РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Танцевальный калейдоскоп»
для обучающихся 5-8 классов
Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей.
Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Цель программы:
Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:
· танцевальные репетиции
· игра
· беседа
· праздник
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
· игровой;
· демонстрационный (метод показа);
· метод творческого взаимодействия;
· метод наблюдения и подражания;
· метод упражнений;
· метод внутреннего слушания.
Метод показа.
Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности.
Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой метод.
У подростков игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).
Работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
Регулярность занятий 1 час в неделю.
Структура занятия:
Общая разминка в стиле шейпинга.
Выполнение образных движений, театрализация музыкального сопровождения в соответствии с темой танца, погружение участников в атмосферу предстоящего для изучения танца.
Дополнительный разогрев мышечной мускулатуры.
Упражнения на растяжку.
Отработка элементов, движений, связок, танца.
Релаксация
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019учебный год.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
-
| 1.Сбор группы. Знакомство с группой. Инструктаж. Разминка. 2.Выявление ритмических и пластических возможностей участников. | 1 | |
-
| Знакомство с танцем в стиле Dubstep Digital Dance История появления стиля Dubstep Digital Dance, просмотр видео. Анализ и разбор танцевальных движений | 1 | |
-
| Отработка элементов Отработка положения рук Отработка положения ног | 1 | |
-
| Отработка движений Отработка движений верхней части туловища Отработка движений нижней части туловища | 1 | |
-
| Отработка связок Отработка связок под счет без музыки Отработка связок под музыку | 1 | |
-
| Отработка всего танца Отработка проходок во время танца Отработка всего танца, анализ ошибок | 1 | |
-
| Знакомство с основными элементами различных танцев Танцы разных расовых групп. Просмотр видео, анализ движений. Этнические элементы в современных стилях | 1 | |
-
| Отработка элементов Отработка элементов африканского танца Отработка элементов восточного танца | 1 | |
-
| Отработка движений, связок Включение движений в общую картину танца Постановка танца, отработка связок | 1 | |
-
| Знакомство с танцем в стиле Rock’n’Roll История возникновения стиля Rock’n’Roll Просмотр танцевальных эпизодов фильмов, анализ стиля | 1 | |
-
| Отработка основных элементов Отработка элементов, выполняемых руками Отработка элементов, выполняемых руками | 1 | |
-
| Отработка основных движений Соединение элементов в движения Отработка движений без музыки, под счет | 1 | |
-
| Отработка основных движений Отработка движений танца в стиле Rock’n’Roll под музыку Индивидуальная работа по уточнению движений | 1 | |
-
| Отработка связок. Соединение движений в связки, отработка связок без музыки Отработка связок танца в стиле Rock’n’Roll под музыку | 1 | |
-
| Отработка всего танца Отработка танца в стиле Rock’n’Roll под счет Отработка танца в стиле Rock’n’Roll под музыку | 1 | |
-
| Отработка всего танца Отработка эмоциональности и манерности танца в стиле Rock’n’Roll Прогон всего танца в стиле Rock’n’Roll, анализ ошибок | 1 | |
-
| Подготовка танца в стиле Hard Dance История возникновения танца в стиле Hard Dance, просмотр видео Анализ движений в стиле Hard Dance | 1 | |
-
| Отработка элементов Отработка марша Отработка поворотов | 1 | |
-
| Отработка элементов Отработка движений рук Отработка наклонов и поворотов | 1 | |
-
| Отработка движений, связок Отработка проходок Отработка четкости движений | 1 | |
-
| Отработка всего танца Отработка маршевых проходок Отработка танца в стиле Hard Dance без музыки | 1 | |
-
| Отработка всего танца Отработка танца в стиле Hard Dance под музыку Прогон всего танца в стиле Hard Dance | 1 | |
-
| Подготовка танца в стиле Dance Mix Просмотр видеороликов с танцами в различных стилях Подбор музыки для танца в стиле Dance Mix | 1 | |
-
| Отработка элементов Отработка элементов эстрадного танца Отработка элементов уличного танца | 1 | |
-
| Отработка элементов Отработка приседаний Отработка наклонов | 1 | |
-
| Отработка движений, связок Отработка движений в группе Отработка связок и ритмического рисунка | 1 | |
-
| Отработка всего танца Отработка всего танца в стиле Dance Mix Отработка танца в стиле Dance Mix индивидуально | 1 | |
-
| Отработка всего танца Прогон танца в стиле Dance Mix Отработка танца в стиле Dance Mix, анализ ошибок | 1 | |
-
| Подготовка танца в стиле Джаз-модерн История возникновения танца в стиле Джаз История возникновения танца в стиле Модерн | 1 | |
-
| Отработка элементов Отработка элементов Джаза Отработка элементов Модерна | 1 | |
-
| Отработка элементов Отработка пластичности Отработка растяжки | 1 | |
-
| Отработка движений, связок Соединение элементов джаза и модерна Отработка связок и эмоциональности | 1 | |
-
| Отработка всего танца Отработка танца в стиле Джаз-модерн без музыки Отработка танца в стиле Джаз-модерн под музыку | 1 | |
-
| Отработка всего танца Отработка всего танца в стиле Джаз-модерн, отработка точности классических элементов Оценка результата, анализ ошибок | 1 | |
| ИТОГО | 34 | |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны знать:
позиции рук и ног;
первичные сведения об искусстве хореографии;
новые направления, виды хореографии и музыки;
классические термины;
жанры музыкальных произведений.
Учащиеся должны уметь:
воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
самостоятельно придумывать движения;
выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
контролировать и координировать своё тело;
сопереживать и чувствовать музыку;
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии;
осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.
Список литературы
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
3. Программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей. А.И. Буренина
4. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
5. . Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
6. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1976.
7. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988.
9. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1968.
10. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1971.
11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
12. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
13. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
14. . Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
15