МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОУСМАНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО Кульбака В.А. Протокол № ___ от «____»___________2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР БОБРОВА М.В. «____»____________2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Новоусманская СОШ № 2» Маковичко В.С. «___»______________2016 г. |
Модуль программы
по
информатике и ИКТ
«Мир мультипликации»
6 класс
2016-2017 учебный год
Составитель: учитель информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории
Гречишникова Наталия Алексеевна
с. Новая Усмань
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательного модуля «Мир мультипликации» ориентирован на учащихся 6-х классов МКОУ «Новоусманская СОШ №2». Рабочая программа составлена в соответствии с требованием ФГОС ООО, учебным планом МКОУ «Новоусманская СОШ № 2».
Программа курса отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологии. Модульный курс рассчитана на 8 часов. Учебный план курса включает пояснительную записку, описание разделов, программу курса, планируемые результаты, тематический план, используемую литературу.
Информатика – один из центральных компонентов общего образования.
В настоящее время нововведения стали реальностью повседневной жизни современной школы. Внедрение ИКТ на всех уроках даёт возможность преподавателям осознать место и роль компьютера в учебном процессе, оценить возможности новых компьютерных технологий как средства обучения.
Программа мультипликации помогает ребенку не только получить некие навыки пластилиновой лепки и работы с видеокамерой, но и приобрести уверенность в том, что он способен к творческой деятельности.
Удивительный рабочий материал – пластилин – позволяет развить нестандартный тип мышления, терпеливость, чувство ответственности. Знание технического процесса съемки и творческой работы над сценарием уже в раннем возрасте обращает внимание на сложность создания мультфильма, что позволяет по-новому взглянуть на существующие мультфильмы. Создавая сказку, привязанную к реальности, методом, казалось бы, элементарной лепки из пластилина, дети получают мультфильм, который самодостаточен как процесс и результат творения, и самоценность, которую можно показать и презентовать всему миру как доказательство своего таланта и своего существования. Одним из важных мотивов учения обучающихся является интерес. Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ученика. Она состоит из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий.
Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.
Актуальность программы заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир.
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов, которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе, учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.
Обучающиеся учатся создавать маленькие рисованные фильмы.
Кроме разработки проектов под руководством учителя, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учащимися этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов.
Продолжительность занятий 45 минут.
Цель курса: создать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, потребности в умении учиться через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности в процессе совместной деятельности по созданию мультфильмов.
Задачи:
овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщение к проектно-творческой деятельности.
освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред (создание мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.);
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Формы организации учебных занятий
В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
Формы и методы обучения: групповые занятия, индивидуальные занятия, демонстрация-объяснение, практические занятия, фото и видеосъёмки на природе или персонажей с декорацией, экскурсии
Планируемые результаты:
Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.
Универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся: | Учащиеся получат возможность научиться: |
создавать мультфильмы; навыкам работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач; раскрытию творческого потенциала; навыкам работы в команде; чувству кадра, композиции, цвета, масштаба; создавать десятки кадров для создания мультфильма; вводить рисунки в приложение и настраивать просмотр видеоизображения, сохранять проект как фильм, воспроизводить его; работать в группах; работать с фотографиями; составлять коллажи из фотографий; работать с рисованными иллюстрациями, слайдами и мультипликацией, кинокадрами. создавать снимки с помощью фотокамеры; выполнять съемку видеокамерой; копировать файлы с фото и видеокамер на ПК; уметь работать с полученными файлами в приложениях; выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ; сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения. | самостоятельности, инициативы и творческого подхода; умение работать индивидуально и в группе; самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); проектной деятельности, организации и проведении учебно-исследовательской работы; ·созданию собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; первоначальным умениям передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиску (проверке) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях; выполнению инструкций, точному следованию образцу и простейшим алгоритмам; организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. |
План анализа результатов:
Степень активности учащихся в группах.
Уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе.
Рекомендации к совершенствованию.
Оценивание работы каждого с помощью учащихся, выполняющих функции главных редакторов.
Учебно-тематический план
В предлагаемом учебно-тематическом планировании на 8 занятий кратко отражены содержание курса «Мир мультипликации».
| Тема занятия | Содержание занятия | Деятельность учащихся (научатся) |
1. | Техника безопасности. Организация рабочего места. Как создаётся мультфильм. Рисованные мультфильмы. | Вводная тема: «Путешествие в мир мультипликации». Вводная беседа о правилах поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Гимнастика для глаз и рук. Немного об истории анимации. Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? (Компьютерная анимация. | виртуальная экскурсия с использованием презентации и видеоурока «В мире мультипликации», просмотр мультфильма. |
2. | Компьютерные программы для создания мультфильмов | Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. | создание сюжетных рисунков, рисунков – кадров, работа в онлайн- конструкторе Мультатор (http://multator.ru/draw/) |
3. | Рисуем мультипликационных сказочных героев | Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма | Обсуждение фотографий с художественной и смысловой точек зрения, создание коллекции фотографий к проекту |
4. | Создание рисунков с предполагаемыми движущимися объектами | Работа в среде графического редактора Paint и онлайн конструкторе мультфильмов Цель раздела – создание сюжетных рисунков и готовых рисованных мультфильмов. Работа в среде графического редактора Paint: инструменты и палитра, их использование; создание простейшего рисунка и сохранение его в файле; (Улыбающаяся рожица с открытыми глазами), Открытие файла, его редактирование и сохранение под другим именем; (та же рожица, но с закрытыми глазами). Создание рисунков с помощью готовых форм.. | выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки восприятия и анализа экранных произведений; работа над созданием мультфильма (замысел, сценарий, раскадровка); |
5. | Создание мультфильмов с помощью онлайн- конструктора мультфильмов | Создание сюжетных рисунков с использованием знаний и навыков рисования на компьютере. Создание рисунков с предполагаемыми движущимися объектами (транспорт, человечек, собачка…). Сколько кадров нужно для создания рисованных мультфильмов? Создание мультфильмов с помощью онлайн- конструктора мультфильмов Мультатор | создание сюжетных рисунков, рисунков – кадров, работа в онлайн- конструкторе Мультатор (http://multator.ru/draw/) |
6. | Создание мультфильмов с помощью онлайн- конструктора мультфильмов |
7. | Ввод всех созданных кадров в Gif Annimator, создание фильма. | Работа над созданием проектов-мультфильмов: создание простейшего мультика с использованием в рисунке фона-пейзажа (Движение объекта (трактор, машина): обдумывание проекта, обсуждение, наброски на бумаге; создание рисунков на компьютере, и их сохранение, копирование части рисунка и его вставка в следующий кадр (движение).Работа с программой Gif Animator. | Работа над созданием проектов –мультфильмов, презентация мультфильмов. Обсуждение готовых работ, размещение в информационной среде |
8. | Защита проектной работы. | Защита проектной работы. | Защита проекта |
Перечень средств ИКТ,
необходимых для реализации программы
Оборудование программное обеспечение:
1 Компьютер
2 Принтер-сканер-ксерокс
3 Цифровой фотоаппарат
8 Цифровая видеокамера
9 Видеопроектор
10 Операционная система Windows 7.
Графический редактор Paint.
Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти»
Видеоредактор Movie Maker
Микрофон
Нецифровые инструменты для двухмерного и трёхмерного моделирования (бумага, краски и кисти, пластилин, различные мелкие объекты – шишки, катушки, пуговицы, кубики
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Шаги создания мультфильма
1. Найти сценарий.
Важно четко продумать сценарий. Что герои будут делать в мультфильме? Необходимо разработать четкую сюжетную линию. Подумать о начале, кульминации и концовке.
2.Распределить роли.
В большом коллективе важно чётко распределить обязанности, чтобы добиться продуктивной и слаженной работы.
3. Сделать героев и фон.
Нужно решить, как будут выглядеть герои, где будет происходить действие мультфильма, и создать соответствующие декорации.
4. Снять мультфильм.
«Оживить» героя можно с помощью покадровой съемки. Двигаем героя по сценарию. После каждой фазы движения делаем один кадр.
5. Озвучить персонажей.
Добавляем звуковую дорожку и титры.
6. Подготовить проект.
Шаги съемки мультфильма
1. Установить фон.
2. Поставить героя в нужную позу.
3. Установить фотокамеру так, чтобы главный герой был чётко виден.
4. Фотографировать героя, опуская или поднимая любую его часть тела на миллиметр.
5. Затем, с помощью программы Киностудия Windows Live, соединить все кадры в одно целое и наложить звук.
Краткая характеристика программ:
Конструктор мультфильмов ”Студия Мульти-Пульти” С помощью конструктора любой ребенок на своем домашнем компьютере сможет самостоятельно сделать настоящий мультфильм! В его распоряжении - замечательные герои, чудесная музыка, смешные звуки, яркие краски. А уж придумать абсолютно закрученный сюжет и озвучить героев на разные голоса - только взрослые могут испугаться такой простой задачи! Для детей, для их друзей, для родителей - развивает фантазию, творческое мышление и режиссерские способности! Количество мультфильмов, которые можно создать с помощью этой программы, ограничено лишь вашей фантазией. Сделайте хоть 1000 мультиков! Простой и понятный интерфейс. Рисовать мультики легко и просто могут даже дошколята! 10 замечательных персонажей (просто очаровашки), 18 великолепных съемочных площадок, 99 разнообразных декоративных объектов, 300 уморительных звуков и 30 выразительнейших мелодий! Есть возможность сохранить сделанный мультфильм в видеофайл, чтобы потом смотреть без использования программы.
Видеоредактор Windows Movie Maker — программа для создания/редактирования видео. Возможности:
Получение видео с цифровой видеокамеры
Создание слайд-шоу из изображений
Обрезание или склеивание видео
Наложение звуковой дорожки
Добавление заголовков и титров
Создание переходов между фрагментами видео
Добавление простых эффектов
Вывод проекта в формат WMV или AVI с настраиваемым качеством
«Мультатор» - русскоязычный онлайн- редактор мультфильмов, с помощью которого каждый может нарисовать мультфильм, независимо от мастерства. Сайт предоставляет пользователю карандаш, 2 цвета по умолчанию (Палитру можно найти, если прочитать текст справа от редактора), ластик и раскадровку — что позволяет создать анимацию. Аналогов нет. На сайте часто проводятся конкурсы и мини-конкурсы. Наградой за них служат «паучки». Паучки — это своего рода валюта сайта, которую пользователь может потратить на свои нужды, как-то: прикрепление звука к своей анимации, скачивание анимации (в формате .gif и .avi), выставление своей или чужой анимации на главную страницу. Кроме того, это сообщество людей, увлеченных анимацией. Помимо возможности создавать свои мультфильмы, присутствует возможность быстро получать критику (или похвалу) своей работы, выставляя её на всеобщее обозрение, и даже наглядное исправление ошибок, в виде продолжения работы другими пользователями.
В редакторе присутствуют такие инструменты, как:
карандаш (черный и красный в обычной версии, но при прочтении правил становится доступна палитра с большим набором цветов)
ластик (карандаш белого цвета)
5 кнопок, изменяющих размер кисти (также для этого есть горячие клавиши)
кнопки добавления и удаления кадров
кнопки воспроизведения и сохранения кадров.
Горячие клавиши:
С — копировать кадр
V — вставить кадр
Z — отменить последнее действие в текущем кадре
+ — увеличить размер кисти
— — уменьшить размер кисти
Сайт постоянно меняется и совершенствуется. Небольшие обновления происходят практически еженедельно.
Редактор
Интерфейс редактора
1. | Добавить кадр (с зажатой клавишей ctrl добавляет кадр перед | | |
| выделенным) | | |
2. | Удалить кадр | | |
3. | Кадры | | |
4. | Предпросмотр мультфильма | | |
5. | Сохранить мультфильм | | |
6. | Карандаш | | |
7. | Ластик | | |
8. | Размер карандаша | | |
9. | Цвет карандаша | | |
10. | Ползунок для навигации по кадрам | | |
Горячие клавиши | | | | |
| C - копировать кадр | | |
| V - вставить кадр | | |
| Z - отмена предыдущего действия | | |
| Плюс - увеличить размер карандаша | | |
| Минус - уменьшить размер карандаша | | |
| B - карандаш | | |
| E - ластик | | |
| M - включение и выключение цветной палитры | | |
| P - пипетка (подбор цвета) | | |
Цвета | | | | |
По умолчанию редактор имеет только два цвета: черный и красный (Олдскул). | | | | |
Если вам необходимо больше цветов, то воспользуйтесь горячей клавишей | | | |
| | |
включения палитры либо кликните по последнему предложению в "Справке" справа от редактора. | | | | |
Отмена действия
Для того чтобы отметить последнее действие (штрих карандашом или стирательной резинкой), нажми клавишу Z. Будь осторожнее, вернуть отмененные действия нельзя.
Копирование кадров
Копирование кадров - вспомогательный инструмент. Злоупотребление копированием делает мульты "мертвыми" и неинтересными. Старайся избегать его использования.
Для того чтобы скопировать кадр:
Выбери интересующий вас кадр
Нажми C
Создай новый кадр или выберите уже созданный
Нажми V
Multator.ru. Обратная связь. Помощь. Мы в социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Twitter.
Список литературы
Булин - Соколова Е. И., Рудченко Т.А., Семёнов А.Л., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ - компетентности школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. И. Булин - Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012.
Конструктор мультфильмов «Мульти- Пульти»
Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель/ М.И. Фролов. - М.: Бином, 2002.
Горячев А.В. Конструктор мультфильмов «Мульти- Пульти»: справочник-практикум/А. В. Горячев, ЕМ. Островская. — М.: Баласс, 2007.
http://multator.ru/draw/ - «Мультатор» - онлайн - конструктор мультфильмов.
https://ru.wikipedia.org - википедия создания мультфильмов
http://www.maam.ru/ - кружок по созданию анимации
http://oktyabrskyi.ru/ - кружок мультипликации