СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (девочки) 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (девочки) 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приполярная средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Зам.директора по УВР МБОУ СОШ

____________ / Сысолина О.Л.

«30» сентября 2017г.



«Утверждено»

МС МБОУ СОШ

Протокол № 2 от «30» августа 2017г.

Приказ директора № 62/1

от «13» сентября 2017г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета ТЕХНОЛОГИЯ (девочки)

базовый уровень

для 7 класса

2015-2016 учебный год












Составитель:

Юмашева

Светлана Вениаминовна,

учитель технологии

первой квалификационной категории



п. Приполярный 2017г.





Содержание


  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи предмета.

    2. Общая характеристика.

    3. Организация образовательного процесса.

  2. Образовательные результаты обучения.

    1. Планируемые результаты.

  3. Учебно-методическое обеспечение.

    1. Учебно-методическое оснащение курса.

    2. Материально-техническое оснащение.

  4. Содержание программы.

  5. Учебно-тематический план.

  6. Поурочное планирование.

  7. Список литературы


































  1. Пояснительная записка.


Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Развернутый тематический план ориентирован на использование учебников:

  1. Симоненк, В. Д. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004

  2. Симоненко В. Д. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. В.И.Ермакова. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание – М. Просвещение. 2000


А также дополнительных пособий для учителя:

  1. А. П.Чижикова. Кружок конструирования и моделирования. – М. «Просвещение». 1990.

  2. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника /А.Т.Труханова – М. Изд. «Высшая школа». 1993.

  3. Мельникова Л.В. Обработка тканей./Л.В.Мельникова - М. «Просвещение». 1986.

  4. Технология: Обслуживающий труд. Тесты 5-7 классы, С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен», 2009

  5. «Технология в схемах, таблицах и рисунках» 5-9 классы. Обслуживающий труд. С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен». 2009

  6. Технология обработки ткани. Учебное пособие. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2005

  7. «Технология» 7 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология» 7 класс под редакцией В.Д.Симоненко в двух частях. Волгоград. Изд. «Учитель». 2003

  8. Уроки по курсу «Технология» 5-9 классы. Перова Е.Н. Изд. «5 за знания». 2008

  9. Технология. Метод проектов в технологическом образовании. Сасова И.А. Пособие для учителя. Изд. «Вента-Граф» 2008


Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 7 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобра­зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь­зования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные зна­ния из математики, физики, химии и биологии и показываю­щая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель­ности человека.

Изучение интегративной образовательной области «Тех­нология», включающей базовые (т. е. наиболее распространен­ные и перспективные) технологии и предусматривающей твор­ческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи при­обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме­ния, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко­номическому и экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и высокими технологиями, ка­чественному выполнению работ и готовности к самообразова­нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.








    1. Цели и задачи предмета.


Цель учебного предмета.

Главная цель образовательной области «Технология» — под­готовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу;

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор­ректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.

Задачи учебного предмета.

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности обучающихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение обучающимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.


    1. Общая характеристика.


Для проведения занятий по образовательной области «Технология» в связи с учебным планом на реализацию рабочей программы в рамках одного учебного года отводится два часа учебных занятий в неделю при продолжительности учебного года 35 недель. Итого 70 часов для 7 класса.


Весь объем материала представлен в виде основных разделов:

  1. ВОДНЫЙ УРОК

  2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

  3. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

  4. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рукоделие

Конструирование швейных изделий

Моделирование

Технология изготовления швейного изделия

  1. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

  2. КУЛИНАРИЯ

Санитария и гигиена

Физиология питания

Технология приготовления пищи

Этикет. Сервировка стола

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА


Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Начинаются занятия технологии с вводного урока, на котором учащиеся 7 класса знакомятся с правилами внутреннего распорядка; организацией труда, оборудованием мастерской. Учащиеся каждый год на вводном уроке знакомятся с содержанием программы, правилами безопасного труда, санитарно-гигиеническими требованиями, правилами пожарной безопасности, способами оказания первой помощи.

Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении раздела «Элементы материаловедения», необходимы при изготовлении швейных изделий.

Работе на швейной машине при изучении раздела «Элементы машиноведения» отводится значительно больше учебного времени, так как овладение навыками этой работы – обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий. Для того чтобы навыки работы на швейной машине были более прочными, учащиеся выполняют практические работы на лоскутах ткани, отрабатывая технику выполнения швов и отдельных технологических операций. Как показывает практика, введение тренировочных операций позволит обеспечить хорошее качество швейных изделий.

На занятиях по «Конструированию» учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями.

На занятиях по «Моделированию» учащиеся узнают о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применяя знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать художественные особенности национальной одежды.

Самое серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами, напоминая учащимся об этих правилах в начале учебного года на вводном занятии и перед изучением каждой новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.

Большой объем учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения творческих проектных работ. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся должен выполнить 1 проект в год. Теоретический и практический материал разделов сов­падают с темами проектов в 7 классе, соответственно «Ночная сорочка».

Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления изделия, ее осуществлении и оценке. Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель проектов - сформировать систему интеллектуальных и общих трудовых знаний и умений учащихся, способствовать творческому развитию личности.

Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения проекта на базе предыдущих разделов курса. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена коллективно, частично в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно новом уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

В соответствии с целями образовательной области «Технология» система обучения должна быть не дисциплинарно - ориентированной, а проектно-созидательной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектов деятельности. Необходимо обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.

Одним из ведущих разделов программы является «Кулинария». Он включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, а так же ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов. Также в программу входят уроки этикета поведения за столом, приема гостей, правила сервировки стола к завтраку, обеду и ужину, проведение банкетов – коктейлей, праздников.

В содержании раздела «Технология ведения домашнего хозяйства» значительное место занимает получение знаний об основных видах бытовой техники, даются понятия о ведении домашнего хозяйства, проектировании интерьера и его декоративного оформления, роли комнатных растений в жизни человека.

Предмет «Технология» формирует культуру труда: организация рабочего места, безопасные приемы работы, плановость, технологическая дисциплина, контроль и качество. Способствует использованию компьютерных технологий, освоению психологии человеческого общения, в том числе культуры поведения и бесконфликтного общения; эстетическому воспитанию, творческому развитию; выполнению творческих проектов: определение потребностей и возможностей проектной деятельности, сбор и анализ информации, выдвижение идеи проекта, планирование, организация и выполнение работы и ее оценка.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, не менее 70% отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Дидактико-технологическое оснащение включает тематические плакаты по всем разделам, тематические карты, инструкционные технологические карты, лекала, проверочные тесты по всем разделам.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости про­цесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у обучаю­щихся культуру труда и делового общения.


    1. Организация образовательного процесса.


Примерная программа разработана для обучения школьников 7 класса учетом использования времени национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения и рассчитана на 35 недель по 2 часа в неделю.

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • - комбинированный урок;

  • - урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа

  • практическое занятие

  • урок – игра

  • выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Операционно-комплексная система.

  5. Практические методы обучения.

  6. Решение технических и технологических задач.

  7. Учебно-практические или практические работы.

  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

  9. Опытно - экспериментальная работа.

  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

  12. Кооперативная деятельность обучающихся.

  13. Коллективное творчество.


































2. Образовательные результаты обучения.

2.1. Планируемые результаты по окончании

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента:

знать/понимать – основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды. Приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь – рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию, составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами, оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечение безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.



Планируемые результаты по окончании 7 класса


Должны знать/понимать:

  • о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и т. п.;

  • общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях;

  • правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях;

  • санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов, правила оттаивания мороженого мяса, правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса, посуду и инвентарь для приготовления мясных продуктов;

  • общие сведения о роли первых блюд в питании человека, классификацию, технологию приготовления первых блюд;

  • общие сведения о роли кисло-молочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисло-молочных продуктов, кулинарные блюда из творога и технологию их приготовления;

  • способы приготовления теста, раскатки теста, виды блюд из теста, способы приготовления блюд из теста, способы определения готовности;

  • требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;

  • технологию производства химических волокон, основные свойства, классификацию, ассортимент, способы ухода;

  • виды поясных изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к одежде, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы конической, прямой, клиньевой юбки, особенности моделирования;

  • назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой),

  • способы раскладки выкройки на ткани, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия; технологическую последовательность изготовления юбки.

Должны уметь:

  • оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;

  • приготавливать суп с картофелем и мясными фрикадельками;

  • приготавливать блюда из творога;

  • приготавливать пельменное тесто и начинки для вареников и пельменей;

  • сервировать стол к обеду;

  • соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;

  • обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;

  • работать с журналами мод, читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны юбок;

  • выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, обрабатывать низ юбки.

  • выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать застежку в шве тесьмой «молния», изготавливать пояс, обрабатывать срез юбки притачным поясом;

  • определять качество готового изделия, демонстрировать его.































3. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение.

3.1. Учебно-методическое оснащение курса.


Учебники:

  1. Симоненк, В. Д. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004

  2. Симоненко В. Д. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. В.И.Ермакова. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание – М. Просвещение. 2000



Дополнительные пособия для учителя:

  1. А. П.Чижикова. Кружок конструирования и моделирования. – М. «Просвещение». 1990.

  2. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника /А.Т.Труханова – М. Изд. «Высшая школа». 1993.

  3. Мельникова Л.В. Обработка тканей./Л.В.Мельникова - М. «Просвещение». 1986.

  4. Технология: Обслуживающий труд. Тесты 5-7 классы, С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен», 2009

  5. «Технология в схемах, таблицах и рисунках» 5-9 классы. Обслуживающий труд. С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен». 2009

  6. Технология обработки ткани. Учебное пособие. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2005

  7. «Технология» 7 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология» 7 класс под редакцией В.Д.Симоненко в двух частях. Волгоград. Изд. «Учитель». 2003

  8. Уроки по курсу «Технология» 5-9 классы. Перова Е.Н. Изд. «5 за знания». 2008

  9. Технология. Метод проектов в технологическом образовании. Сасова И.А. Пособие для учителя. Изд. «Вента-Граф» 2008

  10. DVD «Технология»

  11. DVD «Секреты обаяния. МОДА»

  12. DVD «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006».










    1. Материально-техническое оснащение.



Название


Кол-во

Кабинет обслуживающего труда


1

Столы


10

Стулья


17

Шкаф


1

Раскройный стол


1

Швейные машины:

«Janome»

«Аврора»

9

1

Оверлок


2

Утюг


2

Гладильная доска


2

Манекен


2

Зеркало напольное


1

Компьютер


1

Принтер


1

Компьютерный стол


1

Инструменты и приспособления для швейных работ

ножницы, сантиметровая лента, иглы ручные, игольницы, линейки, мел и т.д.

в достаточном кол-ве

Кухонная мебель

гарнитур

5 предметов

Стол обеденный


1

Плита электрическая.

«Мечта»

1

Холодильник


1

Посуда

столовая, чайная и т.д.

в достаточном кол-ве

Электрочайник


1




Пароварка


1

Блендер


1

Микроволновая печь


1

Электровафельница


2

Огнетушитель


2

Методические пособия

Плакаты, инструкционные карты, инструкции, DVD диски, коллекции и т.д.

в наличие








4. Содержание программы.

Содержание программы 7 класса


п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

ВВОДНЫЙ УРОК

1ч.

1



Ведение. Вводный, первичный инструктаж. ПБ, ОТ.

1

1


2-5

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

4ч.

2

2


Химические волокна. Свойства. Ассортимент.

Уход за одеждой. Символы.

Практическая работа:

Изучение символов ухода за текстильными изделиями.

2

2

1

1

1

1

6-10

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

5ч.

2

3


Приспособления к швейной машине.

Практическая работа: «Обметывание петель, обработка срезов зигзагообразной строчкой».

Принципы образования двухниточного машинного стежка. Соединительные и краевые швы.

Практическая работа: «Изготовление машинных швов».

2



1


2

1



1



1





2

11-22

КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

14ч.

1

11


Силуэт и стиль в одежде. Требования.

Практическая работа:

Тест на компьютере: «Каков Ваш стиль в одежде?

Правила снятия мерок. Измерение фигуры человека.

Практические работы:

Снятие мерок для построения чертежа юбки.

Расчет и построение чертежа конической юбки в масштабе 1:4

Расчет и построение чертежа клиньевой юбки в масштабе 1:4.

Расчет и построение чертежа прямой юбки в масштабе 1:4.

Изготовление выкройки на свой размер.

2



2



2

2

2

4

1

1



2



2

2

2

4

23-26

МОДЕЛИРОВАНИЕ

4ч.

1

3


Моделирование. Выбор модели.

Практическая работа:

Выполнить моделирование юбки в соответствии с выбранной моделью в тетради и на выкройке. Определение расхода ткани.

4

1

3

27-58

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

30ч.

1

31


Правила ТБ. Использование приспособлений к швейной машине.

Практическая работа:

Обработка застежки тесьмой – «молния».

Обработка пояса.

6

1

5


Практические работы:

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой юбки. Контроль качества.

Подготовка деталей кроя к сметыванию.

Подготовка юбки к примерке.

Проведение первой примерки и исправление недочетов. Обработка вытачек, складок, боковых швов.

Обработка застежки в боковом шве юбки тесьмой - «молния».

Обработка пояса. Обработка верхнего среза юбки притачным поясом.

Обработка нижнего среза юбки.

Обработка петли и пришивание пуговицы.

Окончательная обработка изделий.

ВТО. Контроль качества.

22


22


Викторина «Я художник-модельер».

2


2

59-60

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

2


2


Защита проекта «Юбка» (демонстрация изделий). Чаепитие.

2


2

61-70

КУЛИНАРИЯ

10ч.

3

7


Физиология питания.

Санитарно-гигиенические требования. Правила ТБ.

Практические работы: «Определение срока годности консервов по маркировке на банке».

Первые блюда. Значение. Роль. Классификация. Технология приготовления.

Практическая работа:

«Приготовление супа с картофелем и мясными фрикадельками».

Кисломолочные продукты и блюда из них. Сроки хранения. Значение. Ассортимент. Виды.

Практические работы:

«Приготовление сырников».

2




3




3



1




1




1

1




2




2


ЭТИКЕТ

2


2


ИТОГО

70

11

59

  1. Поурочное планирование.


Поурочное планирование. 7 класс.


урока/
дата


Тип урока


Тема урока


Элементы содержания

Кол-во часов


ЗУН


ТСО

Вид

самостоятельной деятельности


ВВОДНЫЙ УРОК (1ч.)

1

Урок-беседа

Введение. Вводный, первичный инструктаж. ПБ, ОТ.

Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. ПБ, ОТ, оказание первой помощи. Вводное занятие.


1

Знать: правила поведения в мастерской, ТБ, ПБ,ОТ на рабочем месте

Уметь оказать первую помощь

Инструкции по ТБ, ПБ, ОТ.

опрос


МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ (4ч.)


2-3

Урок-беседа

Химические волокна. Свойства. Ассортимент.

Химические волокна. Технология производства, свойства искусственных и синтетических волокон. Свойства тканей из химических волокон. Ассортимент тканей.



2

Знать этапы производства тканей из искусственных и химических волокон, свойства, ассортимент тканей.

Уметь: отличать ткани из химических волокон.

Таблицы, плакаты, образцы тканей.

Опрос, выполнение практических заданий

4-5

практическое занятие

Уход за одеждой.

Уход за одеждой. Символы.

Практическая работа:

Изучение символов ухода за текстильными изделиями.

2

Знать: способы ухода за одеждой, используя символы на одежде.

Уметь определять способы ухода за одеждой, используя знание символов.

Инструкционные карты, символы

Опрос, выполнение практических заданий


МАШИНОВЕДЕНИЕ (5ч.)


6-7

комбинированный урок

Приспособления к швейной машине.


Правила ТБ. Приспособления к швейной машине. Применение зигзагообразной строчки.

Практическая работа: «Обметывание петель, обработка срезов зигзагообразной строчкой».



2

Знать: правила ТБ, приспособления малой механизации для изготовления петли.

Уметь: обработать срезы зигзагообразной строчкой, изготовить петлю разными способами.


Таблицы, инструкционные карты, образцы швов, шв. машина

Опрос, выполнение практических заданий

8

Урок-беседа

Принципы образования двухниточного машинного стежка. Соединительные и краевые швы.

Принципы образования двухниточного машинного стежка. Виды соединительных и краевых швов.


1

Знать: принцип образования двухниточного машинного стежка, виды соединительных и краевых швов.

Таблицы, инструкционные карты, образцы швов

Опрос, выполнение практических заданий

9-10

практическое занятие

Практическая работа

Практическая работа: «Изготовление машинных швов (запошивочный, двойной, расстрочной, накладной, обтачной, окантовочный)».


2

Знать: технологию изготовления соединительных и краевых швов.

Уметь: выполнить машинные швы в соответствии с технологией.

Таблицы, инструкционные карты, образцы швов, шв. машина

выполнение практических заданий


КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (14ч.)


11-12

комбинированный урок

Силуэт и стиль в одежде. Требования.


История одежды. Силуэт и стиль в одежде.

Требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристики плечевых изделий.

Практическая работа:

Тест на компьютере: «Каков Ваш стиль в одежде?



2

Знать историю одежды, понятия «силуэт» и «стиль» в одежде, виды женского легкого платья; требования, предъявляемые к одежде.

Уметь определить силуэт и стиль любого изделия, а также самостоятельно, используя компьютер, ответив на вопросы теста определить свой стиль в одежде.

ИКТ: Презентация «История одежды»,

диск «Мода» - тест

Опрос, выполнение практических заданий

13-14

комбинированный урок

Правила снятия мерок. Измерение фигуры человека.


Из истории юбок. Требования к одежде.

Правила снятия мерок.

Практическая работа: «Снятие мерок».


2

Знать: историю, требования, предъявляемые к одежде (эксплуатационные, гигиенические, эстетические), правила снятия мерок и их условные обозначения

Уметь снимать мерки и записывать их обозначения.

Плакат «Измерение фигуры человека», сантиметровая лента, шнурок, тетрадь, манекен.

Опрос, выполнение практических заданий

15-16

практическое занятие

Расчет и построение чертежа.

Расчет и построение чертежа конической юбки в масштабе 1:4


2

Знать основные конструкции юбок, приемы и последовательность расчета конструкции и построения чертежа.

Уметь: выполнить расчет, построить в тетради чертеж юбки в масштабе 1:4.

Инструкционные карты, плакаты, тетрадь, масштабная линейка

выполнение практических заданий

17-18

практическое занятие

Расчет и построение чертежа.

Расчет и построение чертежа клиньевой юбки в масштабе 1:4.


2

Знать основные конструкции юбок, приемы и последовательность расчета конструкции и построения чертежа.

Уметь: выполнить расчет, построить в тетради чертеж юбки в масштабе 1:4.

Инструкционные карты, плакаты, тетрадь, масштабная линейка

выполнение практических заданий

19-20

практическое занятие

Расчет и построение чертежа.

Расчет и построение чертежа прямой юбки в масштабе 1:4


2

Знать основные конструкции юбок, приемы и последовательность расчета конструкции и построения чертежа.

Уметь: выполнить расчет, построить в тетради чертеж юбки в масштабе 1:4.

Инструкционные карты, плакаты, тетрадь, масштабная линейка

выполнение практических заданий

21-24

практическое занятие

Изготовление выкройки

Изготовление выкройки на свой размер.

Контроль выполнения


4

Уметь построить выкройку самостоятельно, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках.

Плакат «Построение юбки», чертежные инструменты, тетрадь, бумага.

выполнение практических заданий

МОДЕЛИРОВАНИЕ (4ч.).


25-28

практическое занятие


Способы моделирования. Моделирование юбки.

Выбор модели юбки, зарисовка в тетради, ее описание.

Моделирование конической, клиньевой, прямой юбок.

Практическая работа:

«Моделирование юбки на выкройке основы. Определение расхода ткани».


4

Знать основные приемы моделирования конических, прямых и клиньевых юбок, правила подготовки выкройки к раскрою;

Уметь моделировать конические, прямые и клиньевые юбки в соответствии с выбранной моделью, подготавливать выкройки.

Плакат «Модели юбок», тетрадь, выкройка. Просмотр современной коллекции модной одежды, план описания модели.

Опрос, выполнение практических заданий

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ (30ч.)


29-32

практическое занятие

Правила ТБ. Использование приспособлений к швейной машине.


Правила ТБ. Использование приспособлений к швейной машине.

Практическая работа: «Обработка застежки тесьмой – «молния»».

4

Знать дополнительные приспособления к швейной машине, их назначение

Уметь пользоваться приспособлениями малой механизации швейных машин; обработать застежку тесьмой – «молния», используя специальную лапку.

Инструкционные карты, образцы, приспособления малой механизации швейных машин.

Опрос, выполнение практических заданий

33-34

практическое занятие

Практическая работа

Практическая работа: «Обработка пояса».

2

Знать технологию изготовления пояса и соединения его с юбкой.

Уметь обрабатывать верхний край юбки притачным поясом.

Инструкционные карты, образцы

Опрос, выполнение практических заданий


35-36

практическое занятие

Раскладка выкройки на ткани.

Раскрой изделия.

Подготовка ткани к раскрою.

Способы рациональной раскладки. Раскладка выкройки на ткани.

Раскрой юбки.

Контроль качества.



2

Знать требования подготовки ткани к раскрою швейного изделия; варианты рациональной раскладки выкройки на ткани, разметки изделия.

Уметь подготовить ткань к раскрою: найти дефекты, декатировать ткань; рационально разложить выкройки, обвести и вырезать по намеченным линиям.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления

Опрос, выполнение практических заданий


37-38

практическое занятие

Подготовка деталей кроя к сметыванию.

Способы переноса меловых линий. Подготовка деталей кроя к сметыванию.

2

Знать: правила переноса меловых линий.

Уметь переносить меловые линии, прокладывать центровые линии.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления

выполнение практических заданий


39-42

практическое занятие

Подготовка юбки к примерке.

Проведение первой примерки.

Последовательность подготовки юбки к примерке.

Правила проведения первой примерки, исправление недочетов.

4

Знать правила проведения примерки.

Уметь последовательно соединить детали кроя, определить и исправить дефекты после примерки.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления

выполнение практических заданий


43-44

практическое занятие

Обработка выточек, складок, боковых швов.

Обработка выточек, складок, боковых швов.

2

Знать последовательность обработки вытачек и боковых швов.

Уметь в соответствии с технологией выполнить обработку. Качественно выполнить ВТО.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления

выполнение практических заданий

45-48

практическое занятие

Обработка застежки.

Обработка застежки в боковом шве юбки тесьмой - «молния»

4

Знать технологию обработки застежки тесьмой - «молния» Уметь обработать застежку тесьмой – «молния» в боковом шве.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления

выполнение практических заданий

49-50

практическое занятие

Обработка верхнего среза юбки поясом.

Обработка пояса.

Обработка верхнего среза юбки притачным поясом.


2

Знать технологию обработки пояса и соединения его с верхним срезом юбки.

Уметь обрабатывать верхний край юбки притачным поясом.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления

выполнение практических заданий

51-52

практическое занятие

Обработка нижнего среза юбки.

Способы обработки нижнего среза юбки.

2

Знать способы обработки нижнего среза изделия.

Уметь обрабатывать нижний срез юбки швом вподгибку с открытым и закрытым срезом.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления

выполнение практических заданий

53-54

практическое занятие

Обработка петли и пришивание пуговицы.

Обработка петли при помощи приспособлений малой механизации, пришивание пуговицы.

2

Знать технологию изготовления петли

Уметь, используя приспособления, обработать петлю на поясе юбки и пришить пуговицу.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления к швейной машине.

выполнение практических заданий

55-56

практическое занятие

Окончательная обработка. ВТО.

Окончательная обработка изделий.

ВТО юбки.

Контроль качества.

2

Уметь выполнить ВТО готового изделия в соответствии с требованиями; проверить качество изделия.

Инструменты и приспособления

выполнение практических заданий

57-58

урок – игра


Викторина.

Викторина «Я художник-модельер».

Демонстрация готовых изделий. Чаепитие.

2

Закрепление знаний по технологии обработки ткани, воспитание эстетического вкуса.




Готовое изделие.

выполнение практических заданий

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (2ч.)

59-60

выполнение учебного проекта


Защита проекта

Защита проекта «Юбка» (демонстрация изделий). Чаепитие.

2

Знать: последовательность выполнения работы

Уметь: защитить, продемонстрировать свое изделие.

Готовое изделие.

выполнение практических заданий


КУЛИНАРИЯ (10ч.)


61-62

комбинированный урок

Физиология питания.

Санитарно-гигиенические требования. Правила ТБ.


Правила ТБ при выполнении кулинарных работ. Санитарно-гигиенические требования. Физиология питания.

Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы: Определение срока годности консервов по маркировке на банке.


2

Знать правила ТБ при работе на кухне, при работе с электроприборами, при пользовании инвентарем, посудой, оборудованием, правила поведения на кухне, санитарно-гигиенические требования, воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, о пищевых инфекциях.

Уметь: соблюдать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к продуктам питания, оказать первую помощь при пищевом отравлении, определять срок годности по маркировке на банке.

Плакаты, таблицы.

Опрос, выполнение практических заданий

63-65

практическое занятие

Первые блюда. Значение. Роль. Классификация. Технология приготовления.


Первые блюда. Значение и роль первых блюд в питании человека. Классификация. Технология приготовления.

Практическая работа:

Приготовление супа с картофелем и мясными фрикадельками.


3

Знать способы определения доброкачественности мяса, обработки мяса, ассортимент и кулинарное использование полуфабрикатов, технологию приготовления супов.

Уметь приготовить суп с картофелем и мясными фрикадельками.

Инструкционные карты, плакаты, инвентарь, продукты питания, ИКТ (диск «Технология», раздел «Кулинария», первые блюда)

выполнение практических заданий

66-68

практическое занятие

Кисломолочные продукты и блюда из них. Сроки хранения. Значение. Ассортимент. Виды.

Кисломолочные продукты и блюда из них. Условия и сроки его хранения. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.

Практические работы:

Приготовление сырников.


3

Знать пищевую ценность кисломолочных продуктов, сроки хранения, ассортимент, технологию приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов.

Уметь приготовить сырники, запеканку из творога, оладьи из кефира.

Инструкционные карты, плакаты, инвентарь, продукты питания.

выполнение практических заданий

69-70

Урок-игра.

ЭТИКЕТ.


Сервировка стола к обеду.

Прием гостей (сценка).


2

Знать порядок сервировки стола к обеду, правила приема гостей.

Уметь накрыть стол к обеду, принять гостей, знать правила поведения за столом.

Презентация, наглядные пособия, инвентарь.

выполнение практических заданий













5. Тематический план.


Тематический план 5 – 8 классы


Разделы и темы

Количество часов/классы

5


6

7

8


ВВОДНЫЙ УРОК

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.


ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

6ч.

3ч.

4ч.

3ч.


ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

8ч.

6ч.

5ч.

2ч.


РУЧНЫЕ СТЕЖКИ И СТРОЧКИ ВТО.

12ч.





СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ
И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

30ч.

36ч.

48ч.

46ч.


Рукоделие






Конструирование швейных изделий

8ч.

8ч.

14ч.

8ч.


Моделирование

2ч.

4ч.

4ч.

6ч.


Технология изготовления швейного изделия

20ч.

24ч.

30ч.

32ч.


ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

2ч.

4ч.

2ч.

4ч.


КУЛИНАРИЯ

10ч.

16ч.

10ч.

14ч.


Санитария и гигиена

2

1

1

1


Физиология питания

2

1

1

1


Технология приготовления пищи

5

12

6

8


Этикет. Сервировка стола

1

2

2

4


ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА


4ч.




Интерьер дома






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (полугодовая)






ИТОГО

70

70

70

70










Календарное тематическое планирование




7 кл.

1 четверть

18

2 четверть

14

3 четверть

20

4 четверть

18


ВСЕГО:


70



































7. Список литературы


  1. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004

  2. В.И.Ермакова. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание – М. Просвещение. 2000

  3. А. П.Чижикова. Кружок конструирования и моделирования. – М. «Просвещение». 1990.

  4. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника /А.Т.Труханова – М. Изд. «Высшая школа». 1993.

  5. Мельникова Л.В. Обработка тканей./Л.В.Мельникова - М. «Просвещение». 1986.

  6. Технология: Обслуживающий труд. Тесты 5-7 классы, С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен», 2009

  7. Технология обработки ткани. Учебное пособие. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2005

  8. Уроки по курсу «Технология» 5-9 классы. Перова Е.Н. Изд. «5 за знания». 2008

  9. 14. Технология. Метод проектов в технологическом образовании. Сасова И.А. Пособие для учителя. Изд. «Вента-Граф» 2008

  10. «Технология в схемах, таблицах и рисунках» 5-9 классы. Обслуживающий труд. С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен». 2009

  11. «Технология» 7 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология» 7 класс под редакцией В.Д.Симоненко в двух частях. Волгоград. Изд. «Учитель». 2003

  12. DVD «Технология»

  13. DVD «Секреты обаяния. МОДА»

  14. DVD «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»