СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с ТНР по обучению 1 дополнительного класса по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с ТНР по обучению 1 дополнительного класса по окружающему миру.»

Рабочая программа с ТНР по обучению

1 дополнительного класса по окружающему миру.

  1. Пояснительная записка


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, учебным планом ГБОУ СШ № 1 им. Г.М. Шубникова на 2020/2021 уч. г., примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на изучение предмета «Окружающий мир» в 1дополнительном классе отводится 0,5 часа в 2 недели (17 учебные недели).


Цели и задачи:

духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность,

  • развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

  • развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Основные задачи реализации содержания:

  • овладение основными представлениями об окружающем мире;

  • формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;

  • развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы:

  • формирование знаний о человеке;

  • развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими;

  • овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины.

  • формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика;

  • формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях;

  • практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия.

Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем.

  • Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды.

  • Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью.

  • Развитие речи обучающихся. Совершенствование познавательной функции речи.



II. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и природа

Природа - это то, что нас окру­жает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предме­тов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, сне­гопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, за­кат, ветер, дождь, гроза.

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живо­го на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как мо­дель Земли.

Времена года, их особенности (на основе наблюде­ний). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (облачность, осадки, ветер). Наблюдение за по­годой своего края.

Водоемы, их разнообразие (река, озеро, пруд); ис­пользование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни чело­века.

Полезные ископаемые, их зна­чение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к по­лезным ископаемым.

Растения, их разнообразие. Час­ти растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, не­обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Грибы: съедобные и ядовитые.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль жи­вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек - часть природы. Зависи­мость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

.

Человек и общество

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с други­ми людьми. Культура общения.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные тра­диции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и дру­гих общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, прес­са, Интернет.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государ­ственная символика России: Государственный герб России, Госу­дарственный флаг России, Государственный гимн России; пра­вила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Ос­новной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации - глава государства.

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Москва - столица России.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримеча­тельности. Особеннос­ти труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режи­ме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведе­ния на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.


При изменении календарного учебного графика, карантина, актированных дней возможна корректировка содержания


III. Тематическое планирование


п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Раздел «Что и кто?»

8

2

Раздел «Как, откуда и куда?»

5

3

Раздел «Где и когда?»

2

4

Раздел «Почему и зачем?»

1,5


Итого

16,5




V1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Компьютер (по возможности)

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 // А.А.Плешаков -М.: Просвещение

Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 // А.А.Плешаков -М.: Просвещение




V. Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки


В результате изучения ученик научится:

  • называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащие; село (малую родину); 

  • называть государственную символику России; различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы;

  • показывать сушу и воду на глобусе;

  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

  • называть общие признаки живых организмов;

  • называть основные условия благополучной жизни растений и животных;

  • соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

  • называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;

  • называть основные группы животных и растений;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • называть основные признаки каждого времени года;

  • соотносить времена года и месяцы;

  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности; 

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • называть основные помещения школы;

  • называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;

  • называть основные учреждения культуры, быта;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

  • пользоваться словами, указывающими направления и время;

  • наблюдать, делать умозаключения;

  • различать профессии людей;

  • различать растения и животных; определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

  • различать части растения, отображать их на рисунке;

  • различать овощи и фрукты;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • различать животных холодных и жарких районов;

  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • показывать сушу и воду на глобусе;

  • ориентироваться в помещениях школы;

  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

  • различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

  • правильно переходить улицу;

  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.


2.1. Выставляемые оценки обучающимся с ТНР не могут быть приравнены к оценкам обучающихся не имеющих таких ограничений.


2.2. При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.


2.3. В 1 дополнительном классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков.


VI. Календарно – тематической планирование



п/п

Дата

Тема урока

1

04.09

Что такое Родина?


2

18.09

Что мы знаем о народах России?


3

02.10

Что мы знаем о Москве?


4

16.10

Что мы знаем о Москве?


5

13.11

Что у нас над головой?


6

27.11

Что у нас под ногами?


7

11.12

Что общего у разных растений?


8

25.12

Что растёт на подоконнике?


9

22.01

Как живёт семья? Проект «Моя семья».


10

05.02

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


11

19.02

Откуда в наш дом приходит электричество?


12

05.03

Как путешествует письмо?


13

19.03

Куда текут реки?


14

02.04

Когда учиться интересно?


15

16.04

Когда придёт суббота?


16

30.04

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?


17

14.05

Почему Луна бывает разной?