СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука"»

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе БУП МОУ Кузнецовской ООШ на 2018-2019 учебный год и примерных программ внеурочной деятельности, ориентируясь на авторскую программу И. Г. Сухина «Шахматы – школе».

Программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 час в неделю.

Срок реализации 1 год.

1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий. 

- Учиться высказывать своё предположение (версию).

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

 -определять последовательность событий;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

2. Содержание программы «Шахматная азбука»

Шахматная доска и фигуры (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (13 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (13 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (4 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Календарно-тематическое планирование


Названия тем, разделов

Планируе-мые сроки

Скорректи-рованные сроки

Шахматная доска и фигуры (3ч.)


1.


Вводное занятие.

Беседа по ТБ.

Шахматная доска

03.09-07.09


2-

3.

Шахматная доска

10.09 – 14.09

17.09 – 21.09




Ходы и взятие фигур (13ч.)

4.

Шахматные фигуры.

24.09 – 28.09



5.

Начальное положение.

01.10 – 05.10



6.

Ладья.

8.10 -12.10



7.

Ладья.

15.10 – 19.10


8.

Слон.

22.10 – 26.10


9

10

Слон.

29.10 – 02.11

12.11 – 16.11


11

Ладья против слона.

19.11 – 23.11


12


Ферзь.

26.11 – 30.11


13

Ферзь против ладьи и слона.

03.12 – 07.12



14

Конь

10.12 – 14.12



15

Конь.

17.12 – 21.12


16

Конь против ферзя, ладьи, слона.

24.12 – 28.12


17-

18.

Пешка.


10.01 – 11.01

14.01 – 18.01




19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

21.01 – 25.01



20-

21

Король.


28.01 – 01.02

04.02.-08.02.



22 23.

Король против других фигур.

11.02 – 15.02

18.02.-22.02.


24.

Шах.

26.02 – 01.03



25.

Шах.

11.03 – 15.03



26-

28.

Мат.


18.03 – 21.03

01.04 – 05.04

08.04 – 12.04




29.

Ничья. Пат.

15.04 – 19.04



30.

Рокировка.

22.04 – 26.04



31.

Шахматная партия.

29.04 – 03.05


Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (4 ч.)

32-

33

Шахматная партия


06.05.-10.05.


13.05.-17.05.



34

Защита проекта «Волшебный мир шахмат»

20.05.-24.05.


35

Соревнования по шахматам

27.05.-31.05.