СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному русскому языку 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» разработана на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартомРабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» разработана на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартомРабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» разработана на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку 5 класс»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку


на 2021 -2022 учебный год


Уровень образования, класс: среднее общее образование, 5 а класс.


Количество часов: 17 часов; 1 раз в две недели.


Учитель: Пашина Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.




Рабочая программа курса «Русский родной язык» для 5 а класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» и Примерных рабочих программ по русскому родному языку (5–9-е классы) под редакцией Александровой О.М.





Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Русский родной язык» в 5 а классе разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» и Примерных рабочих программ по русскому родному языку (5–9-е классы) под редакцией О. М. Александровой

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время курс русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеет свою специфику, обусловленную историко-культурным подходом к изучению родного языка.



При реализации данной рабочей программы в 5а классе, в котором обучаются дети с диагнозом ЗПР, необходимо опираться на психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:

- использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития;

- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 5 классе, в учебном плане МБОУ СОШ №1 в 5 классе на изучение родного (русского) языка предусмотрено 17 часов, в неделю 0,5 часа ( одно занятие). Рабочая программа составлена на 35 занятий.

Общая характеристика

учебного предмета «Русский родной язык»

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём.

Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

Важнейшими задачами курса являются:

- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;

- формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Кроме того, программа содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ГИА.


В соответствии с ФГОС ОО курс направлен на достижение личностных результатов:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе образования и самообразования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры;

7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению русского родного языка. Они включают владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;



говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).


Предметные результаты изучения русского родного языка предполагают понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём.

Обучающиеся получат возможность научиться

  • осознавать роль русского родного языка в жизни человека, общества и государства, в современном мире;

  • осознавать язык как развивающееся явление, взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;

  • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;

  • понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

  • осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;

  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения таких фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • понимать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений и уметь истолковать эти значения; знать источники крылатых слов и выражений; правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения;

  • уметь охарактеризовать слова с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные; понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; уметь распознавать и характеризовать с помощью словарей заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);

  • понимать особенности старославянизмов и уметь распознавать их, понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

  • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать с помощью словарей слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;

  • определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

  • определять значения современных неологизмов и характеризовать их по сфере употребления и стилистической окраске;

  • определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалекты как часть народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

  • соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

  • употреблять слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • употреблять термины в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи;

  • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

  • распознавать слова с различной стилистической окраской;

  • различать типичные речевые ошибки; редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи.

Обучающиеся научатся:

  • соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка:

  • употребление сложных существительных, имён собственных (географических названий), аббревиатур‚ обусловленное категорией рода;

  • употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имён и фамилий, названий географических объектов; употребление отдельных грамматических форм имён существительных, прилагательных (в рамках изученного);

  • склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевлённости-неодушевлённости;

  • употребление форм множественного числа имени существительного (в том числе форм именительного и родительного падежа множественного числа); форм 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов, форм повелительного наклонения глаголов; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида;

  • употребление имён прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме;

  • согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание;

  • согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского пола;

  • согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительного;

  • согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования;

  • управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания; употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением;

  • построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

  • различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода; форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу; литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

  • различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

  • правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;

  • выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи.

  • Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

  • 5-й класс

  • Раздел 1. Язык и культура

  • Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

  • Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.). Словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

  • Образность русской речи. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.

  • Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Крылатые слова и выражения. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

  • Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

  • Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т. п., лиса – хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости для тюркских народов и т. п.).

  • Антропонимы. Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

  • Топонимы. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.



  • Раздел 2. Культура речи

  • Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

  • Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

  • Омографы: ударение как маркер смысла слова (пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс).

  • Произносительные варианты орфоэпической нормы (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.).

  • Роль звукописи в художественном тексте.

-Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

  • Толковые словари.

  • Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

  • Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учётом стилистических норм современного русского языка (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента; интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи — беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

  • Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имён существительных; род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имён собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

  • Формы родительного падежа множественного числа имен существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и), различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

  • Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

  • Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».



  • Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

  • Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

  • Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка.

  • Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

  • Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

  • Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

  • Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

  • Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

  • Особенности языка фольклорных текстов.

Тематическое планирование курса «Русский (родной) язык»

  • 5-й класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во занятий

Дата план.

Дата факт.

1

Язык и культура. Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.

1



2

Язык - волшебное зеркало мира и национальной культуры.

1



3

История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды, предметов русского быта. Повторение. Входная контрольная работа.

1



4

Анализ контрольной работы. Образность русской речи: метафора, олицетворение. Самост. работа.

1



5

Проект « Живое и меткое слово русского фольклора». Крылатые слова, пословицы, поговорки.

1



6

О чем могут рассказать имена людей и названия городов. Повторение изученного. ТУЗ по разделу: «Язык и культура».

1



7

Культура речи. Современный русский литературный язык.

1



8

Русская орфоэпия. Практическая работа.

1



9

Стилистическая окраска слов. Речь правильная. Основные грамматические нормы.

1



10

Речевой этикет: нормы и традиции. Повторение изученного. ТУЗ по разделу: «Культура речи»

1



11

Контрольная работа №2 по разделам: «Язык и культура. Культура речи».

1



12

Анализ контр. работы.

1



13

Речь. Текст. Язык и речь. Средства выразительности устной речи.

1



14

Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение, композиционные особенности текста. Средства связи предложений и частей текста. ТУЗ

1



15

Функциональные разновидности языка. Стили речи. Литературная сказка. Рассказ.

1



16

Особенности языка фольклорных текстов. ТУЗ

1



17

Повторение изученного.

1




Лист

корректировки рабочей программы



Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту