Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УР
___________ Шпак М.Е.
«___»_________ 201__ г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Рынок ценных бумаг
Специальности: | 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
| |
Форма обучения: | Очная, заочная |
Рекомендована методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2018 г.
председатель методсовета
______________ /Шпак М.Е./
Бодайбо, 2018 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО, утвержденного приказом Минбрнауки России от 28.07.2014 года № 832 « Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ ( программе подготовки специалистов среднего звена зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 года № 33638
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчики:
Гнатюк В.Г., преподаватель спецдисциплины
Утверждено и рекомендована методическим советом ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Протокол №____ от «__»___________2018 года
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины | стр. 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание программы учебной дисциплины | 5 |
3 условия реализации программы учебной дисциплины | 10 |
4. Контроль и оценка результатов освоения программы учебной дисциплины | 10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рынок ценных бумаг
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), квалификация – бухгалтер , утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 года № 832» Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ ( программе подготовки специалистов среднего звена).
Программа учебной дисциплины может быть использована для изучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
проводить анализ показателей, связанных с ценными бумагами;
проводить анализ структуры рынка ценных бумаг;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска
определять доходность ценных бумаг и курс акций и облигаций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и структуру рынка ценных бумаг и их роль в экономике;
основные виды ценных бумаг и условия их выпуска;
объекты сделки на рынке ценных бумаг;
функции и составные части рынка ценных бумаг;
брокерскую и дилерскую деятельность на рынке и их функции;
задачи и функции фондовой биржи; права и обязанности членов биржи;
виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг.
Формируемые общие компетенции, включающие в себя способность:
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Владеть информационной культурой, культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями.
Формируемые профессиональные компетенции, включающие в себя способность:
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособность и доходность
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа
в том числе:
Практической работы 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа .
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
Конспектирование | 12 |
Подготовка к защите практических работ | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.14 Рынок ценных бумаг
| № урока | Тема урока, содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия | Объем часов | Тип и форма урока | Вид контроля | Домашнее задание | Уровень освоения |
Введение | 1-2 | - о роли и месте знаний дисциплины в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 2 | Изучение нового материала | Тематический | | 1 |
Раздел 1. Ценные бумаги и их виды. |
Тема 1.1 Понятие и сущность ценных бумаг. | 3-4 | Основные виды ценных бумаг. Значение рынка ценных бумаг и его структура. Рынок ценных бумаг и объекты сделки на рынке. Понятие ценных бумаг и их классификация. Особенности и различия ценных бумаг на рынке. Место рынка ценных бумаг в системе рыночных отношений. Сущность и экономическая роль рынка ценных бумаг. | 2 | Изучение нового материала | Тематический | | 2 |
Тема 1.2. Акции и их виды. | 5-6 | Виды акций и их доходность. Основные требования при получении дивидендов. Общая характеристика акций. Акции и условия их выпуска. Дивиденды и их сущность. Виды дивидендов. Стоимостная оценка акций и их доходность. Типы акций. Основные привилегии по обыкновенным и привилегированным акциям. Получение доходов по промежуточным и окончательным дивидендам. Сертификат акций. | 2 | Комбинированный урок | Устный контроль | - | 2 |
Практическая работа № 1 | 7-8 9-10 | Определить расчетную курсовую стоимость акций и размер дивидендов по обыкновенным акциям | 4 | | | | |
Тема 1.3 Облигации и их виды. | 11-12 | Виды облигаций и их доходность. Общая характеристика облигаций. Виды облигаций. Облигации и условия их выпуска. Стоимостная оценка облигации. Дисконт и процентный доход по облигациям. Корпоративные, иностранные, купонные облигации, бескупонные и выигрышные облигации. Облигации с фиксированным и плавающим доходом. | 2 | Комбинированный урок | Тематический, устный контроль, работа в рабочих тетрадях | | 2 |
Практическая работа № 2 | 13-14 15-16 | Определить сумму доходности по акциям и рассчитать дисконт на конец отчетного периода | 4 | | | | |
Тема 1.4. Ценные государственные бумаги. | 17-18 | Виды государственных ценных бумаг. Выплата доходов в виде выигрыша и процентов по выплате государственных ценных бумаг. Общая характеристика государственных ценных бумаг. Рыночные и нерыночные ценные бумаги. Облигации специальных займов. Ценные бумаги муниципальных образований. Выплата доходов в виде выигрыша и процентов по выплате государственных ценных бумаг.. | 2 | Комбинированный урок | | | 2 |
Практическая работа № 3 | 19-20 21-22 | Определить дисконт между рыночной ценой и продажей государственных ценных бумаг. | 4 | Формирование навыков | | | |
Тема 1.5. Вексель, и депозитные сертификаты. | 23-24 | Виды векселя и сущность депозитного и сберегательного сертификата. Вексельное обращение векселя. Виды векселя: простой, переводной и акцептованный вексель. Понятие и сущность депозитного и сберегательного сертификата. | 2 | Комбиниров.урок | | | |
Практическая работа № 4 | 25-26 27-28 | Определить доход от погашения кредиторской задолженности векселя. | 4 | Формиров.и умение | | | |
Раздел 2 Рынок ценных бумаг. |
Тема 2.1. Рынок ценных бумаг и его сущность | 29-30 | Виды рынков, классификация и виды размещения ценных бумаг, Виды государственных ценных бумаг и облигаций и их сущность, выплата по государственным ценным бумагам и их сущность ,функции рынка ценных бумаг. | 2 | Комбинированный урок | Тематический устный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, работа в рабочей тетради | 2 |
Тема 2.2. Эмитенты на рынке ценных бумаг Тема 2.3. Инвесторы на рынке ценных бумаг. | 31-32 33-34 | Виды эмитентов и их профессиональная деятельность. Основные группы хозяйственных субъектов. Организационно-правовые формы эмитентов. Инвесторы на рынке ценных бумаг и их задачи. Общая характеристика инвесторов. Задачи инвесторов. Стратегия инвесторов на фондовом рынке Субъекты рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. | 2 2 | Комбинир.урок | | | |
Тема 2.4. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. | 35-36 | Основные требования профессиональных участников рынка и их функции. Брокерская и дилерская деятельность. Общая характеристика участников рынка ценных бумаг. Фондовые брокеры и дилеры. Деятельность по управлению ценными бумагами. Основные требования профессиональных участников рынка их цели и функции на рынке ценных бумаг.Депозитарная деяьельност на рынке.Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.Расчетно-клиринговая организания, ее цель и функции. Депозитарий на рынке и деятельность регистратора на рынке. | 2 | Изучение нового материала | Тематический устный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, работа в рабочей тетради | 2 |
Практическая работа № 5 | 37-38 39-40 | Определить цену покупки и продажи депозитного сертификата, определить дисконт между текущей рыночной стоимостью акции, их предыдущую оценку и их доход. | 4 | | | | |
| | | | | | | |
Тема 3.1. Фондовая биржа. | 41-42 | Фондовая биржа, ее роль и значение на рынке ценных бумаг. Задачи и функции фондовой биржи. Права и обязанности членов фондовой биржи. Принципы фондовой биржи. Члены и органы управления фондовой биржи. Обязанности учредителей и членов биржи. Организационная структура членов биржи. | 2 | Формир. И умение навыков | | | |
Раздел 3 Размещение и обращение ценных бумаг . |
Тема 3.2. Эмиссия ценных бумаг и ее процедура. | 43-44 | Формы эмиссии и ее этапы. Организация, порядок и процедура эмиссии. Понятие и сущность эмиссии ценных бумаг на рынке. Первичные эмиссии. Основные этапы процедуры подготовки размещения ценных бумаг | 2 | Комбинированный урок | Тематический устный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, работа в рабочей тетради | 2 |
Обязательная учебная нагрузка | 44 | | | | | | |
В том числе практических работ | 20 | | | | | | |
Самостоятельная работа | 22 | | | | | | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально - экономических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета социально – экономических дисциплин:
- Посадочные места по количеству обучающихся;
- Рабочее место преподавателя;
- Комплект учебно – наглядных пособий;
- Комплект учебно – методической документации;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- средства мультимедиа;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральный закон от 26.12.13 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с изменениями и дополнениями.
Федеральный закон от 22.04.13 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с изменениями и дополнениями.
Федеральный закон от 29.11.13 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии. Утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19.10.2013 №27.
Учебная литература
Галенов В.А. учебник «Рынок ценных бумаг» М инфра М. 2013 год
Саблина Н.В. учебник «Рынок ценных бумаг» 2013 год
Стародубцева С.Б. учебник «Рынок ценных бумаг» М.Инфра-М 2013 год
Дополнительные источники:
Килячков А.А. учебное пособие «Рынок ценных бумаг и биржевое дело» М Юрист 2013 года
Литвиненко А.Г. учебное пособие «Рынок ценных государственных бумаг» М. Юнити 2013 год
Нестеров Э.Г. «лучшие рефераты по ценным бумагам 2013 год
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; | Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы |
проводить анализ показателей, связанных с ценными бумагами. | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы |
проводить анализ структуры рынка ценных бумаг. | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы |
определять доходность ценных бумаг и курс акций и облигаций | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы |
Знать: | |
сущность и структуру рынка ценных бумаг и их роль в экономике. | опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
основные виды ценных бумаг и условия их выпуска | опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
объекты сделки на рынке ценных бумаг; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, тестирование |
функции и составные части рынка ценных бумаг | опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
задачи и функции фондовой биржи; права и обязанности членов биржи | опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг. | опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
структуру рынка ценных бумаг, виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; | Самостоятельная работа, опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг; | Устный опрос |
Разработчик
ГБПОУ Бодайбинский
Горный техникум
Преподаватель Гнатюк В.Г.
6