Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 6 классе VIII вида составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2012) и учебником по русскому языку для 6 класса для VIII вида авторов Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М., «Просвещение», 2015).
Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.
Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи:
Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.
Формы организации учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы:
-принцип коррекционно-речевой направленности,
-воспитывающий и развивающий принципы,
-принцип доступности обучения,
-принцип систематичности и последовательности,
-принцип наглядности в обучении,
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Формы работы
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 5 и 6 классах – диктанты, изложения.
Методы урока
На уроках русского языка используются следующие методы урока :
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (из расчёта 4 учебных часа в неделю, 34 учебные недели). Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин).
Содержание учебного предмета
Повторение 7ч.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы 7ч.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово 22ч
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-),приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения(с-, в-, над-, под-, от-).
Части речи 75ч.
Имя существительное 32 ч. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных
женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. 39ч. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение 14ч.
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
( Упражнения в связной письменной речи даются в процессе всего программного материала по русскому языку)
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету ( о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление ( о предстоящих внеклассных и школьных мероприятиях).
Повторение пройденного материала за год 10ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
-способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Учащиеся должны уметь:
-правильно обозначать звуки буквами на письме;
-подбирать группы родственных слов;
-проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
-строить простые распространенные предложения с однородными членами;
-связно высказываться устно, письменно (по плану);
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Календарно-тематическое планирование 6 класс русский язык
№ | Кол-во часов | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
Повторение. Предложение – 7ч. |
1 | 1 | Предложение. Текст. | 02.09 | |
2 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Текст. | 03.09 | |
3 | 1 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 05.09 | |
4 | 1 | Однородные члены предложения. Средства связи предложений в тексте. | 06.09 | |
5 | 1 | Знаки препинания в предложении с однородными членами. Диалог. | 09.09 | |
6 | 1 | Диалог. | 10.09 | |
7 | 1 | Деление текста на предложения. | 12.09 | |
Звуки и буквы. Текст – 7ч. |
8 | 1 | Алфавит. Звуки и буквы. Размещение слов по алфавиту. | 13.09 | |
9 | 1 | Разделительные Ь и Ъ знаки. Заголовок. | 16.09 | |
10 | 1 | Правописание ударной и безударной гласной. Основная мысль текста. | 17.09 | |
11 | 1 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | 19.09 | |
12 | 1 | Правописание слов с двойными согласными. | 20.09 | |
13 | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 23.09 | |
14 | 1 | Упражнения на закрепление пройденного материала. | 24.09 | |
Состав слова. Текст – 22ч. |
15 | 1 | Корень слова. Однокоренные слова. | 26.09 | |
16 | 1 | Приставка. Образование слов с помощью приставок. | 27.09 | |
17 | 1 | Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | 30.09 | |
18 | 1 | Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. | 01.10 | |
19 | 1 | Окончание. | 03.10 | |
20 | 1 | Разбор слов по составу. | 04.10 | |
21 | 1 | Правописание безударной гласной. Части текста | 07.10 | |
22 | 1 | Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова. | 08.10 | |
23 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 10.10 | |
24 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 11.10 | |
25 26 | 2 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 14.10 15.10 | |
27 | 1 | Проверочная работа по теме: «Состав слова». | 17.10 | |
28 | 1 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 18.10 | |
29 | 1 | Приставка и предлог. Правописание приставок. | 21.10 | |
30 | 1 | Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. | 22.10 | |
31 | 1 | Правописание приставок. Гласные в приставках. | 24.10 | |
32 | 1 | Согласные в приставках. | 25.10 | |
33 34 | 2 | Р/р. Учимся писать объявление. | 05.11 07.11 | |
35 36 | 2 | Выполнение упражнений на закрепление изученного материала. | 08.11 11.11 | |
Части речи – 75 часов |
37 | 1 | Части речи. Коллективное описание предмета. | 12.11 | |
Имя существительное – 9 ч. |
38 | 1 | Грамматические признаки существительного | 14.11 | |
39 | 1 | Имена собственные и нарицательные | 15.11 | |
40 | 1 | Правописание существительных с шипящей на конце. | 18.11 | |
41 | 1 | Склонение существительных ед. ч. Выделение опорных слов. | 19.11 | |
42 | 1 | Падежные окончания существительных. | 21.11 | |
43 | 1 | Падежные окончания имён существительных 1-3 склонения в Р., Д., П. падежах. | 22.11 | |
44 | 1 | Падежные окончания имён существительных 1-3 склонения в Р., Д., П. падежах. | 25.11 | |
45 | 1 | Письмо товарищу. | 26.11 | |
46 | 1 | Повторение пройденного материала. Текст – рассуждение. | 28.11 | |
Склонение существительных во множественном числе – 11 ч. |
47 | 1 | Склонение существительных множественного числа в Именительном падеже. | 29.11 | |
48 | 1 | Дательный падеж имён существительных множественного числа. | 02.12 | |
49 | 1 | Творительный падеж имён существительных множественного числа | 03.12 | |
50 | 1 | Предложный падеж имён существительных множественного числа. | 05.12 | |
51 | 1 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 06.12 | |
52 | 1 | Сопоставление форм существительных в ед. числе И.п. и существительных мн. Числа в Р.п. | 09.12 | |
53 | 1 | Р/р Заметка в газету | 10.12 | |
54 | 1 | Форма имён существительных только ед. или только мн. числа. | 12.12 | |
55 | 1 | Закрепление. Составление текста – описания. | 13.12 | |
56 | 1 | Диктант по теме «Склонение имён существительных. | 16.12 | |
57 | 1 | Работа над ошибками. | 17.12 | |
Имя прилагательное – 54 ч. |
58 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. | 19.12 | |
59 | 1 | Связь имён прилагательных с существительными. | 20.12 | |
Изменение имён прилагательных по родам – 5 ч. |
60 | 1 | Имена прилагательные мужского рода. | 23.12 | |
61 | 1 | Имена прилагательные женского рода. | 24.12 | |
62 | 1 | Контрольная работа за 2 четверть. | 26.12 | |
63 | 1 | Работа над ошибками. | 27.12 | |
64 | 1 | Имена прилагательные среднего рода. | 09.01 | |
Изменение имён прилагательных по числам – 6 ч. |
65 | 1 | Окончание имён прилагательных множественного числа. | 10.01 | |
66 | 1 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Сопоставление окончаний прилагательных среднего рода ед. числа. | 13.01 | |
67 | 1 | Упражнение в употреблении прилагательных среднего рода ед. и мн. числа. | 14.01 | |
68 | 1 | Изложение по данному плану. | 16.01 | |
69 | 1 | Работа над ошибками. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | 17.01 | |
70 | 1 | Упражнения в различении окончаний -ие, -ее. | 20.01 | |
Склонение имён прилагательных в единственном числе – 17 ч. |
71 | 1 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. | 21.01 | |
72 | 1 | Согласование имён прилагательных мужского и среднего рода в роде, числе и падеже. | 23.01 | |
73 | 1 | И. и В. падежи мужского и среднего рода в именах прилагательных. | 24.01 | |
74 | 1 | Р. падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 27.01 | |
75 | 1 | Упражнение в определении род, падежа имён прилагательных мужского и среднего рода. | 28.01 | |
76 | 1 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 30.01 | |
77 | 1 | Упражнение в определении дат, падежа имён прилагательных мужского и среднего рода. | 31.01 | |
78 | 1 | Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 03.02 | |
79 | 1 | Окончания прилагательных среднего рода в Р., Д., Т. падежах. | 04.02 | |
80 | 1 | Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 06.02 | |
81 | 1 | Окончания прилагательных мужского и среднего рода в П. падеже. | 07.02 | |
82 | 1 | Проверочный диктант по теме «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода» | 10.02 | |
83 | 1 | Работа над ошибками. Упражнение в определении окончаний прилагательных мужского и среднего рода. | 11.02 | |
84 | 1 | Работа с деформированным текстом | 13.02 | |
85 | 1 | Упражнение в определении падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 14.02 | |
86 | 1 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 17.02 | |
87 | 1 | Учимся писать заметку в газету. | 18.02 | |
Склонение имён прилагательных женского рода - 24 ч. |
88 | 1 | Склонение имён прилагательных женского рода. | 20.02 | |
89 | 1 | Р., Д., Т.П. падежи имён прилагательных женского рода. | 21.02 | |
90 | 1 | Работа с деформированными текстами | 25.02 | |
91 | 1 | В.п имён прилагательных ж.р. | 27.02 | |
92 | 1 | В.п имён прилагательных ж.р. | 28.02 | |
93 | 1 | Работа с текстом «Вертолёт», изменение порядка частей по плану. | 02.03 | |
94 | 1 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | 03.03 | |
95 | 1 | Морфологические признаки имени прилагательного. | 05.03 | |
96 | 1 | Падежные окончания имён прилагательных. | 06.03 | |
97 | 1 | Р/р. Изложение текста «Карлуха» по готовому плану. | 10.03 | |
98 | 1 | Работа над ошибками. Нахождение в тексте речевых недочётов. | 12.03 | |
99 | 1 | Склонение имён прилагательных в единственном числе. | 13.03 | |
100 | 1 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | 16.03 | |
101 | 1 | Контрольный диктант по итогам 3 четверти | 17.03 | |
102 | 1 | Работа над ошибками. | 19.03 | |
103 | 1 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 20.03 | |
104 | 1 | Описание картины И.И.Левитана «Март». | 30.03 | |
105 | 1 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе. | 31.03 | |
106 | 1 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе. | 02.04 | |
107 | 1 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 03.04 | |
108 | 1 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 06.04 | |
109 | 1 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа. | 07.04 | |
110 | 1 | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа». | 09.04 | |
111 | 1 | Работа над ошибками. Упражнение в определении безударных окончаний имён прилагательных множественного числа. | 10.04 | |
Предложение – 14 ч. |
112 | 1 | Однородные члены предложения. | 13.04 | |
113 | 1 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 14.04 | |
114 | 1 | Знаки препинания при однородных членах предложения с союзом И | 16.04 | |
115 | 1 | Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами А, НО. | 17.04 | |
116 | 1 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 20.04 | |
117 | 1 | Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения. | 21.04 | |
118 | 1 | Проверочный диктант по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения». | 23.04 | |
119 | 1 | Работа над ошибками. Упражнение в постановке знаков препинания при однородных членах предложения. | 24.04 | |
120 | 1 | Сопоставление простого и сложного предложения. Нахождение в тексте речевых недочётов. | 27.04 | |
121 | 1 | Сложное предложение с союзом И, А, НО. | 28.04 | |
122 | 1 | Знаки препинания в сложном предложении. | 30.04 | |
123 | 1 | Обращение. Составление текста с обращением. | 07.05 | |
124 | 1 | Знаки препинания при обращении. | 08.05 | |
125 | 1 | Выполнение упражнений на закрепление изученного материала. | 12.05 | |
Повторение – 11 ч |
126 | 1 | Звуки и буквы. Словарный диктант | 14.05 | |
127 | 1 | Состав слова | 15.05 | |
128 | 1 | Склонение имен существительных | 18.05 | |
129 | 1 | Изменение имен прилагательных по родам | 19.05 | |
130 | 1 | Изменение имен прилагательных по числам | 21.05 | |
131 | 1 | Склонение имен прилагательных | 22.05 | |
132 | 1 | Однородный члены предложения | 25.05 | |
133 | 1 | Сложное предложение | 26.05 | |
134 | 1 | Обращение | 27.05 | |
135 | 1 | Годовая контрольная работа | 28.05 | |
136 | 1 | Анализ годовой контрольной работы | 29.05 | |
График контрольных работ по русскому языку 6 класс
№ п/п | Наименование контрольной работы | Дата |
по плану | по факту |
1 | Диктант по теме «Склонение имён существительных. | 16.12 | |
2 | Контрольная работа за 2 четверть. | 26.12 | |
3 | Контрольный диктант по итогам 3 четверти | 17.03 | |
4 | Годовая контрольная работа | 28.05 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.
Галунчикова Н.Г. Русский язык. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. –М.: Просвещение, 2016.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005
Никифорова В.В. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык:4 класс/В.В.Никифорова. –М.: Вако, 2012
Наглядные пособия по русскому языку
Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации.
Схемы-таблицы по русскому языку: Орфография и пунктуация.
Русский язык в таблицах с комментариями 2017г.
Компьютерное обеспечение уроков.
Компьютер,
Мультимедиа проектор.