Аннотация к рабочей программе
Программа “Гражданин России” 6 классе составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной общеобразовательной программы основного общего образования.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Содержание программы внеурочной деятельности /34 часа/
«Я – гражданин России»
Раздел 1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе /5 часов/
Кто я? Какой я? Откуда я родом; Хочу и надо; Тест «Познай себя»; Кому нужна моя помощь?; Кто что любит и умеет делать; Мы все такие разные; Для чего я рожден?;Быть человеком; Правила жизни; Хочу , но нельзя; Правила счастливого человека; «Можно» и «нельзя» в жизни; Мир моих интересов
Раздел 2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье /5 часов/
В гостях у предков; Откуда я родом; Почему меня так назвали; Значение моего имени;
Что значит быть хорошим сыном и дочерью; Моя семья – моя радость; Мой папа – мастер на все руки; Мамины помощники; У моих родителей – золотые руки; Доброта в стихах и сказках; Спешите творить добро!; Что такое хорошо, а что такое плохо; Панорама добрых дел; Пожилые люди – мудрые люди; Золотые бабушкины руки; День пожилого человека.
Песни бабушек; Операция «Красный крест»; Народный лечебник. Бабушкины советы
День пожилого человека; Песни бабушек; Панорама добрых дел; Забота о родителях – дело совести каждого.
Раздел 3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. /5 часов/
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка..; Знаменитые писатели и поэты; Музыкальная азбука; Люблю тебя, моя Россия; Богатыри земли Русской; Мои любимые книги; Дети войны.. ; Сто великих женщин; О красоте, моде и хорошем вкусе; Предметы быта в роли музыкальных инструментов; Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Раздел 4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе /5 часов/
Мой класс – моя семья; Мои права и обязанности; Школьный Устав; Зачем нужно учиться в школе; Мой лучший школьный друг; Наши классные обязанности; Ты и твои друзья;
Каков я в школе?; Сценки из школьной жизни; Наша школа в будущем; Вежливая улица;
По каким правилам мы живем; Мастерская по изготовлению сувениров; Зеленые ладошки земли; Десант чистоты и порядка;
Раздел 5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству /10 часов/
Знакомство с символами Российского государства; Наша страна – Россия; Конституция – основной закон жизни страны; Флаги России. Город, в котором я живу; Наш край; Дорогая моя столица; Любимый мой дворик. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История города в названиях улиц; История Отечества; Там, где погиб неизвестный солдат; Они служили в Армии; Вам, защитники Отечества!; О подвигах женщин в военное время; Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах; Символика России; Символы нашего края; Государственный праздник – День Согласия и примирения; Права ребенка; Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети»; Наше право и наш интерес; Из истории появления законов; Основной закон жизни нашего государства
Я – гражданин России;
Раздел 6.“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. /3 часа/
Осень в родном городе; Сад на окошке; Животные из Красной книги; Животные – рекордсмены; Мой питомец; Чем живет планета Земля?;Судьба Земли – наша судьба
В ответе за тех, кого приучили; Покормите птиц зимой; Мастерская кормушек
Тропы природы; Волшебный мир руками детей; Природа в поэзии; Растения из Красной книги; Растения – рекордсмены; Мои любимые растения; Отчистим планету от мусора.
Защита проектов /1 час/
Тематическое планирование
№п/п | Разделы темы курсов внеурочной деятельности | Кол-во часов | № занятия | Дата прохождения темы занятия | Примечание |
|
теоретической части | практической части | теоретической части | практической части | теоретической части | практической части | теоретической части | практической части | |
Раздел 1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе/5ч/ |
| Кто я? Какой я? Откуда я родом. | 1 | | 1 | | | | |
1 | 1 |
2 | Хочу и надо. Тест «Познай себя» | | 1 | | 2 | | | |
| 1 |
3 | Кому нужна моя помощь? | | 1 | | 3 | | | |
| 1 |
4 | Правила жизни. | | 1 | | 4 | | | |
| 1 |
5 | «Можно» и «нельзя» в жизни. | | 1 | | 5 | | | |
| 1 |
| | Раздел 2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье /5ч/ |
|
6 | В гостях у предков. Откуда я родом. | 1 | | 6 | | | | . |
1 | |
7 | Почему меня так назвали. | | 1 | | 7 | | | |
| 1 |
8 | У моих родителей – золотые руки. | | 1 | | 8 | | | |
| 1 |
9 | Пожилые люди – мудрые люди. | 1 | | 9 | | | | |
1 | |
10 | Панорама добрых дел. | | 1 | | 10 | | | |
| 1 |
| Раздел 3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству./ 5ч/ | |
|
11 | Знаменитые писатели и поэты. | | 1 | | 11 | | | |
| 1 |
12 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | | 1 | | 12 | | | |
| 1 |
13 | Мои любимые книги. | 1 | | 13 | | | | |
1 |
| | | |
14 | Предметы быта в роли музыкальных инструментов. | 1 | | 14 | | | | |
1 | |
15 | Народные праздники и обряды. | | 1 | | 15 | | | |
| 1 |
| |
Раздел 4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе /5ч/ |
16 | Мой класс – моя семья. | | 1 | | 16 | | | |
| 1 |
17 | Мои права и обязанности | | 1 | | 17 | | | |
| 1 |
18 | Мой лучший школьный друг | | 1 | | 18 | | | |
| 1 |
19 | Наши классные обязанности | | 1 | | 19 | | | |
| 1 |
20 | Зачем нужно учиться в школе | | 1 | | 20 | | | |
| 1 |
Раздел 5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству /10ч/ |
21 | Знакомство с символами Российского государства | 1 | | 21 | | | | |
1 | |
22 | Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны | | 1 | | 22 | | | |
| 1 |
23 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь | 1 | | 23 | | | | |
1 | |
24 | Символы нашего края | | 1 | | 24 | | | |
| 1 |
25 | Наше право и наш интерес | | 1 | 25 | | | | |
1 | |
26 | Из истории появления законов | | 1 | 26 | | | | |
1 | |
27 | Основной закон жизни нашего государства | | 1 | 27 | | | | |
1 | |
28 | Дорогая моя столица | | 1 | 28 | | | | |
1 | |
29 | Флаги России | | 1 | 29 | | | | |
1 | |
30 | Я – гражданин России. | | 1 | 30 | | | | |
1 | |
Раздел 6.“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. /3ч/ |
31 | Чем живет планета Земля? | 1 | 1 | 31 | 32 | | | |
1 | 1 |
32 | Отчистим планету от мусора | | 1 | | 33 | | | |
| 1 |
33 | Защита проектов | | 1 | | 34 | | | |
| 1 |