СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса коррекционной школы "Азбука дорожного движения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса коррекционной школы "Азбука дорожного движения".»

9



Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Бахчисарайская специальная школа-интернат»





РАССМОТРЕНО

На заседании

Педагогического совета ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат»

Протокол от « » 202 г.

№ ____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР


________ И.Н.Гордиенко


« » 202 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная

школа-интернат»

_________ С.И.Павловская

Приказ от « » 202 г. №



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности социального направления

«Азбука дорожного движения».




Разработчики программы: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Григорьева Светлана Григорьевна и учитель начальных классов высшей квалификационной категории Старостюк Анна Ивановна. Рабочая программа разработана и реализуется

в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО (ИН) Вариант 1)

и составлена на основании сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
















г. Бахчисарай, 2021г.




Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для обучающихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат», утверждённой приказом по школе от 30 августа 2021 г. № 126;

  • Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин в ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат».

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Реализация рабочей программы внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» осуществляется как в традиционной урочной форме, так и с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Срок реализации программы – 1год.

Программа обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, формирование у них культуры безопасного поведения на улице и дороге.

Цель программы: формировать элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил. Задачи: - обучить детей правилам дорожного движения; - обучить навыкам безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде; - обучить дорожной лексике; - воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру безопасного поведения на улице и дороге; - формировать навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице. Организация процесса подготовки школьников к безопасному поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов: • непрерывности, систематичности и последовательности обучения; •наглядности и доступности; • единства теории и практики обучения и воспитания; • учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничества детей в процессе обучения. Новизна данной программы в том, что программа доступно и понятно позволяет систематически знакомить обучающихся с обязанностями пешеходов и пассажиров, обучая ребенка правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Воспитание личности младшего школьника, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества, происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Актуальность данной программы заключается в том, что для детей младшего школьного возраста проблема поведения на дорогах является жизненно важной. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.

Одним из методов решения   проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении, введение во внеурочную деятельность курса "Азбука дорожного движения".

Уже с раннего школьного возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

При переходе на федеральный государственный стандарт второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуре личной безопасности. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТТ рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Общая характеристика курса

Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни.

Программа «Азбука дорожной безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Направление образовательной программы социальное: - создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Обучение детей школьного возраста правилам дорожного движения, формирование у них культуры безопасного поведения на улице и дороге осуществляется через интеграцию образовательных областей: Образовательная область: «Социальнокоммуникативая»: - формирование первичных представлений о себе, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками к в контексте безопасного поведения; формирование представлений и освоение способов безопасного поведения на улице и дороге. «Познавательное развитие»: - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях в окружающей дорожно-транспортной среде, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни. «Речевое развитие»: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения на улице и дороге, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях на улице и дороге. «Художественно-эстетическое развитие»: - развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении. «Физическое развитие»: - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Место курса в программе

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация программы курса "Азбука дорожного движения" осуществляется в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1 классов в количестве 33 часов, из расчета: 1 класс – 1 час в неделю (33 часа, 33 учебные недели).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения».

Освоение программы предполагает, что дети будут:

Уметь: - правильно вести себя во всех видах общественного транспорта. Знать: - что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару; - о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентироваться в пространстве; - какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге; - что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией; - о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеют представления о его назначении; - в каком городе(селе) они живут и какой у них домашний адрес; - безопасный путь от школы домой; - о том, что на дорогах расположено много дорожных знаков; - объяснять назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети». Иметь представление: - о видах транспорта, об особенностях их передвижения; - о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи.

У обучающихся будут сформированы базовые учебные действия: Личностные:

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука дорожного движения»;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные:

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с - требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные:

- работать в группе;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;

- отвечать на простые вопросы учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

наблюдать и делать простые выводы в результате совместной деятельности.


Форма деятельности курса «Азбука дорожного движения» - очная.

Основные методы проведения занятий:

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

1.Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия, ситуация общения, чтение стихотворений и рассказов, игры по словообразованию.

2.Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения.

3.Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, игровые ситуации, дидактические игры, рисование, конкурсы, соревнования, конструирование, аппликация.

ІІ. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - метод познавательных игр, поощрение, стимулирование, мотивация.

ІІІ. Моделирование реальных условий дорожного движения с практической деятельностью.

Форма организации образовательного процесса – индивидуально-групповая, коллективная (совместное выполнение определённой работы). Формы организации деятельности меняются в течение одного занятия, что позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности.

Формы организации учебного занятия – беседа, выставка рисунков, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра, практическое занятие, экскурсия, загадки

Содержание программы

Содержание программы «Азбука дорожного движения» направлено на развитие мотивации к безопасному поведению на улицах и дорогах, успешное усвоение правил дорожного движения, умение анализировать и ориентироваться в дорожных ситуациях, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Программное содержание содержит следующие разделы:

1. Наш друг светофор. (4.)

Две части улицы: тротуар и проезжая часть.

Безопасное поведение на дороге.

Различные виды транспорта.

Дорожные знаки и работа светофора.

2. Знакомство с улицами города. (4ч)

Улицы нашего города.

Одностороннее и двустороннее движение. Знакомство и назначение знака «Двустороннее движение».

Поведение пешехода на дороге.

3. Путешествие по городу. (4ч)

Назначение светофора на дороге и всех его цветов в отдельности.

Знакомство с особенностями передвижения по городу на таком транспорте, как метро. Знакомство со знаком «Подземный переход».

«Островок безопасности» и его назначение на дороге.

Правила поведения в общественном транспорте.

4. Помощники на дороге. (4ч)

Безопасное поведение на дороге (проезжей части) и на тротуаре.

Расширение представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения.

Правила поведения в общественном транспорте. Труд водителя.

5. Пешеход на дороге. (4ч)

Закрепление понятия о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним. Расширение знаний о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход» и «Осторожно: дети».

Передвижение машин по зимней дороге.

Закрепление правил поведения пешеходов на дороге.

6. Пешеход и водители. (5.)

Знакомство с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Внимание, дети!» и правилами безопасного движения на дороге.

Закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности.

Ориентировка в окружающем и умение наблюдать за движением машин по зимней дороге.

Закрепление правил безопасного поведения на улицах города.

7. Осторожно: перекресток. (4ч)

Обучение правилам поведения пешеходов на дороге и на тротуаре.

Расширение знаний о назначении дорожных знаков.

Знакомство с перекрестком.

Использование знаний правил дорожного движения на практике.

8. Знай и выполняй правила уличного движения. (4ч) Умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения.

Формирование представлений о безопасном пути от дома к школе.

Правила катания на велосипеде.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ составлено с учётом рабочей программы воспитания

(1 час в неделю, 33 часа в год)

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Наш друг светофор.

4

2

Знакомство с улицей города.

4

3

Путешествие по городу.

4

4

Помощники на дороге.

4

5

Пешеход на дороге.

4

6

Пешеход и водители.

5

7

Осторожно: перекрёсток.

4

8

Знай и выполняй правила уличного движения.

4


Итого

33

Материально – техническое обеспечение:

Программа предусматривает следующие дидактико –технологическое обеспечение учебного процесса: набор дорожных знаков, настольные игры, наглядные пособия, раздаточный материал, цветной картон, цветная бумага, альбом, клей, ножницы, цветные карандаши, пластилин.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: ноутбук, телевизор, презентации, мультипликационные фильмы.

Литература:

- «Дорожная азбука» Я.С.Репин, М: ДОСААФ, 1987г.;

- «Дорожно-транспортная безопасность школьника», центр «Учебная книга», Екатеринбург, 2000г.;

- Пособие для учащихся «Безопасное поведение на улицах и дорогах» 1-4 классы, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В.Ижевский, Б.О. Хренников, И.В. Александрова, М.В.Маслов;

- Пособие для учителя «Дети и дорожное движение» автор К.В.Агадюнова, М: Просвещение, 1978г;

- Учебно – методическое пособие «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника», авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский, Москва, Издательский дом «Третий Рим», 2007г.;

- «Справочник класного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения», автор В.Е.Амелина, Москва, «Глобус»,2008г.;

- «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы» В.И.Ковалько, М.: ВАКО, 2004г.;

- «Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины.»М: Просвещение,1998г.; Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.

- Песни, стихи, загадки о ПДД

- Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm

- Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493