Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37»
Рабочая программа по внеурочной
деятельности учащихся 4 А класса
«Я-исследователь»
(общеинтеллектуальное направление)
Составитель: Баранова Н.И.
.
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Я - исследователь» разработана на основе теоретических материалов Брыковой О.В., Громовой Т.В., Саловой И.Г., Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе», Санкт – Петербург, 2011 г., а также практических материалов А.И.Савенкова «Я – исследователь» рабочая тетрадь для младших школьников, Самара, 2011 г.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это становится возможным при грамотной организации проектной деятельности в начальной школе. Занятия во внеурочной деятельности «Я - исследователь» направлены на обучение младших школьников проектированию как универсальному умению.
Актуальность данной программы очевидна, т.к. полученные знания и умения, имеют прямую связь с жизнью, помогают получению личностного опыта, накоплению смыслов, оценок, поведенческих отношений, готовят ребёнка к переходу в среднее звено. Данные занятия способствуют формированию у обучающихся познавательного интереса; развитию творческих способностей, критического и творческого мышления; развитию исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков. Основные цели занятий:
обучение проектированию как универсальному умению;
выявление наиболее одаренных обучающихся класса, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки;
развитие творческих способностей данных обучающихся;
расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы и повышение уровня знаний и эрудиции младших школьников в интересующих областях науки;
пропедевтика научно – исследовательской деятельности младших школьников;
научить обучающихся начальной школы работать в рамках саморазвития и самообразования;
поддерживать тесный контакт с родителями в расширении кругозора обучающихся в области достижений науки.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:
формирование системы научных взглядов обучающихся;
знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
создание условий, способствующих повышению уровня образованности обучающихся;
стать пропагандистами в значимой для себя области знаний;
участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах, проводимых в рамках гимназии и города;
развитие умения самостоятельно добывать знания;
умение работать с научной литературой, ориентироваться в информационном пространстве;
развитие речи обучающихся;
развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений;
формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений;
развитие познавательного интереса обучающихся;
развитие творческих способностей;
развитие критического и творческого мышления;
формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции обучающихся;
формирование навыков деловых партнерских взаимоотношений.
Достижению данных задач способствует применение на занятиях следующих методов:
метод проблемного обучения;
частично-поисковый метод;
исследовательский метод;
метод стимулирования и мотивации;
метод контроля и самоконтроля;
методы самостоятельной познавательной деятельности.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Рабочая программа имеет научно – техническое направление и предусматривает как теоретические виды деятельности, так и практические.
В процессе изучения внеурочной программы «Я – исследователь» учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
виды проектов;
этапы работы над проектом;
существующие источники информации;
формы презентации проекта;
методы изучения природы;
виды продуктов деятельности;
правила пользования книгой;
правила работы в группе;
правила проведения анкетирования;
правила проведения интервью;
требования к изготовлению продукта деятельности;
соблюдение авторских прав.
Умениями:
осмысливать задачу;
выбирать способ действия, варианты решения проблемы;
выдвигать гипотезы;
формулировать главный и проблемный вопросы проекта;
самостоятельно искать нужную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи;
выполнять сравнительный анализ;
вычленять существенные признаки;
переносить общий способ действий на другие учебные задачи;
отстаивать свою точку зрения;
находить и исправлять ошибки в работе;
адекватно оценивать свою работу и работу товарищей;
проводить опыты, наблюдения, измерения;
проводить анкетирование, интервью;
изготавливать визитные карточки группы, пригласительные билеты;
заполнять «Дневник проекта», «Дневник наблюдений»;
составлять аннотацию к проекту.
В процессе изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?);
поисковые (исследовательские умения) – изобретать способ действия, привлекать знания из различных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя, эксперта, консультанта; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы;
навыки оценочной деятельности:
самостоятельно развиваться и вести исследование окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;
иметь четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;
получать обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели.
умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе, делового партнерского общения, умения корректировать ошибки);
коммуникативные умения (планировать инициировать взаимодействия с взрослыми, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.)
презентационные умения (навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы).
Девиз занятий по внеурочной деятельности «Я – исследователь: «Исследуй всё, пусть для тебя на первом месте будет разум: представь ему руководить собой».
Содержание программы по классам
Работа над информационным проектом
Работа над исследовательским проектом
Работа над творческим проектом
Работа над ролевым проектом
В разделе «Работа над информационным проектом» обучающиеся знакомятся с особенностями работы над информационным проектом; целями и задачами информационного проекта; новыми понятиями: «информационный проект», «проблемный вопрос», «опыт», «гипотеза», «эксперимент», «презентация», «сообщение», «схема»; учатся распределяться на группы; знакомятся с правилами работы в группе; с различными источниками информации; формами презентации проекта; правилами работы с книгой; составляют план работы над проектом; учатся обрабатывать информацию; правильно и эстетично оформлять продукт своей деятельности; анализировать свою работу и работу товарищей по классу. В разделе «Работа над исследовательским проектом» обучающиеся знакомятся с особенностями работы над исследовательским проектом; этапами работы над проектом; методами изучения природы; узнают о том, как выбрать тему будущего проекта; как правильно сформулировать главный и проблемные вопросы проекта; научатся составлять план работы над проектом; составлять отчёт о проделанной работе; выполнять опыты; наблюдения; измерения; изготавливать визитные карточки группы, пригласительные билеты.
В разделе «Работа над творческим проектом» обучающиеся знакомятся с особенностями работы над творческим проектом; понятиями «индивидуальный» и «групповой» проекты, «схемы», «чертежи», «макеты»; требованиями к оформлению публикации; учатся изготавливать информационный буклет; составлять аннотацию к проекту;
В разделе «Работа над ролевым проектом» обучающиеся знакомятся с особенностями работы над ролевым проектом; требованиями к компьютерной презентации; соблюдением авторских прав; понятиями «анкетирование», «интервью»; учатся заполнять «Дневник проекта»; самостоятельно составлять и проводить анкетирование и интервью.
Библиографический список используемой и рекомендуемой литературы
Для учителя:
Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –Москва. «АРКТИ», 2008 .- 98 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -Москва, 1998. -272 с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //Начальная школа.- 2005 г. -№5.-. С.33-40
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004 г.- № 2.-С. 96-101.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. -Ростов-на-Дону,: «Феникс», 2004 г.-384 с.
Для обучающихся:
Савенков А.И. «Я - исследователь!» Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2011. — 32 с.: ил.
.
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности «Я – исследователь»
№ | Тема занятия | Краткое содержание урока | |
1 | Вводное занятие. Это загадочное слово – проект. Зачем заниматься проектной деятельностью? Какими бывают проекты? | Знакомство с понятием «проект». Цели и задачи проектной деятельности. Виды проектов. Просмотр готовых проектов | |
2 | Тема проекта. Как выбрать тему будущего проекта? | Заполнение анкеты «Выбор темы будущего проекта». Знакомство с особенностями работы над проектом. Выбор темы будущего проекта. | |
3 | Цели и задачи проекта. Главный вопрос проекта. Проблемные вопросы проекта | Знакомство с понятиями «главный» и «проблемный» вопросы проекта. Формулирование главного и проблемных вопросов проекта. Определение цели и задач проекта. | |
4 | Гипотеза. Этапы работы над проектом. | Знакомство с понятием «гипотеза». Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Знакомство с этапами работы над индивидуальным и групповым проектами | |
5 | Где и как найти информацию по теме проекта? Учимся работать с книгой. Учимся выделять значимую информацию | Знакомство с разнообразными источниками информации. Подбор необходимой литературы. Выделение главного и второстепенного в собранной информации. | |
6 | Работа с информацией. Учимся обобщать информацию. Распределение информации по разделам. | Обобщение собранной информации. Классификация собранной информации по разделам: загадки, картинки, стихи, научные факты и т.д. | |
7 | Учимся делать выводы. | Установление причинно-следственных связей. Оформление выводов. | |
8 | Формы презентации проекта. Подготовка к защите проекта. Оценочная шкала. | Знакомство с формами презентации проектов: газета, книжка-раскладушка, сообщение, плакат, альбом, бюллетень, инсценировка, видео, слайд-шоу и т.д. Знакомство с памяткой «Подготовка к отчёту». Требования, предъявляемые к защите проекта. Требования к правильному ответу. Создаём свою шкалу оценок. Как грамотно и тактично оценить работу товарища и свою работу? | |
9 | Защита проекта. Оценка проделанной работы. Анализ (рефлексия). | Предъявление результатов зрителям Оценка проекта зрителями по оценочной шкале. Самооценка участников проекта. Анализ проделанной работы. | |
10 | Групповой проект. Индивидуальный проект. | Знакомство с групповыми и индивидуальными проектами. Выбор темы индивидуального проекта. План работы над индивидуальным проектом | |
11 | Работа в группе. Правила работы в группе. Распределение обязанностей в группе. Маршрутный лист. | Деление класса на творческие группы. Название творческих групп. Совместная выработка правил работы в группе. Знакомство с обязанностями участников группы. Выбор ответственного в группе. Выполнение тренировочных упражнений в группе. Изготовление маршрутного листа групп. | |
12 | Информационный проект. Тема и название проекта | Знакомство с информационным проектом. Информационный проект «Радуга – дуга». | |
13 | Продукт деятельности. Изготовление продукта деятельности (стенгазеты). | Знакомство с видами продуктов деятельности. Знакомство с требованиями к оформлению продукта деятельности. Распределение собранной информации по разделам. Совместное изготовление стенгазеты к проекту «Царство льда. Из чего состоит лёд? Что такое снег?». | |
14 | Изготовление продукта деятельности (книжка – раскладушка). | Изготовление книжки – раскладушки к проекту «Радуга-дуга» | |
15 | Исследовательский проект. Цели и задачи проекта. | Знакомство с особенностями работы над исследовательским проектом. Просмотр презентации готового исследовательского проекта. Исследовательский проект «Смена времён года», «Живая и неживая природа!» | |
16 | Методы изучения природы. Наблюдения. | Знакомство с методами изучения природы: наблюдениями, измерениями, опытами. | |
17 | Опыты. Выполнение опытов. Измерения. «Дневник наблюдений». | Как правильно выполнять опыты? (памятка юному исследователю). Проведение опытов. Как выполнять измерения? Измерение объектов природы. Знакомство с «дневником наблюдений». Заполнение «Дневника наблюдений». | |
18 | Изготовление продукта деятельности (буклет) | Изготовление буклета к проекту «Смена времен года!» | |
19 | Изготовление продукта деятельности (фотоальбом) | Изготовление фотоальбома к проекту «Живая и неживая природа!» | |
20 | Творческий проект. Создание творческих групп. Планирование работы над проектом | Знакомство с особенностями работы над творческим проектом. Просмотр презентации готового творческого проекта. Творческий групповой проект «Хочу в космос!» Цели и задачи проекта. Главный и проблемные вопросы проекта. Деление на творческие группы. Распределение обязанностей в группах. Маршрутный лист. | |
21 | Составление аннотации к проекту. | Знакомство с понятием «аннотация». Коллективное создание аннотации к проекту. | |
22 | Требования к оформлению публикации. Изготовление информационного буклета. | Знакомство с понятием «публикация»; требованиями к оформлению публикации. Изготовление информационного буклета. | |
23 | Схемы, чертежи, макеты. Подготовка отчёта о проделанной работе. | Знакомство с понятиями «схема», «чертеж», «макет». Показ готовых схем, чертежей, макетов. Самостоятельное выполнение схем, чертежей, макетов. Работа над отчетом о проделанной работе. | |
24 | Продукт деятельности. Изготовление ПД - макета космического корабля. | Изготовление макета космического корабля. | |
25 | Подготовка к презентации проекта. | Подготовка к защите проекта «Хочу в космос!». | |
26 | Ролевой проект. Особенности работы над ролевым проектом. Анкетирование. | Знакомство с особенностями работы над ролевым проектом. Просмотр презентации готового ролевого проекта. | |
27 | Выбор темы ролевого проекта. | Заполнение анкеты «Выбор темы будущего проекта». Совместное планирование работы над проектом. | |
28 | Планирование работы над ролевым проектом. Распределение обязанностей в группе. | Деление на группы. Распределение обязанностей в группах. | |
29 | Знакомство с «Дневником проекта». Заполнение «Дневника проекта». | Знакомство с разделами «Дневника проекта». Заполнение «Дневника проекта». | |
30 | Как провести анкетирование? | Знакомство с правилами проведения анкетирования. Составление анкеты. | |
31 | Как провести интервью? | Знакомство с правилами проведения интервью. Проведение интервью. | |
32 | Требования к компьютерной презентации. | Подготовка к презентации проекта. Знакомство с требованиями к компьютерной презентации. | |
33 | Изготовление продукта деятельности: компьютерной презентации. | Изготовление компьютерной презентации к проекту «Все профессии важны» | |
34 | Итоговое занятие. Представление и защита индивидуальных проектов. | Подведение итогов за год. Представление индивидуального проекта | |