СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для учащихся 5-7 классов

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по ИЗОдля детей с интелектуальными нарушениями (8 вид)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для учащихся 5-7 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЗНЕЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Рассмотрено ШМО

Протокол № ___

от «___» ________ 2018г.

______________Руководитель ШМО

Фасахова Е.П.

Согласовано

Заседание МС

Протокол № 1

от «___» _________ 2018г.

_____________Заместитель директора по УВР Агафонова Т.Г.

Утверждено

Приказ № 60/1

от «___» _______ 2018г.

_____________Директор Логинова И.В.




Рабочая программа

учебного курса

«Изобразительное искусство»

для учащихся 5-7 классов





Общеобразовательная область: «Искусство»






Разработала: Кривошеина Галина учитель Изо.




























Пояснительная записка.

Данная рабочая программа учебного предмета «ИЗО» для учащихся 5-7 классов разработана на основе основных требований к результатам освоения АООП ООО МКОУ «Кузнецовская СОШ» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления

Задачи курса изобразительного искусства состоят в том, чтобы:

– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей, и потенциальных возможностей каждого ученика.

-развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры


Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы

Основной задачей основного образования детей с выраженным нарушением интеллекта становится развитие их жизненной компетенции, а знакомству с базовыми академическими знаниями отводится очень скромное место. В результате изучения всех предметов основной школы получит дальнейшее развитие жизненная компетенция учащихся, поскольку только с помощью целенаправленного коррекционного обучения эти дети могут научиться жить в социуме и избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме они смогут освоить и академические знания, по разработанным для них специальным программам с помощью специальных методик и специально разработанных учебников, поддерживающие социализацию.

Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в общеобразовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. бучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач обучения, но не снимает их. Поэтому, при отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Используемый УМК:





Основные требования к результатам освоения образовательных программ по предметам и годам обучения (классам)



Учащиеся должны

Классы

Знать

Уметь


5 класс

речевой материал 1—4 класса;

изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, кони­ческой, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;

проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

теплые и холодные цвета, называть их; - способы построения узора в квадрате, круге, прямоугольнике; - способы передачи глубины пространства (загораживание), - уменьшение величины удаленных от наблюдателя предметов); - виды изобразительного искусства;


передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве

(под углом к учащимся, выше уровня зрения); ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции; планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;

использовать величинный контраст в лепке и рисунке; светлотный контраст — при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке;

сравнивать части в целой конструкции по величине; рисовать круг в условиях перспективы;

использовать тень для передачи объемности предмета; рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета

(узор на округлой форме и призматической форме предметов);

изображать гуашью фон в рисунке способом тонирования кистью;

получать и использовать в живописной работе смешанные

краски, оттенки цветов (голубой, розовый, др.); работать акварелью по мокрой и сухой бумаге.





6класс

-Приемы работы красками "по мокрому" и по сухой бумаге; - приемы замутнения цвета черным и белым; - о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию в природе и т. п.; - некоторые самые выдающиеся памятники архитектуры в Москве, родном городе;

-​ название крупнейших музеев в Москве, Санкт-Петербурге

передавать форму, строение, величину, цвет и положение в про­странстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательны­ми линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);

изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, кони­ческой, округлой и комбинированной формы, передавая их об и окраску;

проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;

проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения. Речевой материал 1-6 классов

7класс

Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

отличительные признаки видов изобразительного искусства (жи­вопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

основные средства выразительности живописи (цвет, компози­ция, освещение);

особенности некоторых материалов, используемых в изобрази­тельном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

отличительные особенности произведений декоративно-прик­ладного искусства;

названия крупнейших музеев страны;



 Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании; передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности; найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.

изображать геометрические тела и объемные предметы комбинированной формы;

использовать вспомогательные линии при изображении предмета;

подбирать соответствующие цвета к изображаемым предметам;

передавать объемность формы способом светотени; передавать объем предметов цилиндрической и усеченной конической формы, используя перспективное сокращение (круга); получать и использовать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета;

различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение; рассказывать, что изображено на картине, чем она понравилась;

планировать свою работу в лепке, над аппликацией, при изображении с натуры, в декоративной работе, рисовании на тему; рисовать человека.



Передавать форму, строение, величину, цвет и положение в про­странстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательны­ми линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);

изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, кони­ческой, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;

проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;

проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.












Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

5 класс

(1 ч в неделю) Рисование с натуры

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину состав­ных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности вы­полнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элемен­тов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенс­твование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в ри­сунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее сущест­венное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения оп­ределять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Примерные задания

I четверть

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художествен­ных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующих­ся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четы­рех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг — по шаблону).

Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керами­ческий стакан).

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование — изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг — по шаблону диаметром 12 см).

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).

  1. четверть

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Кру­той спуск», «Дорожные работы»).

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).

Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласи­тельного билета (формат 7 х 30 см).

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).

Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше — заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.

  1. четверть

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на канику­лы»).

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержа­ние рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с примене­нием осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки — посередине сторон).

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (теле­визор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»;

Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»),

Декоративное рисование плаката «8 Марта».

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (че­модан, ящик, коробка).

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повер­нутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).

IV четверть

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Ил­люстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геомет­рической форме (по выбору учащихся).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродук­ции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастопо­ля»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура).

Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением осевых линий и ис­пользование декоративно переработанных природных форм (напри­мер, стрекозы и цветка тюльпана).

Учащиеся должны уметь:

передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строе­ние и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

определять предметы симметричной формы и рисовать их, при­меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения вели­чин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения);

самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товари­щей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

рассказывать содержание картины; знать названия рассмотрен­ных на уроках произведений изобразительного искусства; опреде­лять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

6 класс (1 ч в неделю)

Рисование с натуры

Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 клас­се; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последова­тельному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т. д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

Декоративное рисование

Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоратив­ного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественно­го вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользо­вания материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.

Рисование на темы

Развитие и совершенствование у учащихся способности отра­жать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного воспри­ятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Примерные задания

  1. четверть

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки — глина, дерево).

Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (сти­лизация).

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша).

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (на­пример, морковь и огурец).

Декоративное рисование — составление симметричного узора.

Декоративное рисование — составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Сирень».

  1. четверть

Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъем­ный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т. п.).

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искус­ства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине).

Рисование новогодней открытки (элементы оформления — флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки и т. п.).

Изготовление новогодних карнавальных масок.

  1. четверть

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, располо­женных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях жи­вописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В. Васнецов. «Бо­гатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник).

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбиниро­ванной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбиниро­ванной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные сло­ва).

Иллюстрирование отрывка литературного произведения, напри­мер из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поет, да орешки все грызет» и др.).

  1. четверть

Рисование по памяти и по представлению.

Рисование с натуры птиц (натура — чучело скворца, грача, во­роны, галки — по выбору).

Тематический рисунок «Птицы — наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распус­тившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись: «Птицы — наши дру­зья»). В рисунке преобладают краски наступившей весны: голубые, светло-зеленые, желтые, коричневые.

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шма- ринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»),

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисун­ка — по выбору.

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-не­валяшка).

Учащиеся должны уметь:

пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объ­емную форму;

уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоратив­ном рисовании;

передавать связное содержание и осуществлять пространствен­ную композицию в рисунках на темы;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправ­лять замеченные в рисунке ошибки;

делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.

7 КЛАСС (1 ч в неделю)

Рисование с натуры

Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструк­цию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последователь­ность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совер­шенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.

Декоративное рисование

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабаты­вать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Рисование на темы

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения раз­мещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление поня­тия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстети ческого отношения к ним. Формирование понятия о видах и жан­рах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства. .

Примерные задания

I четверть

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной фор­мы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой).

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой).

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о ма­териалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны.

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).

Рисование по представлению объемного предмета цилиндричес­кой формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»),

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза).

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой).

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теп­лая цветовая гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Куин- джи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»).

Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узо­ром (к школьному празднику).

  1. четверть

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.

Рисование с натуры объемных предметов — посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза — по выбору учащих­ся).

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульпту­ра». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скуль­птуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Мос­кве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и ДР-)-

Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразитель­ность.

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (на­стольная лампа).

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитекту­ра». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города.

Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены).

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласитель­ного билета.

  1. четверть

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура.

Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок.

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты).

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (ово­щи).

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).


Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка).

Декоративное рисование — составление узора для вазы.

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (сто­лярные или слесарные инструменты).

Демонстрация учебного кинофильма. «Народное декоративно-прикладное искусство России» (2 ч., цв., 1979). Бесе­да. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.).

IV четверть

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (распис­ные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.).

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чай­ник; самовар).

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (иг­рушки).

Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усыпен- ко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.).

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортив­ным соревнованиям.

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя).

Учащиеся должны уметь:

передавать форму, строение, величину, цвет и положение в про­странстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательны­ми линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);

изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, кони­ческой, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;

проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;

проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.

Учащиеся должны знать:

виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

отличительные признаки видов изобразительного искусства (жи­вопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

основные средства выразительности живописи (цвет, компози­ция, освещение);

особенности некоторых материалов, используемых в изобрази­тельном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

отличительные особенности произведений декоративно-прик­ладного искусства;

названия крупнейших музеев страны.


Содержание программы

Вид занятий

Количество часов по классам

5 класс

6 класс

7 класс

1

Рисование с натуры

13

13

10

2

Декоративное рисование

11

11

7

3

Рисование на темы

4

6

11

4

Беседы об изобразительном искусстве

6

4

6

5

В том числе региональный компонент

6

6

6


Итого

34

34

34


Тематическое планирование 5класс

Тема

Количество уроков

1.

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»

Федоскино, Жостово, Палех).

1

2

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы (радиоприемник; телевизор, книг, обвязанных тесьмой)

1

3

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись».

1

4

Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись

1

5

Крупнейшие музеи страны.

1

6

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).

1

7

Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр» «Торт»).

1

8

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза).

1

9

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи

1

10

Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма

1

11

Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором (к школьному празднику).

1

12

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка

1

13

Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).

1

14

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).

1

15

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города.

1

16

Разработка декоративной композиции, посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены)

1

17

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.

1

18

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация

1

19

Плакат. Карикатура

1

20

Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок.

1

21

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты)

1

22

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; крынка).


1

23

Декоративное рисование — составление узора для вазы.

1


Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).

1

24-25

Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.).

2

26

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар).

1

27

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки).

1

28

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне

1

29

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям

1

30

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя).

1

31

Беседа «Золотая хохлома»

1

32

Рисование растительного узора в круге.

1

33

Рисование с натуры птиц.

1

34

Рисование с натуры пейзажа

1




Тематическое планирование 6 класс.

Тема

Количество уроков

1

Составление сетчатого узора для детской ткани

1

2

Составление сетчатого узора для детской ткани.

1

3

Рисование несложного натюрморта из фруктов.

1

4

Рисование несложного натюрморта из овощей.

1

5

Рисование симметричного узора по образцу

2

7

Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных.

1

8

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы

1

9

Беседа об изобразительном искусстве «Живопись».

1

10

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

11

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство. Народные игрушки».

1

12

Рисование новогодней открытки

1

13

Изготовление новогодних карнавальных масок.

1

14

Рисование на тему: «Новый год в лесу».

1

15

Рисование с натуры объемного предмета конической формы.

1

16

Рисование на тему: «Зимний пейзаж».

1

17

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства»

1

18

Рисование с натуры игрушек.

1

19

Рисование на тему «Зимние забавы».

1

20

Рисование по памяти и представлению животных.

1

21

 Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи».

1

22

Рисование открытки для мамы.

1

23

Рисование с натуры объемного предмета конической формы.

1

24-25

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление.

2

26

Рисование с натуры игрушки. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

1

27

Рисование с натуры игрушки.

1

28

Рисование с натуры птиц.

1

29

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».

1

30

Рисование с натуры предмета шаровидной формы.

1

31

Рисование симметричных форм насекомых.

1

32

Рисование бабочки.

1

33

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам.

1

34

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения

1



Тематическое планирование 7 класс.

Тема

Количество уроков

1

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой).

1

2

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой

1

3

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись».

1

4

Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись

1

5

Крупнейшие музеи страны.

1

6

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).

1

7

Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр» «Торт»).

1

8

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза).

1

9

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи


10

Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма

1

11

Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором (к школьному празднику).

1

12

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка

1

13

Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).

1

14

Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).

1

15

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города.

1

16

Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены).

1

17

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.

1

18

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса

1

19

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация

1

20

Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок.

1

21

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты)

1

22

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; крынка).

1

23

Декоративное рисование — составление узора для вазы.

1

24

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).

1

25

Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.).

1

26

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар).

1

27

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки).

1

28

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне

1

29

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям

1

30

Гжель.

1

31

Рисование с натуры пейзажа

1

32

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.

1

33

Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).

1

34

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).

1