Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 3 класса
Количество часов по учебному плану в неделю – 1 час, в год – 34 часа.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Российской Федерации.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС
Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности обучающихся, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Основная цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
Образовательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;
Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные:
использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
читать и записывать многозначные числа;
использовать свойства арифметических действий со скобками и без скобок;
выделять признаки задачи как особого вида математического задания;
выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, устанавливать их отсутствие;
составлять краткую запись задачи;
использовать условные знаки, используемые в краткой записи;
формулировать задачу разными способами.
Формы работы. Групповая, индивидуальная коллективная.
1.конкурсы
2.викторины
3.соревнования.
Содержание курса
1.Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3. Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
5.Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Учебно-тематический план
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов в год |
1 ч | 1 раз | 1 ч | 34 ч |
Учебно-тематический план программы «Занимательная математика»
№ | Наименование разделов и тем УКАЗАТЬ РАЗДЕЛЫ | Общее кол-во часов | В том числе |
Теоретич. | Практич. |
1 | Раздел 1. История математики. | 9 | 1 | 8 |
2 | Раздел 2. Упражнения для развития логики. | 15 | 2 | 13 |
3 | Раздел 3. Решаем задачи. | 10 | 0 | 10 |
| Итого: | 34 | 3 | 31 |
Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе |
Теоретич. | Практич. |
1. | Раздел 1. История математики. | 9 | 1 | 8 |
1,1 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | 1 | 1 | |
1,2 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи | 1 | | 1 |
1,3 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | 1 |
1,4 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | 1 |
1,5 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 1 | | 1 |
1,6 | Решение задач | 1 | | 1 |
1,7 | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи | 1 | | 1 |
1,8 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи | 1 | | 1 |
1,9 | Архимед. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | 1 |
2. | Раздел 2. Упражнения для развития логики. | 15 | 2 | 13 |
2,1 | Умножение. Упражнения, игры, задачи | 1 | | 1 |
2,2 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | 1 | | 1 |
2,3 | Деление. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | 1 |
2,4 | Делится или не делится. | 1 | | 1 |
2,5 | Решение задач | 1 | | 1 |
2,6 | Новогодние забавы. | 1 | | 1 |
2,7 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | 1 | | 1 |
2,8 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | 1 | 1 | |
2,9 | Игра «Веришь или нет». | 1 | | 1 |
2,10 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 1 | | 1 |
2,11 | Экскурсия в компьютерный класс. | 1 | 1 | |
2,12 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | 1 |
2,13 | Математические фокусы. | 1 | | 1 |
2,14 | Конкурс знатоков. | 1 | | 1 |
2,15 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. | 1 | | 1 |
3. | Раздел 3. Решаем задачи. | 10 | | 10 |
3,1 | Решение задач | 1 | | 1 |
3,2 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. | 1 | | 1 |
3,3 | Решение задач повышенной трудности. | 1 | | 1 |
3,4 | Игра «Цифры в буквах». | 1 | | 1 |
3,5 | КВН «Царица наук». | 1 | | 1 |
3,6 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | 1 |
3,7 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 1 | | 1 |
3,8 | Игра «Поле чудес». | 1 | | 1 |
3,9 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | 1 | | 1 |
3,10 | Интеллектуальный марафон. | 1 | | 1 |
| итого | 34 | 3 | 31 |