Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Педагогическом совете Протокол от_______2023 г. № ___ | Согласована ЗДУВР ______/ Л.В.Брехнева// «___»__________2023 г. | Утверждена директором МОУ Семёновской СОШ Приказ от__________2023 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии для 3 класса
на 2023-2024 учебный год
учитель I категории
Зайцева Оксана Александровна
стаж работы 30 лет
с. Семёновка
2023 г.
Пояснительная записка
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
- формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
- становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
- формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
- формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
- развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
- расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
- развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
- развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
- воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
- развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
- воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
- становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
- воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по технологии включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
Технологии, профессии и производства.
Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Технология» в 3 классе — 34 часа (по 1 часу в неделю).
Содержание учебного предмета
Технологии, профессии и производства
- Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
- Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства.
- Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.
- Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
- Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.). Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
- Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый).
2.Технологии ручной обработки материалов
- Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов.
- Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.).
- Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
- Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
- Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
- Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом.
- Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
- Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
3.Конструирование и моделирование
- Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции.
- Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
4.Информационно-коммуникативные технологии
- Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
- Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами, Интернет[1], видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице; определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); читать и воспроизводить простой чертёж/эскиз развёртки изделия; восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией: анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства; формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; выполнять действия контроля и оценки; выявлять ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность: выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам; справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы; выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы.
Планируемые результаты освоения предмета «Технология»
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Технология» у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
- первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
- уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
- осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы;
- ответственное отношение к сохранению окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды;
- эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
- проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации;
- мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
- проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
- готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
Метапредмметные результаты
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
- осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
- сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
- использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
- комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
- осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
- анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме;
- выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративноприкладного искусства народов России;
- строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
- рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
- выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
- организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого;
- осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
Предметные результаты
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;
- выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
- называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.); читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
- узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
- безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
- решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей;
- понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; использовать их при решении простейших конструкторских задач;
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции;
- называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
- понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
- использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
- выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Повторение и обобщение пройденного во втором классе | 1 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
2 | Информационно-коммуникативные технологии | 3 | 1 | 3 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
3 | Способы получения объемных рельефных форм и изображений (технология обработки пластических масс, креповой бумаги | 4 | 0 | 4 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
4 | Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги | 1 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
5 | Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования | 1 | 0 | 1 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
6 | Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки | 6 | 0 | 6 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
7 | Технологии обработки текстильных материалов | 4 | 0 | 4 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
8 | Пришивание пуговиц. Ремонт одежды | 3 | 0 | 3 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
9 | Современные производства и профессии | 4 | 0 | 4 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
10 | Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор». Конструирование изделий из разных материалов | 7 | 1 | 6 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
Общее количество часов по программе | 34 | 2 | 33 | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
план | факт |
Раздел 1.Повторение и обобщение пройденного во втором классе |
1 | Повторение и обобщение пройденного во втором классе | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 2. Информационно-коммуникативные технологии |
2 | Знакомимся с компьютером. Назначение, основные устройства. Входной контроль | 1 | 0 | 1 | | |
3 | Компьютер – твой помощник. Запоминающие устройства – носители информации | 1 | 0 | 1 | | |
4 | Работа с текстовой программой | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 3. Способы получения объемных рельефных форм и изображений (технология обработки пластических масс, креповой бумаги |
5 | Как работает скульптор. Скульптуры разных времен и народов | 1 | 0 | 1 | | |
6 | Рельеф. Придание поверхности фактуры и объема | 1 | 0 | 1 | | |
7 | Как работает художник-декоратор. Материалы художника, художественные технологии | 1 | 0 | 1 | | |
8 | Свойства креповой бумаги. Способы получение объемных форм | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 4. Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги |
9 | Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 5. Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования |
10 | Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 6. Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки |
11 | Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка | 1 | 0 | 1 | | |
12 | Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка | 1 | 0 | 1 | | |
13 | Развертка коробки с крышкой | 1 | 0 | 1 | | |
14 | Оклеивание деталей коробки с крышкой | 1 | 0 | 1 | | |
15 | Конструирование сложных разверток | 1 | 0 | 1 | | |
16 | Конструирование сложных разверток | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 7. Технологии обработки текстильных материалов |
17 | Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление нитки на ткани. Изготовление швейного изделия | 1 | 0 | 1 | | |
18 | Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление нитки на ткани. Изготовление швейного изделия | 1 | 0 | 1 | | |
19 | Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального швейного изделия | 1 | 0 | 1 | | |
20 | Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального швейного изделия | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 8. Пришивание пуговиц. Ремонт одежды |
21 | Пришивание пуговиц. Ремонт одежды | 1 | 0 | 1 | | |
22 | Конструирование и изготовление изделия (из нетканого полотна) с отделкой пуговицей | 1 | 0 | 1 | | |
23 | Проект. Коллективное дидактическое пособие для обучения счету (с застежками на пуговицы) | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 9. Современные производства и профессии | | |
24 | История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа стяжкой | 1 | 0 | 1 | | |
25 | История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа стяжкой | 1 | 0 | 1 | | |
26 | Пришивание бусины на швейное изделие | 1 | 0 | 1 | | |
27 | Пришивание бусины на швейное изделие | 1 | 0 | 1 | | |
Раздел 10. Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор». Конструирование изделий из разных материалов |
28 | Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор» | 1 | 0 | 1 | | |
29 | Проект «Военная техника» | 1 | 0 | 1 | | |
30 | Конструирование макета робота | 1 | 0 | 1 | | |
31 | Конструирование игрушки-марионетки | 1 | 0 | 1 | | |
32 | Механизм устойчивого равновесия (кукла-неваляшка) | 1 | 0 | 1 | | |
33 | Конструирование игрушки из носка или перчатки | 1 | 0 | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 0 | | |
Общее количество часов по программе | 34 | 1 | 33 | | |