Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Д. И. Бондарева»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей русского языка и литературы ________________________ Емцева Н Г Протокол №1 от «25» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________________ Середина И.А. «26» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Богучарская СОШ №1 имени Героя Советского Союза Д. И. Бондарева» ________________________ Алабина Г.Ю. Приказ № 373-ОД от «26» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Читательская грамотность»
на 2024-2025 учебный год
Класс: 8б
Составила: Гусакова В. В..
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..... 3-8
2. Планируемы результаты освоение учебного курса................................................................8-12
3. Содержание учебного курса.....................................................................................................12
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности …..13
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера; …………………………….……………………. 14
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
3. Федеральной адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1025)
4. Общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ "Богучарская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Д. И. Бондарева" с учетом рабочей программы воспитания.
Общая характеристика учебного курса
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
умения, целиком основанные на тексте:
извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, делать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте соб ственных знаний читателя»;
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация ин- формации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием по- тенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Место учебного курса «Читательская грамотность» в учебном плане
В 8б классе на изучение учебного курса «Читательская грамотность» отводится 34 часа (1 раз в неделю).
Основные направления воспитательной деятельности
Направления воспитания | Целевые ориентиры |
Гражданское | Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народа м России, тысячелетней истории российской государственности. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий участие в жизни класса, школы (в том числе самоуправлении), местного сообщества, родного края. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. |
Патриотическое | Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России. Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях. |
Духовно-нравственное | Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества, устойчивый интерес к чтению. |
Эстетическое | Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей. Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре. Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве. |
Физическое | Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт. Умеющий осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. |
Экологическое | Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире. Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. |
Познавательное | Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, навыки исследовательской деятельности. |
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально- ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и мо- ральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семей- ной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духов- ное многообразие современного мира;
готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, сло- варь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ис- пользуя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных призна- ков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблю- дать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его ос новные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликт- ной ситуации.
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
3. Содержание программы учебного курса
Раздел 1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Наименование разделов | Количество часов | Электронные учебно - методические материалы |
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» | 12 | http://www.gramota.ru/ http://www.textologia.ru/ http://www.ruscorpora.ru Портал русского языка «ЯРУС» http://yarus.aspu.ru Портал «Русское слово» https://fipi.ru/ https://vpr- ege.ru/oge/russkij- yazyk/1416-trenirovochnye- varianty-oge-2022-po- russkomu-yazyku-s- otvetami https://resh.edu.ru/ |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» | 14 | https://ruscorpora.ru/new/ http://schoolcollection.edu.r u/ http://ruslang.karelia.ru Русский язык и культура речи: электронный учебник http://character.webzone.ru Сайт «Вавилонская башня». Русские словари и морфология http://starling.rinet.ru Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку https://fipi.ru/ |
Работа с текстом: оценка информации | 6 | https://vpr- ege.ru/oge/russkij- yazyk/1416-trenirovochnye- varianty-oge-2022-po- russkomu-yazyku-s- otvetami https://resh.edu.ru/ |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера;
Девятова О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNs ZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D.
«Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В.
Смагиной Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».
Функциональная грамотность школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для
учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю.
Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.:Просвещение, 2020»,
5.Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности школьников в курсе литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №5
Календарно – тематическое планирование учебного курса «Читательская грамотность» в 8б классе на 2024-2025 учебном году
№ п/п | Дата план | Дата факт | Темы занятий |
1 | 04.09 | | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. |
2 | 11.09 | | Типология текстов. Речевая ситуация. |
3 | 18.09 | | Функционально - стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). |
4 | 25.09 | | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. |
5 | 02.10 | | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. |
6 | 09.10 | | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. |
7 | 16.10 | | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция |
8 | 23.10 | | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. |
9 | 06.11 | | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. |
10 | 20.11 | | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. |
11 | 27.11 | | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака |
12 | 04.12 | | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации |
13 | 11.12 | | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). |
14 | 18.12 | | Вопросы по содержанию текста. |
15 | 25.12 | | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. |
16 | 15.01 | | Аргументы, подтверждающие вывод. |
17 | 22.01 | | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. |
18 | 29.01 | | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. |
19 | 05.02 | | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. |
20 | 12.02 | | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу |
21 | 19.02 | | Составление схем с опорой на прочитанный текст. |
22 | 26.02 | | Составление схем с опорой на прочитанный текст. |
23 | 01.03 | | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. |
24 | 05.03 | | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. |
25 | 12.03 | | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. |
26 | 19.03 | | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). |
27 | 02.04 | | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. |
28 | 09.04 | | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. |
29 | 16.04 | | Достоверность и недостоверность информации в тексте. |
30 | 23.04 | | Недостающая или избыточная информация. |
31 | 30.04 | | Пути восполнения недостающей информации. |
32 | 07.05 | | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. |
33-34 | 14.05 21.05 | | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. |