СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому) 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

142933 Московская обл., г.о.Кашира, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ О.А.Юркова

«02» сентября 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора МБОУ«Кокинская

Основная общеобразовательная школа»

______________________ Е.В.Олейник

Приказ от «02» сентября 2019 г. № 14/16-о








Рабочая программа учебного предмета

«Родной язык (русский)»

(базовый уровень)




9 класс









Составитель: Олейник Елена Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории









2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)», 9 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями приказ от 31.12.2015 № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа». Родным языком является русский язык. Содержание рабочей программы по родному языку (русскому) реализуется с помощью учебного пособия «Русский родной язык» 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. [О.М.Александрова и др.]. – 4-е изд. - М.: «Просвещение», 2020.

Рабочая программа по родному языку (русскому) ориентирована на учащихся 9 класса. Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» в 9 классе рассчитано на 17 учебных часов (34 учебные недели по 0,5 часа в неделю). Освоение образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» в 9 классе сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Родной язык (русский)» к концу 9 класса.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

У обучающегося будут сформированы:

- российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);

- понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского родного языка знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; воспитание интереса к родному русскому языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- стремление к речевому самосовершенствованию; увеличение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

- определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

- умению оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

-умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию;

- подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- определять идею текста;

- преобразовывать текст;

- оценивать содержание и форму текста.

-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- коммуникативно-целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместному выполнению какой-либо задачи, участию в спорах, обсуждениях;

- овладению национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; определять возможные роли в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.

Предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» в 9 классе

обучающийся научится:

- взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

- использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

- проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

- распознавать источники крылатых слов и выражений;

- правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения;

- соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

Обучающийся получит возможность научиться:

- систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

- использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистическогого;

- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Содержание учебного предмета.

«Родной язык (русский)», 9 класс

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогово‚ по‚ из‚ св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет.

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем

рабочей программы


Количество часов

1

Язык и культура.

5

2

Культура речи.

5

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

7


Итого

17
















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов и

тем урока

Дата урока

(план)

Дата

Урока

(факт)

Язык и культура (5 ч)

1

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

02.09-06.09


2

2

Ключевые слова русской культуры.

09.09-13.09


3

3

Крылатые слова и выражения в русском языке

16.09-20.09


4

4

Крылатые слова и выражения в русском языке (продолжение)

23.09-27.09


5

5

Развитие русского языка как закономерный процесс

30.09-04.10


6

6

Основные тенденции развития современного русского языка

07.10-11.10


7

7

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

14.10-18.10


8

8

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

21.10-25.10


9

9

Переосмысление значений слов в современном русском языке

05.11-08.11


10

10

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке

11.11-15.11


Культура речи (5ч)


Анализ входного диктанта.

11

1

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

18.11-22.11


12

2

Активные процессы в области произношения и ударения.

26.11-29.11


13

3

Лексические нормы современного русского литературного языка

02.12-06.12


14

4

Трудные случаи лексической сочетаемости.

09.12-13.12


15

5

Грамматические нормы современного русского литературного языка

16.12-20.12


16

6

Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений.

23.12-27.12


17

7

Речевой этикет в деловом отношении

13.01-17.01


18

8

Речевой этикет в деловом отношении (продолжение)

20.01-24.01


19

9

Правила сетевого этикета.

27.01-31.01


20

10

Правила сетевого этикета (продолжение)

03.02-07.02


Речь. Речевая деятельность. Текст (7ч)

21

1

Русский язык в Интернете

10.02-14.02


22

2

Русский язык в Интернете (продолжение)

17.02-21.02


23

3

Виды преобразования текстов.

24.02-28.02


24

4

Виды преобразования текстов (продолжение)

02.03-06.03


25

5

Разговорная речь. Анекдот, шутка

09.03-13.03


26

6

Разговорная речь. Анекдот, шутка (продолжение)

16.03-20.03


27

7

Официально – деловой стиль. Деловое письмо.

30.03-03.04


28

8

Официально – деловой стиль. Деловое письмо (продолжение)

06.04-10.04


29

9

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

13.04-17.04


30

10

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение (продолжение)

20.04-24.04


31

11

Публицистический стиль. Проблемный очерк

27.04-30.04


32

12

Публицистический стиль. Проблемный очерк (продолжение)

04.05-08.05


33

13

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

11.05-15.05


34

14

Подведение итогов.

18.05-22.05



РАССМОТРЕНО

На заседания ШМО

учителей гуманитарных наук и художественно-эстетического цикла

Протокол № 1 от «30» августа 2019 г.