I Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Риторика» составлена на основе программы Т. А. Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т. А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107, рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Соответствует учебному пособию «Школьная риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т. А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012».
Программа по курсу «Школьная риторика» Т. А.Ладыженской соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебными пособиями.
Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. Задачи предмета – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Цели обучения
- обучение умелой, искусной речи;
- обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
- успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи обучения
- сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
- способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;
- научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
- освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
II Общая характеристика внеурочного курса «Риторика»
В программе выделяется два смысловых блока:
- первый – «Общение», - соотносится в определённой мере с «Общей» риторикой;
- второй – «Речевые жанры», - соотносится с «Частной» риторикой (роды, виды, жанры).
Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т. д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в общении.Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качество речи и т. д.
Второй блок – «Речевые жанры» - даёт представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеются ввиду жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т. д.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызывать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Методы и приёмы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Необходимо школьника научить эффективному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т. д., поэтому на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
На уроках риторики особое место занимают специфические приёмы работы: риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи, продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно–импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция.
Школьная риторика – предмет с чётко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
- большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т. д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т. д.);
- понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинён прагматической установке курса.
III. Результаты освоения внеурочного курса и система оценок результата
Основной целью школьного курса риторики является формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся. Каждый учебный предмет должен нести определенную часть накопленного человечеством духовного богатства, определенную долю культуры - физической, эстетической, музыкальной, художественной, экологической и другой.
Во-первых, формирование коммуникативно-речевой компетентности, то есть сообщение учащимся определенных риторических знаний, сведений, способствующих обогащению духовного мира личности.
Какие знания должны получить учащиеся на уроках риторики?
1) Знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения;
2) знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его совершенствования;
3) сведения о речевом этикете;
4) сведения о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи;
5) знание основных законов порождения речевых высказываний;
6) знания о методах и способах работы над своей речью.
Во-вторых, формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает совершенствование следующих коммуникативных умений:
- анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
- реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;
- захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;
- адекватно реагировать на коммуникативные помехи;
- гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;
- анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни.
В-третьих, формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает развитие всех видов речевой деятельности - говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе.
В-четвертых, развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением . Объектами развития являются:
- способность к общению (коммуникабельность, эмпатия и другие);
- психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, воображение, речевое мышление, анализ, синтез, обобщение и другие;
- фонематический слух;
- чувство языка.
В-пятых, формирование собственно речевых умений и навыков, к которым относятся:
- умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;
- умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанрово-стилевой форме;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;
- умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия.
В-шестых, коммуникативно-речевая культура включает в себя воспитательный аспект, поскольку обучение без воспитания не существует. На уроке воспитывает все: и содержание текста, и то, как он напечатан; и то, что говорит учитель, и то, как он это говорит.
Кроме того, успешность формирования коммуникативно-речевой культуры зависит от уровня воспитанности личности. Невоспитанный человек никогда не овладеет высокой речевой и коммуникативной культурой. Поэтому на уроках риторики (и не тол
Кроме того, одним из важнейших аспектов риторики является формирование этической культуры оратора, поскольку успех речи во многом предопределяется его нравственными качествами.
Риторическое образование предусматривает также формирование логической культуры оратора. Знание законов логики необходимо на этапе подготовки к выступлению: при отборе фактического материала, составлении плана, определении композиции выступления, формулировке тезиса, обеспечении доказательности и аргументированности речи. Категории и правила логики понадобятся и во время выступления, и на этапе подведения его итогов, при анализе коммуникативных ошибок и промахов.
Кроме того, риторическое мастерство предполагает высокий уровень психолого-педагогической культуры, проявляющейся в следующих умениях:
1) умело установить контакт с собеседниками и аудиторией и умело прервать его в нужное время;
2) управлять вниманием аудитории, владеть методами убеждения и воздействия;
3) находить общий язык с другими людьми, избегать конфликтов;
4) правильно выходить из конфликта;
5) определять с помощью психологических тестов свои коммуникативные способности.
Таким образом, риторика является культурологической дисциплиной, основной целью которой является не столько развитие у учащихся умений и навыков построения связных высказываний, сколько формирование культуры личности, как общей, так и частной, коммуникативно-речевой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Риторика»
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
осознавать роль речи в жизни людей;
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;
исполнять тексты, подбирать цитаты;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях общения.
Место учебного предмета Учебный образовательный план МАОУ СОШ № 20 предусматривает изучение внеурочного курса «Риторика в 8 классе в объёме 1 час в неделю ,35ч. в год.)
IV. Содержание учебного курса «Риторика»
Общение. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля.
Виды общения. Контактное – дистантное общение, их особенности.
Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.
Подружимся с голосом. Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий Невербальные средства общения. Поза, ее коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах. Молчание – золото? Учимся отвечать. Инструктивная речь. Сравнительная характеристика. Группировка и классификация (обобщающее высказывание). Качества речи. Качества речи. Выразительная речь. Учимся читать учебную литературу. Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение. Реферат (письменный). Риторика уважения. Вежливое возражение. Утешение. Этапы подготовки текста. Изобретение, расположение, выражение. Риторические фигуры.
Учимся спорить. Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения несогласия.
Вторичные тексты. Инсценировка.
Необычные (поликодовые) тексты. История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.
Деловые жанры. Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). Автобиография. Протокол. Отчет о работе.
Бытовые жанры. Похвальное торжественное слово. Застольное слово.
Газетные жанры. Заметка. Репортаж. Портретный очерк, его особенности.
Прецедентные тексты. Понятие о прецедентных текстах.
Повторение и обобщение курса. Итоговый урок.
V. Календарно – тематическое планирование.
Раздел программы Количество часов | № урока | Раздел. Тема. | Дата |
8А план | 8А факт | 8Б план | 8Б факт | 8В план | 8В факт |
Введение. 1 час | | Чему учит риторика. Что такое общение? | | | | | | |
Общение. 2 часа | | Предтекстовые этапы. | | | | | | |
| Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. | | | | | | |
Виды общения 4 часа | | Контактное - дистантное общение, их особенности. | | | | | | |
| Неподготовленная и частично подготовленная устная речь. | | | | | | |
| Неподготовленная и частично подготовленная устная речь. | | | | | | |
| Подготовленная устная речь. | | | | | | |
Несловесные средства. 4 часа | | Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. | | | | | | |
| Поза, ее коммуникативное значение. | | | | | | |
| «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах. | | | | | | |
| Молчание - золото? | | | | | | |
Устная речь 1 час | | Особенности устной речи. | | | | | | |
Учимся отвечать. 3 часа | | Инструктивная речь. | | | | | | |
| Сравнительная характеристика. | | | | | | |
| Группировка и классификация | | | | | | |
Качества речи. 1 час | | Выразительная речь. | | | | | | |
Учимся читать учебную литературу. 3 часа | | Приемы осмысления учебного текста. | | | | | | |
| Конспекты, тезисы учебного текста. | | | | | | |
| Конспекты, тезисы учебного текста. | | | | | | |
Риторика уважения. 1 час | | Утешение | | | | | | |
Редактирование. 1 час | | Лингвистические словари. Словарная статья. | | | | | | |
Речевые жанры. 2 часа | | Личное официальное письмо | | | | | | |
| Отчет о работе кружка. Протокол. | | | | | | |
Публичная речь. 1 час | | Информационная речь: ее разновидности. | | | | | | |
Учимся спорить. 3 часа | | Способы доказательств. | | | | | | |
| Выражение согласия. Культура выражения несогласия. | | | | | | |
| Выражение согласия. Культура выражения несогласия. | | | | | | |
Вторичные тексты. 2 час | | Инсценировка. | | | | | | |
| Необычные (поликодовые) тексты. История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. | | | | | | |
Прецедентные тексты. 1 час | | Понятие о прецедентных текстах. | | | | | | |
Бытовые жанры. 3 часа | | Характеристика. | | | | | | |
| Похвальное торжественное слово. | | | | | | |
| Застольное слово. | | | | | | |
Портретный очерк 1 час | | Портретный очерк, его особенности. Итоговый урок. | | | | | | |
| | Итоговый урок. | | | | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
Учебно-методическое обеспечение
Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2011
Риторика 8-й класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2002
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование видеофильмов и слайдовых презентаций.
1. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образо
2. Риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской вательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.. – М.: ООО «Баласс», 2012.
3. Школьная риторика: 8 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.
1