Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: [email protected]
ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета «28 » августа 2020 года ( протокол № 1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ №1 от «01». сентября 2020 года. |
Рабочая программа учебного курса
по литературе
7класс
УМК:1.Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы. – М: Просвещение,2012 2.Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2ч.- М: 2012 3.Интернет-ресурсы
Составила: Слабженинова Людмила Викторовна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
с.Листопадовка
2020-2021 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса создана на основе:
1.Закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Санитарно-эпидемилогических правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Основной образовательной программы МКОУ Листопадовской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 28августа (протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 1 от 1.09.2018 года.
5.Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва,
М. Просвещение, 2014год.
6.УМК: 1.)Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы. – М: Просвещение,2012. 2).Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.В 2ч.- М: 2012
Цели программы
Развитие и поддержка интереса к чтению.
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.
Формирование читательской культуры.
Использование чтения как инструмента познания мира и самопознания.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.
Развитие любви к чтению.
Повышение уровня чтения.
Планируемые результаты
Предметные:
- овладение новой литературоведческой терминологией;
- умение проанализировать текст художественного произведения;
- умение проследить за развитием сюжета и проанализировать образы героев литературного произведения;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
повышение мотивации к чтению;
развитие читательской культуры учащихся.
Межпредметные:
Смежные искусства помогают усилить переживания учащихся, выразить определённые чувства. Кругозор учащихся расширяется, их представления о прекрасном обогащаются.. Целесообразным будет использование на занятиях культуроведческой информации, привлечение на уроки музыки и живописи. Повышенная эмоциональность музыки, её способность глубоко и взволнованно выражать жизнь человеческой души, её сходство с интонациями человеческой речи роднят музыку и литературу как виды искусства и создают предпосылки для использования музыкальных произведений на уроках литературы. Работа с иллюстрациями на уроках литературы - это прямое осуществление межпредметных связей, к которому ученики, кроме уроков изобразительного искусства, подготовлены иллюстрированной книгой, иллюстрированными учебниками-хрестоматиями, а также выполнением заданий, связанных с устным словесным рисованием. Анализ рисунка, являющегося основой любой художественной иллюстрации, неизбежно дополняется рассмотрением его тесной, органической связи с текстом литературного произведения. При изучении биографии писателя необходимо отмечать его неотделимость от эпохи, от тех исторических событий, свидетелем которых он был. Разговор о писателях и истории создания литературных произведений должен опираться на исторические познания учащихся.
Личностные:
Обучающие:
формирование читательского интереса у учащихся и навыков восприятия печатного текста;
Развивающие:
развитие усидчивости, дисциплинированности;
развитие внимания;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
развитие умения находить эмоциональный лейтмотив и основную проблематику сюжета;
развитие умения следить за развитием сюжета в произведении;
развитие умения сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и различие авторских позиций;
развитие умения обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
развитие умения сопоставлять жизненный материал и сюжет литературного произведения.
Воспитательные:
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
воспитание интереса и уважения к культуре своего и других народов;
стимуляция роста личности учащихся.
Содержание тем учебного курса
Программа учебного курса по литературе составлена таким образом, чтобы на выбранном литературном материале можно было вести разговор о многообразии способов создания и раскрытия художественного образа в литературном произведении, о ведущей роли поступка героя. Также становится возможным раскрытие психологизма, художественное исследование внутреннего мира героя, роль рассказчика в фантастическом произведении.
Учащимся предстоит вспомнить о многообразии жанров эпических произведений: сатирический рассказ, рождественская новелла. Они познакомятся с новыми для них малыми фольклорными жанрами – пословицами и анекдотами. Также семиклассники продолжат знакомство с литературными произведениями зарубежных писателей. Включение иностранной литературы в УК значительно расширяет кругозор учащихся в литературе, обычаях, мировоззрении других народов.
1. Вводный урок. Знакомство с программой учебного курса. Учитель выясняет, насколько они подготовлены к восприятию данного курса литературы, насколько широк их читательский кругозор, какова культура речи и какова реакция на вопросы. Выявляет основные навыки и умения, приобретённые учащимися за предшествующие годы:
умение рассказать о прочитанном произведении; умение пересказать текст; умение построить рассказ о писателе;
умение выстроить рассказ о героях того или иного произведения.
Беседу можно начать с вопросов о прочитанных книгах, впечатлениях от просмотренных фильмов.
2.Русский фольклор. Былины.
Учащиеся узнают об особенностях построения былины, образности её языка, соотнесённости с легендами, с жизнью и бытом людей времени, о котором повествует былина. Семиклассники читают текст онежской былины « Алёша Попович и Тугарин Змей», просматривают мультипликационный фильм, и сравнивают экранизацию с оригинальным текстом.
На уроке развития речи учащимся предлагают написать отзыв на экранизацию данной былины.
3. Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Урок развития речи.
На занятиях школьники узнают об источнике легенд о знаменитом короле бриттов, рыцарском романе писателя 15 века Томаса Мэлори «Смерть Артура». В этом повествовании соединяются сведения о реальных исторических событиях (борьба бриттов с англами и саксами), столкновение с Римом) и мифологические сказания древних европейцев.
Учащимся будет предложено написать отзыв на прочитанный рассказ « Меч Экскалибур».
4. История книги.
Учащимся предстоит разговор о первых носителях письменной информации: книгах на камне, бересте, папирусе.
На этом занятии учащиеся ознакомятся с такими литературоведческими терминами как аннотация, абзац, эпиграф, фронтиспис и т.д.
В завершении разговора о книге семиклассникам будет предложена игра
5. Солдат как герой народной сказки. « Петр Первый и находчивый солдат». Семиклассники уже знакомы с образом находчивого солдата в русской народной сказке (в младших классах они читали сказку «Каша из топора»). На УК будут говорить не только о солдате, но об образе Петра Первого в бытовых сказках. С эпохой правления Петра Великого школьники уже ознакомились на уроках истории.
6. Конкурс «Придумай сказку». Урок развития речи.
Учащиеся, работая в парах, сочиняют сказку о солдате по заданному началу и финалу.
7. Викторина « Узнай сказку по аннотации»
Учащиеся индивидуально готовят аннотации к сказкам, по очереди их зачитывают, остальные должны узнать загаданное произведение.
8. Крылатая мудрость: пословицы, поговорки народов мира.
Учащимся предстоит разговор о малых фольклорных жанрах, относящихся к числу древнейших, - пословицах, поговорках, загадках. Школьники узнают, что художественный мир пословиц создаётся при помощи сравнений, метонимии, параллелизма, иронии.
Семиклассникам будут предложены иностранные пословицы с тем, чтобы учащиеся постарались подобрать к ним русские аналоги.
9-10. Анекдоты. Анекдот в творчестве А.П.Чехова. «Кухарка женится».
Семиклассникам рассказывают о жанре городского фольклора – анекдоте, его происхождении, тематике, персонажах, злободневности. Учащиеся повторяют литературоведческие термины « юмор, сатира», а затем читают тест рассказа Чехова «Кухарка женится».
11.Моя любимая книга.
Учащиеся организуют выставку рисунков-иллюстраций к любимым литературным произведениям.
12-13. Суеверные рассказы. В.Ф.Одоевский «Игоша». Урок развития речи.
После краткого рассказа о творчестве писателя, учащимся объясняют, каким являлся Игоша в представлении суеверных людей. Разговаривая о системе рассказчиков (мужики, отец мальчика, сам мальчик), необходимо обратить внимание учащихся на то, что ими по-разному создаётся образ Игоши.
На уроке развития речи учащиеся пишут отзыв о прочитанном произведении.
14. Конкурс « Говорящие вещи».
Учащимся демонстрируют различные предметы и предлагают назвать литературные произведения и персонажи, к которым данные предметы имеют отношение.
15. Музыка в литературе. Живопись в литературе.
Учащиеся вспоминают, какие музыкальные произведения написаны на сюжеты известных им текстов художественной литературы (на былинные и сказочные сюжеты). Прослушивая отрывки музыкальных произведений, используя приём словесного рисования, семиклассники описывают картины и образы, возникающие в их воображении.
Семиклассникам предстоит сопоставить иллюстрации с литературными произведениями. Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию, ставя перед ними конкретные вопросы
16. Герои до встречи с писателями.
Учитель кратко рассказывает о том, как создавали свои произведения известные писатели, обращает внимание учащихся на поиски писателями прототипов героев своих будущих произведений.
17. Человек в литературе. Итоговая читательская конференция. Учащимся будет предложено поразмыслить над ролью книг в жизни современного подростка, о роли и месте человека в литературе.
Календарно-тематическое планирование
| Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт |
|
1. | Знакомство с программой работы УК. Вводный урок. | Умение рассказать о прочитанном произведении; пересказать текст; построить рассказ о писателе; выстроить рассказ о героях того или иного произведения. | Формировать «стартовую» мотивацию к учению. Понимание отношения народа к чтению и книге, особенностей труда писателя, значения изучения литературы | Умение строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл прочитанного, пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев | Знать основную проблему изучения УК литературы в 7 классе (проблема изображения человека); понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности; уметь составлять план и тезисы прочитанного. | | |
|
2 | Русский фольклор. Былины. «Алёша Попович иТугарин Змей». Отзыв на экранизацию. | Объяснить особенности жанра былины); уметь выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Понимать значение былин в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии. Понимать значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти | Умение отмечать общее и различное в былинах,легендах быличках, преданиях. Уметь выяснять значение незнакомых слов (работа со словарями); устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями художников. | Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии народа; уметь объяснять особенности жанра былины Знать особенности жанра былины; особенности былин киевского цикла; сюжет и содержание былины ««Алёша Попович иТугарин Змей»; особенности композиции былины (зачин, повторы, диалог, концовка); уметь выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Былина, гипербола, былинный стих, эпитет, сравнение, метафора. | | |
3 | Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре. «Меч Экскалибур». Отзыв о прочитанном. | Мифологические сказания древних европейцев - выражение в них духа народного языка. Понять, что такое легенда Написание отзыва о прочитанном. | Понимать значение сказаний в жизни народа, общность тем разных народов, гуманистический пафос; обобщенное, общечеловеческое и национальное в литературе народов мира | Уметь составлять лексические и историко-культурные комментарии. Уметь составлять устную и письменную характеристику героев. | Знать о жанре сказание; уметь составлять устную и письменную характеристику героев. | | |
4 | История книги: книга на камне, бересте, папирусе, рукописные книги. Знакомство со структурой книги. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, слушание, ответы на вопросы, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «книга», «структура книги»). | Определить роль книги в жизни человека, знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы книги; понимать значение книги, её роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, оглавления, сносок; | Уметь искать и выделять необходимую информацию из книги. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к книге. | Формировать мотивацию к обучению. | | |
5 | Солдат как герой народной сказки. «Пётр Первый и находчивый солдат». | Знакомство с жанром бытовой сказки, прочтение текста сказки « Пётр Первый и находчивый солдат». топора»). | Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии | Знакомство с образом Петра Первого в бытовых сказках. (С эпохой правления Петра Великого школьники уже ознакомились на уроках истории.) | Уметь искать и выделять необходимую информацию из книги. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | | |
6 | Конкурс «Придумай сказку». | Сочинение сказок (бытовых, волшебных, о животных) по канонам русских народных сказок | Формировать мотивацию к индивидуальной деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к сочинительству(конструированию) сказок подобно русским народным | Провести историческую связь между устным народным творчеством и современной сказкой | Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сочинении характерные речевые обороты. Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок (народная речь – ритм, слаженность, напевность, лексика); уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно сочиненных сказках | | |
7 | «Узнай сказку по аннотации». | Узнают, что такое аннотация. Учатся писать аннотацию к сказке и узнавать сказки, «задуманные» одноклассниками | Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности. | Уметь искать и выделять необходимую информацию из книги. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Научиться «создавать» и «узнавать» аннотацию. Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок уметь определять характерные для сказок обороты речи | | |
8 | Крылатая мудрость. Пословицы, поговорки народов мира. | Комплексное повторение, составление таблицы «Малые жанры фольклора». Ответы на вопросы, создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы. | Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, овладеть навыками пересказа. Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки понимать язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; | | |
9-10 | Анекдоты: происхождение тематика, персонажи, злободневность анекдотов. Анекдот в творчестве А.П.Чехова. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, слушание, ответы на вопросы. | Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности | Уметь рассказывать и объяснять значение рассказанного и прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели; | Научиться использовать анекдоты в устной и письменной речи, овладеть навыками рассказа. Научиться видеть литературные анекдоты в творчестве А.П.Чехова, овладеть навыками рассказа, пересказа | | |
11 | Моя любимая книга. Иллюстрация к любимой книге. | Участие в выставке рисунков-иллюстраций к любимым литературным произведениям. | Формировать мотивацию к индивидуальной и деятельности | Уметь использовать художественные навыки, речь для регуляции своих действий | Выставка творческих работ обучающихся. | | |
12-13 | Суеверные рассказы. Одоевский В.Ф. «Игоша» Отзыв о прочитанном. | Прослушивание краткого рассказа о творчестве писателя; кто такой Игоша в представлении суеверных людей. На уроке развития речи учащиеся пишут отзыв о прочитанном произведении. | Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии | Уметь искать и выделять необходимую информацию из книги. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к книге. | Уметь рассказать о произведении или о своих впечатлениях, используя прием словесного рисования, раскрыть смысл эпизода или образ героя | | |
14 | Конкурс «Говорящие вещи». | Назвать литературные произведения и персонажи, к которым данные предметы имеют отношение. | Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности | Уметь использовать художественные навыки, речь для регуляции своих действий | Уметь рассказать о предмете и о персонаже, которому он принадлежит. Уметь аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников с целью выработки общего решения в совместной деятельности. | | |
15 | Музыка и живопись в литературе | Вспоминают, какие музыкальные произведения написаны на сюжеты известных им текстов художественной литературы. Прослушивают отрывки музыкальных произведений, используя приём словесного рисования описывают картины и образы, возникающие в их воображении. Сопоставляют иллюстрации с литературными произведениями, отвечают на конкретные вопросы | Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности | Уметь объяснять услышанное и описывать образы, возникающие в воображении; Уметь отвечать на поставленные вопросы; | Уметь рассказать о произведениях или о своих впечатлениях, используя прием словесного рисования, раскрыть смысл эпизода или образ героя с помощью изобразительно-выразительных средств: красок, цвета, композиции и т.д. Уметь оценивать и формулировать усвоенные знания. Уметь аргументировать свою позицию. Уметь рассказать об иллюстрациях ( к каким они произведениям), раскрыть смысл иллюстрации с помощью изобразительно-выразительных средств. | | |
16 | Герои до встречи с писателями. | Рассказ о том, как создавали свои произведения известные писатели, как писатели искали прототипов героев своих будущих произведений. | Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии природы, народов, культур, религий ,а главное – обычного человека, возможно, прототипа героя художественного произведения | Уметь слушать и слышать; искать и выделять необходимую информацию | Уметь оценивать и формулировать усвоенные знания; | | |
17 | Человек в литературе. Итоговая читательская конференция | Поразмыслить над ролью книг в жизни современного подростка, о роли и месте человека в литературе. | Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности | Уметь использовать речь для регуляции своих действий. Уметь составлять комментарии; рассуждать о роли и месте человека в литературе | Уметь оценивать и формулировать усвоенные знания; моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Баландина А.И. Онежские былины. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1983.
Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. – М: Просвещение, 1984
Гварджаладзе И.С. Английские пословицы и поговорки. – М: Высшая школа, 1971.
Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М: Академия, 2004.
Долинина С.Я. Литературный турнир. – М: Флинта, 2001.
Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Р.-на-Д: Феникс, 2008.
Забылин М. Русский народ. – СП б: Мысль,1994.
Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СП б: Союз, 1997.
Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М: Просвещение, 1990.
Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы. – М: Просвещение,1995.
Кунарёв А.А. История в курсе преподавания литературы в 4-7 классах. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М: 1990
Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. – М: Просвещение, 1978.
Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю.,Маранцмана В.Г.В 2ч.- М: 1995.
Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. - М: Просвещение,1970.
Старкова С.З. Содружество искусств на уроках литературы. Книга для учителя. - М: 1988.
Усов Ю.Киноискусство и уроки литературы. Искусство и школа. Книга для учителя. - М: 1981.
Щеряков Н. Произведения изобразительного искусства на уроках литературы. - М: 1981.
Якушина Л.С. использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы). Пособие для учителя. – М: 1985.
28. http://eduhmao.cos.ru
29. http://standart.edu.ru
компьютер;
интерактивная доска;
тетради;
раздаточный материал
Литература, рекомендуемая учащимся для прочтения:
1. Нечаев, А. Находчивый солдат. - М: Малыш. – 1978. - С.91.
2. Литературные сказки народов СССР. – М: Правда. - 1989.-С.153.
3.Баландина А.И. Онежские былины. – Архангельск: Северо- западное книжное издательство. -1983.- С.160.
5.Чехов А.П. Рассказы. - М: Советская Россия 1985.-С.222.
8. Английские предания и легенды. - М: Астрель. – 2004.-С.121.