СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Проект внеурочной деятельности «История Амурского казачества»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идёт сложный, противоречивый процесс возрождения казачества.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Проект внеурочной деятельности «История Амурского казачества»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс Амурской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Проект внеурочной деятельности

«История Амурского казачества»

(Срок реализации программы 2 года)

для 3 Б класса

на 2016-2017 учебный год

разработана учителем начальных классов

первой квалификационной категори Гаврилиной Ларисы Алекспндровны

пгт Прогресс 2016 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идёт сложный, противоречивый процесс возрождения казачества.

Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества - один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Казачью тему разрабатывали основатели отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С.

Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова.

Образование Приамурья (Амурской области и Еврейской автономной области) как административной единиц, имеет социальноэкономические, географические, культурные и исторические особенности. Среди них необходимо выделить следующие:

  • значение Приамурья и входящих в него регионов как преемников территории Амурского казачьего войска в Российской империи;

  • роль казачества как титульного населения середины 18 – начала 20 вв., почетность пограничной и воинской службы;

  • роль Приамурья с ХIХ в. как одной из основных житниц Дальнего Востока, почетность труда земледельца;

  • системообразующая роль в экономике, транспортной системе, историческом развитии, фольклоре жителей проживающих на главной реке Дальнего Востока - Амур;

  • Масштабность Приамурья, современный уровень развития экономики, культуры, общественно-политической системы регионов входящих в Приамурье предопределяет все возрастающую ее роль, как в составе Дальневосточного Федерального округа, так и России в целом.

Относясь по уровню развития и разнообразию промышленности к слаборазвитым субъектам России, Амурская и Еврейская автономная

области являются территориями, где в ближайшее время ожидается размещение крупнейших, а возможно и единственных производители отдельных видов продукции в стране.

Наличие в структуре земельных угодий определяет ведущую роль Приамурья в сельскохозяйственном секторе экономики России. Регионы

Приамурья занимаются выращиванием зерновых культур, имеют собственное животноводство, рыбную промышленность и обширное лесное хозяйство. Активизация социально-политических процессов, становление институтов гражданского, демократического общества, интенсификация промышленного и сельскохозяйственного развития области, развитие рыночных отношений актуализируют потребность в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, обладают мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны и своей Малой Родины.

В региональном содержании образования современный этап развития социально-экономической и культурной жизни Приамурья находит отражение в виде следующих основополагающих идей:

  • Приамурье – динамично, позитивно развивающийся регион России;

  • основа позитивного развития – созидательный труд граждан, без различия их социального, национального, конфессионального положения;

  • процесс «возрождения» исторически существовавшего Амурского казачества – может выступить основой стабилизации и поступательного развития социально-экономической, демографической, духовно-культурной ситуации в Приамурье;

  • толерантность – залог успешного, положительного развития общественных отношений, интеграции культур и взаимодействия их носителей в Амурской области.

Актуальность программы позволит рассматривать развитие общего и дополнительного образования в школе на основе историко-культурных традиций казачества как одно из приоритетных направлений региональной образовательной политики и направлена на выполнение основных целей и задач, которые вытекают из: государственной политики Российской Федерации в сфере образования и поддержке российского казачества, Стратегии развития российского казачества до 2020 г., Федерального закона № 173 ФЗ «Об образовании в РФ» и реализуется школой в совместной деятельности с органами казачьего правления, родителями обучающихся, религиозными организациями, с центрами возрождения казачества, музеями истории казачества, воинскими формированиями, общественными организациями, предприятиями, всеми заинтересованными лицами.

Необходимо отметить, что процесс, получивший наименование «возрождение казачества», может оказать значительное влияние на изменение регионального содержания образования. Нормативно-правовым условием возрождения казачества стали: Закон РСФСР от 26.04.1991 «О реабилитации репрессированных народов», Федеральный Закон № 154 ФЗ от 05 декабря 2005 года « О государственной службе Российского казачества». Указ Президента России от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», Указ Президента России от 16.04.1996 № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе».

1. Цели и задачи

Целями реализации регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования учебного предмета «История» являются:

воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные (казачьи) традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни.

Задачи реализации программы: дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональной, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казачества и других народов, населяющих Приамурье;

сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Приамурье для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности. обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков бесконфликтного поведения;

пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории Приамурских земель; создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры; формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

2. Общая характеристика учебного предмета, учебного курса

Оптимальным инструментом формирования интеллектуальных компетенций является проектная и научноисследовательская деятельность. Одним из направлений этой деятельности может стать изучение традиций и обычаев, истории казачества, литературного и художественного наследия, особенностей быта. Примерными темами проектов могут быть: «Материальная культура казаков», «Сохранение казачьих традиций», «Генеалогия казачьих родов», «Казачий фольклор»,

«Казачество в персоналиях».


Важную роль для обмена опытом должны играть интернет ресурсы, для чего необходимо обеспечить появление информации на сайте школы, что будет способствовать установлению партнерского взаимодействия с казачьими школами, классами и объединениями других регионов.

Богатейший казачий фольклор даёт широкие возможности для организации художественно-эстетического направления на основе казачьей культуры: Казачий хор, Ансамбль казачьей песни и пляски; фестиваль казачьей культуры, фотостудия, студии художественного творчества (возрождение ремесел казачества), художественная студия.

В рамках учебного и дополнительного образования детей целесообразна экспедиционная деятельность школьников; при этом тематика экспедиций, связанная с изучением истории и традиций амурского казачества, может быть различной.

Необходимо создать внутреннею систему этнокультурной образовательной среды и ее внешние проявления, выраженные в специфике оформления школы, классных помещений, ученической форме и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в программе выделены следующие методы, технологии, приёмы обучения и воспитания:

 Технологии диалогового взаимодействия:

  • технология рефлексивного чтения;

  • технология обсуждения проблем; - технология взаимного обмена заданиями.

 Познавательно-исследовательские методы:

  • беседа

  • распознавание;

  • диалог

  • сравнение;

  • исследовательский проект.

 Методы обратной связи:

  • интерпретация;

  • загадки


- проблемная пресс-конференция; - разговор с замещённым собеседником.

 Игровые и деятельностные методы:

  • игра

  • испытание;

  • ролевая игра;

  • продуктивный труд.

  • Формы обучения

Классно-урочные занятия.

Групповая форма обучения.

Внеклассные занятия – классные семейные праздники.

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.

Региональный (казачий) компонент государственного стандарта общего образования призван:

    • способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя России, казачьего сообщества, носителя, пользователя и создателя социально культурных ценностей и традиций Приамурских регионов, активного участника социально-экономического, общественно-политического и культурного развития своего муниципального образования и каждого региона Приамурья в целом, выступающего с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком авторитете воинской службы;

    • гарантировать право на получение обучающимися и воспитанниками нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Приамурских регионов; Амурской области и Еврейской Автономной области, как право преемников

Амурского казачьего войска;

    • усилить федеральный компонент государственного стандарта общего образования за счет обогащения и развития его основных содержательных линий значимой региональной информацией;


  • повысить статус казачьего образования как фактора сохранения и развития самобытности в Приамурье и его субъектов, активности процессов становления и развития казачества;

  • обеспечивать условия для координации всех участников образовательного процесса в реализации целей по возрождению казачества, указанных и подлежащих разработкам в областных целевых программах поддержки казачьих обществ на 2011-2015 гг.

3. Определение места и роли учебного предмета

Нормативная трудоёмкость программы - 34 часа обучения (1 час в неделю). В рамках внеурочной деятельности изучать курс уделяя внимание истории Амурского казачества, как части общей истории российского государства, формированию гражданственности, патриотизму, духовно-нравственному воспитанию, а также культуре и традициям казачества в культурном развитии России

Область применения программы

Программа может быть реализована как в рамках учебного плана за счёт часов компонента, формируемого участниками образовательных отношений, так и в системе дополнительного образования для общественных организаций обучающихся, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Работа по программе учебного курса «История казачества» направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания предмета.

Требования к личностным результатам:

Программа «История казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • Патриотизм;

  • Терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре казачества;

  • Ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

  • Трудолюбие;

  • Настойчивость;

  • Дисциплинированность;

  • Любовь к малой родине;


  • Неравнодушное отношение к возрождению традиций российского казачества:

Личностным результатом обучения истории казачества, является формирование:

  • Познавательного интереса к изучению истории Амурского казачества;

  • Всесторонне образованной, развитой личности;

  • Понимания значения культуры Амурского казачества;

  • Чувства гордости за свою малую родину;

  • Уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;

  • Представления о Приамурье как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на:

  • умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Приамурья; – умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и


технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал:

  • осознание роли истории в познании общественных процессов, происходящих в мире;

  • освоение системы краеведческих знаний о истории Приамурья, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

  • использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

  • использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

  • понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты


Знать (понимать):

  • основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения в Приамурье до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества;

  • особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России;

  • историю возникновения Амурского казачьего войска;

  • роль православия в жизни казаков;

  • особенности казачьей культуры и образа жизни;

  • взаимосвязь казачьей культуры с культурой края и культурой русского народа.

Уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком;

  • определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текстов и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашей области;


  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения материала в формах проекта;

  • соотносить общие исторические события и отдельные факты в истории тех мест, где мы живем;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

  • осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Планируемые предметные

результаты

освоения

программы 3- го класса

В результате изучения регионального компонента по истории Приамурья ученик должен: знать/понимать:

название своего региона, родного города (села, станицы);

символику Амурской области и своего населенного пункта (города, района, села); традиционные и новые праздники своей местности;

дату основания своего населенного пункта, памятники истории и культуры; имена и дела выдающихся земляков; уметь: показывать на карте территорию Приамурья, местоположение своего родного города, села и бывших казачьих станиц, поселков;

рассказывать, как выглядели и чем занимались жители Приамурья в различные периоды истории; составлять свое родословное древо; описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду своих земляков.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: передачи своих впечатлений о родном крае в устных рассказах, рисунках, поделках;

поиска дополнительной информации о родном крае, своей семье в семейных архивах, рассказах представителей старшего поколения; выбора моделей поведения в общении со сверстниками и взрослыми.

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Приамурские земли в древности

Приамурские земли в трудах выдающихся ученых древности и Средневековья. Археологические памятники Амурской области и ЕАО, как вещественные источники.

История возникновения казачества в России и предшественники казачества. Забайкальские, Донские, Кубанские, Сибирские и Оренбургские казаки первооткрыватели Приамурских земель и основатели Амурского казачьего войска. Фольклор Казачестваа

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки

Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы, о животных, о природе (1-2 по выбору)

Сказки

Казачьи народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан».

Волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка»

Сказки народов, проживающих на Дону: «Басан и тетушка Цаста» (калмыцкая сказка), «Султан мира, султан одной», «Озеро Хачлу и меч Авлуна»,

«Кто работает, тот и ест», «О ленивом Вартеване» (армянские сказки)

Народные казачьи песни

«Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком», «Поехал казак на чужбину далеку», «Дедушка, дедушка, седая бородушка». (1-2 песни по выбору).

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве авторов

А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»; П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Ю.

Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка» (сказки бабы Груши); В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное», «О временах незапамятных», «Ветер с Родины», «Живая вода», «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод» (3-4 по выбору).

А.П. Чехов и мир детства

«Весной», «Белолобый», «Гриша», «Каштанка» (2 произведения по выбору).

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

Содержание учебного материала

Кол-во часов

1

Наша область на карте Родины.

1

2

История освоения Дальнего Востока.

1

3

Кто такие казаки

1

4

Заселение казаками Приамурья

1

5

История происхождения Амурского казачества

1

6

Казачье управление

1

7

Хозяйственный уклад казаков.

1

8

Запреты в жизни казаков.

1

9

Быт казаков

1

10

Беседа с представителями амурского казачества.

1

11

Усадьба казака.

1

12

Казачий курень.

1

13

Строительство куреня.

1

14

Посещение краеведческого музея

1

15

Мебель зажиточного казачьего дома.

1

16

Граница поселения жителей в станицы.

1

17

Обряды казаков.

1

18

Обряд проводов и встречи казаков со службы

1

19

Свадебный обряд казаков

1

20

Обряды зимнего календарного цикла.

1

21

О некоторых компонентах мужской традиции в духовной культуре казаков.

1

22-23

Языческое и христианское в мифологических верованиях казаков.

2

24- 25

Символика действия в казачьих гаданиях

2

26

Растения в праздниках и ритуалах.

1

27-28

Представления о судьбе в народной культуре казаков.

2

29

Амурское казачье войско. Историческая справка.

1

30-31

Казачьи войска на Амуре.

2

32

Казачьи села на Амуре.

1

33

Возрождение движения казачества

1

34

Творческий отчет.

1

ИТОГО

34 часа

4 класс

Содержание учебного материала

Кол-во часов

1

Историческая справка. Кто казаки.

2

2

Казачьи войска России.

2

3

Казачьи регалии и символы.

2

4

Казаки - русские первопроходцы.

2

5

Традиционное снаряжение и оружие казаков.

2

6

Участие казаков в защите своего Отечества.

2

7

Возрождение Казачества. Казачий вопрос сегодня.

2

8

Казачьи поселения и система их самоуправления.

2

9

Подготовка и порядок службы казаков.

2

10

Организация казачьих войск

2

11

Боевые приемы казачьих войск.

2

12

Форма одежды и снаряжение казачьих войск

2

13

Вооружение казаков.

2

14

Казачья культура.

1

15

Казачьи ремесла и промыслы

2

16

Обычаи и традиции вокальной казачьей культуры

1

17

Знакомство с народными казачьими песнями

1

18

Посещение концерта казачьего хора

1

19

Гордость и Слава казачества.

2

20

Государственные, религиозные и военные деятели.

2

ИТОГО

34 часа

5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для учителя

Агафонов О.В. “Казачьи войска Российской империи” М. “Русская культура” 1995г.

Алмазов Б.А. “Казаки” иллюстрированная история Отечества. С-П. “Золотой век” ДИАМАНТ, 1999 г. История казачества Азиатской России”.Т1,2,3. Екатеринбург, УрО РАН,1995 г “Казачество – щит Отечества” М. Издат. дом. ТОНЧЦ,2005 г.

Леонтьева Г.А. “Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров” М. П. 1991 г.

Савельев Е.П., Фоменко А.Т. “Древняя история казачества” М. Вече 2004. Скрынников Р.Г. “Ермак”. М. П. 1992 г

Степанченко В.И. “Боевое искусство. Крепость духа и тела в истории казачества и российских единоборств” ж-л “Ямальский меридиан” 6-2006 г.

Для учащихся

Гоголь Н.В. “Тарас Бульба” М, Детская литература, 1976 г.

Степанченко В.И., “Казачьему роду нет переводу”. С- П. 2001 г

Матвеев О.В. Казачество в исторических взглядах А. С. Пушкина // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2003.

Вып.2;

Матвеев О.В. Лермонтов и казачество // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002. вып. 1;

Слава Тебе, Господи, что мы - казаки! Сост. Б.А. Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993;

Трут В.п. Казачество: происхождение, сущность, реалии, перспективы. Ростов-на-Дону, 1997;

Интернетресурсы

  1. www.fstanitsa. ru

  2. zaimka.ru.kazaki

  3. www.cossackweb.com 4. udona.narod.ru.

  1. belkazak.narod.ru.

  2. www.kuban.xxi.h1/ru/

Учебное оборудование:

технические средства (проектор, компьютер, магнитофон) учебные (столы, доска)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс

ДАТА

Содержание учебного материала

Основной вид учебной деятельности

1

Наша область на карте Родины.

Приамурские земли в древности

Приамурские земли в трудах выдающихся ученых древности и Средневековья. Археологические памятники Амурской области и ЕАО, как вещественные источники.

История возникновения казачества в России и предшественники казачества. Забайкальские, Донские, Кубанские, Сибирские и Оренбургские казаки первооткрыватели Приамурских земель и основатели Амурского казачьего войска.

2

История освоения Дальнего Востока.

3

Кто такие казаки

4

Заселение казаками Приамурья

5

История происхождения Амурского казачества

6

Казачье управление

7

Хозяйственный уклад казаков.

8

Запреты в жизни казаков.

Фольклор Казачестваа

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы, о животных, о природе (1-2 по выбору)

9

Быт казаков

10

Беседа с представителями амурского казачества.

11

Усадьба казака.

12

Казачий курень.

13

Строительство куреня.

14

Посещение краеведческого музея

15

Мебель зажиточного казачьего дома.

Сказки Казачьи народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан».

Волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка»

Сказки народов, проживающих на Дону: «Басан и тетушка Цаста»

(калмыцкая сказка), «Султан мира, султан одной», «Озеро Хачлу и меч Авлуна», «Кто работает, тот и ест», «О ленивом Вартеване» (армянские сказки)

16

Граница поселения жителей в станицы.

17

Обряды казаков.

18

Обряд проводов и встречи казаков со службы

19

Свадебный обряд казаков

20

Обряды зимнего календарного цикла.

21

О некоторых компонентах мужской традиции в духовной культуре казаков.

22-23

Языческое и христианское в мифологических верованиях казаков.

Народные казачьи песни

«Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком», «Поехал казак на чужбину далеку», «Дедушка, дедушка, седая бородушка». (1-2 песни по выбору).

А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя»,

24

Символика действия в казачьих гаданиях

25

Символика действия в казачьих гаданиях

26

Растения в праздниках и ритуалах.

27-28

Представления о судьбе в народной культуре казаков.

29

Амурское казачье войско. Историческая справка.

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве авторов

«С вольного Дона выдачи нет»; П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка» (сказки бабы Груши); «О временах незапамятных», «Ветер с Родины», «Живая вода», «(3-4 по выбору).

30-31

Казачьи войска на Амуре.

32

Казачьи села на Амуре.

33

Возрождение движения казачества

34

Творческий отчет.

Значение традиций и обычаев казачества для подростков.

Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества – выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания образования и перестройки внеклассной работы на основе ознакомления учащихся с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах, промыслах, ремеслах. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключено высокое целомудрие, пафос добра и правды, высокой духовно-нравственной культуры, патриотизма, поиски красоты вечной и непреходящей.

Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности. Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной школы.

Востребованность потенциала культуры и педагогики казачества возможна не только в казачьих учебных заведениях, но и, при разработке соответствующей теоретической базы, в массовой общеобразовательной школе для решения проблем воспитания и социализации в современном, динамично развивающемся, обществе. Специфика организации воспитания на основе казачьей народной педагогики образовательном заведении, будет заключаться в следующем: направленность воспитания на формирование чувства долга, патриотизма, товарищества, гражданственности; отношение к труду как к самодостаточной ценности; - опора на внутрисемейную культуру взаимоотношений детей и родителей.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школы по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Подростку, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно - профессия защитника Отечества.

История России - это в значительной мере история войн, в которых россияне, казаки в том числе, проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Использование традиций и культуры казачества в воспитательной работе с подростками поможет воспитанию лучших человеческих качеств: духовности, православия, уважения к старшим. Казачье воспитание исключает даже такой глубоко въевшийся порок российской армии, как дедовщина.

Это и определило актуальность и значимость внеурочной деятельности педагогического коллектива МОУ СОШ с.

Албазино по изучению традиций и культуры казачества.

Из истории дальневосточного казачества

В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков незаслуженно принижена и забыта отчаянным бесстыдством коммунистической эпохи. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов.

Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях. Будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам.

На заседании Совета при президенте по делам казачества было озвучено социологическое исследование Министерства регионального развития, которое показало, что 74% россиян одобряют деятельность казачества, связанную с воспитанием молодежи, с борьбой против наркомании, с участием в охране общественного порядка, с сохранением природно-ресурсного ландшафта, с участием в мероприятиях по экономической безопасности.

Дмитрий Медведев подписал три Указа, в которых утвердил внешние атрибуты казачьих организаций (форму, знамена, гербы), систему чинов и специальных удостоверений для членов войсковых казачьих обществ.

Сегодня войсковые казачьи общества - это крупнейшие объединения российского казачества, которые проводят государственную политику, занимаются военно-политическим воспитанием молодежи, кадетским образованием, охраной правопорядка. Это актив гражданского общества, который реально поддерживал и поддерживает государство. Людей, причисляющих себя к казачеству - 7 миллионов. Численность войсковых казачьих обществ - около 700 тысяч человек. Это люди, которые гордятся тем, что исторически принадлежат к особому военно-служилому сословию.

Существует мнение, что историю Амурских казаков нужно вести от казаков Хабарова и основания крепости Албазин на реке Амуре в 1650 г. Однако первые представители современных Амурских казаков появились на брегах Амура в 1854 г., когда проводился первый сплав из Забайкалья в устье Амура силами забайкальских казаков. В 1858 г. в Приамурье было переселено 13879 Забайкальских казаков. Первоначальное Амурское казачье войско подчинялось военному губернатору Амурской и Приморской областей (с 1879 г. только Амурской), а затем Приамурскому генерал-губернатору и командующему войсками Приамурского военного округа, являвшемуся войсковым наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск. Несло службу охраны границы по рекам Амур и Уссури (с выделением в 1889 г. Уссурийского казачьего войска - только по Амуру), комплектовало созданную в 1897 г. Амуро-Уссурийскую флотилию. Площадь земли Амурских казаков составляла 5,8 млн. дес. (6,4 млн. га), из них использовалось 0,74 млн. дес. (0,81 млн. га). Казачье население (120 поселений) в 1916 составляло 49,2 тыс. чел. В мирное время выставляло 1 конный полк (4 сотни ) и 1 пехотный взвод, в военное - 2 конных полка (12 сотен ), 1 гвардейский взвод, 5 особых и 1 запасную сотню, 1 батарею (всего 3,6 тыс. человек ).

Амурское казачье войско, создано в Приамурье и Приморье в 50-х гг. 19 в. из переселённых на Амур забайкальских казаков. Переселение началось в 1854, первая станица (Хабаровская) создана в 1858. Положение об А. к. в. утверждено в 1860. Подчинялось военному губернатору Амурской и Приморской обл. (с 1879 только Амурской), а затем Приамурскому генерал - губернатору и командующему войсками Приамурского военного округа, являвшемуся войсковым наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск. Центр - г. Благовещенск. Несло службу охраны границы по pp. Амуру и Уссури (с выделением в 1889 Уссурийского казачьего войска - только по Амуру), комплектовало созданную в 1897 Амуро-Уссурийскую флотилию. Площадь земли Амурского казачьего войска составляла 5,8 миллионов десятин (6,4 млн. га), из них использовалось 0,74 млн. десятин (0,81 млн. га). Казачье население (120 поселений) в 1916 составляло 49,2 тысяч человек. В мирное время выставляло 1 конный полк (4 сотни ) и 1 гвардейский взвод, в военное - 2 коннных полка (12 сотен ), 1 гвардейский взвод, 5 особых и 1 запасную сотню, 1 батарею (всего 3,6 тыс. чел. ). Участвовало в подавлении Ихэтуанъского восстания в Китае, в русско-японской войне 1904-05 и 1-й мировой войне 1914-18. В апреле 1918 5-й съезд трудящихся и казаков Амурской области постановил упразднить казачье сословие. Во время Гражданской войны значит, часть амурских казаков боролась на стороне

Советской власти.

Список литературы

Бугай Н.Ф., Гонов А.М. “По решению правительства Союза ССР” Нальчик Издат. дом Эль-Фа, 2003 г.

Главацкий М.Е. “Хрестоматия по истории России 1917 – 1940 г.г.”, М. 1995 г.

Гордеев А.А. “История казачества” М. Вече 2006

Глущенко В.В. “Казачество Евразии” М. Вузовская школа, 2000

Данилов А.А. Справочные материалы “История России 9-19 в.в.”, М. 1998 г.

Журнал “Родина” Казаки. Спецвыпуск. 5-2004 г.

Иванов В.А. , Чугунов С.М. “История казачества на Урале”. Учебное пособие. Оренбург, ОГПУ, 2003 Научный вестник ЯНАО Салехард №11 2002 г, №5 2005 г.

Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. “Древний Обдорск и заполярные города - легенды”. Москва “Ополо” 1998 г.

Патрикеев Н. “Ямал: страницы былого”. Салехард 1995 г.

Энциклопедия “История России IX – XVII в.в.” “ОЛМА – ПРЕСС” 2004 г.

Казачество. Энциклопедия. М, 2003;

Российское казачество. Научно-справочное издание: РАН Институт этнологии и антропологии. М, 2003;

История казачества России. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001;

Православие, традиционная культура, просвещение. (К 2000 летию христианства). Краснодар, 2000

Куракеева М Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996;

Православие, традиционная культура, Просвещение. (К 2000-летию христианства). Краснодар, 2000;

Бугай Н Ф. Казачество России: отторжение, признание, возрождение (1917 -1990 годы). М, 2000;

Масалов А.Г. Современное казачество на охране региональной безопасности и общественного порядка. Ставрополь, 2001;