Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе БУП МОУ Кузнецовской ООШ на 2018-2019 учебный год и примерных программ внеурочной деятельности, ориентируясь на авторскую программу И. Г. Сухина «Шахматы – школе».
Программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 час в неделю.
Срок реализации 1 год.
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
2. Содержание программы «Шахматная азбука»
Шахматная доска и фигуры (3 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (13 ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (13 ч)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (4 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Календарно-тематическое планирование
№ | Названия тем, разделов | Планируе-мые сроки | Скорректи-рованные сроки |
Шахматная доска и фигуры (3ч.) |
1. | Вводное занятие. Беседа по ТБ. Шахматная доска | 03.09-07.09 | |
2- 3. | Шахматная доска | 10.09 – 14.09 17.09 – 21.09 | |
|
Ходы и взятие фигур (13ч.) |
4. | Шахматные фигуры. | 24.09 – 28.09 | |
5. | Начальное положение. | 01.10 – 05.10 | |
6. | Ладья. | 8.10 -12.10 | |
7. | Ладья. | 15.10 – 19.10 | |
8. | Слон. | 22.10 – 26.10 | |
9 10 | Слон. | 29.10 – 02.11 12.11 – 16.11 | |
11 | Ладья против слона. | 19.11 – 23.11 | |
12 | Ферзь. | 26.11 – 30.11 | |
13 | Ферзь против ладьи и слона. | 03.12 – 07.12 | |
14 | Конь | 10.12 – 14.12 | |
15 | Конь. | 17.12 – 21.12 | |
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона. | 24.12 – 28.12 | |
17- 18. | Пешка. | 10.01 – 11.01 14.01 – 18.01 | |
|
19. | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 21.01 – 25.01 | |
20- 21 | Король. | 28.01 – 01.02 04.02.-08.02. | |
|
22 23. | Король против других фигур. | 11.02 – 15.02 18.02.-22.02. | |
24. | Шах. | 26.02 – 01.03 | |
25. | Шах. | 11.03 – 15.03 | |
26- 28. | Мат. | 18.03 – 21.03 01.04 – 05.04 08.04 – 12.04 | |
|
|
29. | Ничья. Пат. | 15.04 – 19.04 | |
30. | Рокировка. | 22.04 – 26.04 | |
31. | Шахматная партия. | 29.04 – 03.05 | |
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (4 ч.) |
32- 33 | Шахматная партия | 06.05.-10.05. 13.05.-17.05. | |
|
34 | Защита проекта «Волшебный мир шахмат» | 20.05.-24.05. | |
35 | Соревнования по шахматам | 27.05.-31.05. | |