Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Юные экологи»
(общеинтеллектуальное направление)
Составитель:Баженова Т. Е.
1 квалификационная категория
2022г.
Пояснительная записка
Программа внеурочного занятия «Юные экологи» разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения под редакцией Виноградовой Н.Ф. - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2013 г.- 189 с.
Интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Цель:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9лет. Преподавание основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Задачи:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда
окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Особенности реализации программы:
Форма организации внеурочных занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, конкурсы, викторины.
Режим занятий: 5 урок, пятница.
Место проведения занятий: МБОУ «Чепецкая СОШ», кабинет № 4
Виды деятельности: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8 – 9 лет.
Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю.
Количество часов – 34ч.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук.
Метапредметные результаты.
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юные экологи» осуществляется в течение учебного года за счет наблюдения и анализа творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Содержание программы носит деятельностный и развивающий характер. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.
Учебно – тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество часов |
всего | теория | практика |
В гостях у природы 7 ч |
1 | Что такое «экология»? | 1ч | 25 мин | 20 мин |
2 | «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная» Беседа о жилищах животных, их разнообразии. | 1ч | 20 мин | 25 ми |
3 | Экологические связи в живой природе | 1ч | 15 мин | 30 мин |
4 | Экскурсия в осенний лес «Разноцветная ярмарка» | 1ч | 10 ми | 35 мин |
5 | Творческая работа сочинение « Осень…Очей очарованье!» | 1ч | 10мин | 35 мин |
6 | Почемучкины книжки. Чтение книг о природе, обсуждение прочитанного | 1ч | 5 мин | 40 мин |
7 | Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов. | 1ч | 10 мин. | ин |
2. Пернатые - наши друзья 6 ч |
1 | Ястреб – тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса | 1ч | 20 мин | 25 мин |
2 | Филин – самый крупный из наших сов | 1ч | 20 мин | 25 мин |
3 | Кукушка – хитрая птица | 1ч | 20 мин | 25 мин |
4 | Лесной доктор – большой пёстрый дятел | 1ч | 20 мин | 25 мин |
5 | Почемучкины книжки .Чтение книг о птицах. | 1ч | 10 мин | 35 мин |
6 | КВН «Птицы – наши друзья». | 1ч | | |
3. Лес - верный друг человека 5 ч |
1 | Флора и фауна наших лесов. Лёгкие нашей планеты. ( Работа с атласом – определителем) | 1ч | 10 мин | 35 мин |
2 | Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу. Экскурсия. | 1ч | 10 мин | 35 мин |
3 | Ель – кормилица. Лесной час. ( Интересные факты о ели) | 1ч | 25 мин | 20 мин |
4 | Сосновые, еловые,кедровые, лиственные леса. «Лесные этажи» Просмотр видеофильма «Тайны деревьев». Сбор и исследование шишек. | 1ч | 25 мин | 20 мин |
5 | 10 заповедей друзей леса. Изготовление поделок из природного материала. | 1ч | 10 мин | ин |
4. Страницы биографии дерева 2 ч |
1 | Сколько лет дереву? Определение по годичным кольцам возраст деревьев. Разглядывание коры дерева с помощью лупы, исследование спила. | 1ч | 20 мин | 25 мин |
2 | Изготовление классного плаката «Обещание деревьям» | 1ч | 10 мин | 35 мин |
5. Лесные пожары 2 ч | | |
1 | Лесные пожары | 1ч | 20 мин. | 25 мин |
2 | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем | 1ч | 25 мин | 20 мин |
6. Наш край – край лесов и лесных богатств 4 ч |
1 | Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. | 1ч | 10 мин. | 35 мин |
2 | Деревья – главные растения леса. | 1ч | 25 мин. | 20 мин |
3 | Растительный и животный мир леса. Рисование на тему. | 1ч | 15 мин | 30 мин |
4 | КВН «Знаем ли мы свой лес?» | 1ч | 10 мин | 35 мин |
7. О грибах и не только 4 ч |
1 | Съедобные и не съедобные грибы. Лепка грибов из пластилина | 1ч | 15 мин | 30 мин |
2 | Грибы, выращенные на грядке, растущие на деревьях | 1ч | 25 мин | 20 мин |
3 | Грибная угадай-ка | 1ч | 10 мин. | 35 мин |
4 | Грибы на службе у человека. Составление альбома – справочника о грибах. | 1ч | 10 мин. | 35 мин |
8. Зелёная аптека матери – природы 1 ч |
1 | Лекарственные растения нашей местности. Запись рецептов из лекарственных трав. | 1ч | 10 мин | 35 мин |
9. Земля – наш общий дом 3 ч |
1 | Сочинение на тему «Какая будет Земля через 25 лет?» | 1ч | 10 мин | 35 мин |
2 | Экологические проблемы планеты. Мы против загрязнения! | 1ч | 10 мин | 35 мин |
3 | Викторина «Берегите природу!» | 1ч | 10 мин | 35 мин |
Итого: | | 34 ч | | |
Содержание программы
Раздел 1. В гостях у природы 7ч
Личностные УУД
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания.
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при
выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
1. Что такое «экология»?
Теория: знакомство с понятием «экология», демонстрация; осенние приметы
Практика: экскурсия в природу
2. «Была у лисы избушка ледяная , а у зайца лубяная»
Теория: знакомство с разнообразием жилищ животных
Практика: рисование жилищ.
3 .Экологические связи в живой природе.
Теория: рассматривание экологических связей в живой природе.( Дуб и всё вокруг него)
Практика: знакомство с правилами исследовательской работы.
4. Экскурсия в осенний лес
Теория: наблюдение осенних изменений в природе
Практика: сбор природного материала для поделок
5.Творческая работа Сочинение «Осень….Очей очарованье!»
Теория: беседа о красоте осеннего леса, знакомство с выражениями писателей о красоте осеннего
леса
Практика: написание сочинений
6. Почемучкины книжки
Теория : знакомство с разнообразием книг о природе.
Практика: чтение книг различных писателей о природе
7. Умеешь ли ты видеть необычное в обычном
Теория: беседа
Практика: поделки из природного материала
Раздел 2. Пернатые - наши друзья 6 ч
Личностные УУД
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
Познавательные УУД
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
- развивать фантазию, воображение
- развивать способность аргументировать свою точку зрения
Коммуникативные УУД
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение
-выражать свои чувства, мысли средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
1. Ястреб – тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса
Теория: сообщение, беседа о ястребе.
Практика: прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликации из пластилина
2. Филин – самый крупный из наших сов.
Теория: сообщение, беседа
Практика: прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликации из пластилина
3. Кукушка – хитрая птица
Теория: сообщение, беседа
Практика: прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликации из пластилина
4. Лесной доктор –большой пёстрый дятел
Теория: сообщение, беседа
Практика: прослушивание записи «Голоса птиц», изготовление аппликации из пластилина
5. Почемучкины книжки
Теория: знакомство с разнообразием книг о птицах.
Практика: чтение книг о птицах
6. КВН «Птицы – наши друзья»
Теория: знакомство с разнообразием птиц.
Практика: викторина
Раздел 3. Лес - верный друг человека 5 ч
Личностные УУД
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при
выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
1. Флора и фауна наших лесов. Лёгкие нашей планеты
Теория: знакомство с понятиями «флора», «фауна»
Практика: работа с атласом - определителем
2. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Теория: беседа
Практика: экскурсия
3. Ель – кормилица. Лесной час
Теория: интересные факты о ели
Практика: рисование
4. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса.
Теория: «Лесные этажи» беседа
Практика: просмотр видеофильма «Тайны деревьев»,сбор и исследование шишек
5.10 заповедей друзей леса.
Теория: учёный – эколог Франко Тасси. Знакомство
Практика : изготовление поделок из природного материала.
Раздел 4. Страницы биографии дерева 2 ч
Личностные УУД
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
- развитие морально-этического сознания.
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при
выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
1. Сколько лет дереву?
Теория : как узнать возраст дерева? Что такое годичное кольцо?
Практика: определение по годичным кольцам возраст деревьев
2. Изготовление плаката «Обещание деревьям»
Теория: беседа о деревьях, о пользе
Практика: изготовление плаката «Обещание деревьям»
Раздел 5. Лесные пожары 2 ч.
Личностные УУД
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания.
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при
выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
1. Лесные пожары
Теория: что зависит от каждого из нас?
Практика: демонстрация видеофильма «Лесные пожары», составление памятка «Как вести себя в
лесу»
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем
Теория: беседа как вести себя в лесу при пожаре.
Практика: Составление памятки «Как вести себя в лесу»
Раздел 6. Наш край – край лесов и лесных богатств 4 ч
Личностные УУД
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания.
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при
выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
1. Экосистема леса.
Теория: пищевые цепи и сети
Практика: работа с атласом – определителем, распознавание встречающихся в нашей местности
растений и животных
2. Деревья – главные растения леса
Теория: Что мы знаем о лесах?
Практика: составление кроссвордов на тему «В лесах наших»
3. Растительный и животный мир леса.
Теория: беседа о многообразии растительного и животного мира
Практика: рисование на тему.
4 .КВН «Знаем ли мы свой лес?»
Теория: лесные богатства
Практика: викторина
Раздел 7. О грибах и не только 4 ч
Личностные УУД
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания.
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при
выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
- устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
1. Съедобные и не съедобные грибы
Теория : беседа о разнообразии грибов
Практика: лепка грибов из пластилина вместе с деревом
2.Грибы ,выращенные на грядке, растущие на деревьях.
Теория: беседа о грибах
Практика: рисование грибов
3.Грибная угадайка
Теория: беседа о многообразии
Практика: викторина
4. Грибы на службе человека
Теория: беседа о разнообразии грибов
Практика: составление альбома – справочника о грибах
Раздел 8. Зелёная аптека матери – природы 1 ч
Личностные УУД
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания,способность к самооценке на основе критерия
успешности деятельности;
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при
выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
1. Лекарственные растения нашей местности
Теория: Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений.
Практика: запись рецептов отваров лекарственных трав
Раздел 9. Земля – наш общий дом 3 ч
Личностные УУД
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
--развитие морально-этического сознания, способность к самооценке на основе критерия
успешности деятельности;
Регулятивные УУД
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД
– понимать информацию, представленную в виде текста
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при
выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
1. Сочинение на тему «Какая будет Земля через 25 лет?»
Теория : беседа о будущем
Практика: сочинение по теме
2. Экологические проблемы планеты.
Теория: беседа «Масштабы влияния человека на земную кору»
Практика: сбор подписей против загрязнения окружающей среды.
3. Викторина «Берегите природу!»
Теория : понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде
Практика: ответы на вопросы викторины
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1 Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования РФ до 2020 г.
3. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения
4. Сан.Пин. 2.4.4 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
5.Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р
Литература для учителя:
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М. : LINKA PRESS, 1996.
2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. —2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 1982.
6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов // Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.
7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М. : Центр «Экология и образование», 1993.
8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М. : Просвещение, 1986
9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М. : ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.
Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
7. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
Для учащихся:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.
«Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.