СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку»


Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку для 8 класса разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г. (в редакции ФЗ от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ);

  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  • Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» (приложение №3 к приказу №182 от 27.08.2021 г.);

  • Авторская программа «Русский родной язык» 5-9 классы Александровой О.М., Гостевой Ю.Н., Добротиной И.Н.– М.: Просвещение, 2020 г.


Цели изучения предмета:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.



Задачи изучения предмета:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;

  • формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п.


Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.


Место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане:

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» на изучение родного языка в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

(для учителя)

    1. Александрова А.М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций /О.М.Александрова, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина. – М: Просвещение, 2020.

    2. Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.Александрова и др.] – М: Просвещение, 2021.

    3. Русский родной язык. 6 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др. – М: Учебная литература, 2018.

    4. Н. Егорова: Русский родной язык. 6 класс. Поурочные разработки к УМК О. М. Александровой и др. – М: ВАКО, 2021.
      (для учащихся)

1. Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.Александрова и др.] – М: Просвещение, 2021.

Электронные ресурсы

1.Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

2. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

7. Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

9. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru

10. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

11. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru

12. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html

13. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru

14. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

15. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

16. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

17. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

18. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

19. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

20. Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru

21. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

23. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

24. Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su

25. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи.

26. URL: http://doc-style.ru Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

27. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

28. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

29. Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Классная доска

2.Экспозиционный экран

3.Мультимедийный проектор

4. Ноутбук

5. Видео, презентации

6. Колонки

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущий контроль успеваемости по родному языку осуществляется учителем на протяжении всего учебного года. К текущему контролю относятся: входной контроль, поурочный контроль, тематический (периодический) контроль, контроль по итогам полугодия.

Формы текущего контроля: устный, фронтальный опрос, работа по карточкам, выполнение письменного упражнения, творческого задания, тест, защита проектов.

Промежуточная итоговая аттестация: тест в рамках промежуточной итоговой аттестации считать итоговым тестом (годовым).

п/п

Вид проверочной работы

Количество работ

Периодичность

1.

Итоговая работа

1

1 полугодие

2.

Тест в рамках проведения промежуточной аттестации

1

май

3.

Проект (представление проектных работ)

1

декабрь



Планируемые результаты изучения русского языка в 8 классе


Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.



Познавательные УУД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; определять идею текста; преобразовывать текст; оценивать содержание и форму текста;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). 


Предметные результаты:

Учащиеся научатся

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

  • характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с использованием словарей);

  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

  • комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

  • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

  • характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;

  • объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов;

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  • употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  • понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

  • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

  • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

  • употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

  • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений

  • редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

  • корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;

  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

  • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  •  строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  • анализировать и тексты публицистических жанров (письмо);

  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Учащиеся получат возможность научиться

  • характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;

  • комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);

  • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

  • анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи;

  • создавать тексты публицистических жанров (письмо);



Содержание учебного предмета

8 класс (34 ч.)


Раздел 1. Язык и культура (9ч)

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточно-славянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

Раздел 2. Культура речи (11ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична-инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ.

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Речевой этикет

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

Контрольное изложение

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Текст как единица языка и речи

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Самохарактеристика,  самопрезентация,  поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

Рекомендуемые темы проектных работ

1. О происхождении фразеологизмов.

2. Источники фразеологизмов в русском языке.

3. Словарь одного слова.

4. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.

5. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

6. Разработка личной странички в Интернете.

7. Сборник правил ведения корректной дискуссии.

8. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору».

9. Разработка рекомендаций «Как избегать речевой агрессии».

10. Приветствия в речи современных школьников.

11. Русский этикет в пословицах и поговорках.


Распределение учебных часов по разделам программы

в 8 классе


п/п

Разделы программы

Количество часов

Реализация программы воспитания

1

Язык и культура

9

Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа

2

Культура речи

11

Приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

14

Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.


Всего

34




Тематическое планирование уроков родного языка

в 8 классе

1 час в неделю, всего 34 часа


п/п

Тема урока. Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Язык и культура – 9 ч.

Беседа по ТБ. Исконно русская лексика и её особенности

1



Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

1



Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

1



Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

1



Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике

1



Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности

1



Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности

1



Русский человек в обращении к другим

1



Русский человек в обращении к другим

1



Культура речи – 11 ч.

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1



Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1



Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

1



Нормы употребления терминов

1



Нормы употребления терминов

1



Трудные случаи согласования в русском языке

1



Итоговая работа за I полугодие

1



Трудные случаи согласования в русском языке

1



Трудные случаи согласования в русском языке

1



Особенности современного речевого этикета

1



Особенности современного речевого этикета

1



Речь. Речевая деятельность. Текст – 14 ч.

Информация. Способы и средства её получения и переработки.

1



Информация. Способы и средства её получения и переработки.

1



Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания

1



Аргументация. Правила эффективной аргументации

1



Аргументация. Правила эффективной аргументации

1



Доказательство и его структура. Виды доказательств

1



Доказательство и его структура. Виды доказательств

1



Разговорная речь. Самопрезентация

1



Разговорная речь. Самопрезентация

1



Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации

1



Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия

1



Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия

1



Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма

1



Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма

1