Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семендяевская основная общеобразовательная школа
Согласовано Заместитель директора по Образовательному процессу _________/______________ «___»______________2020 г. | Принято На педагогическом совете Протокол №______от «______»___________2020 г. | Утверждаю Директор МОУ Семендяевская оош:_________ Н. В. Беленкова «______»_____________2020 г. |
Рабочая программа
по русскому родному языку
для 4 класса
начального общего образования
на 2020-2021 учебный год
по программе «Школа России»
Авторы: О. М. Александрова и др.
Составитель:
Шуренкова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
2020 год
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373; на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, одобренной решением от 04.03.2019, протокол №1/19, на основе «Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» в общеобразовательных организациях Тверской области в 2018-2019 учебном году" №29/16424 от 13.11.2018г., Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Семендяевская ООШ, утверждённой приказом №193 от 25.08.2020г. В соответствии с учебным планом учебный предмет «Русский родной язык» изучается в 4 классе в объёме 0,5 ч. в неделю, всего 17 ч. за год.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ 4-ГО КЛАССА
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именнознаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. Д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (3 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста ( 6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 1 ч.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 7 |
2 | Язык в действии. | 3 |
3 | Секреты речи и текста. | 7 (Резерв 1) |
| Итого: | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет | Вариант | |
родной язык | Родной язык 4 класс 2020-2021 | |
Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
Русский язык: прошлое и настоящее | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 1 |
| Вся семья вместе, так и душа на месте. | 1 |
| Красна сказка складом, а песня ладом. | 2 |
| Красное словцо не ложь. | 1 |
| Язык языку весть подаёт. | 1 |
| Проектные задания по разделу "Русский язык: прошлое и настоящее". | 1 |
Язык в действии | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 |
| Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 |
| Как и когда появились знаки препинания? | 1 |
Секреты речи и текста | Задаём вопросы в диалоге. | 1 |
| Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. | 1 |
| Учимся составлять план текста. | 1 |
| Учимся пересказывать текст. | 1 |
| Учимся оценивать и редактировать тексты. | 1 |
| Проектное задание "Пишем разные тексты об одном и том же". | 1 |
| Резерв | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Русский родной язык. 4 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.Александрова и др.]. – М. : Просвещение, 2019.
2. Русский язык В.П. Канакина, Москва «Просвещение», 2014год
3. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Канакина В.П.
4. CD. Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 4 класс. Издательство «Просвещение».
5. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений/ Н.Абрамов. 8-еизд. М.: Русские словари, 2008, 667 с.
6. Большой толковый словарь синонимов русской речи/ Л.Г.Бабенко и др. М.:АСТ-ПРЕСС, 2008,753 с.
7. Горбачевич, К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка: все трудности
произношения и ударения. М.:АСТ, 2009, 477 с.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 26-е изд., испр. и доп. М.: Оникс, 2009, 1359с.
9. Орфографический словарь русского языка/ Под ред. С.Г.Бархударова. М.: Оникс, 2008, 787 с.
10. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. М.:Центрполиграф, 2009, 525 с.
11. Бондаренко, Т.А. Русский язык и культура речи. М.: Омега,-Л, 2013, 159с.
12. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. Рн/Д: Феникс, 2013, 380 с.
Интернет-ресурсы
1. Грамотность и развитие речи: практический курс. http://www.educa.ru/gramotno/
2. Русские электронные словари и справочная литература.http://www.slovari.ru/
3. Методика преподавания русского языка.http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/Text/t37_456.htm
4. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник.http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/