Рабочая программа
Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Технология»
Составлена на основании
статьи 32 Закона Российской федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
статьи 1 Федерального закона Российской федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании,
на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года
и примерной программы основного общего образования по «Технологии» (общеобразовательный уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: «Технология 1-9 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 8 класс», составленной на основании закона РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.07.2008. № 13–54–144/13.
Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану, рабочая программа предполагает обучение в объеме 34 часа в 8 классе. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Технология», разработчик – В. Д. Симоненко.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
В рабочей программе в 8 классе введён модуль «Краеведение. Ремесла Липецкой области» в количестве 34 часов.
Программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
для учащихся:
– Технология. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 208 с.: ил.
– Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8–9 классов общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.
– Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: проб. учебное пособие для учащихся 8–9 классов средней школы / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.
Для учителя:
– Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. – М.: Просвещение, 1977.
– Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
– Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг. – М., 2006.
– Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков. – Волгоград: Перемена, 1998.
На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, реализуется программа базисного уровня в 8–9 классах.
Выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
профориентационных игр («Цепочка профессий», «Профессия на букву …», «Подарок», «Спящий город», «Угадай профессию», «Человек-профессия», «Самая-самая», «Ловушки-капканчики», «Три судьбы»);
межпредметных интегрированных уроков ( столярное дело, предпринимательство,радиотехника);
внеклассных интегрированных мероприятий («День матери», «Масленица», «Пасха»);
проектной деятельности по ключевым темам курса.
Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
слайд-лекции по ключевым темам курса;
редакторы текста;
графические редакторы (моделирование формы и узора);
принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «характер человека») в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
схемы, плакаты, таблицы;
интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
(базовый уровень)
Учащиеся должны
знать:
цели и значение семейной экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
сферы трудовой деятельности;
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы работы и использование типовых средств защиты;
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
собирать простейшие электрические цепи;
читать схему квартирной электропроводки;
определять место скрытой электропроводки;
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
учебно-познавательной;
профессионально-трудовым выбором;
личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
определять расход и стоимость потребляемой энергии;
Развернутое тематическое планирование «Технология» 8 класс
Распределение учебного времени по разделам и темам программы «Технология» (8 класс)
Разделы и темы программы | Количество часов |
Домашняя экономика | 10 |
Электротехника | 14 |
Творческий проект | 10 |
Итого | 34 |
Модуль: «Краеведение» (ремесла Липецкой области) |
Ремесла в натуральном крестьянском хозяйстве. | 1 |
Лозоплетение | 9 |
Плотницкое ремесло. | 9 |
Кузнечное ремесло. | 9 |
Исследовательский проект | 6 |
Развернутое тематическое планирование «Технология» 8 класс
| Дата проведения | Наименова- ние раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания |
1 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | | Домашняя экономика (10 часов) | Семья и экономика. Бюджет | 1 | Введение нового материала | Роль домашней экономики. Типы организации семейных отношений Теоретические сведения. Пути рационального подхода к формированию и расходу. . |
2 | | | Расходы на питание | 1 | Введение нового материала | Составление рационального меню семьи. |
3 | | | Расходы на жильё | 1 | Введение нового материала | Знакомство с теорией |
4 | | | Расходы на оплату коммунальных услуг | 1 | Введение нового материала Практическая работа | Изучение документов. Сбережение ресурсов. Расчёт оплаты. |
5 | | | Рациональные вещевые потребности | 1 | Введение нового материала Практическая работа | Расчёт оплаты |
6 | | | Обязательные платежи | 1 | Введение нового материала Практическая работа | Понятие о налогах, кредитах. Практический расчёт подоходного налога. |
7 | | | Менеджмент и маркетинг в домашней экономике | 1 | Введение нового материала Практическая работа | Понятия: менеджмент и маркетинг в домашней экономике. |
8 | | | Предпринимательство в семейной экономике | 1 | Введение нового материала Практическая работа | Принципы предпринимательства. Разработка: проект семейного предприятия |
9 | | | Экономика приусадебного участка | 1 | Введение нового материала | Технологии, экономические и воспитательные задачи приусадебного хозяйства. |
10 | | | Информационные технологии в домашней экономике | 1 | Введение нового материала | Роль компьютера. Составление электронных таблиц. Применение программ бухгалтерского учёта. |
11 | | Электротехника (14 часов) | Электротехника. Электрический ток. | 1 | Введение нового материала | Электрическая энергия-основа современного технического прогресса. Электрический ток и его использование. |
12 | | | Принципиальные и монтажные схемы | 1 | Введение нового материала Практическая работа | Умение читать схемы |
13 | | | Параметры потребителей электроэнергии | 1 | Введение нового материала | Знание параметров потребителей электроэнергии |
14 | | | Электроизмерительные приборы | 1 | Введение нового материала | Электроизмерительные приборы: типы, принцип действия. |
15 | | | Правила безопасности на уроках по электротехнике. Организация рабочего места для электротехнических работ | 1 | Введение нового материала Практическая работа | Правила безопасности на уроках по электротехнике. Организация рабочего места для электротехнических работ. |
16 | | | Электрические провода Виды соединения проводов | 1 | Введение нового материала Практическая работа | Типы электрических проводов. Рассмотреть все виды соединения проводов. |
17 | | | Монтаж электрической цепи | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть принципы монтажа электрических цепей |
18 | | | Электромагниты и их применение | 1 | Введение нового материала | Применение электромагнитов |
19 | | | Электроосветительные приборы. Лампа накаливания | 1 | Введение нового материала | Виды электроосветительных приборов. Составные части. КПД ламп накаливания |
20 | | | Регулировка освещенности | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть методы регулировки освещенности |
21 | | | Люминесцентное и неоновое освещение | 1 | Введение нового материала | Люминесцентное и неоновое освещение: принципы работы, плюсы этих видов освещения. |
22 | | | Бытовые электронагревательные приборы. Техника безопасности при работе с бытовыми приборами | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть виды бытовых электронагревательных приборов. Техника безопасности при работе с бытовыми приборами . |
23 | | | Двигатели постоянного тока | 1 | Введение нового материала | Принцип работы двигатели постоянного тока. |
24 | | | Электроэнергетика будущего | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть аспекты электроэнергетики будущего. |
25 | | Творческий проект (10 часов) | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования | 1 | Введение нового материала | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. |
26 | | | Творческие проекты. Выполнение сверстниками. Выбор темы | 1 | Введение нового материала | Творческие проекты. Выполнение сверстниками. Выбор темы |
27 | | | Утверждение темы проектов. Консультации по этапам выполнения проекта | 1 | Практическая работа | Обсуждение вариантов проекта. Консультации по этапам выполнения проекта. Индивидуальная работа |
28 | | | Изготовление проектного изделия. Составление плана технологических операций | 1 | Практическая работа | Изготовление проектного изделия. Составление плана технологических операций |
29 | | | Изготовление деталей. Консультации. | 1 | Практическая работа | Изготовление деталей. Консультации |
30 | | | Работа над проектом. Консультации | 1 | Практическая работа | Индивидуальная работа Консультации |
31 | | | Сборка изделия, отделка. | 1 | Практическая работа | Индивидуальная работа Консультации |
32 | | | Подготовка чертежей | 1 | Практическая работа | Индивидуальная работа Консультации |
33 | | | Чертежи и другая техническая документация. | 1 | Практическая работа | Индивидуальная работа Консультации |
34 | | | Конкурс. Защита проекта. | 1 | Практическая работа | Защита проекта. |
1 | | 1 | Ремесла в натуральном крестьянском хозяйстве. | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть перспективы ремесел в современном мире. |
2 | | Лозоплете-ние (9 часов) | История плетения из лозы (ивового прута) | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть основные виды плетения. |
3 | | | Заготовка ивовых прутьев. Техника безопасности. | 1 | Практическая работа. | Закрепить навыки работы с материалом. |
4 | | | Обработка прутьев. Техника безопасности. | 1 | Практическая работа. | Закрепить навыки работы с материалом. |
5 | | | Инструменты , шаблоны, приспособления для плетения. | 1 | Введение нового материала | Познакомиться синструментами. |
6 | | | Основные виды плетения. | 1 | Введение нового материала | Познакомиться с видами плетения. |
7-8 | | | Плетение корзины с обруча. | 2 | Практическая работа. | Научиться плетению с обруча. |
9-10 | | | Плетение корзины с донышка. Корзина хозяйственная. | 2 | Практическая работа. | Научиться плетению с донышка. |
11 | | Плотницкое ремесло (9 часов) | История плотницкого ремесла. | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть перспективы ремесела в современном мире. |
12 | | | Плотничные работы | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть основные виды работ. |
13 | | | Плотничные инструменты. | 1 | Введение нового материала | Изучить инструменты. |
14-15 | | | Приемы работы плотничными инструментами. Техника безопасности. | 2 | Практическая работа. | Освоить правила безопасного труда с плотничными инструментами. |
16-17 | | | Изготовление топорища. | 2 | Практическая работа. | Освоить правила безопасного труда с плотничными инструментами. |
18 | | | Заточка плотничных инструментов. | 1 | Практическая работа. | Научиться технологии заточки. |
19 | | | Работы плотников нашего времени. | 1 | Введение нового материала | Обзор работ плотников разных стран. |
20 | | Кузнечное ремесло (9часов) | История кузнечного ремесла | 1 | Введение нового материала | Рассмотреть перспективы ремесела в современном мире. |
21 | | | Выплавка и выработка железа,литье. | 1 | Введение нового материала | Изучение технологии. |
22 | | | Ковка .Кузнечные инструменты. | 1 | Введение нового материала | Изучение технологии и применения инструментов. |
23 | | | Изделия .Правила техники безопасности при кузнечных работах. | 1 | Введение нового материала | Изучение технологии и применения инструментов. |
24 | | | Основные кузнечные операции. | 1 | Введение нового материала Практическая работа. | Изучение технологии и применения инструментов. |
25 | | | Ручная художественная ковка. Приемы работы. | 1 | Практическая работа. | Закрепление навыков. |
26-27 | | | Примеры технологических процессов в художественной ковке. | 2 | Практическая работа. | Изучение технологии и применения инструментов. |
28 | | | Кузнец в мифологии, религии, литературе | 1 | Введение нового материала | Оценить место профессии в мировой культуре. |
29 | | Исследовательский проект (6 часов). | Выбор и утверждение тем проектов. | 1 | Практическая работа. | Выбрать темы. |
30-32 | | | Работа над проектом. | 3 | Практическая работа. | Творческая работа. |
33 | | | Пояснительная записка. | 1 | Практическая работа. | Учиться правильно оформлять технические документы. |
34 | | | Защита проектов. | 1 | Итоговое занятие. | Защита проектов. |