Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Пуровск
Пуровского района
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1»
начальных классов п.Пуровск
_______________________ _______________ ____________ ______________ ______________
Протокол № _____ Приказ № ______________
от «___» _____________ 2021г. от «___» _____________ 2021г.
Руководитель МО:
_______________________
Рабочая программа
по учебному предмету «Технология» для 1-А класса
1час в неделю (всего 33 часа)
учитель Купцова Елена Михайловна
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск.
Данная программа ориентирована на содержание и реализуется посредством УМК:
1. Роговцева Н.И. Технология. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг. – 11-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2019.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии
Личностные результаты:
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
умение объяснять на доступном для первоклассников уровне свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий учебника);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежей инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, в группе из 3-4 человек;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
понимание общих правил создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность;
анализ предлагаемой информацию, планирование предстоящей практической работы, осуществление корректировки хода практических действий;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы) и колющими (игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
слушать и понимать речь других;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.
В результате изучения учебного курса «Технология» первоклассник научится:
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия;
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Первоклассник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Критерии оценки учебной деятельности по предмету
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в первом классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» в первом классе нет, так как ведётся безотметочное обучение. В конце года проходят выставки детских работ, где у обучающихся появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Давайте познакомимся | 3 часа |
2. | Человек и земля | 21 час |
3. | Человек и вода | 3 часа |
4. | Человек и воздух | 3 часа |
5. | Человек и информация | 3 часа |
ИТОГО | 33 часа |
Давайте познакомимся (3 ч) Как работать с учебником. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты Материалы и инструменты. Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Что такое технология. Знакомство со значением слова «технология» (названия предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология.
Человек и земля (21 ч) Природный материал. Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы. Изделие: «Аппликация из листьев». Пластилин. Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии. Понятия: эскиз, сборка. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: композиция. Изделие: «Мудрая сова» Растения. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: земледелие: Изделие: «Получение и сушка семян» Проект «Осенний урожай» Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: проект. Изделие: «Овощи из пластилина» Бумага. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного её расходования. Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы. Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги» Насекомые. Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски). Изделие: «Пчёлы и соты» Дикие животные. Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами работы в паре. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Ткань. Одежда, ткань, нитки. Учимся жить. Транспорт. Передвижение по воде.
Человек и вода (3 ч) Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 ч) Использование ветра. Полёты птиц. Полёты человека.
Человек и информация (3 ч) Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Наименование разделов и тем |
план | факт |
Давайте познакомимся (3 часа) |
1(1). | | | 1 | Как работать с учебником. Я и мои друзья. |
2(2). | | | 1 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. |
3(3). | | | 1 | Что такое технология. |
Человек и земля (21 час) |
4(1). | | | 1 | Природный материал. Изделие «Аппликация из листьев». |
5(2). | | | 1 | Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». |
6(3). | | | 1 | Пластилин. Изделие «Мудрая сова». |
7(4). | | | 1 | Растения. Получение и сушка семян. |
8(5). | | | 1 | Проект «Осенний урожай». Изделие «Овощи из пластилина». |
9(6). | | | 1 | Бумага. Изделие «Волшебные фигуры». |
10(7). | | | 1 | Бумага. Изделие «Закладка из бумаги». |
11(8). | | | 1 | Насекомые. Изделие «Пчелка». |
12(9). | | | 1 | Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Зоопарк». |
13(10). | | | 1 | Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Изделие: «Украшение на елку», «Украшение на окно». |
14(11). | | | 1 | Домашние животные. Изделие «Котенок». |
15(12). | | | 1 | Такие разные дома. Макет «Домик». |
16(13). | | | 1 | Посуда. Проект «Чайный сервиз». Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница». |
17(14). | | | 1 | Посуда. Проект «Чайный сервиз». Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница». |
18(15). | | | 1 | Свет в доме. Изделие «Торшер». |
19(16). | | | 1 | Мебель. Изделие «Стул». |
20(17). | | | 1 | Одежда, ткань, нитки. Изделие «Кукла из ниток». |
21(18). | | | 1 | Учимся шить. Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой». |
22(19). | | | 1 | Учимся шить. Изделие «Закладка с вышивкой». |
23(20). | | | 1 | Учимся шить. Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями.. |
24(21). | | | 1 | Передвижение по земле. Изделие «Санки». |
Человек и вода (3 часа) |
25(1). | | | 1 | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян. |
26(2). | | | 1 | Питьевая вода. Изделие «Колодец». |
27(3). | | | 1 | Передвижение по воде. Проект «Речной флот», изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот». |
Человек и воздух (3 часа) |
28(1). | | | 1 | Использование ветра. Изделие «Вертушка». |
29(2). | | | 1 | Полеты птиц. Изделие «Попугай». |
30(3). | | | 1 | Полеты человека. Изделие «Самолет», «Парашют». |
Человек и информация (3 часа) |
31(1). | | | 1 | Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной табличке», «Зашифрованное письмо». |
32(2). | | | 1 | Важные телефонные номера. Правила движения. Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. |
33(3). | | | 1 | Компьютер. Правила работы на компьютере. |