Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
Согласовано Утверждаю Зам. директора по ВР___________Ярушкина Г.В. Директор гимназии №2___________
Н.В.Маслеников
Пр.№_________от ______________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности творческого объединения
« Мастер на все руки»
6 класс
Направление художественное творчество.
Составил:
Панченко В.В.,
учитель технологии
2021-2022 учебный год
г. Ярославль
Цель программы:
формирование у обучающихся основ художественной и технологической культуры.
Образовательные задачи: обогатить знания учащихся интересными сведениями из истории художественного творчества в котором отразились стили из различных эпох и культур; познакомить с профессиями в деревообрабатывающей промышленности; обучить различным технологиям обработки древесных материалов.
Развивающие задачи: формировать умение применять технологически грамотно способы обработки древесных материалов ; развивать творческие способности учащихся; развивать потребность к труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели; формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к творческой деятельности и уважение к труду.
Технологии:
Проектной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения курса:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учится для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных процессов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; умении общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология"
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимися организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникающей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия и технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместная деятельность с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
осознание роли техники для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразование материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства, ориентация в имеющихся и возможных средствах, и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектной деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладения методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по различным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладения алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или в сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка вариантов рекламы выполненного объекта или результатов труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объектов труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение различных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание программы
1.Тема № 1. Общие сведения об художественной обработки материалов. (2 часа); виды художественной обработки материалов, основы композиции, зрительные иллюзии. Материалы, инструменты и оборудование для художественной обработки материалов .
2.Тема № 2. Прорезная резьба. (2 часа); виды резьбы по дереву. Правила составления рисунка. Подготовка заготовок.
3.Тема №3. Технология резьбы по дереву. (13 часов).
4.Тема №4. Технология обработки древесины на токарном станке. (15часов)
5.Тема №5 Презентация проектов (2 часа).
Формы проведения занятий:
- интерактивная лекция;
- практическая работа.
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема, содержание внеурочного занятия | Количество часов | Форма занятия | Основные виды деятельности учащихся |
| | аудиторные | | |
1-2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Общие сведения об художественной обработки материалов . | 2 | Интерактивная лекция. | Находить и представлять информацию об истории художественной обработки материалов . Овладевать безопасными приёмами труда. |
3-4. | Прорезная резьба виды резьбы по дереву. Правила составления рисунка. Подготовка заготовок. | 2 | Практическое занятие | Составляют рисунок. готовят заготовку |
5-6. | Технология резьбы по дереву. | 2 | Практическое занятие | Выполняют резьбу по дереву. |
7-8. | Технология резьбы по дереву. | 2 | Практическое занятие | Выполняют резьбу по дереву. |
9-10. | Технология резьбы по дереву. | 2 | Практическое занятие | Выполняют резьбу по дереву. |
11-12. | Технология резьбы по дереву. | 2 | Практическое занятие | Выполняют резьбу по дереву. |
13-14. | Технология резьбы по дереву. | 2 | Практическое занятие | Выполняют резьбу по дереву. |
15-16. | Технология резьбы по дереву. | 2 | Практическое занятие | Выполняют резьбу по дереву. |
17-18. | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Правила подготовки и закрепления заготовок. |
19-20. | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Обработка прямолинейных цилиндрических поверхностей. |
21-22. | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Изготавливают изделие на станке. |
23-24. | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Изготавливают изделие на станке. |
25-26. | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Изготавливают изделие на станке. |
27-28. | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Изготавливают изделие на станке. |
29-30. | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Изготавливают изделие на станке. |
31-32. | Технология обработки древесины на токарном станке. | 2 | Практическое занятие | Изготавливают изделие на станке. |
33-34. | Подведение итогов. | 2 | Презентация | Представлять готовое изделие и информацию о технологии его изготовления. |
Используемая литература:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.
13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.
14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.