СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 3 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 3 классов»







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»,

для учащихся 3 классов,





Щукина Светлана Владимировна
















Санкт-Петербург

2021




























Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.


Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

• ситуационная игра;

• образно-ролевые игры;

• исследовательская деятельность;

• урок-практикум;

• дискуссия, обсуждение.




Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:
  • понимание цели своих действий;

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:
  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов


Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Содержание курса внеурочной деятельности

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства дра- гоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена.

  • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

  • Описывать свойства товарных денег.

  • Приводить примеры товарных денег.

  • Приводить примеры первых монет.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бу- мажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.

  • Описывать купюры и монеты.

  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.

  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

  • Описывать старинные российские деньги.

  • Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.

  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

  • Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

  • Объяснять причины различий в заработной плате.

  • Объяснять, кому и почему платят пособия.

  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

  • Сравнивать покупки по степени необходимости.

  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.

  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции

  • Объяснять, как управлять деньгами.

  • Сравнивать доходы и расходы.

  • Объяснять, как можно экономить.

  • Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

  • Сравнивать разные виды сбережений.





Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»


Класс 3


Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 ч.

Тема урока

Количест во часов

Содержание

Основные понятия

Компетенции

Домашнее задание

Дата проведения

3 класс

Раздел 1. Обмен и деньги (9 ч)

план

факт

Тема 1. Откуда в семье деньги

1.1

Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство

1

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.


Клады, лотереи, наследство, пенсии, пособия, стипендии, аренда и проценты в банке, кредиты .

  • Объяснять выгоды обмена.

  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

  • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

  • Описывать ситуации, в которых используются деньги.

  • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.





1.2

Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство

1





1.3

Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство

1





1.4

Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы семьи»

1





1.5

Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы семьи».

1





1.6

Пенсии, пособия, стипендии.

1





1.7

Пенсии, пособия, стипендии.

1




1.8

Аренда и проценты в банке, кредиты.

1

Принести на следующее

занятие старые игрушки



1.9

Аренда и проценты в банке, кредиты.

1




Тема 2. На что тратятся деньги. (9 ч)

2.1

Инсценировка сказки «Заработанный рубль».

1

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.



Расходы семьи.

  • Объяснять, почему появились монеты.

  • Описывать купюры и монеты.

  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.

  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.





2.2

Инсценировка сказки «Заработанный рубль

1




2.3

Инсценировка сказки «Заработанный рубль

1




2.4

На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое

1

Принести не следующее

занятие бумагу формата А3, карандаши.



2.5

На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое

1




2.6

Откладывание денег (сбережения) и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»

1




2.7

Откладывание денег (сбережения) и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»

1




2.8

Цена вредных привычек в семейном бюджете. Хобби.

1




2.9

Цена вредных привычек в семейном бюджете. Хобби.


















Тема 3. Как умно управлять своими деньгами (8 ч)

3.1

Расходы на самое необходимое и доходы. Считаем деньги.

1

Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.


«Меховые деньги». Куны. Первые

русские монеты. Деньга. Копей-

ка. Гривна. Грош. Алтын.Рубль. Гривенник.

Полтинник. Ассигнация.

  • Описывать старинные российские деньги.

  • Объяснять происхождение названий денег.

  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.





3.2

Расходы на самое необходимое и доходы. Считаем деньги.

1




3.3

Кого называют банкротом? Что такое экономия?

1




3.4

Кого называют банкротом? Что такое экономия?

1

На следующее занятие принести бумагу формата А4, карандаши

или фломастеры.



3.5

Кого называют банкротом? Что такое экономия?

1

Творческие работа:

Подготовить постер

«Купюры стран мира».



3.6

Как умно управлять своими деньгами Игра «Распредели семейный бюджет»

1




3.7

Как умно управлять своими деньгами Игра «Распредели семейный бюджет»

1




3.8

Что такое сбережения? Как откладывать деньги?

1




Тема 4. Как делать сбережения (10 ч)

4.1, 4.2

Как распорядиться своими сбережениями

1

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные

деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Ценные бумаги.

  • Описывать современные российские деньги.

  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

  • Приводить примеры иностранных валют.

Творческая работа

Подготовьте постер по одной из

представленных тем.

  1. Виды товарных денег

  2. Монеты древнего мира

  3. Современные монеты

  4. Коллекционные (сувенирные) монеты

  5. Самые необычные монеты



4.3

Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия»

1




4.4

Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия»

1

В течении недели следить за изменение курса валют и подробно записать их изменения в

Календарь валютных









курсов.



4.5

Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи»

1

Попросить родителей показать пластиковую карту и хорошенько её изучите. Принести

карандаши и бумагу.



4.6

Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи»

1

Мини-исследование Понаблюдайте в течение недели, в каких случаях ваши родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких — наличными деньгами. Результаты наблюдений

представьте в виде таблицы.

.



4.7

Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи»

1



4.8

Резервный урок

1





Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

  2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

  3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

  4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

  5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014