СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа рассчитана на 140 часов в год, это 4 часа в неделю. В пояснительной записке имеются нормативные документы, цели и задачи курса.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Копанищенская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
Наименование учебного предмета русский язык
Класс 7
Уровень общего образования основное общее образование
Учитель Крюкова Галина Васильевна
Учебный год реализации программы 2017 -2018
Количество часов по учебному плану:
всего 140 ч.; в неделю 4 ч.
Учебник (ФГОС) Русский язык. 7класс.
Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская,
М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский).
М.: Просвещение, 2015г. рекомендовано РАН, РАО, РКС.
Рабочую программу составила Г.В. Крюкова
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса в МКОУ Копанищенской ООШ составлена в соответствии с нормативными документами:
Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
ООП МКОУ Копанищенская ООШ
Программы формирования универсальных учебных действий;
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, реализующих программы общего образования в соответствиии ФГОС ООО.
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
Примерной (авторской) программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 7 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская.
Типовая программа по русскому языку 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы ОУ «Русский язык» 5-9 классы – М: Просвещение, 2012.
Содержание предмета.
Данный учебный предмет занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Особенность построения курса состоит в том, что доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, выстраивается обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе составлен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку;
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно - нравственных, эстетических, информационных (максимальное введение региональных фактов, местного языкового материала), организационных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка (систематическая работа по устранению из речи учащихся жаргонизмов, сознательный выбор диалектизмов, анализ своей речи и речи товарищей с точки зрения соответствия её литературным нормам), обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, развитию аналитического и креативного мышления, творческого воображения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.
Достижение вышеуказанных целей и задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в объёме 140 часов в год.
Тематический план курса русский язык.
№ | основные разделы | кол-во часов |
|
| |||
контр. работы | развитие речи |
| |||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | - | - |
| ||
2 | Повторение изученного материала в 5-6 классах | 10
| 2 | 1 |
| ||
3 | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. | 76
| 4 | 11 |
|
| |
4 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | 36
| 2 | 4 |
|
| |
5 | Междометие. | 1 | - | - |
|
| |
6 | Повторение изученного материала в 5-7 классах | 16 | 1 | 2 |
|
| |
Итого: | 140 | 9 | 18 |
|
|
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Требования к результатам обучения (ФГОС)
Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
У обучающегося будут сформированы: освоение личностного смысла учения, желания учиться, устойчивая мотивация к закреплению изученного материала, устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового, позитивная моральная самооценка, доброжелательное отношение к окружающим, устойчивая мотивация к обучению в группе, проявление интереса к новому учебному материалу.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному исследованию текста, определять границы знания и незнания, коррекции собственных задач, устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи, навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной деятельности, устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности, навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе выполнения лингвистической задачи, устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию, устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога (и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные:
Ученик получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного; выделять и осознавать, что уже усвоено и что подлежит усвоению; предвосхищать временные характеристики достижения результатов; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; проектировать траектории развития через включение в новые формы деятельности.
Познавательные:
Ученик получит возможность научиться выделять количественные характеристики объектов; восстанавливать предметную ситуацию путем пересказа, вступать в диалог, выделять и формулировать познавательную цель; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических конструкций; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста; определять смысл ситуации различными графическими средствами; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения его лексического состава; выбирать знаково-символические средства для построения модели; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе написания изложения; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного как части речи; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования степеней сравнения прилагательных; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе применения изученного правила; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глагола как части речи.
Коммуникативные:
Ученик получит возможность научиться вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать; уметь представлять конкретное содержание в форме устного высказывания, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), критично относиться к своему мнению, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, устанавливать рабочие отношения; использовать адекватные языковые средства в речевом высказывании; объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слитного и раздельного написания, уметь правильно делать выбор написания; владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;формировать навыки учебного сотрудничества в ходе исследовательской работы.
Предметные:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного,просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать
средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с
поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и рефляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот;
фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул; использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных и их морфологических признаков, распознавание глаголов и их морфологических признаков;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; проведение синтаксического анализа предложения; анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения; опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида; определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической основы предложения; распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения; обращений; опознавание сложного предложения; определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста
к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных
видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; применение правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, диалоге; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, употреблении местоимений для связи предложений и
частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся – слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов),
говорения, чтения, письма;
10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных,
альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию; видение традиций и новаторства в произведениях; восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке. Ученик получит возможность научиться.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 7 класса.
Учащиеся должны знать основные нормы русского литературного языка;
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в разных сферах общения;
определения основных изучаемых в VII классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VII классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VII классе.
По пунктуации.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи.
Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета.
Уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо;
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности,
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если дает обучающийся ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если обучающийся не выполнил ни одного задания.
КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ.
Оценка | Основные критерии оценки |
|
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5..Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;
понимание роли русского языка в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
понимание причин успеха в учебе;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
выполнять действия в устной форме;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
использовать рисуночные и символические варианты записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
на основе кодирования строить несложные модели понятий, задачных ситуаций;
строить небольшие сообщения в устной форме;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Коммуникативные:
Ученик научится:
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
стремиться к координации различных мнений; договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Предметные результаты:
По орфографии и пунктуации.
Ученик научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса). Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VIIклассе;
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) в письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По фонетике и орфоэпии. Графике.
Ученик научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка.
По связной речи.
Ученик научится:
составлять сложный план;
подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме;
уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Аудирование и чтение.
Ученик научится:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Говорение и письмо.
Ученик научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Литература и средства обучения.
1.(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2010 г.
2.(ФГОС) Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; научный ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Методические пособия
1. (ФГОС) Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
3. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.: Астрель, 2003.
4. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
5. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
6. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 7класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь
(ФГОС) Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь: 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
Словари и справочные материалы
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 1997.
9. Степанова М.И. Орфографический словарь русского языка – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012.
10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка /А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.
Тематические и контрольные тесты
1. (ФГОС) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2013.
2. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.
Интернет- ресурсы
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.gramota.ru
Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://rus.1september.ru/rusarchive.php
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Уроки Русского. ru видеоуроки и материалы (видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса.
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | Индивидуальные накопительные портфолио обучающихся, тестирование, проекты. |
Метапредметные | Выполнение контрольных работ в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Итоговой оценкой достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. |
Предметные | Устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д. |
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7 класса и специфики данного классного коллектива.
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||
Русский язык как развивающееся явление (1ч.) | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
| |
Повторение изученного в 5 – 6 классах (9+1 ч.) | ||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | | |
3 | Лексика и фразеология. | 1 | | |
4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | | |
5 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | |
6 | Морфология и орфография. | 1 | | |
7 | Морфология и орфография. | 1 | | |
8 | Входной диагностический тест. | 1 | | |
9 | Р/Р.Текст. Стили литературного языка. | 1 | | |
10 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах». (Административная) | 1 | | |
11 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Морфология и орфография. Культура речи (65+11ч.) | ||||
12 | Причастие как часть речи. | 1 | | |
13 | Причастие как часть речи. | 1 | | |
14 | Р/Р. Публицистический стиль. | 1 | | |
15 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | | |
16 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | | |
17 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | |
18 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | |
19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | |
20 | Р/Р. Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. | 1 | | |
21 | Действительные и страдательные причастия | 1 | | |
22 | Действительные и страдательные причастия | 1 | | |
23 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | | |
24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 |
| |
25 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | | |
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
27 | Р/Р. Изложение от 3-го лица. | 1 | | |
28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | | |
29 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | | |
30 | Р/Р. Сжатое изложение. | 1 | | |
31 | Страдательные причастия прошедшего времени. | | | |
32 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
33 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 | | |
34 | Контрольная работа по теме « Причастие как часть речи. Причастный оборот». | 1 | | |
35 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
36 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | | |
37 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | | |
38 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | | |
39 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | | |
40 | Р/Р. Выборочное изложение. | 1 | | |
41 | Р/Р. Выборочное изложение. | 1 | | |
42 | Морфологический разбор причастия. | 1 | | |
43 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | | |
44 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | | |
45 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи. | 1 | | |
46 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | |
47 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | |
48 | Р/Р. Сочинение – описание внешности человека. | 1 | | |
49 | Повторение изученного материала о причастии. | 1 | | |
50 | Контрольная работа по теме « Правописание причастий. Пунктуация при причастном обороте». | 1 | | |
51 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
52 | Понятие о деепричастии. | 1 | | |
53 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | | |
54 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | | |
55 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | | |
56 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | | |
57 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | |
58 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | |
59 | Р/Р. Сочинение с описанием действия. | 1 | | |
60 | Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия. | 1 | | |
61 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». (Административная). | 1 | | |
62 | Наречие как часть речи. | 1 | | |
63 | Употребление наречий в речи. | 1 | | |
64 | Смысловые группы наречий. | 1 | | |
65 | Степени сравнения наречий. | 1 | | |
66 | Морфологический разбор наречия. | 1 | | |
67 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | 1 | | |
68 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | 1 | | |
69 | Урок – практикум по теме «Употребление НЕ с разными частями речи». | 1 | | |
70 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 1 | | |
71 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 1 | | |
72 | Н и НН в наречиях на –О и –Е. | 1 | | |
73 | Урок – практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи». | 1 | | |
74 | Р/Р. Описание действий. | 1 | | |
75 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
76 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
77 | Р/Р.Изложение текста с описанием действия (упр. 248). | 1 | | |
78 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | |
79 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | |
80 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | | |
81 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
82 | Повторение изученного о наречии. | 1 | | |
83 | Контрольная работа по теме « Наречие». | 1 | | |
84 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
85 | Категория состояния как часть речи. | 1 | | |
86 | Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор слов категории состояния. | 1 | |
|
87 | Р/Р. Сжатое изложение упр. 281. | 1 | | |
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.(32+4) | ||||
88 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | | |
89 | Употребление предлогов. | 1 | | |
90 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | | |
91 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | | |
92 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | 1 | | |
93 | Подробное изложение. | 1 | | |
94 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 | | |
95 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 | | |
96 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». | 1 | | |
97 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | 1 | | |
98 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | |
99 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | | |
100 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | | |
101 | Проверочная работа по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении». | 1 | | |
102 | Р/Р. Сочинение «Я сижу на берегу…» ( по упр. 335) | 1 | | |
103 | Сочинительные союзы. | 1 | | |
104 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 1 | | |
105 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 1 | | |
106 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | | |
107 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | | |
108 | Повторение сведений о предлогах и союзах. Тест. | 1 | | |
109 | Частица как часть речи. | 1 | | |
110 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | | |
111 | Смысловые частицы. | 1 | | |
112 | Смысловые частицы. | 1 | | |
113 | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. | 1 | | |
114 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | | |
115 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | | |
116 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 1 | | |
117 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 1 | | |
118 | Р/Р. Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.402) | 1 | | |
119 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | 1 | | |
120 | Повторение изученного материала о частицах. | 1 | | |
121 | Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения. | 1 | | |
122 | Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения. | 1 | | |
123 | Тест по теме «Служебные части речи». | 1 | | |
124 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | | |
Повторение изученного материала в 5-7 классах (14+2) | ||||
125 | Р/Р.Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 1 | | |
126 | Р/Р. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 1 | | |
127 | Фонетика и графика. | 1 | | |
128 | Лексика и фразеология. | 1 | | |
129 | Лексика и фразеология. | 1 | | |
130 | Морфемика. Словообразование. | 1 | | |
131 | Морфология. | 1 | | |
132 | Морфология. | 1 | | |
133 | Орфография. | 1 | | |
134 | Административная контрольная работа. | 1 | | |
135 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
136 | Орфография. | 1 | | |
137 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | | |
138 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | | |
139 | Резерв. | 1 | | |
140 | Резерв. | 1 | | |
1