СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости)»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 6 классе VIII вида составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2012) и учебником по русскому языку для 6 класса для VIII вида авторов Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М., «Просвещение», 2015).

Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Задачи:

  • Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

  • Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.


Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

  • Повышать уровень общего развития учащихся;

  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Развивать нравственные качества школьников.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

Формы организации учебного процесса

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы:

-принцип коррекционно-речевой направленности,

-воспитывающий и развивающий принципы,

-принцип доступности обучения,

-принцип систематичности и последовательности,

-принцип наглядности в обучении,

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.  

Формы работы

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 5 и 6 классах – диктанты, изложения.

Методы урока

На уроках русского языка используются следующие методы урока :

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные типы уроков:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)

На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (из расчёта 4 учебных часа в неделю, 34 учебные недели). Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин).


Содержание учебного предмета

Повторение 7ч.

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.


Звуки и буквы 7ч.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.


Слово 22ч

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-),приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения(с-, в-, над-, под-, от-).


Части речи 75ч.

Имя существительное 32 ч. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных

женского и среднего рода с основой на шипящий.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное. 39ч. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Предложение 14ч.

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.


Связная речь

( Упражнения в связной письменной речи даются в процессе всего программного материала по русскому языку)

Работа с деформированным текстом.

Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету ( о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление ( о предстоящих внеклассных и школьных мероприятиях).


Повторение пройденного материала за год 10ч.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

-способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.


Учащиеся должны уметь:

-правильно обозначать звуки буквами на письме;

-подбирать группы родственных слов;

-проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;

-разбирать слово по составу;

-выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

-строить простые распространенные предложения с однородными членами;

-связно высказываться устно, письменно (по плану);

-пользоваться школьным орфографическим словарем.




Календарно-тематическое планирование 6 класс русский язык

Кол-во

часов

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Повторение. Предложение – 7ч.

1

1

Предложение. Текст.

02.09


2

1

Главные и второстепенные члены предложения. Текст.

03.09


3

1

Распространённые и нераспространённые предложения.

05.09


4

1

Однородные члены предложения. Средства связи предложений в тексте.

06.09


5

1

Знаки препинания в предложении с однородными членами. Диалог.

09.09


6

1

Диалог.

10.09


7

1

Деление текста на предложения.

12.09


Звуки и буквы. Текст – 7ч.

8

1

Алфавит. Звуки и буквы. Размещение слов по алфавиту.

13.09


9

1

Разделительные Ь и Ъ знаки. Заголовок.

16.09


10

1

Правописание ударной и безударной гласной. Основная мысль текста.

17.09


11

1

Правописание парных звонких и глухих согласных.

19.09


12

1

Правописание слов с двойными согласными.

20.09


13

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

23.09


14

1

Упражнения на закрепление пройденного материала.

24.09


Состав слова. Текст – 22ч.

15

1

Корень слова. Однокоренные слова.

26.09


16

1

Приставка. Образование слов с помощью приставок.

27.09


17

1

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.

30.09


18

1

Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.

01.10


19

1

Окончание.

03.10


20

1

Разбор слов по составу.

04.10


21

1

Правописание безударной гласной. Части текста

07.10


22

1

Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова.

08.10


23

1

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

10.10


24

1

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

11.10


25

26

2

Непроизносимые согласные в корне слова.

14.10

15.10


27

1

Проверочная работа по теме: «Состав слова».

17.10


28

1

Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных гласных, звонких и глухих согласных.

18.10


29

1

Приставка и предлог. Правописание приставок.

21.10


30

1

Разделительный твердый знак (ъ) после приставок.

22.10


31

1

Правописание приставок. Гласные в приставках.

24.10


32

1

Согласные в приставках.

25.10


33

34

2

Р/р. Учимся писать объявление.

05.11

07.11


35

36

2

Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.

08.11

11.11


Части речи – 75 часов

37

1

Части речи. Коллективное описание предмета.

12.11


Имя существительное – 9 ч.

38

1

Грамматические признаки существительного

14.11


39

1

Имена собственные и нарицательные

15.11


40

1

Правописание существительных с шипящей на конце.

18.11


41

1

Склонение существительных ед. ч. Выделение опорных слов.

19.11


42

1

Падежные окончания существительных.

21.11


43

1

Падежные окончания имён существительных 1-3 склонения в Р., Д., П. падежах.

22.11


44

1

Падежные окончания имён существительных 1-3 склонения в Р., Д., П. падежах.

25.11


45

1

Письмо товарищу.

26.11


46

1

Повторение пройденного материала. Текст – рассуждение.

28.11


Склонение существительных во множественном числе – 11 ч.

47

1

Склонение существительных множественного числа в Именительном падеже.

29.11


48

1

Дательный падеж имён существительных множественного числа.

02.12


49

1

Творительный падеж имён существительных множественного числа

03.12


50

1

Предложный падеж имён существительных множественного числа.

05.12


51

1

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

06.12


52

1

Сопоставление форм существительных в ед. числе И.п. и существительных мн. Числа в Р.п.

09.12


53

1

Р/р Заметка в газету

10.12


54

1

Форма имён существительных только ед. или только мн. числа.

12.12


55

1

Закрепление. Составление текста – описания.

13.12


56

1

Диктант по теме «Склонение имён существительных.

16.12


57

1

Работа над ошибками.

17.12


Имя прилагательное – 54 ч.

58

1

Имя прилагательное как часть речи.

19.12


59

1

Связь имён прилагательных с существительными.

20.12


Изменение имён прилагательных по родам – 5 ч.

60

1

Имена прилагательные мужского рода.

23.12


61

1

Имена прилагательные женского рода.

24.12


62

1

Контрольная работа за 2 четверть.

26.12


63

1

Работа над ошибками.

27.12


64

1

Имена прилагательные среднего рода.


09.01


Изменение имён прилагательных по числам – 6 ч.

65

1

Окончание имён прилагательных множественного числа.

10.01


66

1

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Сопоставление окончаний прилагательных среднего рода ед. числа.

13.01


67

1

Упражнение в употреблении прилагательных среднего рода ед. и мн. числа.

14.01


68

1

Изложение по данному плану.

16.01


69

1

Работа над ошибками. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

17.01


70

1

Упражнения в различении окончаний -ие, -ее.

20.01


Склонение имён прилагательных в единственном числе – 17 ч.

71

1

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

21.01


72

1

Согласование имён прилагательных мужского и среднего рода в роде, числе и падеже.

23.01


73

1

И. и В. падежи мужского и среднего рода в именах прилагательных.

24.01


74

1

Р. падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

27.01


75

1

Упражнение в определении род, падежа имён прилагательных мужского и среднего рода.

28.01


76

1

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

30.01


77

1

Упражнение в определении дат, падежа имён прилагательных мужского и среднего рода.

31.01


78

1

Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

03.02


79

1

Окончания прилагательных среднего рода в Р., Д., Т. падежах.

04.02


80

1

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

06.02


81

1

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в П. падеже.

07.02


82

1

Проверочный диктант по теме «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода»

10.02


83

1

Работа над ошибками. Упражнение в определении окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

11.02


84

1

Работа с деформированным текстом

13.02


85

1

Упражнение в определении падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

14.02


86

1

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

17.02


87

1

Учимся писать заметку в газету.

18.02


Склонение имён прилагательных женского рода - 24 ч.

88

1

Склонение имён прилагательных женского рода.

20.02


89

1

Р., Д., Т.П. падежи имён прилагательных женского рода.

21.02


90

1

Работа с деформированными текстами

25.02


91

1

В.п имён прилагательных ж.р.

27.02


92

1

В.п имён прилагательных ж.р.

28.02


93

1

Работа с текстом «Вертолёт», изменение порядка частей по плану.

02.03


94

1

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

03.03


95

1

Морфологические признаки имени прилагательного.

05.03


96

1

Падежные окончания имён прилагательных.

06.03


97

1

Р/р. Изложение текста «Карлуха» по готовому плану.

10.03


98

1

Работа над ошибками. Нахождение в тексте речевых недочётов.

12.03


99

1

Склонение имён прилагательных в единственном числе.

13.03


100

1

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

16.03


101

1

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

17.03


102

1

Работа над ошибками.

19.03


103

1

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

20.03


104

1

Описание картины И.И.Левитана «Март».

30.03


105

1

Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе.

31.03


106

1

Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

02.04


107

1

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

03.04


108

1

Склонение имён прилагательных во множественном числе

06.04


109

1

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа.

07.04


110

1

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа».

09.04


111

1

Работа над ошибками. Упражнение в определении безударных окончаний имён прилагательных множественного числа.

10.04


Предложение – 14 ч.

112

1

Однородные члены предложения.

13.04


113

1

Знаки препинания при однородных членах предложения.

14.04


114

1

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзом И

16.04


115

1

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами А, НО.

17.04


116

1

Знаки препинания при однородных членах предложения.

20.04


117

1

Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

21.04


118

1

Проверочный диктант по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения».

23.04


119

1

Работа над ошибками. Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

24.04


120

1

Сопоставление простого и сложного предложения. Нахождение в тексте речевых недочётов.

27.04


121

1

Сложное предложение с союзом И, А, НО.

28.04


122

1

Знаки препинания в сложном предложении.

30.04


123

1

Обращение. Составление текста с обращением.

07.05


124

1

Знаки препинания при обращении.

08.05


125

1

Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.

12.05


Повторение – 11 ч

126

1

Звуки и буквы. Словарный диктант

14.05


127

1

Состав слова

15.05


128

1

Склонение имен существительных

18.05


129

1

Изменение имен прилагательных по родам

19.05


130

1

Изменение имен прилагательных по числам

21.05


131

1

Склонение имен прилагательных

22.05


132

1

Однородный члены предложения

25.05


133

1

Сложное предложение

26.05


134

1

Обращение

27.05


135

1

Годовая контрольная работа

28.05


136

1

Анализ годовой контрольной работы

29.05






График контрольных работ по русскому языку 6 класс


п/п

Наименование контрольной работы

Дата

по плану

по факту

1

Диктант по теме «Склонение имён существительных.

16.12


2

Контрольная работа за 2 четверть.

26.12


3

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

17.03


4

Годовая контрольная работа

28.05




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013.

  • Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.

  • Галунчикова Н.Г. Русский язык. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. –М.: Просвещение, 2016.

  • Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005

  • Никифорова В.В. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык:4 класс/В.В.Никифорова. –М.: Вако, 2012


Наглядные пособия по русскому языку

  • Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации.

  • Схемы-таблицы по русскому языку: Орфография и пунктуация.

  • Русский язык в таблицах с комментариями 2017г.

Компьютерное обеспечение уроков.

  • Компьютер,

  • Мультимедиа проектор.