Планируемые результаты освоения предмета
Обучение письму
Добукварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающиеся познакомятся с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,
КоммуникативныеУУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения;
- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
проявлять интерес к новому учебному материалу
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е,Ё,Ю, Я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
4. Адекватно воспринимать оценку учителя.
5. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия.
6. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
2.Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Послебукварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
- определять тему, главную мысль произведения;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру произведения;
- кратко характеризовать героев произведений,
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
- вырабатывать навыки грамотного письма.
- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
- формировать навыки правописания гласных в корне слова.
- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,
иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру произведения;
- кратко характеризовать героев произведений,
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Вырабатывать навыки грамотного письма.вопросы кто? что?
Формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
Проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
Формировать навыки правописания гласных в корне слова.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
5. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
6.Адекватно воспринимать оценку учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
2. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
3. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Русский язык
Предметные результаты
представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Развитие речи
Обучающийся научится:
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы русского алфавита;
называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Личностные результаты
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Добукварный период (17 ч)
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слогозвуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период (72ч)
Обучение письму Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма. II. Развитие устной речи Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Послебукварный период (26ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Русский язык (50 ч)
Наша речь (2ч)
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление).
Русский язык - родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.
Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.
Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Слова, слова, слова… (4ч)
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова».
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Воспитание чувства личной ответственности за свое поведение на основе содержания текстов учебника.
Развитие познавательного интереса к происхождению слов.
Слово и слог. Ударение (6ч)
Слово и слог (2ч)
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги.
Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).
Перенос слов (2ч)
Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.
Ударение (общее представление) (2ч)
Способы выделения ударения.
Словообразующая роль ударения.
Графическое обозначение ударения.
Слогоударные модели слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Знакомство с орфоэпическим словарем.
Звуки и буквы (34ч)
Звуки и буквы (2ч)
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Условные звуковые обозначения слов.
Русский алфавит, или Азбука (2 ч)
Значение алфавита.
Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями.
Гласные звуки (3ч)
Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.
Ударные и безударные гласные звуки (5ч)
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).
Работа с орфографическим словарем.
Проверочный диктант.
Согласные звуки (3ч)
Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка)
Слова с удвоенными согласными.
Слова со звуком [ й ] и буквой «и кратное».
Твердые и мягкие согласные звуки (3ч)
Согласные парные и непарные по твердости-мягкости.
Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, ё, е, ю, я, ь.
Мягкий знак (ь) (3ч)
Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки)
Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.
Глухие и звонкие согласные (5ч)
Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и обозначение его буквой на письме.
Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).
Проверочный диктант.
Шипящие согласные звуки (5ч)
Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ
Проект «Скороговорки». Составление сборника «Веселые скороговорки.»
Правило правописания сочетаний чк, чн, чт.
Правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Проверочный диктант.
Заглавная буква в словах (3ч)
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма).
Повторение (1ч)
Повторение и обобщение изученного материала.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Коли чество часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Обучение письму Добукварный период | 115 17 | | |
1 | Пропись – первая учебная тетрадь. | 1 | 01.09 | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки | 1 | 02.09 | |
3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | 03.09 | |
4 | Рисование юордюров. | 1 | 06.09 | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | 07.09 | |
6 | Письмо наклонных длинных линий с закруглением внизу. | 1 | 08.09 | |
7 | Письмо элементов букв. | 1 | 09.09 | |
8 | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. | 1 | 10.09 | |
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий. | 1 | 13.09 | |
10 | Повторение и обобщение материала. Письмо элементов букв. | 1 | 14.09 | |
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.. | 1 | 15.09 | |
12 | Заглавная и строчная буквы А, а. | 1 | 16.09 | |
13 | Заглавная и строчная буквы О, о. | 1 | 17.09 | |
14 | Строчная буква и. | 1 | 20.09 | |
15 | Заглавная буква И. | 1 | 21.09 | |
16 | Строчная буква ы. | 1 | 22.09 | |
17 | Заглавная и строчная буквы У, у. | 1 | 23.09 | |
| Букварный период | 72 | | |
18 | Строчная буква н. | 1 | 24.09 | |
19 | Заглавная буква Н. | 1 | 27.09 | |
20 | Заглавная и строчная буквы С, с. | 1 | 28.09 | |
21 | Строчная буква к. | 1 | 29.09 | |
22 | Заглавная буква К. | 1 | 30.09 | |
23 | Строчная буква т. | 1 | 01.10 | |
24 | Заглавная буква Т. | 1 | 04.10 | |
25 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | 05.10 | |
26 | Строчная буква л. | 1 | 06.10 | |
27 | Заглавная буква Л. | 1 | 07.10 | |
28 | Заглавная и строчная буквы Р, р. | 1 | 08.10 | |
29 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | 11.10 | |
30 | Заглавная и строчная буквы В, в. | 1 | 12.10 | |
31 | Строчная буква е. | 1 | 13.10 | |
32 | Заглавная буква Е. | 1 | 14.10 | |
33 | Строчная буква п. | 1 | 15.10 | |
34 | Заглавная буква П. | 1 | 18.10 | |
35 | Строчная буква м. | 1 | 19.10 | |
36 | Заглавная буква М. | 1 | 20.10 | |
37 | Строчная буква з. | 1 | 21.10 | |
38 | Заглавная буква З. | 1 | 22.10 | |
39 | Письмо слов с буквами З, з. | 1 | 25.10 | |
40 | Строчная буква б. | 1 | 26.10 | |
41 | Заглавная буква Б. | 1 | 05.11 | |
42 | Письмо слов с буквами Б, б. | 1 | 08.11 | |
43 | Строчная буква д. | 1 | 09.11 | |
44 | Заглавная буква Д. | 1 | 10.11 | |
45 | Письмо слов с буквами Д, д. | 1 | 11.11 | |
46 | Строчная буква я. | 1. | 12.11 | |
47 | Заглавная буква Я. | 1 | 15.11 | |
48 | .Письмо слов с буквами Я, я. | 1 | 16.11 | |
49 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | 17.11 | |
50 | Строчная буква г. | 1 | 18.11 | |
51 | Заглавная буква Г. | 1 | 19.11 | |
52 | Письмо слов с буквами Г, г. | 1 | 22.11 | |
53 | Строчная буква ч. | 1 | 23.11 | |
54 | Письмо слов с изученными буквами. Сочетания ча, чу. | 1 | 24.11 | |
55 | Заглавная буква Ч. | 1 | 25.11 | |
56 | Буква ь. | 1 | 26.11 | |
57 | Буква ь на конце и в середине слов. | 1 | 29.11 | |
58 | Строчная буква ш. | 1 | 30.11 | |
59 | Заглавная буква Ш. | 1 | 01.12 | |
60 | Письмо элементов изученных букв. Письмо слов с изученными буквами. Сочетание ши. | 1 | 02.12 | |
61 | Строчная буква ж. | 1 | 03.12 | |
62 | Заглавная буква Ж. | 1 | 06.12 | |
63 | Письмо слов с изученными буквами. Сочетание жи. | 1 | 07.12 | |
64 | Письмо слов с изученными буквами. Сочетания жи-ши. | 1 | 08.12 | |
65 | Строчная буква ё. | 1 | 09.12 | |
66 | Письмо слогов и слов с буквой ё. | 1 | 10.12 | |
67 | Заглавная буква Ё. | 1 | 13.12 | |
68 | Строчная буква й. | 1 | 14.12 | |
69 | Письмо слов с буквой й. | 1 | 15.12 | |
70 | Строчная буква х. | 1 | 16.12 | |
71 | Заглавная буква Х. | 1 | 17.12 | |
72 | Письмо слов с буквами Х, х. | 1 | 20.12 | |
73 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | 21.12 | |
74 | Строчная буква ю. | 1 | 22.12 | |
75 | Заглавная буква Ю. Письмо слов с буквами Ю, ю. | 1 | 23.12 | |
76 | Строчная буква ц. | 1 | 24.12 | |
77 | Итоговый контроль за I полугодие. | 1 | 27.12 | |
78 | Заглавная буква Ц. | 1 | 10.01 | |
79 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 | 11.01 | |
80 | Строчная буква э. | 1 | 12.01 | |
81 | Заглавная буква Э. | 1 | 13.01 | |
82 | Строчная буква щ. | 1 | 14.01 | |
83 | Сочетания ча-ща, чу-щу в словах. | 1 | 17.01 | |
84 | Заглавная буква Щ. | 1 | 18.01 | |
85 | Строчная буква ф. | 1 | 19.01 | |
86 | Заглавная буква Ф. | 1 | 20.01 | |
87 | Строчные буквы ь и ъ. | 1 | 21.01 | |
88 | Правописание слов с ь и ъ разделительными знаками. | 1 | 24.01 | |
89 | Русский алфавит. | 1 | 25.01 | |
| Послебукварный период | 26 | | |
90 | Оформление предложений. | 1 | 26.01 | |
91 | Слова, отвечающие на вопросы»кто?» и «что?». | 1 | 27.01 | |
92 | Слова, отвечающие на вопросы»кто?» и «что?». | 1 | 28.01 | |
93 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?». | 1 | 31.01 | |
94 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?». | 1 | 01.02 | |
95 | Слова, отвечающие на вопросы «какая?», «какой?», «какое?», «какие?». | 1 | 02.02 | |
96 | Слова, отвечающие на вопросы «какая?», «какой?», «какое?», «какие?». | 1 | 03.02 | |
97 | Предлоги. | 1 | 04.02 | |
98 | Местоимения. | 1 | 07.02 | |
99 | Диктант. | 1 | 08.02 | |
100 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | 16.02 | |
101 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | 17.02 | |
102 | Парные звонкие и глухие согласные в конце слова. | 1 | 18.02 | |
103 | Парные звонкие и глухие согласные в конце слова. | 1 | 21.02 | |
104 | Правописание жи-ши. | 1 | 22.02 | |
105 | Правописание ча-ща. | 1 | 23.02 | |
106 | Правописание чу-щу. | 1 | 24.02 | |
107 | Правописание чк, чн, щн. | 1 | 25.02 | |
108 | Заглавная буква в словах. | 1 | 28.02 | |
109 | Заглавная буква в словах. | 1 | 01.03 | |
110 | Словарный диктант. | 1 | 02.03 | |
111 | Деление на слоги. | 1 | 03.03 | |
112 | Основа предложения | 1 | 04.03 | |
113 | Основа предложения. | 1 | 07.03 | |
114 | Алфавитный порядок слов. | 1 | 08.03 | |
115 | Контрольное списывание. | 1 | 09.03 | |
| Русский язык Наша речь | 50 2 | | |
116 | Язык и речь. | 1 | 10.03 | |
117 | Виды речи. | 1 | 11.03 | |
| Текст, предложение, диалог | 3 | | |
118 | Текст. | 1 | 14.03 | |
119 | Предложение. | 1 | 15.03 | |
120 | Диалог. | 1 | 16.03 | |
| Слова, слова, слова… | 4 | | |
121 | Слово. Роль слов в речи. | 1 | 17.03 | |
122 | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов | 1 | 18.03 | |
123 | Вежливые слова. | 1 | 21.03 | |
124 | Однозначные и многозначные слова ( общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | 22.03 | |
| Слово и слог. Ударение | 6 | | |
125 | Слово и слог. | 1 | 23.03 | |
126 | Деление слов на слоги | 1 | 01.04 | |
127 | Перенос слов. | 1 | 04.04 | |
128 | Упражнение в переносе слов. | 1 | 05.04 | |
129 | Ударение (общее представление). | 1 | 06.04 | |
130 | Словообразующая роль ударения. | 1 | 07.04 | |
| Звуки и буквы Звуки и буквы | 34 2 | | |
131 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 | 08.04 | |
132 | Звуки и буквы. Обозначение звуков речи. | 1 | 11.04 | |
| Азбука, или алфавит | 2 | | |
133 | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | 1 | 12.04 | |
134 | Алфавит. Алфавитный порядок слов | 1 | 13.04 | |
| Гласные звуки | 3 | | |
135 | Гласные звуки и буквы | 1 | 14.04 | |
136 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах | 1 | 15.04 | |
137 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э. | 1 | 18.04 | |
| Ударные и безударные гласные звуки | 5 | | |
138 | Обозначение ударного гласного буквой на письме. | 1 | 19.04 | |
139 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | 20.04 | |
140 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | 21.04 | |
141 | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. | 1 | 22.04 | |
142 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Проверочный диктант. | 1 | 25.04 | |
| Согласные звуки | 3 | | |
143 | Буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | 26.04 | |
144 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 27.04 | |
145 | Слова с буквами и и й. Перенос слов с буквой й. | 1 | 28.04 | |
| Твердые и мягкие согласные звуки | 3 | | |
146 | Твердые и мягкие согласные звуки | 1 | 29.04 | |
147 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. | 1 | 02.05 | |
148 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. | 1 | 03.05 | |
| Мягкий знак (ь) | 3 | | |
149 | Буква ь как показатель мягкости согласного звука. | 1 | 04.05 | |
150 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | 05.05 | |
151 | Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком слов. | 1 | 06.05 | |
| Глухие и звонкие согласные звуки | 5 | | |
152 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | 09.05 | |
153 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | 1 | 10.05 | |
154 | Правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. | 1 | 11.05 | |
155 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук ( изменение формы слова). | 1 | 12.05 | |
156 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. Проверочный диктант. | 1 | 13.05 | |
| Шипящие согласные звуки | 5 | | |
157 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». | 1 | 16.05 | |
158 | Буквосочетания чк, чн, чт. | 1 | 17.05 | |
159 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правила правописания буквосочетаний. | 1 | 18.05 | |
160 | Р/р. Воспроизведение по памяти русской народной сказки «Лиса и Журавль». | 1 | 19.05 | |
161 | Проверочный диктант по теме «Шипящие согласные звуки». | 1 | 20.05 | |
| Заглавная буква в словах | 3 | | |
162 | Заглавная буква в словах. Написание слов с заглавной буквы. | 1 | 23.05 | |
163 | Р/р. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. | 1 | 24.05 | |
164 | Проект «Сказочная страничка». | 1 | 25.05 | |
| Повторение | 1 | | |
165 | Повторение и обобщение изученного материала. Итоговый контроль за год. | 1 | | |
22