СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 «ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным общеобразовательным стандартом специального профессионального образования по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа профессионального модуля пм. 02 «ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»»

Приложение 3.2.1.

к ППРКС по профессии

15.01.05 «Сварщик (ручной и частично

механизированной сварки (наплавки))»
























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02

«РУЧНАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА (НАПЛАВКА, РЕЗКА) ПЛАВЯЩИМСЯ ПОКРЫТЫМ ЭЛЕКТРОДОМ»






























2023

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2016 № 50.


Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)


Разработчики:

Головин Валерий Дмитриевич, преподаватель ФКП образовательного учреждения №142



















































СОДЕРЖАНИЕ


1.

Аннотация к программе профессионального модуля ПМ.02 «ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»


4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место профессионального модуля в структуре программы

4

1.3.

Требование к результатам освоения профессионального модуля

4

1.4.

Количество часов на освоение программы профессионального модуля

6

1.5.

Форма промежуточной аттестации

6

2.

Структура и содержание профессионального модуля

7

2.1.

Структура профессионального модуля

7

2.2.

Содержание профессионального модуля

8

3.

Условия реализации программы профессионального модуля

14

3.1.

Материально-техническое обеспечение обучения

14

3.2.

Информационное обеспечение обучения

15

3.3.

Общие требования к организации образовательного процесса

15

3.4.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

16

4.

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

16

4.1.

Контроль сформированности профессиональных компетенций

17

4.2.

Контроль сформированности общих компетенций

19

4.3

Контроль сформированности личностных результатов

22


































1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 «РУЧНАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА (НАПЛАВКА, РЕЗКА) ПЛАВЯЩИМСЯ ПОКРЫТЫМ ЭЛЕКТРОДОМ»


1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» со сроком обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входит в укрупненную группу профессий Машиностроение, направления подготовки 15.00.00. Профессия по ОК 40.002: Ручная и частично механизированная сварка (наплавка).

Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области машиностроения при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.


1.2. Место профессионального модуля в структуре программы: профессиональный модуль относится к профессиональному циклу ППКРС СПО.


1.3. Требования к результатам освоения профессионального модуля.


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом, в том числе профессиональными (ПК), общими (ОК) компетенциями и личностными результатами (ЛР):


Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

ПК 2.2.

Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

ПК 2.3.

Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.

ПК 2.4.

Выполнять дуговую резку различных деталей.

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 13

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

ЛР 14

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм


С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:


иметь практический опыт:

  • проверки оснащенности сварочного поста ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом;

  • проверки работоспособности и исправности оборудования поста ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом;

  • проверки наличия заземления сварочного поста ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом;

  • подготовки и проверки сварочных материалов для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом;

  • настройки оборудования ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом для выполнения сварки;

  • выполнения ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом различных деталей и конструкций; выполнения дуговой резки;

уметь:

  • проверять работоспособность и исправность сварочного оборудования для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом;

  • настраивать сварочное оборудование для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом;

  • выполнять сварку различных деталей и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва;

  • владеть техникой дуговой резки металла;

знать:

  • основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений, выполняемых ручной дуговой сваркой (наплавкой, резкой) плавящимся покрытым электродом, и обозначение их на чертежах;

  • основные группы и марки материалов, свариваемых ручной дуговой сваркой (наплавкой, резкой) плавящимся покрытым электродом;

  • сварочные (наплавочные) материалы для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом;

  • технику и технологию ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом различных деталей и конструкций в пространственных положениях сварного шва;

  • основы дуговой резки;

  • причины возникновения дефектов сварных швов, способы их предупреждения и исправления при ручной дуговой сварке (наплавке, резке) плавящимся покрытым электродом;


1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Максимальной учебной нагрузки – 390 часов в том числе:

обязательной учебной нагрузки обучающихся – 352 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки – 76 часов

учебной и производственной практики – 276 часов

самостоятельной работы обучающихся – 38 часов


1.5. Форма промежуточной аттестации

Экзамен (квалификационный)

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.1. Структура профессионального модуля

Коды компетенций

Наименование МДК и практик

профессионального модуля

Всего максимальной учебной нагрузки,

часов

Самостоятельная работа обучающихся,

часов

Обязательная учебная нагрузка обучающихся

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, часов

Учебная практика

Производственная практика

Всего учебных занятий

в т.ч. в форме

практической подготовки

Теоретическое обучение

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1-2.4

ОК01 – ОК09, ЛР4-9, 13,14

МДК.02.01. Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами

114

38

76

18

58

18

-

-

Учебная практика

156

-

156

156

-

156

156

-

Производственная практика

120

-

120

120

-

120

-

120

Всего:

390

38

352

294

58

294

156

120


Промежуточная аттестация

12

-

12

-

12

-

-

-

Консультации

24

-

24

-

24

-

-

-







2. 2. Содержание профессионального модуля

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала учебного материала

и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1.

2.

3.

4.

5.

МДК.02.01. Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами

Тема 1. Основы металлургических процессов при сварке.

Содержание

2 / 1

1

ПК 2.1 - ПК 2.3

ОК 01 – ОК 09,

ЛР7,9,13,14

1. Особенности металлургии сварки.

2. Химические процессы, сопровождающие процесс сварки.

1. Практическое занятие: Изучение строения сварного шва полученного при ручной дуговой сварке.

0 / 1

2

Самостоятельная работа:

1. Обозначение сварных швов на чертежах в соответствии с ГОСТами.

2. Понятие о расчете сварных соединений на прочность.

3. Способы регулирования сварочного тока.

4. Аппараты для повышения устойчивости горения дуги.

5. Структура сварных швов.

5



Тема 2. Электродуговая резка металла.

Содержание

2 / 1

1

ПК 2.4

ОК 01 – ОК 09,

ЛР7,9,13,14

1. Дуговая резка металла.

2. Технология электродуговой резки.

1. Практическое занятие: Изучение технологии электродуговой резки.

0 / 1

2

Самостоятельная работа:

1. Импульсные возбудители дуги: назначение, принцип действия.

2. Технология дуговой резки металлов электродами.

3. Технология дуговой резки металлов неплавящимися электродами.

3



Тема 3. Деформации и напряжения при сварке.

Содержание

3 / 2

1

ПК 2.1 - ПК 2.4

ОК 01 – ОК 09,

ЛР7,9,13,14

1. Силы деформации и напряжения.

2. Виды деформаций в сварных изделиях и их причины.

3. Основные методы борьбы со сварочными напряжениями и деформациями.

Практические занятия:

1. Изучение линейных, угловых деформаций при сварке пластин в стык, внахлест.

2. Изучение линейных, угловых деформаций при сварке пластин в угол, в тавр.

0 / 2

2

Самостоятельная работа:

1. Действие магнитных полей на дугу и меры уменьшения их влияния на го­рение сварочной дуги.

2. Стальные покрытые электроды: классификация, условные обозначения.

3. Технология изготовления покрытых электродов.

4. Зависимость между толщиной свариваемого металла, диаметром электрода и величиной сварочного тока.

5. Загрязнение металла шва: вредные примеси, причины их появления, способы устранения и уменьшения.

5



Тема 4. Особенности дуговой сварки углеродистых и легированных сталей.

Содержание

7 / 3

1

ПК 2.1

ОК 01 – ОК 09,

ЛР7,9,13,14


1.Классификация сталей по свариваемости.

2.Свариваемость металлов.

3. Сварка углеродистых сталей.

4. Сварка углеродистых конструкционных сталей.

5. Сварка легированных сталей.

6. Сварка высоколегированных сталей.

7. Сварка специальных сталей.

Практические занятия:

1. Изучение свариваемости углеродистых сталей.

2. Изучение свариваемости углеродистых конструкционных сталей.

3. Изучение свариваемости легированных сталей.

0 / 3

2

Самостоятельная работа:

1. Краткие сведения о сталях.

2. Свариваемость металлов.

3. Оборудование и технология ручной сварки вольфрамовым электро­дом.

4. Классификация сталей по свариваемости.

5. Сварочные материалы, режимы и принципы их выбора для дуговой сварки низко - и среднелегированных сталей.

6. Сварочные материалы, режимы и принципы их выбора для дуговой сварки низкоуглеродистых сталей.

7. Сварочные материалы, режимы и принципы их выбора для дуговой сварки высоколегированных сталей.

8. Сварочные материалы, режимы и принципы их выбора для дуговой сварки жаростойких и жаропрочных сталей и сплавов.

9. Положение и перемещение электрода при сварке.

10.Зависимости формы и размеров (ширина, глубина провара) сварного шва от параметров режима сварки.

10



Тема 5. Сварка

чугуна.

Содержание

3 / 1

1

ПК 2.1

ОК 01 – ОК 09,

ЛР7,9,13,14

1. Сварка чугуна.

2. Горячая сварка чугуна.

3. Холодная сварка чугуна.

1. Практическое занятие: Изучение технологии сварки чугуна.

0 / 1

2

Самостоятельная работа:

1. Использование чугуна для изготовления различных сварных изде­лий.

2. Выбор способа сварки чугуна.

2



Тема 6. Сварка цветных металлов и сплавов.

Содержание

5 / 2


ПК 2.2

ОК 01 – ОК 09,

ЛР7,9,13,14

1. Сварка меди и ее сплавов.

2. Сварка алюминия и его сплавов.

3. Сварка никеля и его сплавов.

4. Сварка латуни и бронзы.

5. Сварка титана и его сплавов.

1

Практические занятия:

1. Изучение свариваемости меди и ее сплавов.

2. Изучение свариваемости алюминия и его сплавов.

0 / 2

2

Самостоятельная работа:

1. Использование цветных металлов и их сплавов для изготовления различных сварных изделий.

2. Технология сварки цветных металлов.

2



Тема 7. Высокопроизводительные способы ручной дуговой сварки.

Содержание

4 / 1


ПК 2.1 - ПК 2.2

ОК 01 – ОК 09,

ЛР7,9,13,14

1. Сварка сдвоенным электродом.

2. Сварка с глубоким проваром.

3. Сварка трехфазной дугой.

4. Сварка лежащим и наклонным электродом.

1

Самостоятельная работа:

Технология высокопроизводительной ручной дуговой сварки.

0 / 1



Тема 8. Сварочная технология ремонта и наплавки.



Содержание

31 / 7

1

ПК 2.1 - ПК 2.4

ОК 01 – ОК 09,

ЛР7,9,13,14


1. Сварочно - ремонтные технологии. 

2. Наплавочные материалы.

3.Техника дуговой наплавки.

4. Режимы наплавки и принципы их выбора.

5. Влияние режима сварки на форму и размеры шва. 

6. Наплавка деталей.

7. Ремонт и наплавка изделий.

8. Ремонт и наплавка деталей.

9. Ручная дуговая наплавка углеродистой стали.

10. Ручная дуговая наплавка легированной стали.

11. Наплавка твердыми сплавами.

12. Технология наплавки плоских поверхностей.

13. Ручная дуговая наплавка инструментов.

14. Техника и технология наплавки покрытым электродам.

15. Наплавка тел вращения.

16. Наплавка в нижнем положении.

17. Наплавка в вертикальном положении.

18. Наплавка в потолочном положении.

19. Наплавка в горизонтальном положении.

20. Сварка и ремонт трубопроводов.

21. Ремонт трубопроводов методом козырька.

22. Наплавка под механическую обработку.

23. Пайка.

24. Удаление дефектов наплавкой.

25. Ремонт сосудов давления.

26. Технология наплавки с подогревом.

27. Технология исправления дефектов чугунных отливок.

28. Технология наплавки дефектов алюминиевых отливок.

29. Заварка отверстий.

30. Требования к организации рабочего места и безопасности труда.

31. Техника безопасности при дуговой сварке.

Практические занятия:

1. Дискуссия о выборе сварочно-ремонтной технологии конструкций.

2. Выбор режимов для наплавки.

3. Дискуссия о выборе сварочно-ремонтной технологии изделий.

4.Изучение технологии колебательных движений электрода при сварке, наплавке.

5.Анализ, дискуссия о технике и технологии наплавки по видеоматериалам.

6. Дискуссия о выборе технологии и режимах дуговой наплавки.

7. Изучение сварки и ремонта труб.

0 / 7

2

Самостоятельная работа:

1. Оборудование для наплавки: источники питания дуги, наплавочные аппараты, оборудование для нагрева.

2. Разновидности процессов наплавки.

3. Используемые материалы для наплавки.

4. Производительность расплавления электродов и их наплавка.

5. Коэффициент расплавления, наплавки и потерь.

6. Технология наплавки в разных пространственных положениях.

7. Подготовка поверхностей деталей под наплавку.

8. Технология наплавки с сопутствующим подогревом.

9. Технология исправления дефектов наплавкой.

10. Технология сварки и ремонта труб.

11



Дифференцированный зачет.

1 / 0



Учебная практика при изучении ПМ.02.

Виды работ

Тема 1 Сварка в нижнем положении

Тема 2 Сварка в вертикальном и потолочном положении

Дифференцированный зачет в форме проверочной практической работы



108

42

6

2, 3

ОК 01-09

ПК 2.1 - 2.3

ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9, ЛР13, ЛР14

Производственная практика при изучении ПМ.02.

Виды работ:

Тема 1 Сварка в нижнем положении

Тема 2 Сварка в вертикальном и потолочном положении

Дифференцированный зачет в форме проверочной практической работы



80

32

8

2, 3

ОК 01-09

ПК 2.1 - 2.3

ЛР4, ЛР7, ЛР8, ЛР9, ЛР10, ЛР13, ЛР14

Всего на профессиональный модуль

352

Всего на профессиональный модуль с самостоятельной работой

390

Промежуточная

аттестация:

Проверочная работа (квалификационная)

6



Экзамен (квалификационный)

6





Примечание к таблице:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).







3. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


3.1. Материально-техническое обеспечение обучения

Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета специальной технологии, электромонтажной и слесарной мастерской с необходимым электрооборудованием.


МДК:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект деталей, инструментов, приспособлений;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные пособия (планшеты, действующие стенды, плакаты и др.).


Технические средства обучения:

  • компьютер (для преподавателя);

  • принтер;

  • цифровой видео проектор, экран, ноутбук,;

  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;

  • комплект учебно-методической документации.


Оборудование слесарной мастерской и рабочих мест:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • станки: сверлильный;

  • углошлифовальные ручные машины;

  • верстак слесарный, тиски слесарные;

  • плита для правки металла, плита разметочная;;

  • ножницы по металлу. ;


Оборудование сварочной мастерской и рабочих мест:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • кабины для ручной дуговой сварки, резки и наплавки;

  • сварочные трансформаторы;

  • сварочные выпрямители;

  • защитные очки для сварки; защитные очки для шлифовки; сварочная маска;

  • защитные ботинки; средство защиты органов слуха;

  • ручная шлифовальная машинка (болгарка) с защитным кожухом;

  • металлическая щетка для шлифовальной машинки, подходящая ей по размеру;

  • огнестойкая одежда;

  • молоток для отделения шлака;

  • зубило;

  • разметчик;

  • напильники;

  • металлические щетки;

  • молоток;

  • универсальный шаблон сварщика; стальная линейка с метрической разметкой; прямоугольник;

  • струбцины и приспособления для сборки под сварку;

  • вытяжная вентиляционная установка;

  • учебные наглядные пособия;

  • учебный заготовительный материал;

  • комплект плакатов по сварочному делу.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Овчинников В.В. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений: учебник для студ. сред. проф. образования - 5-езд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. -224 с.

2. Куликов О.Н. Охрана труда при производстве сварочных работ: учебник для студ. сред. проф. Образования -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 224 с.

3. Овчинников В.В. Технология ручной дуговой, аргоно – дуговой, полуавтоматической дуговой сварки: учебник для студ. сред. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2019. -288 с.

4. Овчинников В.В. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом: учебник для студ. сред. проф. Образования -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 208 с.

5. Овчинников В.В. Подготовительные и сборочные операции перед сваркой: учебник для студ. сред. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 192 с. 6.Маслов В.И. Сварочные работы: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 288с.

7. Овчинников В.В. Технология производства сварных конструкций: учебное пособие для студ. сред. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 272 с.

8. Чебан В.А. Сварочные работы: начальное профессиональное образование – Ростов на Дону: Издание 8-е – Феникс, 2011. - 412с.

9. Маслов В.И. Сварочные работы: учеб. для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 240 с.: ил.

10. М.Д. Банов, Ю.В. Казаков, М.Г. Козулин и др.; Сварка и резка материалов: Учеб. Пособие / Под ред. Ю.В. Казакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 400с.


Электронные издания

Электронный ресурс «Сварка». Форма доступа:

  • www.svarka-reska.ru

  • www.svarka.net

Интернетресурсы.

1.http:// masterweld.ru/literatura_po_svarke

2.http:// weldcomp.ru/biblioteka/books/

3.http://osvarke.info/136-modul-4.html


3.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Изучение профессионального модуля сопровождается параллельным изучением общепрофессиональных дисциплин. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению профессиональных модулей (18 часов в неделю). Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут, продолжительность учебной практики (производственного обучения) - не более 6 часов в день.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»,является изучение теоретического материала междисциплинарного курса«Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами»и прохождения учебной (производственного обучения) практики для получения первичных профессиональных навыков по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которая проводится рассредоточено. Производственная практика в рамках профессионального модуля проводится концентрированно.


3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» и профессии «Сварщик (ручной и частичномеханизированной сварки (наплавки)», Преподаватели междисциплинарных курсов проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: наличие 4-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.


4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля


Оценка качества освоения профессионального модуля ПМ.02«Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» включает текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся.

Формы и процедуры текущего контроля знаний по междисциплинарным курсам и практикам профессионального модуля разрабатываются самостоятельно преподавателями и мастерами производственного обучения и доводятся до обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Формы и процедуры промежуточного контроля знаний по междисциплинарным курсам и практикам профессионального модуля разрабатываются самостоятельно образовательным учреждением и доводятся до обучающихся перед началом всего курса обучения.

Оценка качества подготовки обучающихся в рамках профессионального модуля осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения МДК;

  • оценка компетенций обучающихся.






4.1. Контроль сформированности профессиональных компетенций


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

- определяет основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений, выполняемых ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, и обозначение их на чертежах;

- перечисляет основные группы и марки материалов, свариваемых ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом;

- называет сварочные материалы для ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;

- объясняет технику и технологию ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом различных деталей и конструкций в пространственных положениях сварного шва;

- проводит проверку оснащенности сварочного поста ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;

- проводит проверку работоспособности и исправности оборудования поста ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;

- проводит проверку наличия заземления сварочного поста ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;

-проводит проверку сварочных материалов для ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом; - проводит настройку оборудования ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом для выполнения сварки;

- выполняет сварку различных деталей и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва.

Оценка на экзамене квалификационном.

Оценка на диффзачёте

ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

- определяет основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений из цветных металлов и сплавов, и обозначение их на чертежах;

- называет сварочные материалы для ручной дуговой сварки цветных металлов и сплавов;

- объясняет технику и технологию ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом различных деталей из цветных металлов и сплавов;

- проводит проверку оснащенности сварочного поста ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;

- проводит проверку работоспособности и исправности оборудования поста ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;

- проводит проверку наличия заземления сварочного поста ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;

- проводит проверку сварочных материалов для ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;

- проводит настройку оборудования ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом для выполнения сварки;

- выполняет сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

Оценка на экзамене квалификационном.

Оценка на диффзачёте

ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.

- называет сварочные материалы для дуговой наплавки;

- объясняет технику и технологию ручной дуговой наплавки;

- проводит проверку оснащенности сварочного поста дуговой наплавки;

- проводит проверку работоспособности и исправности оборудования поста дуговой наплавки; - проводит проверку наличия заземления сварочного поста;

- проводит проверку сварочных материалов для дуговой наплавки покрытым электродом;

- проводит настройку оборудования дуговой наплавки покрытым электродом;

- владеет техникой дуговой наплавки металла.

Оценка на экзамене квалификационном.

Оценка на диффзачёте

ПК 2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей.

- называет сварочные материалы для дуговой резки металлов;

- объясняет технику и технологию дуговой резки;

- проводит проверку оснащенности сварочного поста дуговой резки;

- проводит проверку работоспособности и исправности оборудования поста дуговой резки; - проводит проверку наличия заземления сварочного поста;

- проводит проверку сварочных материалов для дуговой резки покрытым электродом;

- проводит настройку оборудования дуговой резки покрытым электродом.

Оценка на экзамене квалификационном.

Оценка на диффзачёте


4.2. Контроль сформированности общих компетенций


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структура плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Умения: описывать значимость своей профессии

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии, средства профилактики перенапряжения

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

Наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях


4.3. Контроль сформированности личностных результатов


Личностные достижения

Формы и методы контроля и оценки

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

Оценивать поступки;

прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

объяснять оценки поступков;

объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми;

объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера;

– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

– свои наиболее заметные достижения;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур;

осуществлять добрые дела;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 13

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

ЛР 14

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм