СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа социально-гуманитарной направленности "Величие слова"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа социально-гуманитарной направленности «Величие слова»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа социально-гуманитарной направленности "Величие слова"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







УТВЕРЖДАЮ

И.О. директора МБОУ

«Янтарненская школа

имени В.В. Кубракова»

______________ Н.А. Осипенко


Принята на заседании

______________________ совета от «___»__________20____г.

Протокол №______________


МП



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ ДОД «РЦДЮТ»

________________ Е.И.Левакина


Принята на заседании

педагогического совета от «___»__________20____г.

Протокол №______________


МП

Рабочая программа

социально-гуманитарной направленности

«Величие слова»



Возраст обучающихся: 6-14 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:

Коваленко Елена Николаевна

педагог дополнительного

образования МБОУ ДОД «РЦДЮТ









пгт. Красногвардейское, 2018

Пояснительная записка

Данная авторская программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009 г, Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, запросов семьи. В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного об­разования.

В программе представлена организация работы по формированию правильной и выразительной речи младшего школьника. Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

В её основу заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать.

Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.

Выразительное чтение в условиях школы есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее.

Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения.

Данная программа составлена в соответствии с правовыми документами в сфере дополнительного образования детей:

Федеральные правовые документы

-Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295);

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года);

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660).

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Методические рекомендации по организации дополнительного образования

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо МОН РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09);

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо МОН РФ от 14.12.2015 № 09-3564);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОН РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

Правовые документы Республики Крым

Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (раздел IV);

Новизна программы состоит в том, что она является ступенчатой по структуре, позволяет освоить различные направления: выразительное чтение поэзии и прозы, инсценирование.

Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня обучающиеся школ испытывают сложности перед публичными выступлениями, с трудностями осваивают свободное прочтение наизусть поэзии и прозы, используя мимику и жестикуляцию. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике.

Цель программы: развитие творческого потенциала ребенка посредством звучащего слова.

Задачи обучения: увлеченность искусством чтения; любовь к художественной литературе вообще и увлеченность отобранным для исполнения произведением в частности; увлеченность произведением вызывает потребность читать это произведение слушателям, чтобы взволновать их тем, что волнует самого исполнителя; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание); развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми

Сроки реализации программы: образовательная программа реализуется в течении одного года и рассчитана на 72 часов.

Программа предлагается к использованию в системе дополнительного образования, для детей в возрасте от шести до четырнадцати лет.

Формы и режимы занятий: занятия в учебных группах проходят один раз в неделю по два часа.

В процессе обучения используются разные формы занятий:

игра - общение, деловые игры, пьесы -миниатюры, выступления перед зрителями.

- творческий подход к выполнению задания,

- экскурсии, посещение музеев и выставок,

- мастер-классы для детей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Учащиеся должны уметь выразительно читать художественные произведения, научиться исполнительскому мастерству.

Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с посторонними, научиться оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом.

Формой проверки результатов обучения являются:

- конкурсы для обучающихся группы;

- участие в совместных мероприятиях с другими образовательными организациями и учреждениями;

- участие в муниципальных конкурсах.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п


Наименование разделов и тем


Количество часов


Теория


Практика


Всего


Вводное занятие

2


2


1.

Искусство выразительного чтения

2

6

8

2.

Основы техники речи

4

8

12

3.

Логическая выразительность чтения

2

6

8

4.

Эмоционально – образная выразительность чтения и рассказывания

2

4

6

5

Детская авторская поэзия и проза

2

8

10

6

Детский эпический рассказ с героем – сверстником

2

4

6

7.

Поэзия русской природы

6

2

12

8

Итоговое занятие

1

1

2

9

Посещение музеев, конкурсов


6

6



Итого:

23

49

72





Содержание программы:

Содержание программы кружковых занятий

Раздел 1. « Искусство выразительного чтения» ( 8 час.).

Выразительность звучащего слова. Его воздействие на слушателей. Роль воображения в этом процессе. Мысль и эмоция. Прослушивание мастеров художественного чтения (или образцовое чтение учителя), обмен впечатлениями. Чтение учащимися самостоятельно выбранных стихотворений. Проба мотивировки собственной манеры чтения.

Раздел 2. « Основы техники речи» ( 12 час.).

Понятие « техника речи» включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос ( длящийся звук), произношение ( дикция) в процессе речи и чтения. Рациональное, равномерное расходование воздуха, своевременный и незаметный добор воздуха.

Тренировка дыхания в процессе чтения и рассказывания специально подобранных тестов ( отработка умений продолжается на всех последующих занятиях).

Голос, его свойства: сила, высота, длительность (темп), плотность, качество (тембр), громкость (олнозвучность).

Индивидуальные задания для совершенства голосовых данных (при необходимости).

Дикция. Ясное, отчетливое, чистое произнесение каждого звука. Речевой аппарат, правильность его работы ( правильность артикуляции).

Упражнения по выработке навыка правильного произношения (при необходимости на каждом занятии).

Раздел 3. « Логическая выразительность чтения» ( 8 час.).

Раздельность речи – первое условие ее понятности. Группировка звуков и слов. Роль пауз в раздельности речи. Логическое ударение, его средства: тональное повышение и понижение, усиление звука, замедленное произнесение слов, паузы. Основные правила нахождение места ударения: о новом понятии, и противопоставлении, о сравнении, о многословном понятии и др.

Роль знаков препинания в логическом чтении текста.

Знакомство учащихся с основными знаками партитуры ( логические ударения, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона. Упражнения по определению места логического ударения и по разметке текста ( закрепление и совершенствование умений на последующих занятиях).

Раздел 4. « Эмоционально – образная выразительность чтения и рассказывания» ( 6 час.).

Неразрывная связь логической и эмоционально- образной выразительности чтения и рассказывания. Средства эмоционально- образной выразительности. Стимулирование видения, представления того, о чем рассказывается, читается. Правильное понимание произведения, авторской художественной идеи. Рождение общения чтеца со слушателями.

Отработка всех правил на конкретном материале ( по выбору учителя).

Раздел 5. « Детская авторская поэзия и проза» (10 час.).

К. Чуковский, С. Маршак, С. Черный, А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Г. Остер, И. Токмакова, О. Григорьев, В. Левин, Ю.Мориц и др., Э. Лир, А. Милан, Доктор Сьюз, Ю. Тувим, М. Карем, ДЖ. Родари, В.Смит и др.

Чтение произведений в соответствии с графическими особенностями текста; выявление в тексте значимых структурных единиц и попытка самостоятельного истолкования их роли в изображении персонажа или события. Подбор произведений заданного типа их хрестоматий и авторских сборников.

Раздел 6. « Детский эпический рассказ с героем – сверстником» ( 6 час.)

Л. Толстой, Б. Житков, Н. Носов, С. Чарушин, К. Паустовский, В. Драгунский, В. Голявкин и др.

Определение лица, от которого ведется повествование. Рассказ о событии с другой точки зрения.

Раздел 7. « Поэзия русской природы» ( 12 час.).

В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин и др.; М. Пришвин, К. Паустовский, Ю. Казаров, Ю. Коваль и др.

Узнавание элементов звукового состава и ритмической организации стихотворения, называния разных видов повторов; узнавание традиционных фольклорных форм.

Раздел 8. « Итоговое занятие» ( 2 час.).

Обобщение знаний о правилах выразительного чтения и художественного рассказывания.

Чтение учащимися наизусть самостоятельно выбранных стихотворений и прозаических отрывков. Обсуждение и оценка исполнительских умений учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация программы дает обучающимся представление о профессиях, связанных с публичным выступлением: лектора, диктора, формирует круг досугового чтения обучающегося, а также освоение им культуры чтения и воспитывает осознанное и культурное чтение современного ребенка.

В основе методики лежит изучение программы на трех уровнях:

• восприятие — прослушивание мастеров чтения, посещение мероприятий и конкурсов,

• воспроизведение — дети выполняют задания самостоятельно;

• творчество — каждый ребенок может подойти к выполнению задания индивидуально.

При этом используются следующие формы работы:

• теоретические занятия: в доступной форме дети получают знания об особенностях профессии журналиста и верстальщика;

• знакомство с материалом на примере школьных газет, выполненных детьми;

• практическое выполнение заданий по изучаемой теме;

• создание макета страницы;

• анализ и оценка работы на каждом этапе;

• индивидуальные и коллективные творческие работы;

• участие в экскурсиях, выставках, мастер-классах.

Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, комплект мебели, книги детских писателей и поэтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.

  2. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005.

  3. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. – М., 2007.

  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.

  5. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.

  6. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.

  7. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

  8. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.

  9. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.

  10. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

дата

дата

по факту

примечание

1

Вводное занятие

2

03.09




Культура речи - понятие многостороннее.

2

10.09




Артикуляция гласных и согласных звуков.

2

17.09




Развитие практических навыков устной речи.

2

24.09




Чтение прозаического произведения.

2

01.10




Развитие практических навыков выразительного чтения.

2

08.10




Понимание богатства русского языка и умение пользоваться им в речи.

2

15.10




Первая ступень к искусству художественного чтения

2

22.10




Значение хорошей дикции в устной речи.

2

29.10




Чтение прозаического произведения.

2

12.11




Овладение техникой речи.

2

19.11




Путь к приобретению умения выразительно читать и рассказывать

2

26.11




Выразительное чтение - вид искусства.

2

03.12




Выразительное чтение - как один из путей раскрытия богатства русского языка.

2

10.12




Искусство художественного чтения.

2

17.12




Чтение прозаического произведения.

2

24.12




Искусство звучащего слова.

2

14.01




Чтение стихов. Особенности чтения.

2

21.01




Ознакомление с техникой речи.

2

28.01




Ознакомление со средствами логической и эмоционально-образной выразительности.

2

04.02




Практическая работа над литературными произведениями.

2

11.02




Логическое членение предложения на речевые звенья.

2

18.02




Работа над гибкостью голоса.

2

04.03




Умение пользоваться силой и высотой звука.

2

11.03




Умение пользоваться темпом речи.

2

18.03




Обучение выразительному чтению.

2

25.03




Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

2

01.04




Пауза, логическая мелодия и знаки препинания.

2

08.04




Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза.

2

15.04




Чтение стихов. Особенности чтения.

2

22.04




Чтение прозаического произведения.

2

29.04




Формы общения с аудиторией (прямое и косвенное)

2

06.05




Членение текста на речевые звенья.

2

13.05




Речевое дыхание.

2

20.05




Практические упражнения по дыханию и дикции.

2

27.06




Подведение итогов работы за год

2

03.06




Запланировано: ____________часов

Проведено: ______________часов

Программа выполнена: ____________________