характеристика учебного предмета


его место и роль в образовательном процессе


1.2.

Срок реализации учебного предмета


1.3.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной


аттестации


1.4.

Форма проведения учебных занятий


1.5.

Цель и задачи учебного предмета


1.6.

Обоснование структуры программы учебного предмета


1.7.

Педагогические технологии, методы и принципы обучения


1.8.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Учебно-тематический план и содержание учебного предмета


2.1. Годовые требования по годам обучения

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок


4.1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание


4.2.

Требования к аттестации


4.3.

Критерии оценок

V.

Методическое обеспечение учебного процесса


5.1.

Методические рекомендации преподавателям


5.2.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся


5.3.

Список литературы для преподавателя


5.4.

Список литературы для учащихся


5.5.

Средства обучения

VI. Список литературы
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа по предмету «Рисунок» рассчитана на процесс обучения в ДШИ ДО МБОУ п. Любохна детей с 11 лет в течение 4 лет на основной бюджетном отделении школы. Рисунок является ведущей дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а именно живописью и композицией. Задача курса состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения света и навыки графических приемов изображения. Вся работа строится последовательно- от простого к более сложному, к более самостоятельному исполнению и к всё большей степени завершенности рисунка. В процессе обучения учащиеся знакомятся с основными понятиями анатомии человеческого

тела и лица, приобретают навыки изображения гипсовой и живой модели, архитектурных деталей и интерьера в целом, моделирования и построения сложных деталей, создания композиционно-грамотных и законченных работ. При этом важно сочетать длительные постановки с краткосрочными, вводить обучение технике быстрого рисунка для формирования легкости линии и четкости глаза. Все обучение ведется под контролем и руководством преподавателя и с учётом особенностей возраста и личности учащихся. Полученные знания оцениваются преподавательским составом школы в процессе просмотров (1 и 2 классы- каждую четверть, 3 и 4 –полугодие). Итогом обучения может быть выполнение дипломной работы по данному предмету, а также участие в различных выставках и конкурсах.

Условия реализации программы следующие:

- занятия должны проходить в специальных классах, соответствующих необходимым требованиям;

- продолжительность занятий и перерывов должна соответствовать нормам; - классы должны быть оборудованы раковиной с водой, мольбертами, стульями, подиумами для постановок, предметным фондом (гипсы и проч.);

- в школе должен быть натюрмортный фонд.





Необходимый материал для работы:

1) Бумага (ватман разных форматов);

2) Карандаши различной мягкости;

3) Мягкие материалы (уголь, сангина, соус);

4) Кнопки или малярный скотч;

5) Ластик и клячка.





1.3. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации



Вид учебной



Затраты учебного времени,


Всего часов

работы,


график промежуточной аттестации



аттестации,









учебной нагрузки












Классы















4


5

6

7


8











Аудиторные









занятия (в часах)

99


99

99

99


99

495










самостоятельная













работа













(домашнее


66

66

99

99

99

429

практическое














задание, в часах)


























Вид



экзамен


экзамен


экзамен


экзамен




промежуточной

зачет


зачет

зачет

зачет

зачет



аттестации




(по полугодиям)





























Максимальная













учебная нагрузка


165

165

198

198

198

924

(в часах)


























Консультации


4

4

4

4

4

20

(в часах)

































1.4. Форма проведения учебных занятий



Занятия по предмету «РИСУНОК» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40 минут.



Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.



Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.



1.5. Цель и задачи учебного предмета



Цель учебного предмета:



Целью учебного предмета «Рисунок» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.


Задачи учебного предмета:


    • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению графических работ,


  • том числе:


    • знаний свойств графических материалов, их возможностей и эстетических качеств;


знаний разнообразных техник графики ;
- умений видеть и передавать объем за счет штриховки графическими материалами;


  • умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;


  • навыков в использовании основных техник и материалов;


  • навыков последовательного ведения графической работы;


  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;


  • воспитание эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, формирование художественного вкуса на примере выдающихся произведений русского и зарубежного изобразительного искусства.


1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета


Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты


работы преподавателя с учеником.


Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;


  • распределение учебного материала по годам обучения;


  • описание дидактических единиц учебного предмета;


  • требования к уровню подготовки учащихся;


  • формы и методы контроля, система оценок;


  • методическое обеспечение учебного процесса.


  • соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Учебно – тематический план, содержание учебного предмета».


1.7. Педагогические технологии, методы и принципы обучения


    • проведении занятий используются формы индивидуальной работы, групповой работы и коллективного творчества.


Образовательный процесс также предусматривает следующие педагогические технологии:


 Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Цель: передача знаний, умений и навыков.


Сущность: изучение нового - закрепление – контроль - оценка.


Механизм: объяснение в сочетании с наглядностью, воспроизведение изученного материала.


 Технология развивающего обучения. Цель: развитие личности и её способностей.

Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося


  • их реализацию.


Механизм: вовлечение учащихся в различные виды деятельности.


Технология проблемного обучения.


Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.


Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной и творческой деятельности.


Механизм: поисковые методы (постановка и решение творческих задач).


Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:


  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);


  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);


  • практический;


  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы


являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного искусства.


Реализация программы базируется на следующих дидактических принципах:


  1. Принцип воспитывающего обучения.


  1. Принцип научности.


  1. Принцип наглядности.


  1. Принцип сознательности и активности.


  1. Принцип связи теории с практикой.


  1. Принцип прочности и усвоения знаний.


  1. Принцип систематичности и последовательности.


  1. Принцип доступности.


Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию гармонично-развитой, культурно-нравственной личности, прививает любовь к прекрасному.


Принцип научности предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции и истории искусства.


Принцип наглядности подразумевает использование на уроках рисования с натуры таблиц, моделей, рисунков и этюдов. В структуре урока используются последовательные задания и упражнения, определяющие теоретическое и практическое содержание, демонстрируются образцы реалистического рисунка и живописи.


Принцип сознательности и активности умение грамотно изображать окружающие предметы, объекты и явления, правдиво выявлять их особенности и свойства.


Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.


  • этом случае у учащихся вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.


Принцип прочности и усвоения знаний приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей


Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием, «от простого к сложному». Учебный материал прочно усваивается, осознаётся, если каждое задание и упражнение логически обусловливается предыдущим.


Принцип доступности (принцип личностного подхода в обучении) соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию учащихся. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.


1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Условиями реализации программы являются наличие:


    • светлого просторного помещения;


    • необходимого оборудования: мольберты, подиумы для натюрмортов, софиты, компьютер, интерактивная доска;


шкафы и полки для хранения папок бумаги, творческих работ, натюрмортного фонда;


    • наглядных пособий в виде гипсовых слепков, предметов быта, драпировок;


    • таблиц и книг по рисунку;


    • необходимых материалов: бумаги, карандашей различной твердости и мягкости, уголь, соус, сангина, клячка, набор ластиков.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) 4 КЛАСС

№№
Урока

Наименование темы

Кол-во часов

1

Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого

3

2

Рисунок бытового предмета (чайник, кувшин)- конструкция, симметрия, пропорции

3

3

Понятие о перспективе- перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел- возможно- каркасная проволочная модель

3

4

Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью

6

5

Рисунок 2-х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме простым комбинациям геометрических тел.

6

6

6

Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне.


9

7

Рисунок чучела птицы в 2-х положениях

9

8

Итоговый натюрморт из 2-3-х предметов с простой драпировкой

12


Второе полугодие


9

Натюрморт- цветочное растение на светлом фоне

6

10

Натюрморт из 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур в постановке.

9

11

Наброски фигуры человека

6

12

Рисунок натюрморта из 3-х бытовых предметов с простой драпировкой.

12

13

Наброски головы человека и отдельных частей тела

6

14

Итоговый натюрморт из2-3-х бытовых предметов с возможным использованием чучела на фоне простой драпировки или без нее.

12



Второй год обучения (5 класс)

№№ заданий

Наименование заданий

Кол-во часов

1

Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Натюрморт из 2-3-х геометрических тел или близких им по форме предметов с верхним освещением и гладким фоном.

12

2

Рисунок однотонной драпировки со складками

9

3

Зарисовки человека в сидячей позе.

6

4

Рисунок гипсовых плакеток «Звезда» или «Кольцо» с контрастным освещением

9

5

Итоговый натюрморт из 3-х бытовых предметов с драпировкой при боковом освещении.

15


Второе полугодие


6

Натюрморт из 3-х предметов с верхнебоковым рассеянным освещением.

15

7

Постановка в интерьере (угол комнаты) из крупных предметов с верхним освещением.

15

8

Рисунок гипсовой розетки на фоне серой драпировки с крупными складками и контрастным освещением.

12

9

Итоговая постановка из 3-х предметов на фоне драпировки с несколькими складками и верхнебоковым освещением

9



3 Год обучения (6 класс)

№№ заданий

Наименование заданий

Кол-во часов

1

Беседа о задачах рисунка в 3 классе. Рисунок гипсового орнамента с однотонной драпировкой.

12

2

Наброски фигуры человека с использованием мягких материалов (уголь, соус, сангина) или туши.

3

3

Рисунок постановки в интерьере, расположение выше /ниже уровня глаз

18

4

Тематическая постановка из 3-4-х бытовых предметов на фоне драпировки со складками.

15

5

Рисунок сложной драпировки с использованием мягких материалов

3


Второе полугодие


6

Рисунок капители или балясины.

15

7

Рисунок части интерьера (коридор, выставочный зал и др.)

9

8

Тематический натюрморт из 4-5 предметов и драпировки.

15

9

Зарисовки частей лица гипсовой головы Давида: носа, губ, глаз, уха.

12



4 год обучения(7 класс)

№№ заданий

Наименование заданий

Кол-во часов

1

Беседа о задачах предмета в 7 классе. Рисунок гипсового череп в обрубовке.

9

2

Рисунок гипсовой анатомической обрубованной головы «Экорше Гудона»

15

3

Зарисовки человеческого черепа в 2-3-х поворотах.

15

4

Рисунок частей тела Давида: рука или стопа

12

5

Второе полугодие



Рисунок гипсовой маски или головы (Антиной, Венера)

12

6

Зарисовка головы с живой натуры.

6

7

Рисунок головы Сократа, Цезаря и т.п.

15

8

Рисунок античного торса

12

9

Зарисовки фигуры человека с живой натуры.

6











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

4 класс.

  1. Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и передачи тона через градации серого цвета. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  2. Рисунок бытового (деревенского) предмета (чайник, кувшин)- конструкция, симметрия, пропорции. Задачи: знакомство с понятиями «пропорции» и «симметрия», композиционное решение листа, поиск выразительности рисунка и силуэта. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  3. Понятие о перспективе- перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел- каркасная проволочная модель. Задачи: переход от плоскостного изображения к объемному, понятие о конструкции предметов, принципы построения перспективы( с 1,2 точками схода), построение каркасных геометрических тел. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  4. Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью. Задачи: передача светотени собственной и падающей тени. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  5. Рисунок 2-х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме простым комбинациям геометрических тел. Задачи: закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел, передача объема в пространстве. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  6. Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне. Задачи: композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передачи объема и пространства. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  7. Рисунок чучела птицы в 2-х положениях. Задачи: передача характера, пластики и фактуры оперенья птицы. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  8. Итоговый натюрморт из 2-3-х предметов с простой драпировкой. Задачи: выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работыцельного светотеневого завершенного рисунка. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

Второе полугодие.

  1. Натюрморт- цветочное растение на светлом фоне. Задачи: выразительная передача формы и строения растения. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  2. Натюрморт из 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур в постановке. Задачи: композиционное решение листа, создание и передача формы, объема и освещения предметов в пространстве. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  3. Наброски фигуры человека. Задачи: получение начальных знаний об анатомии человека и технике быстрого рисунка (наброска), работа с линией и пропорциями. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  4. Рисунок натюрморта из 3-х бытовых предметов с простой драпировкой. Задачи: грамотное построение предметов в пространстве, особое внимание понятиям светотени, рефлекса, блика. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  5. Наброски головы человека и отдельных частей тела. Задачи: изучение особенностей анатомии человека, передача объема и пропорций отдельных частей тела методом быстрого рисунка. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  6. Итоговый натюрморт из2-3-х бытовых предметов с возможным использованием чучела на фоне простой драпировки или без нее. Задачи: выявление и закрепление полученных навыков по созданию цельной композиционной работы с передачей форм и объема предметов, их освещения в пространстве при помощи штриха. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  1. класс



  1. Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Натюрморт из 2-3-х геометрических тел или близких им по форме предметов с верхним освещением и гладким фоном. Задачи: повторение пройденного материала, создание грамотно скомпонованного рисунка с передачей формы, объема и освещения предметов. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  2. Рисунок однотонной драпировки со складками. Задачи: изучение конструкции драпировки на основе её опорных точек и поверхностей, образование складок и выявление их формы. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  3. Зарисовки человека в сидячей позе. Задачи: передача связи фигуры с одеждой, расположение складок на формах и объемах тела. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  4. Рисунок гипсовых плакеток «Звезда» или «Кольцо» с контрастным освещением. Задачи: изучение изменения форм в перспективе, конструктивный рисунок с передачей освещения и материала. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  5. Итоговый натюрморт из 3-х бытовых предметов с драпировкой при боковом освещении. Задачи: повторение пройденного материала по построению предметов и передаче пространства и освещения. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

Второе полугодие.

  1. Натюрморт из 3-х предметов с верхнебоковым рассеянным освещением. Задачи: создание работы с применением полученных навыков рисунка и построения предметов. Материалы: бумага 1/2 листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  2. Постановка в интерьере (угол комнаты) из крупных предметов с верхним освещением. Задачи: композиционное решение листа, построение перспективы и передача освещения и пространства интерьера. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  3. Рисунок гипсовой розетки на фоне серой драпировки с крупными складками и контрастным освещением. Задачи: построение формы в пространстве и передача светотеневых отношений. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  4. Итоговая постановка из 3-х предметов на фоне драпировки с несколькими складками и верхнебоковым освещением. Задачи: закрепление и выявление навыков предмета, последовательное выполнение рисунка композиционное решение, конструктивное построение предметов, передача объема и формы, освещения и фактуры материала по средствам штриха. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик

  1. класс

  1. Беседа о задачах рисунка в 3 классе. Рисунок гипсового орнамента с однотонной драпировкой. Задачи: применение полученных ранее навыков и умений цельно передавать форму рельефа и анализировать её. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  2. Наброски фигуры человека с использованием мягких материалов (уголь, соус, сангина) или туши. Задачи: передача пластики фигуры человека, знакомство с новыми материалами и освоение их применения. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  3. Рисунок постановки в интерьере, расположение выше /ниже уровня глаз. Задачи: передача перспективы и пространства, конструктивное построение деталей рисунка и тональное решение постановки. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  4. Тематическая постановка из 3-4-х бытовых предметов на фоне драпировки со складками. Задачи: развитие цельности видения постановки, достижение максимальной законченности работы. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  5. Рисунок сложной драпировки с использованием мягких материалов. Задачи: конструктивно-пластическое построение складок при умении общего видения формы, распределение света. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

Второе полугодие.

  1. Рисунок капители или балясины. Задачи: формирование умения передавать пропорции сложной архитектурной формы, тональное решение и передача фактуры материала. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик

  2. Рисунок части интерьера (коридор, выставочный зал и др.). Задачи: развитие навыков изображения ограниченного пространства с перспективным построением в соответствии с линией горизонта, передача воздушной перспективы с помощью разнонасыщенной плотности линии и тонального пятна. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  3. Тематический натюрморт из 4-5 предметов и драпировки. Задачи: последовательная работа над постановкой с целью создания законченного выразительного рисунка. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  4. Зарисовки частей лица гипсовой головы Давида: носа, губ, глаз, уха. Задачи: ознакомление с классическими пропорциями лица, построение формы и передача объема. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.



7класс

  1. Беседа о задачах предмета в 4 классе. Рисунок гипсового черепа- обрубовки. Задачи: постадийное построение обрубовки,линия-как средство передачи пространства. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  2. Рисунок гипсовой анатомической обрубованной головы «Экорше Гудона». Задачи: постановка головы в пространстве,связь отдельных частей в единое целое, тональная передача объема. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  3. Зарисовки человеческого черепа в 2-3-х поворотах. Задачи: изучение анатомических особенностей черепа и его построение в пространстве. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик

  4. Рисунок частей тела Давида: рука или стопа. Задачи: пространственно-конструктивное построение формы с учетом знаний перспективы и анатомического строения. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

Второе полугодие.

  1. Рисунок гипсовой маски или головы (Антиной, Венера) Задачи: переход к изображению естественных форм на основе знаний анатомии черепа и принципов перелома форм (обрубовка), выделение главного при создании целостной работы. Материалы: бумага ¼ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  2. Зарисовка головы с живой натуры. Задачи: передача объемов и световых отношений при рисунке с живой модели. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик

  3. Рисунок головы Сократа, Цезаря и т.п. Задачи: постадийное выполнение работы с применением полученных навыков и знаний. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  4. Рисунок античного торса. Задачи: сочетание анатомических знаний с пластикой форм человеческого тела, композиционное решение работы, сочетание линии и тона в выделении главного. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.

  5. Зарисовки фигуры человека с живой натуры. Задачи: работа над пластикой и характером фигуры, применение и закрепление навыков и знаний. Материалы: бумага ½ листа, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002

  2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.

  3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1963.

  4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.

  5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.

  6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры. М.,2000.

  7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.

  8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика. М., 1987.

  9. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М.,1978.

  10. Рисунок. Под ред. Серова А.М., 1975.

  11. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. М.,1976.

  12. Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955