Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Рабочей программе воспитания.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование». Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих тематических разделах: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные игры», «Спортивные игры», «Кроссовая подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности учащихся.
У обучающегося будут сформированы:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
• раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
• характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
• характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, исполнении и контроле.
У обучающегося будут сформированы:
• отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
• целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
• выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из базовых видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
У обучающегося будут сформированы:
• сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
• выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
• играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Кроссовая подготовка. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики и кроссовой подготовки
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Рабочая программа предназначена для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Учащиеся, временно освобожденные от определенных двигательных действий или высокой физической нагрузки на уроке, выполняют специальные упражнения и задания в соответствии со степенью заболевания, состоянием здоровья (на основании рекомендаций врачей). Ребята, освобожденные от физических нагрузок, выполняют специальные задания теоретической направленности, индивидуальные физические упражнения.
В соответствии с примерной рабочей программой учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 сентября 2016 г. № 3/16) основными физическими упражнениями для детей с нарушением состояния здоровья являются: передвижения: ходьба, бег, подскоки; общеразвивающие упражнения: без предметов; с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.); на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, низкая перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.); упражнения на формирование навыка правильной осанки; для укрепления сводов стопы; для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей); на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем; на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.); на развитие точности движений и дифференцировки усилий; лазанье и перелазание (преодоление различных препятствий); на физическое расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер; специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития анализаторов; упражнения для развития мелкой моторики рук; для зрительного тренинга; упражнения по плаванию оздоровительного направления; упражнения по лыжной подготовке (скандинавской ходьбе) оздоровительной направленности. Рекомендуемые игры – бочче, городки, мини гольф, баскетбол, футбол.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Физическая культура»
Личностные результаты
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
- ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке.
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
духовно-нравственного воспитания:
- формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
- проявление уважительного отношения к соперникам во вре- мя соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
эстетического воспитания:
- формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности, спортивной) деятельности; выработать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному во всех проявлениях.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;
трудового воспитания:
- Прямое и целенаправленное воздействие физических упражнений на функциональные системы, которые будут использоваться в будущей трудовой деятельности. Общеизвестно, что эффективность трудовой деятельности определяется уровнем физической подготовки человека. Непосредственной подготовкой к труду занимается профессионально-прикладная физическая культура.
экологического воспитания:
- экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
- экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
ценности научного познания:
- знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогической традиции;
- познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования;
- познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
- интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Физической культуры» в 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие УУД:
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре (в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
- выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия;
- моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений, плавании;
- устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие физических качеств;
Базовые исследовательские действия:
- классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым классификационным признаком: по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования, преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;
- приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия снежного покрова), упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору), туристических физических упражнений;
- самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических упражнений;
- формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха;
Работа с информацией:
- овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности иных учебных предметов;
- использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития, в том числе с использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических упражнений;
- использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
- описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека;
- строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах;
- организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения результата;
Совместная деятельность:
- проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
- продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
- проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности; проявлять стремление к успешной образовательной, в том числе физкультурно-спортивной, деятельности; анализировать свои ошибки;
- осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Самоконтроль:
- оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний);
- контролировать состояние организма на уроках физической культуры и в самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия;
Предметные результаты
1) Знания о физической культуре:
описывать технику выполнения освоенных гимнастических упражнений по видам разминки; отмечать динамику развития личных физических качеств: гибкости, силы, координационно-скоростных способностей;
кратко излагать историю физической культуры, гимнастики, олимпийского движения, некоторых видов спорта; излагать и находить информацию о ГТО, его нормативов; описывать технику удержания на воде и основных общеразвивающих гимнастических упражнений как жизненно важных навыков человека; понимать и раскрывать правила поведения на воде; формулировать правила проведения водных процедур, воздушных и солнечных ванн; гигиенические правила при выполнении физических упражнений, во время купания и занятий плаванием; характеризовать умение плавать.
2) Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениями:
выбирать и уметь составлять комплексы упражнений основной гимнастики для выполнения определённых задач, включая формирование свода стопы, укрепление определённых групп мышц, увеличение подвижности суставов;
уметь использовать технику контроля за соблюдением осанки и правильной постановки стопы при ходьбе; характеризовать основные показатели физических качеств и способностей человека (гибкость, сила, выносливость, координационные и скоростные способности) и перечислять возрастной период для их эффективного развития;
принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности; оценивать правила безопасности в процессе игры;
знать основные строевые команды.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью:
составлять письменно и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток, регулярных упражнений гимнастики; измерять, сравнивать динамику развития физических качеств и способностей: гибкости, координационных способностей; измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений при выполнении упражнений с различной нагрузкой;
классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым классификационным признаком: по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования, по преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, командные перестроения:
участвовать в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах; устанавливать ролевое участие членов команды; выполнять перестроения.
3) Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
осваивать физические упражнения на развитие гибкости и координационно-скоростных способностей;
осваивать и демонстрировать технику перемещения гимнастическим шагом; мягким бегом вперёд, назад; прыжками; подскоками, галопом;
осваивать и демонстрировать технику выполнения подводящих, гимнастических и акробатических упражнений, танцевальных шагов, работы с гимнастическими предметами для развития моторики, пространственного воображения, меткости, гибкости, координационно-скоростных способностей;
демонстрировать равновесие стоя и в полуприседе на каждой ноге попеременно; прыжки на месте с полуповоротом с прямыми ногами и в группировке (в обе стороны);
осваивать технику плавания одним или несколькими спортивными стилями плавания (при наличии материально-технического обеспечения).
Тематическое планирование учебного предмета «Физическая культура»
№ п/п | Тематические блоки, темы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Реализации воспитательного потенциала учебного занятия с учетом направлений рабочей программы воспитания |
Раздел: Знания о физической культуре |
1.1 | Гармоничное физическое развитие. Контрольные измерения массы и длины своего тела. Осанка | 3 | Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей (infourok.ru) | -физическое -познавательное |
1.2 | Занятия гимнастикой в Древней Греции. Древние Олимпийские игры. Символ победы на Олимпийских играх. Возрождение Олимпийских игр. Современная история Олимпийских игр. Виды гимнастики в спорте и олимпийские гимнастические виды спорта. | 3 | Российская электронная школа (resh.edu.ru) | -физическое -познавательное |
1.3 | Всероссийские и международные соревнования. Календарные соревнования | 3 | Российская электронная школа (resh.edu.ru) | -физическое -познавательное -эстетическое |
Итого: | 9 | |
Раздел 2: Способы физкультурной деятельности |
2.1 | Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениями | 5 | Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей (infourok.ru) | -физическое -трудовое |
2.2 | Самостоятельные развивающие подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые расчёты и упражнения | 4 | Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей (infourok.ru) | -физическое -трудовое |
Итого: | 9 | |
Раздел 3: Физкультурно-оздоровительная деятельность |
3.1 | Овладение техникой выполнения упражнений основной гимнастики: Гимнастические упражнения по видам разминки. Общая разминка. Партерная разминка. Разминка у опоры | 10 | Российская электронная школа (resh.edu.ru) | -физическое -трудовое |
3.2 | Овладение техникой выполнения упражнений основной гимнастики: Основная гимнастика. Подводящие упражнения, акробатические упражнения | 10 | Мультиурок - проект для учителей (multiurok.ru) | -физическое -гражданско-патриотическое -экологическое |
3.3 | Овладение техникой выполнения упражнений основной гимнастики: Основная гимнастика. Упражнения для развития моторики и координации с гимнастическим предметом | 10 | Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей (infourok.ru) | -физическое -гражданско-патриотическое |
3.4 | Овладение техникой выполнения упражнений основной гимнастики: Основная гимнастика. Комбинации упражнений | 10 | Российская электронная школа (resh.edu.ru) | -физическое -эстетическое |
3.5 | Игры и игровые задания | 8 | Российская электронная школа (resh.edu.ru) | -физическое -духовно-нравственное |
Итого: | 48 | |
Раздел 4: Спортивно-оздоровительная деятельность |
4.1 | Освоение упражнений для развития координации и развития жизненноважных навыков и умений | 36 | Российская электронная школа (resh.edu.ru) | -физическое -трудовое |
Итого: | 36 | |
Общее количество часов по программе | 102 | |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета
"физическая культура"
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план/факт) |
2б класс |
I ЧЕТВЕРТЬ (25 часов) |
| Урок знаний.Техника безопасности. Техника ходьбы. | 1 | 01.09 | |
| Техника бега. Высокий старт. | 1 | 02.09 | |
| Строевые упражнения. Техника бега на 30 м. | 1 | 05.09 | |
| Строевые упражнения. Бег на 30 м. (учет) | 1 | 08.09 | |
| Повороты. Равномерный бег | 1 | 09.09 | |
| Входная проверочная работа. | 1 | 12.09 | |
| Повороты (контроль). Развитие выносливости. | 1 | 15.09 | |
| ОРУ со скакалкой. Бег 1000 м. (учет) | 1 | 16.09 | |
| ВФСК "ГТО" (история). Техника длительного бега. | 1 | 19.09 | |
| ВФСК "ГТО" (содержание). Техника метания мяча. | 1 | 22.09 | |
| Прыжки через скакалку. Метание мяча в цель. | 1 | 23.09 | |
| Метание мяча (мешочка) на дальность. | 1 | 26.09 | |
| Прыжки через скакалку. Челночный бег 3х10 м. (учет) | 1 | 29.09 | |
| Прыжки и их разновидности. | 1 | 30.09 | |
| Общественная гигиена. Техника прыжка с места. | 1 | 03.10 | |
| Личная гигиена. Прыжок в длину с места (учет). | 1 | 06.10 | |
| Техника безопасности (п\игры). Понятие о физической культуре. | 1 | 07.10 | |
| ОРУ с модулями. Подвижные игры с мячом. | 1 | 10.10 | |
| ОРУ с модулями. Подвижные игры "салки" | 1 | 13.10 | |
| Правила полосы препятствий. Подвижные игры "салки" | 1 | 14.10 | |
| Полоса препятствий. Подвижные игры на скорость. | 1 | 17.10 | |
| Полоса препятствий. Подвижные игры (скорость). | 1 | 20.10 | |
| Проверочная работа по итогам 1 четверти | 1 | 21.10 | |
| ОРУ под музыку. Правила игры в пионербол (упр.). | 1 | 24.10 | |
| Режим дня. Правила игры в пионербол (упр.). | 1 | 27.10 | |
II ЧЕТВЕРТЬ (23 часов) |
| Техника безопасности (п\игры). ВФСК "ГТО".Правила выполнения УГ. | 1 | 07.11 | |
| Техника безопасности. Режим дня. | 1 | 10.11 | |
| ОРУ профилактической направленности. Построения. | 1 | 11.11 | |
| Перестроения. Круговая тренировка. | 1 | 14.11 | |
| Перестроения. Группировка. | 1 | 17.11 | |
| Перестроения (контроль). Перекаты в группировке | 1 | 18.11 | |
| ОРУ корригирующей направленности. Перекаты в группировке. | 1 | 21.11 | |
| Упражнения для осанки. Поднимание туловища из положения лежа на спине (учет) | 1 | 24.11 | |
| Строевые упражнения. Правила круговой тренировки. | 1 | 25.11 | |
| Строевые упражнения. Круговая тренировка. | 1 | 28.11 | |
| Развитие координационных способностей. Круговая тренировка. | 1 | 01.12 | |
| Правила выполнения ОРУ с предметами. | 1 | 02.12 | |
| Техника сгибания разгибания рук в упоре лежа. Смыкания и размыкания. | 1 | 05.12 | |
| Упражнения для стоп. Наклон вперед из положения сед, ноги врозь (учет) | 1 | 08.12 | |
| Лазание. Техника сгибания разгибания рук в упоре лежа (учет). | 1 | 09.12 | |
| Сгибание рук в висе (учет). | 1 | 12.12 | |
| Упражнения на равновесие. Перелазание | 1 | 15.12 | |
| Сгибание рук в упоре лежа на кол-во (учет). | 1 | 16.12 | |
| Новые формы физической культуры. Полоса препятствий | 1 | 19.12 | |
| Полоса препятствий. Утренняя гимнастика. | 1 | 22.12 | |
| Новые виды спорта. Физкультурные минутки | 1 | 23.12 | |
| Проверочная работа по итогам 2 четверти | 1 | 26.12 | |
| Упражнения для глаз. Русские народные игры | 1 | 29.12 | |
III ЧЕТВЕРТЬ (30 часов). |
| Русские народные игры (считалки) | 1 | 09.01 | |
| Народные игры (самоорганизация) | 1 | 12.01 | |
| ОРУ с мячом. Подвижные игры (считалки) | 1 | 13.01 | |
| ОРУ с мячом. Подвижные игры (считалки) | 1 | 16.01 | |
| Подвижные игры (стихотворение) | 1 | 19.01 | |
| Подвижные игры (правила организации ) | 1 | 20.01 | |
| Подвижные игры (организация) | 1 | 23.01 | |
| Круговая тренировка с элементами подвижных игр. | 1 | 26.01 | |
| Круговая тренировка с элементами спортивных игр. | 1 | 27.01 | |
| Правила игры в пионербол (упр.). | 1 | 30.01 | |
| Темп физических упражнений. Игра "Пионербол" (упр.) | 1 | 02.02 | |
| Ритм физических упражнений. Игра "Пионербол" (упр.) | 1 | 03.02 | |
| Игра "Пионербол" (упр.) | 1 | 06.02 | |
| Игра "Пионербол" (упр.) | 1 | 09.02 | |
| Игра "Пионербол" (упр.) | 1 | 10.02 | |
| Игра "Пионербол" (упр.) | 1 | 13.02 | |
| Подвижные игры (урок-путешествие) | | 16.02 | |
| Подвижные игры (урок-путешествие) | 1 | 17.02 | |
| Ведение б/б мяча | 1 | 20.02 | |
| Игры с ведением б\б мяча | 1 | 27.02 | |
| Игры с ведением мяча | 1 | 02.03 | |
| Эстафеты с б\б мячом | 1 | 03.03 | |
| Бросок и ловля б\б мяча | 1 | 06.03 | |
| Игры с ведением и ловлей б\б мяча | 1 | 09.03 | |
| Игра мини-баскетбол по упрощённым правилам (правила) | 1 | 10.03 | |
| Игра мини-баскетбол по упрощённым правилам (правила) | 1 | 13.03 | |
| Подвижные игры с мячом | 1 | 16.03 | |
| Проверочная работа по итогам 3 четверти | 1 | 17.03 | |
| Подвижные игры в\б мячом. | 1 | 20.03 | |
| Режим дня. | 1 | 23.03 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ (24 часа) |
| Подвижные игры в\б мячом. | 1 | 03.04 | |
| Техника безопасности. Олимпийский урок (летние олимпийские игры) | 1 | 06.04 | |
| Повороты. Эстафеты. | 1 | 07.04 | |
| Повороты. Метание набивного мяча | 1 | 10.04 | |
| Повороты (контроль). Высокий старт. | 1 | 13.04 | |
| ВФСК "ГТО". Техника бега на 30 м. | 1 | 14.04 | |
| Бег на 30 м. (учет) | 1 | 17.04 | |
| ОРУ с предметами. Равномерный бег. | 1 | 20.04 | |
| Понятие дистанции и интервала. Эстафеты. | 1 | 21.04 | |
| Развитие выносливости. | 1 | 24.04 | |
| Бег 1000 м. (учет) | 1 | 27.04 | |
| ОРУ с предметами. Техника длительного бега. | 1 | 28.04 | |
| Техника метания мяча. | 1 | 04.05 | |
| Метание мяча в цель. | 1 | 05.05 | |
| Метание мяча (мешочка) на дальность. | 1 | 11.05 | |
| Челночный бег 3х10 м. (учет) | 1 | 12.05 | |
| Прыжки и их разновидности. | 1 | 15.05 | |
| Техника прыжка с места. | 1 | 18.05 | |
| Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места (учет). | 1 | 19.05 | |
| Прыжки через скакалку. Подвижные игры с мячом. | 1 | 22.05 | |
| Прыжки через скакалку (учет). Подвижные игры "салки" | 1 | 25.05 | |
| Закаливание организма | 1 | 26.05 | |
| Итоговая проверочная работа | 1 | 29.05 | |
И | Обобщение знаний | 1 | 30.05 | |
ИТОГО (часов): 102 | | |