Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Китаевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 31 августа 2022 г.
Председатель ________________
/_____________/
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ
приказом №____
от 01 сентября 2022 года
Директор школы________________
/В.И.Емельянова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной язык (русский)» (1 класс)
Уровень образования начальное общее образование
Учебные годы реализации программы 2022-2023
Рабочую программу составил учитель первой квалификационной категории Чаплыгина Ольга Леонидовна
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Примерной рабочей программы НОО «Родной язык (русский)» (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол №3/21 от 27.09.21г.), примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для 1-4 классов под редакцией О. М. Александровой, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачами данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини- исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю, на общую учебную нагрузку в объёме 33 часа.
Методические материалы для учителя 1.Русский родной язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др. — М.: Просвещение, 2019.
2. Русский родной язык. 1—4 классы. Рабочие программы/О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. — М.: Просвещение, 2019.
Учебные материалы для ученика
. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др. — М.: Просвещение, 2019.
Формы учета рабочей программы воспитания
Воспитательный потенциал предмета «Русский родной язык» реализуется через:
1) установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;
2) побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
3) привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по этому поводу, выработки своего к ней отношения;
4) использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5) применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
6) включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7) инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально- культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
-дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.);
-как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
Метапредметные связи предмета «Русский родной язык»
Содержание программы «Русский родной язык» ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса. Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать
их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
-распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
-понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-осознавать смыслоразличительную роль ударения;
-соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
-выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
Виды деятельности обучающихся:
-беседы по содержанию прочитанных произведений, на основе иллюстраций учебник;
-учебный диалог на основе анализа иллюстраций и текста учебника, работа с иллюстрациями учебника, коллективное формулирование выводов по теме урока;
-работа с книгой;
-обсуждение распространенных, часто используемых жестов, которые сопровождают и дополняют нашу речь (жесты приветствия, прощания, согласия, одобрения и др.), их роли, ситуаций, когда люди к ним прибегают;
-работа в паре: выполнение игровых упражнений, разыгрывание диалогов; анализ речевых ситуаций с точки зрения употребления формул речевого этикета;
-самостоятельная работа по подбору вежливых слов, которые могут быть использованы в различных ситуациях общения(встрече, прощании, выражении просьбы и др.);
-обсуждение различных ситуаций общения (ребенок — сверстник, ребенок — взрослый);
-выполнение творческих заданий (рассказ о сказочном герое, о явлении природы, о любимом животном);
-практические работы, направленные на отработку умения образовывать отчество по имени отца, определять имя отца человека по отчеству; отвечать на вопрос одним словом.
Проектная деятельность: «Словарь в картинках»
Система оценки достижения планируемых результатов в 1 классе включает:
-стартовую, промежуточную, итоговую педагогическую диагностику;
-текущую и тематическую оценку.
При этом в первом классе обучение является безотметочным. Формы оценки: самооценка с использованием «Оценочного листа», устный опрос, письменный контроль, практическая работа, тестирование, защита проекта, итоговая контрольная работа.
-портфолио;
-педагогическое наблюдение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
| Раздел 1. Секреты речи и текста | | | | |
1.1. | Общение. Устная и письменная речь. | 2 | 0 | 0 | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
1.2. | Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить? Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. | 2 | 0 | 1 | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
1.3. | Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; использование в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. | 1 | 0 | 0 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
1.4. | Имена в малых жанрах фольклора | 1 | 0 | 1 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
1.5. | Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание. | 2 | 0 | 0 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
Итого по разделу: | 8 | | | |
| Раздел 2. Язык в действии | | | | |
2.1. | Роль логического ударения. | 3 | 0 | 0 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
2.2. | Звукопись в стихотворном художественном тексте. | 1 | 0 | 1 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
2.3. | Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов. Смыслоразличительная роль ударения. | 4 | 0 | 1 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
2.4. | Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов. | 2 | 0 | 0 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
Итого по разделу: | 10 | | | |
| Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее | | | | |
3.1. | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с письменностью. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. | 4 | 0 | 1 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
3.2. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приемы научно- познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. | 4 | 0 | 1 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
3.3. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. | 4 | 0 | 0 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
Итого по разделу: | 12 | | | |
| Раздел 4. Секреты речи и текста | | | | |
4.1. | Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. Составление текстов. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов. | 3 | 1 | 0 | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru |
Итого по разделу: | 3 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 1 | 6 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № в раз деле | Тема урока | Дата по плану | Дата факт | Домашнее задание | Примечание |
1. | 1 | Как люди общаются друг с другом. Устная и письменная речь. | 02.09 | | | |
2. | 2 | Связь слов и высказываний. Общение. Устная и письменная речь. | 09.09 | | | |
3. | 3 | Вежливые слова. | 16.09 | | | |
4. | 4 | Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. | 23.09 | | | |
5. | 5 | Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?) | 30.09 | | | |
6. | 6 | Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора. | 07.10 | | | |
7. | 7 | Спрашиваем и отвечаем. | 14.10 | | | |
8. | 8 | Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов (вопрос ¬ уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). | 21.10 | | | |
9 | 1 | Выделяем голосом важные слова. | 11.11 | | | |
10. | 2 | Роль логического ударения. | 18.11 | | | |
11. | 3 | Роль логического ударения. | 25.11 | | | |
12. | 4 | Как можно играть звуками. Звукопись в стихотворном художественном тексте | 02.12 | | | |
13. | 5 | Где поставить ударение | 09.12 | | | |
14. | 6 | Где поставить ударение | 16.12 | | | |
15. | 7 | Где поставить ударение | 23.12 | | | |
16. | 8 | Смыслоразличительная роль ударения | 13.01 | | | |
17. | 9 | Как сочетаются слова | 20.01 | | | |
18. | 10 | Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов) | 27.01 | | | |
19. | 1 | Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 03.02 | | | |
20. | 2 | Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 10.02 | | | |
21. | 3 | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. | 24.02 | | | |
22. | 4 | Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» | 03.03 | | | |
23. | 5 | Дом в старину: что как называлось. | 10.03 | | | |
24. | 6 | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д | 17.03 | | | |
25. | 7 | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д | 07.04 | | | |
26. | 8 | .Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д. | 14.04 | | | |
27. | 9 | Во что одевались в старину | 21.04 | | | |
28. | 10 | Во что одевались в старину | 28.04 | | | |
29. | 11 | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.) | 05.05 | | | |
30. | 12 | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.) | 12.05 | | | |
31. | 1 | Составление текстов. Анализ прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов | 19.05 | | | |
32. | 2 | Контрольная работа. Составление текстов. Анализ прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов | 26.05 | | | |
33. | 3 | Составление текстов. Анализ прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов | | | | |
4