СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа Учебного предмета «АНСАМБЛЬ» по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» срок обучения 8(9) лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЛУШКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
«Рассмотрено»: Методическим советом МКОУДО «Глушковская ДШИ» Протокол №1 от «30» августа 2016 г. Председатель (Колесник О.В.) | «Утверждаю»: Директор МКОУДО «Глушковская ДШИ» приказ № 38 от «30» августа 2016 г. (Дёмина И.В.)
|
«Рекомендовано»: Педагогическим советом МКОУДО «Глушковская ДШИ» Протокол №1 от «30» августа 2016 г. |
|
Рабочая программа
Учебного предмета
«АНСАМБЛЬ»
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной предпрофессиональной программе
в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Срок обучения 8(9) лет
рп Глушково
2016 г
Программа учебного предмета УП.02. разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано».
Организация – разработчик:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГЛУШКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Разработчик:
(Колесник О.В.), преподаватель первой квалификационной категории.
Рецензент:
( ), .
Рецензент:
( ),________________________________.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 4
1.2. Срок реализации учебного предмета 6
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Ансамбль» 6
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 7
1.5. Цель и задачи учебного предмета 7
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета 8
1.7. Методы обучения 8
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 9
2. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени 9
2.2. Годовые требования по классам 10
3. Требования к уровню подготовки обучающихся 23
4. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 24
4.2.Критерии оценок 25
5. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам 25
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 27
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
6.1. Список рекомендуемой нотной литературы 28
6.2. Список рекомендуемой методической литературы 34
1. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Учебная программа предмета «Ансамбль» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и разработана с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы на основе типовых и примерных программ по фортепиано для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств:
Класс специального фортепиано. Программа для детских музыкальных школ. Министерство культуры СССР, 1973 г.
Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, составители А.Д. Алексеев, А.П. Батагова. Министерство культуры СССР, 1988 г.;
Музыкальный инструмент (Фортепиано). Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Министерство культуры СССР, 1991 г.
Музыкальный инструмент (Фортепиано). Программа для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования. Министерство культуры Московской области, 2002 г.
Программа класса специального фортепиано. Интенсивный курс для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Автор и составитель Смирнова Т. И., Москва, 2002 г.
Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. Москва, 2006 г.
Комплексная программа «Фортепиано» для детских музыкальных школ и детских школ искусств Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию. М., 2008 год
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую благоприятные возможности для формирования умений и навыков в области коллективного творчества, всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.
С азами ансамблевого музицирования ученик знакомится уже на первых уроках обучения игре на фортепиано. В донотном периоде значительная часть репертуара исполняется в сопровождении преподавателя, играющего вторую партию. Подбор простейших мелодий и аккомпанемента вызывает больший интерес, если исполняется в четыре руки или на двух инструментах и позволяет слышать более насыщенную фактуру. Далее, уже по нотам, ученик исполняет первую партию в несложных пьесах, а более сложную партию, вторую, играет педагог. Цель ансамблевого музицирования на этом этапе – привить первоначальные навыки игры в ансамбле, научить слышать гармонически окрашенную мелодию, организовать ритм, а в целом сделать обучение более интересным.
В дальнейшем учебный процесс в классе фортепианного ансамбля в ДШИ направлен на развитие любви к музыке, расширение музыкального кругозора и формирование музыкально-исполнительских навыков ученика.
В силу видового и репертуарного многообразия ансамблевое музицирование позволяет развить весь комплекс способностей ребенка, дает возможность ознакомления не только с музыкальной, но и общехудожественной, исторической культурой. Приток новых впечатлений и переживаний «будит» эмоциональную отзывчивость, накопление ярких слуховых впечатлений развивает художественное воображение и умение анализировать исполняемое. Тем самым занятия ансамблевым музицированием способствуют не только расширению репертуара, накоплению музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний, но и качественно улучшает музыкальное мышление. И это один из наиболее перспективных путей общего музыкального развития обучающихся. В настоящее время именно активность и самостоятельность мышления учащихся особенно актуальны в связи с интенсификацией обучения и усилением его развивающей функции. Ансамблевое музицирование обладает особыми развивающими возможностями.
Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритм, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения.
Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, формирует и развивает музыкальное мышление, навык вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается юным музыкантом, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
В отличие от других видов совместной игры фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же специальности, что в значительной степени облегчает их взаимопонимание.
Игра в ансамбле открывает перспективу осуществления межпредметных связей в образовательном процессе. Так, изучение в классе ансамбля переложений вокально-симфонической музыки стимулирует общее музыкальное развитие учащихся, учит разбираться в строении музыкальных форм, воспитывает внимание к качеству звука, к его красочности и является мощным средством развития тембро-динамического слуха, образного мышления.
Решение сложных технических и звуковых задач при исполнении оркестровых переложений происходит успешнее, если репертуар подобран правильно и соответствует возрасту обучающихся. Произведения должны быть близки и понятны детям, вызывать интерес, пробуждать творческую инициативу.
В целом ансамблевое музицирование способно сыграть важную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта, способствовать развитию комплекса музыкальных способностей ребенка.
Срок реализации учебного предмет
Срок освоения программы по ансамблю для детей, поступивших в школу в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. С 1 по 3 классы на основании примерных учебных планов (ФГТ) в связи с усложнением специальных задач и расширением репертуара, необходимо ввести ансамбль, как отдельный предмет из вариативной части, занятия ансамблем проводятся по 0,5ч., а с 4 по 7 класса занятия проводятся в расширенном объёме (по 1 часу). В 8 классе занятия по ансамблю предусмотрены в вариативной части. Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год (9 класс).
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МКОУДО «Глушковская ДШИ» на реализацию учебного предмета «Ансамбль» (1-3 классы):
максимальная нагрузка –245 часов
самостоятельная работа – 147 часа
аудиторные занятия – 98 часов.
4-8 классы:
максимальная нагрузка – 660 часов
самостоятельная работа – 396 часов
аудиторные занятия – 264 часа.
9 класс
максимальная нагрузка – 132 часов
самостоятельная работа – 66 часов
аудиторные занятия – 66 часа.
Для подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, конкурсам предусмотрены консультации в объеме: 2 часа в год.
1.4. Основной формой учебной и воспитательной работы при реализации программы учебного предмета «Ансамбль» является урок, проводимый как мелкогрупповое занятие в объёме:
0,5 академического часа в неделю в 1-3 классах;
1 академический час в 4-8 классе;
2 академических часа в 9 классе.
К занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
1.5. Цели и задачи учебного предмета:
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающихся путем ознакомления ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
формирование у детей комплекса, знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося);
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Данные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
1.8. Материально-технические условия для реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» имеют площадь не менее 12 кв. м., звукоизоляцию. Желательно наличие двух инструментов для работы над ансамблями для двух фортепиано.
В детской школе искусств созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Содержание учебного предмета «Ансамбль»
2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.
Срок обучения – 9 лет
«Фортепиано» Срок обучения 8(9) лет. | |||||||||
Обязательная часть (недельная нагрузка в часах) | |||||||||
Наименование предмета | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
Ансамбль | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 2 |
Вариативная часть (недельная нагрузка в часах) | |||||||||
Ансамбль | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | - | - | 1 | - |
Консультации (годовая нагрузка в часах) | |||||||||
Ансамбль | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | - | 2 |
Аттестация (годовой объём в неделях) (контрольные уроки или зачёты) | |||||||||
1-9 класс во втором полугодии |
Время, предназначенное для самостоятельной работы, может быть использовано на выполнение следующих видов работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Годовые требования по классам
Содержание программы учебного предмета «Ансамбль» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности, приобретение ею в процессе освоения учебного предмета музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков и соответствует уровню, предусмотренному ФГТ.
На протяжении всех лет обучения необходимо проводить планомерную и систематическую работу над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития обучающихся:
Чтение с листа в ансамбле. Навыки чтения с листа лучше всего развиваются при игре в ансамбле. Ученик в этом случае поставлен в такие условия, что он волей-неволей вынужден подчиниться заданному партнером темпу, продолжать играть хотя бы одной рукой, что бы ни случилось, ловить партнера на ходу. Тем самым мобилизуются внимание и воля ученика, и неожиданно ему удается то, что казалось невозможным при чтении в одиночку.
Формирование навыка темпового единства. В ансамбле особое значение приобретают такие исполнительские качества, как умение держать установленный темп и при необходимости легко переключаться на новый, преодолевая возникшую инерцию. Важно всестороннее развитие устойчивости и гибкости индивидуального ритма партнеров, тонкости, ритмического слуха.
Игра в ансамбле помогает юному музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более многообразным, ярким, уверенным.
Формирование навыка ритмического единства. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма, и ритм должен обладать особым качеством: быть коллективным. Воспитание коллективного ритма – необходимое качество в ансамблевом исполнительстве. Эта задача может быть решена только путем изучения разнохарактерных произведений и систематического развития всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения.
Формирование и развитие технической оснащенности;
Развитие пианистической гибкости;
Стремление к динамическому разнообразию. Динамика является одним из самых действенных выразительных средств в музыке. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в исполнении ансамбля. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Создание единой во всех деталях динамики – обязательное условие технически грамотной совместной игры.
Точность и выразительность штрихов, педализации; умение добиться в необходимых случаях тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, педализации, звукоизвлечения и т. д.;
Образно-художественное воплощение - умение работать над единством художественного замысла, драматургической концепцией произведения и воплощать ее в процессе совместного исполнения.
Каждый из видов работы над произведениями ансамблевого репертуара подразумевает определённую методическую и художественную специфику и конкретику учебных задач, что в комплексе позволяет развивать и обучать ученика всесторонне, расширяет его эрудицию, позволяет охватить исторический процесс развития музыкального искусства, способствует целостному восприятию музыки.
1 класс
В репертуар следует включать танцевальную музыку, характерные пьесы, основанные на образном строе детских впечатлений и переживаний, нетрудные переложения популярной оркестровой и вокальной музыки. Во время чтения с листа, работы в классе и дома и исполнения выученного произведения необходимо осуществлять слуховой контроль над звучанием (умение ярче сыграть свою партию или уйти на второй план, если это необходимо), соблюдать точность ритма, штрихов, динамики.
В течение года(1-3 классы) учащийся должен ознакомиться с 6-8 различными произведениями в качестве чтения с листа в ансамбле с преподавателем и 1-2 произведения исполнять наизусть. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом концерте.
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л. Отрывок из 7-ой симфонии; Сурок.
Брамс И. Петрушка.
ВеберК. Вальс из оперы "Волшебный стрелок".
Векермен Ж. Деревенское рондо; Приди поскорее, весна.
Гайдн И.Отрывок из симфонии №94.
Гендель Г. Менуэт.
Грегори Л.Чакона.
Диабелли А. Мелодические упражнения на 5 нотах для фортепиано в 4 руки. Ор 149; Три пьесы: Хорал.
Моцарт В. Игра детей;Тема из вариаций До мажор;
Тема из первой части симфонии соль минор (отрывок).
Поццоли Э. Грустная минута.
Сигмейстер Э.Игрушечная железная дорога.
Фальконьери А. Вилланелла.
Шуберт Ф. Вальс; Швейцарская песня.
Шуман Р. Совенок.
Произведения русских и советских композиторов.
Александров А. Песенка зайчиков.
Витлин В. Дед Мороз.
Глинка М. Каватина Людмилы из оперы "Руслан и Людмила"
(фрагмент); Полька.
Иванников В. Две обработки польских народных песен: "Милая Касенька"; "Шел я с девушкой".
Иванов - Радкевич Н. Две пьесы: Марш; Колыбельная.
Иорданский М. Песенка про чибиса.
Кабалевский Д. Про Петю.
Калинников В. Киска; Тень-тень.
Красев М. Песенка про птичек.
Левина 3. Белочки.
Мусоргский М. Отрывок из вступления к опере "Хованщина";
Поздно вечером сидела (Хор из оперы "Хованщина").
Римский-Корсаков Н. Колыбельная.
Смирнов В. Вальс (24).
Стравинский И. Тили-бом (детская песенка).
Теличева Е. Березка.
Хачатурян А. О чем мечтают дети.
Хренников Т. Токкатина.
Чайковский П. Отрывок из балета "Спящая красавица";
Уж ты поле мое, поле чистое (русская народная песня).
Шостакович Д. Песня о встречном; Шарманка.
Народная музыка.
Большой олень - французская народная песня;
Бульба - белорусский народный танец;
Венгерский танец;
Во кузнице - русская народная песня;
Во лузях - русская народная песня;
Во саду ли, в огороде - русская народная песня;
Выхолили красны девицы - русская народная песня;
Дуня-тонкопряха - русская народная песня;
Ехал казак за Дунай украинская народная песня (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Журавель - украинская народная песня;
За речкою была - русская народная песня;
Исходила младешснька - русская народная песня;
Как во поле, поле белый клен - русская народная песня;
Как пошли наши подружки - русская народная песня;
Калинушка да с малинушкой - русская народная песня;
Ковбойская баллада;
Меж крутых бережков - русская народная песня;
Милая Касенька - польская народная песня;
Мимо поля, мимо луга - чешская народная песня;
Мой конек - чешская народная песня;
На море утушка - русская народная песня;
Не шуми ты, мать-зеленая дубравушка - русская народная песня;
Пастух - словацкая народная песня;
Перевоз Дуня держала - русская народная песня;
Пойду ль я - русская народная песня;
Помнишь ли меня, мой свет - русская народная песня;
Пряха - русская народная песня;
Сел комарик на дубочек - белорусская народная песня;
Сидел Ваня - русская народная песня;
Соловей Будимирович (былина);
Спать мне не хочется - украинская народная песня;
Тонкая рябина - русская народная песня;
Утушка луговая - русская народная песня;
Чешская народная песня;
Шуточная - русская народная песня;
Я на горку шла - русская народная песня.
2 класс
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Барток Б. Венгерская песня; Словацкий танец;
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе "Афинские развалины";
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы "Кармен" (отрывок);
Брамс И. Народная песня;
Вебер К. Хор охотников из оперы "Волшебный стрелок";
Вейнер Л. Колыбельная. Соч.36; Пьеса. Соч.42. №11;
Векерлен Ж. Песня барабанщика;
Гаршчиа Я. Две пьесы: Тарантелла;
Гретри А. Ария;
Григ Э. Танец Анитры из сюиты "Пер Гюнт»;
Гуно Ш. Вальс из оперы "Фауст";
Диабелли А. Мелодические упражнения на 5 нотах для фортепиано в 4 руки Ор.149; Три пьесы: Скерцо;
Малер Ч. Из симфонии № 1;
Мендельсон Ф. На крыльях песни;
Моцарт В. Ария Дон-Жуана из оперы "Дон-Жуан"; Ария Палачено из оперы "Волшебная флейта";
Перселл Д. Фанфара;
Шуберт Ф. Лендлер; Отрывок из балетной музыки к драме "Розамунда"; Пряха;
Шуман Р. Вальс. Соч. 124. № 4; Игра в прятки; Песня; Экосез.
Произведения русских и советских композиторов
Баснер В.
С чего начинается Родина (песня из кинофильма "Щит и меч");
Бородин А. Три пьесы на неизменную тему из цикла "Парафразы"
(в три руки): Полька. Похоронный марш. Мазурка;
Ботяров Е. Балалайка и дудочка;
Глинка М. Гудит ветер (для 2-х фортепиано в 4 руки); Жаворонок (для 2-х фортепиано в 4 руки);Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"; Песня Ильинишны (из музыки к трагедии Н.Кукольника "Князь Холмский"); Разгулялися, разливалися. Хор из оперы "Жизнь за царя"; "Славься". Заключительный хор (отрывок).
Гречанинов А. Весенним утром; На зеленом лугу; Серенада. Соч.99. №10;
Лысенко Н. Веют ветры (из оперы "Наталья Полтавка");
Назарова Т. Три пьесы: Немецкая народная шуточная песня;
Попатенко Т. Весенняя шуточная;
Прокофьев С. Петя (отрывок из симфонической сказки "Петя и волк);
Римский-Корсаков Н. Отрывок из оперы "Сказка о царе Салтане" (для 2-х фортепиано в 4 руки); Отрывок из симфонической сюиты "Шехерезада";
Смирнов В. Три пьесы: Королевский поход;
Холминов А. Цыплята;
Хренников Т. Метелица;
Чайковский П. Вальс из балета "Спящая красавица"; Вальс из балета "Щелкунчик"; Детская песенка "Мой Лизочек"; Осень; Танец Феи Драже из балета "Щелкунчик"
Шостакович Д. Родина слышит.
Народная музыка
Ах, Самара - городок - русская народная песня;
Ах ты, степь широкая - русская народная песня;
Вдоль да по речке - русская народная песня;
Во поле берёза стояла - русская народная песня;
Замучен тяжёлой неволей - революционная песня;
Катенька веселая - русская народная песня;
Ой, на лугу - украинская народная песня;
По дороге жук, жук - украинская народная песня;
Пойду ль я, выйду ль я - русская народная песня;
Посею лебеду - русская народная песня;
Португальская песня;
Птички - старинная французская песня;
Светит месяц - русская народная песня;
С горки на гору ходила - русская народная песня;
То не ветер ветку клонит - русская народная песня;
У меня ль во садочке - русская народная песня;
Я на камушке сижу - русская народная песня;
3 класс
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С. Гавот из английской сюиты соль минор;
Бетховен Л. Контрданс;
Брамс И. В зеленых нивах дом стоит (народная песня);
Бриттен Б. Ноктюрн;
Вебер К. Марш;
Гайдн И. Песня Ганны из оратории "Времена года";
Учитель и ученик;
Григ Э. В лесу; Песня;
Диабелли А. Мелодические упражнения на 5 нотах
для фортепиано в 4 руки.
Ор 149 (по выбору); Сонатина. Вторая часть (Романс).
Соч. 163 № 1;
Мартини Дж. Гавот;
Мендельсон Ф. Свадебный марш из музыки к комедии У. Шекспира
"Сон в летнюю ночь";
Моцарт В. Ария Церлины из оперы "Дон - Жуан";
Ария Тамино из оперы "Волшебная флейта;
Менуэт из оперы "Дон - Жуан";
Рамо Ж. Тамбурин;
Флисс Б. Колыбельная;
Ховличек И. Шутка;
Шуберт Ф. Два лендлера; Детский марш; Вальс;
Немецкий танец; Экосезы.
Произведения русских и советских композиторов
Аренский А. Две пьесы: Гавот. Романс;
Глинка М. Жаворонок;
Комалькова Е. Славны были наши деды (русская народная песня);
Кюи Ц. Кукольный бал;
Лядов А. Две русские народные песни. Соч.58;
Майоров P. Люблю костер;
Молчанов К. Журавлиная песня;
Мусоргский М. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка"; По грибы;
Мурадели В. Песня молодых мастеров;
Пахмутова А. Надо мечтать;
Покрасс С. Красная армия всех сильней;
Рахманинов С. Соната. Соч. №5;
Римский-Корсаков Н. «Ладушки» Хор из оперы
«Сказка о царе Салтане»;
Рубинштейн А. Неаполитанский рыбак и
неаполитанка ("Костюмированный бал" № 5);
Савельев Б. Карусельные лошадки;
Соловьев-Седой В. Подмосковные вечера;
Стравинский И. Вальс из балета "Петрушка";
Хачатурян А. О чем мечтают дети;
Третья часть концерта для скрипки с оркестром;
Хренников Т. Вальс дружбы (47); Весёлый канон;
Как соловей о розе (из музыки к комедии "Много шума из ничего");
Чайковский П. Колыбельная в бурю; Марш из балета "Щелкунчик";
Танец маленьких лебедей из балета "Лебединое озеро";Танец пастушков из балета "Щелкунчик"; Хор девушек из оперы "Евгений Онегин";
Шаинский В. Антошка (из мультфильма "Веселая карусель"); Улыбка;
Шостакович Д. Звездочки; Колыбельная "Спи, мой хороший"; Прелюдия. Соч.34 №2;
Щедрин Р. Девичий хоровод из балета "Конёк - Горбунок".
Народная музыка
В темном лесе - русская народная песня;
Выйду ль я на реченьку - русская народная песня;
Две украинские народные песни: Ой, Джигунэ, Джигунэ; Веют ветры;
Заиграй, моя волынка - русская народная песня;
Как по морю, как по морю - русская народная песня;
Как у наших у ворот - русская народная песня;
Лучинушка - русская народная песня;
Над полями да над чистыми - русская народная песня;
Не велят Маше за реченьку ходить - русская народная песня;
Ой, на небе облачко - русская народная песня;
Позарастали стежки - дорожки - русская народная песня;
Сидел Ваня - русская народная песня;
Солдатушки, бравы ребятушки - русская народная песня;
У зари – то, у зореньки - русская народная песня.
4 класс
В течение года обучающийся должен ознакомиться с 6-8 различными произведениями в качестве чтения с листа с преподавателем или учеником и 1-2 исполнять наизусть или по нотам. В репертуаре – преимущественно танцевальные, жанровые и характерные произведения. В процессе разучивания и работы над произведениями обучающийся должен применять навыки, полученные в классе специальности (уметь преодолевать технические трудности, осуществлять слуховой контроль и т. д.), а также развивать и совершенствовать навыки ансамблевого музицирования: умение держать темп, соблюдать ритмическое единство, точность штрихов, динамики, педализации, выстраивать правильное звуковое соотношение между партиями.
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С. Рондо из сюиты №2 для оркестра;
Бетховен Л. Менуэт (из септета); Полонез;
Финал Трио до минор;
Бизе Ж. Отрывок из оперы "Кармен";
Серенада из оперы "Иван IV";
Вебер К. Баркаролла из оперы "Оберон"; Два немецких танца;
Шесть пьес. Соч. З. Менуэт;
Гайдн И. Менуэт из Квартета ре минор;
Гершвин Дж. Колыбельная Клары из оперы "Порги и Бесс";
Госсек Ф. Гавот;
Кожелух Л. Соната. Вторая часть. Соч. 12 №1;
Мендельсон Ф. Ноктюрн;
Моцарт В. Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро";
Рондо из квинтета ми - бемоль мажор для духовых;
Шуберт Ф. Аве Мария; Прощание (песня);
Три военных марша. Соч.51 №1;
Финал Квинтета (тема и вариация) Соч. 114;
Шуман Р. Венецианская песня. Соч.25;
Сельская песня. Соч.29 №1.
Произведения русских и советских композиторов
Араратян Н. Песня машиниста (из сюиты "Пионерский костер");
Баснер В. "Щенок по имени пёс" (из музыки к к/ф "Учитель пения");
Блантер М. Футбол (Спортивный марш);
Бородин А. Ноктюрн из Квартета №2;
Половецкие пляски с хором (из оперы "Хованщина");
Варламов А. Красный сарафан;
Глазунов А. Отрывок из балета "Барышня - служанка";
Глинка М. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»;
Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"; Танец из оперы "Жизнь за царя";
Глиэр Р. Томный танец (для двух фортепиано в 4 руки); Песня. Соч.41 №3 (для двух фортепиано в 4 руки); Гнесин М. Красная шапочка в лесу. Соч.29 №3;
Даргомыжский А. Славянская тарантелла (отрывок);
Дунаевский И. Спой нам, ветер (из к/ф "Дети капитана Гранта");
Иршаи Е. Слон – Бостон;
Кабалевский Д. Песня сборщиц винограда
(из оперы "Мастер из Кламси");
Лядов А. Бурлацкая песня ("Эй, ухнем!");
Мусоргский М. Расходились, разгулялись
(Хор из оперы "Борис Годунов");
Никитин С. Пони;
Пахмутова А. Звездопад;
Петров А."Зайчик" (мелодия из кинофильма);
Прокофьев С. Буррэ из балета "Золушка"; Гавот из "Классической симфонии"; Соч.64 Bis №2 из балета "Ромео и Джульетта";
Разоренов С. Негритянский танец;
Римский-Корсаков Н. Отрывок из оперы "Сказка о царе Салтане";
Свиридов Г. Робин (отрывок из песни на стихи Роберта Бернса);
Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель";
Три русские народные песни (обработка Р. Щедрина и А. Флярковского);
Стравинский И. Два танца из балета "Пульчинелла": Гавот, Серенада;
Струве Г. Школьный корабль;
Хачатурян К. Два фрагмента из балета "Чиполлино" Вальс цветов;
Чайковский П. Вальс из оперы "Евгений Онегин" (16),Мой Лизочек так уж мал; Трепак из балета "Щелкунчик"
Чичков Ю. Детство - это я и ты.
Народная музыка
Ах ты, ноченька - русская народная песня;
Вдоль по Питерской - русская народная песня;
Во субботу день ненастный - русская народная песня;
Дубинушка - русская народная песня;
Из-за острова на стрежень - русская народная песня;
Из-под дуба, из-под вяза - русская народная песня;
Липа вековая - русская народная песня;
Неделька - русская народная песня;
По бережку да по крутому - русская народная песня;
Помню я еще молодушкой была - русская народная песня;
Степь да степь кругом - русская народная песня;
У меня есть дружок тайный - русская народная песня;
Хорошо на Волге жить - русская народная песня.
5 класс
В течение года обучающийся должен ознакомиться с 6-8 различными произведениями в качестве чтения с листа с преподавателем или учеником и 1-2 исполнять наизусть или по нотам.
Помимо оригинальных произведений для фортепианного ансамбля в репертуар включаются переложения оперной, балетной, симфонической музыки. В процессе чтения с листа, разучивания произведений, работы над выразительностью исполнения необходимо развивать и совершенствовать навыки ансамблевого музицирования.
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С. Ария из Кантаты №144;
Рондо из Сюиты № 2 (для 2-х фортепиано в 4 руки); Шутка;
Бизе Ж. Пастораль;
Брамс И. Венгерский танец; Финал Квартета №2. Соч. 51;
Вебер К. Анданте с вариациями. Соч.З Рондо; Шесть пьес. Соч.З: Марш;
Гайдн И. Менуэт из Лондонской симфонии №5; Учитель и ученик (Вариации);
Григ Э. Вторая часть Сонаты №2 для скрипки и фортепиано;
Норвежский танец. Соч. 35 №2; Песня. Соч. 5 №1; Романс из Квартета Соч.2 7; Танец Анитры из Сюиты "Пер Г'юнт"; Юмореска;
Казелла А. Маленький марш из цикла "Марионетки" Соч.27 №1;
Мендельсон Ф. Аллегретто; Баркаролла;
Моцарт В. Анданте и Менуэт; Менуэт из Симфонии №40 соль минор;
Шуберт Ф. Лендлер;
Шуман Р. Восточные картины (№4);
Штраус И. Анна-полька; Полька.
Произведения русских и советских композиторов
Агафонников Н. Веселая мелодия;
Аренский А. Вальс. Соч.34 №4;
Балакирев М. Уж вы гуси, вы гуси (былина);
Блок В. Московская полька (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Бородин А. Полька; Хор половецких девушек из оперы "Князь Игорь";
Гедике А. Вальс. Соч. 12 №1;
Глинка М. Арагонская хота; Полонез;
Глиэр Р. Гимн великому городу из балета "Медный всадник";
Танец на площади ил балета "Медный всадник";
Караев К. Вальс из балета "Семь красавиц";
Крюковский С. Как на Волге-матушке, на быстрой реке;
Нагдян С. Три пьесы: Танец. Песня. Куропаточка;
Прокофьев С. Вальс алмазов из балета "Каменный цветок";
Вальс из балета "Золушка"; Птичка (из симфонической сказки "Петя и волк");
Раков Н. Три пьесы (1988): Вальс нашей старой бабушки;
Рахманинов С. .Романс;
Свиридов Г. Зимняя дорога (фрагмент из музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель"); Пастораль (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель");
Хачатурян А. Танец девушек из балета "Гаянэ";
Чайковский П. Итальянское каприччио; Красная Шапочка и волк (из балета "Спящая красавица"); Первая часть Трио "Памяти великого артиста";
Шапорин Ю. Вальс из оперы "Декабристы";
Шварц И. Вальс;
Шостакович Д. Весенний вальс (из балетной Сюиты №2);
Щедрин Р. Девичий хоровод (из балета "Конёк-Горбунок").
Народная музыка
Ах ты, ноченька -русская народная песня;
Воталинка - сибирские частушки;
Выхожу один я на дорогу - русская народная песня;
Донцы-молодцы - русская народная песня;
Как пойду я на быструю речку - русская народная песня;
Мой костер - русская народная песня;
Мы кузнецы - русская народная песня;
Однозвучно звучит колокольчик - русская народная песня;
Под яблонью зелёною - русская народная песня;
Слава! - русская народная песня;
Эй, ухнем! - русская народная песня.
6 -7 классы
В течение года обучающийся должен ознакомиться 4-6 различными произведениями в качестве чтения с листа с преподавателем и 1-2 исполнять наизусть или по нотам.
Помимо совершенствования навыков ансамблевого музицирования, работы над расширением и усложнением репертуара необходимо формировать и совершенствовать навыки осознанной подготовки к концертным выступлениям, умение преодолевать технические трудности во время совместной работы, осознанной работы над выразительностью исполнения.
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л. Первая часть Симфонии №5;
Бем К. Гавот (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Вебер К. Пьеса. Соч.60 №1; Рондо. Соч.60 №8; Тема с вариациями. Соч.60 №6; Шесть пьес. Соч.З. Сонатина (Романс);
Гайдн И. Скерцо из Квартета Ми-бемоль мажор;
Дворжак А. Легенда. Соч. 59 №6;
Доницетти Г. Ляргетто;
Клементи М. Соната №2 Первая часть;
Лист Ф. Старинная провансальская песня;
Масне Ж. Сюита №1. Первая часть. Соч. 11;
Мендельсон Ф. Шесть детских пьес. Соч.72 (по выбору);
Мийо Д. Бразильский ганец;
Плейель И. Соната №3 Первая часть;
Рамо Ж. Ария из Кантаты "Аквилон и Орифия";
Сметана Б. Симфоническая поэма "Влтава";
Шуман Р. Детский бал. Шесть легких танцевальных пьес (по выбору); Игра в прятки.
Произведения русских и советских композиторов
Андреев В. Мазурка;
Бородин А. Мазурка;
Первая часть симфонии №2 ("Богатырской");
Глазунов А. Большой испанский танец из балета "Раймонда";
Пиццикато из балета "Раймонда";
Глиэр Р. Вихрь. Гопак из балета "Тарас Бульба"; Отрывок из 1-ой части Концерта для голоса с оркестром; Песня косарей. Соч.61 №23;
Кабалевский Д. Гавот из Сюиты "Комедианты";
Крюковский С. Хороводная;
Куликов П. Фантазия на тему русской народной песни "Липа вековая";
Макаров Е. Танец девушек из балета "Сказка о рыбаке и рыбке"
(для 2-х фортепиано в 4 руки);
Мошков Б. Две пьесы из Сюиты "В зоопарке": Белка. Верблюд;
Мусоргский М. "Колокольный звон" (из оперы "Борис Годунов");
Ниман Ф. Солнце скрылось за горою;
Парцхаладзе М. Танец;
Прокофьев С. Монтекки и Капулетти (из балета "Ромео и Джульетта";
Раков Н. Две пьесы: Грустная песенка. Весёлая песенка (для 2-х фортепиано в 4 руки); Протяжная; Три пьесы: Причуды. На стадионе. Ровесники;
Рахманинов С. Соната;
Рубин А. Две характерических пьесы из Сюиты
"Костюмированный бал": Тореодор и Испанка (XVIII столетие);
Стравинский И. Русская из балета "Петрушка";
Фомин Н. Берёзонька (Симфоническая картинка);
Хачатурян А. Танец с саблями из балета "Гаянэ";
Холминов А. Лирическая пьеса;
Чайковский П. Вальс из балета "Спящая красавица";
Вальс цветов из балета "Щелкунчик";
Шебалин В. Менуэт из комедии "Жених из посольства'';
Шостакович Д. Вальс (для 2-х фортепиано в 4 руки).
8-9 классы
Рекомендуется совмещать занятия ансамблем и аккомпанементом («Концертмейстерский класс»), если ученик успешно справляется с обязательными учебными предметами по программе. За год, желательно, пройти:
8 класс (в рамках вариативной части) – 1-3 произведения
Контрольный урок во втором полугодии.
9 класс – 2-4 произведения (обязательный предмет)
Контрольный урок во втором полугодии.
Примерный репертуарный список
Произведения зарубежных композиторов
Бах И.С. Соната. Вторая часть (Рондо);
Бетховен Л. Марш. Соч.45;
Турецкий марш к пьесе А. Коцебу "Развалины Афин";
Шесть вариаций (Классические вариации);
Бизе Ж. Антракт к IV действию оперы "Кармен";
Брамс И. Два вальса. Соч.39 (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Бузони Ф. Концертное дуэттино на т. Моцарта (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Гершвин Дж. Песня Порги (из оперы "Порги и Бесс") (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Дворжак А. Славянский танец. Соч.72 №2;
Мендельсон Ф. Шесть детских пьес. Соч.72 (по выбору);
Моцарт В. Романс (из "Маленькой ночной серенады" для струнного оркестра);
Фалья М. Испанский танец (из оперы "Короткая жизнь");
Шуман Р. Две части из симфонии: Романс. Скерцо; Детский бал. Шесть лёгких танцевальных пьес (по выбору); Экспромт фа минор. Ор.66.
Произведения русских и советских композиторов
Аренский А. Сказка. Соч.34;
Арсеев И. Две пьесы для 2-х фортепиано: Грустная песенка; Весёлая песенка;
Бородин А. Полька;
Будашкин Н. Сказ о Байкале;
Гаврилин В. Марш; Перезвоны;
Метнер Н. Русский хоровод. Сказка (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Мусоргский М. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка";
Мынов А. Романтическое скерцо;
Пахмутова А. Дорожная (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Прокофьев С. Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам" (для 2-х фортепиано в 4 руки); Пантомима из музыки к спектаклю "Гамлет";
Танец шутиных дочерей из балета "Шут";
Рахманинов С. Русская песня;
Руббах А. Дивертисмент (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Рубин В. Девочка Суок (из оперы "Три толстяка") (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Свиридов Г. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель" (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Сибирский В. Молодые кузнецы (токкатина) (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Тихомиров Г. Весенняя поэма;
Туликов С. Молодёжная увертюра;
Хачатурян А. Вальс (их музыки к драме М.Лермонтова "Маскарад");
Танец Грека-раба (из балета "Спартак");
Танец девушек (из балета "Гаянэ") (для 2-х фортепиано в 4 руки); Хачатурян К. Две пьесы на темы оперы
"Мальчик-Великан": Песня. Танец (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Трио мужиков из оперы "Фрол Скорбеев";
Чайковский П. Две русские народные песни:
"Как по морю, морю синему " ,"Заиграй, моя волынка";
Испанский танец из балета "Лебединое озеро"; Русский танец;
Трепак из балета "Щелкунчик" (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Шварц И. Весёлый портной (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Шостакович Д. Прелюдия. Соч.87 №15 (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Тарантелла (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Эшпай А. Венгерский танец (для 2-х фортепиано в 4 руки);
Русская игровая.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения программы учебного предмета «Ансамбль» обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонической, оперной, балетной, камерно- инструментальной музыки) отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к совместному творчеству;
знание основных направлений и стилей ансамблевой музыки (эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыкиXIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано, а также особенностей других инструментов (струнных, духовых, народных);
навыки ансамблевого исполнительства, способствующие раскрытию художественного содержания, жанра, стиля, произведения (совместное для партнеров чувство ритма, слуховой контроль при ансамблевом музицировании, использование педали при исполнении четырехручных произведений);
знание профессиональной терминологии;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
навыки репетиционно-концертной работы в качестве ассамблиста.
Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года . В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце первого полугодия.
Итоговая аттестация по учебному предмету «Ансамбль» не проводится. Оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы, выставляется по итогам промежуточной аттестации обучающихся по завершении изучения учебного предмета.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Оценка на зачётах выставляется с учётом соответствия требованиям, отражённым в ФГТ. При выведении оценки ученика учитывается следующее:
синхронность исполнения;
ясное слышание фактуры и умение передать или принять мелодическую линию;
согласованность фразировки и приёмов звукоизвлечения, динамических оттенков;
ритмическая точность, ощущение пульса, точное исполнение пауз;
общее эмоциональное состояние, отражающее настроение, образ произведения;
точное распределение педали.
Критерии оценки
Качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной дифференцированной системе оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка «5» ставится, если при исполнении ансамбля раскрывается характер произведения, учащиеся владеют художественно-выразительными средствами и проявляют синхронность исполнения, темпо-ритмическое единство, доносят осмысленное, грамотное прочтение нотного текста, свободно владеют техническими навыками, и качественным звукоизвлечением, соблюдают стиль исполняемых произведений.
Оценка «4» ставится, если ученики достаточно стабильно и синхронно исполняют программу, допуская незначительные погрешности (штриховые, аппликатурные, динамические и т.д.). Техническая подготовка недостаточно свободная, понимание стилевых особенностей и характера произведений в основном верное, но передаётся ограниченными выразительными средствами.
Оценка «3» ставится, если ученики в целом исполняют произведения правильно, но допускают ошибки в тексте, ритме, аппликатуре, наблюдается техническая скованность, поверхностное звукоизвлечение, невыразительное ,несинхронное исполнение, что мешает передать характер и раскрыть образ произведения, нарушает его целостность.
Оценка «2» ставится, если ученики не усвоили материал, допускают значительные ошибки, играют с остановками, показывают слабую техническую подготовку, не проявляют осмысленности в исполнении.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Ансамблевое музицирование занимает одно из важных мест в обучении юного музыканта и требует целеустремленного, последовательного развития.
Фортепианный ансамбль представлен двумя видами: дуэтами для исполнения на одном рояле в четыре руки и для исполнения на двух роялях. Оба вида фортепианного дуэта значительно различаются между собой по технике исполнения: при игре на одном рояле каждый исполнитель имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры и свобода его движений, таким образом, ограничена. Педализирует, как правило, исполнитель партии secondo, заключающей в себе основу гармонического движения в произведении. Необходимо включать в репертуар как произведения для двух роялей, такой для одного рояля в четыре руки.
Репертуар – это основа методики обучения. Вдумчивое и серьезное его изучение, верный подход к его выбору, создание исполнительских вариантов – средство воспитания вкуса, интеллекта, духовного мира ученика. Работа преподавателя с репертуаром открывает широкие возможности для самореализации, для поиска новых креативных форм и методов обучения.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на оригинальные произведения, специально созданные для фортепианного дуэта, и переложения симфонических, ансамблевых, органных, реже сольных фортепианных произведений.
При выборе репертуара используется богатейшее наследие детской фортепианной педагогики, классической, романтической и современной ансамблевой литературы. Целенаправленный отбор репертуара для фортепианного ансамбля предполагает постепенное его усложнение, расширение жанрового содержания.
Методика работы над ансамблем предполагает чёткое знание специфики ансамблевой игры.
К особенностям ансамблевой техники можно отнести посадку, педализацию, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнёрами, согласование приёмов звукоизвлечения; передача голоса от партнёра к партнёру; соразмерность в сочетании нескольких голосов
Часто непрерывность ансамблевого исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчёта длительных пауз. Учащиеся должны установить, кому из партнёров в зависимости от занятости рук удобнее перевернуть страницу. Этому надо учиться, не пренебрегая специальной тренировкой. Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность начала игры. Нужно объяснить обучающимся применение в этом случае ауфтакта. Не менее важное значение имеет и синхронное снятие звука.
К примерам элементарной техники ансамбля также относится передача партнёрами друг другу «из рук в руки» пассажей мелодий, аккомпанементов, контрапункта и т.д. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать, её партнёру, не разрывая музыкальной ткани.
Наиболее распространённый недостаток ученического исполнения - динамическое однообразие. Динамический диапазон ансамблевого исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, так как наличие двух и более пианистов позволяет полней использовать клавиатуру.
В ансамблевой игре целесообразный выбор аппликатуры приобретает особенно важное значение, помогает преодолеть пианистические трудности. Случаи перекрещивания пальцев в ансамблевой практике встречаются чаще, чем в сольном исполнении.
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Ритм – один из центральных элементов музыки. Искажение ритмического рисунка чаще всего встречается в пунктирном ритме, при смене шестнадцатых тридцать вторыми и сочетании их с триолями, в условиях полиритмии. Необходимо найти целесообразные способы работы над ритмическими трудностями.
Преподаватель фортепианного ансамбля должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся при составлении ансамбля с тем, чтобы различие этих индивидуальностей могло быть преодолено в совместной работе.
Для активизации учебного процесса полезно организовывать различные творческие мероприятия - исполнительские конкурсы, открытые тематические концерты.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит
одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано −
«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» −обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Обчающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
6. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Список рекомендуемой нотной литературы
1 Альбом нетрудных переложений: для фортепиано в 4 руки.
Ред. С. Мовчан.-М.. 1989
2. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки –
Ред. С. Мовчан.-М .. 1994
3. Ансамбли. Пьесы для фортепино в 4 руки Старшие классы ДМШ
Вып. 3. Сост. А. Бакулов,. Ю. Питерин.-М.. 1969
4. Библиотека любителя музыки В часы отдыха. Популярные отрывки из советских опер и балетов для фортепиано в 4 руки.
Вып. 3. Сост. Ю. Комалыюв.-М.. 1961
5. Библиотека юного музыканта. Вдвоем веселее. Пьесы для фортепиано
в 4 руки. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. И. Стучинская.-Л, 1988
6. Библиотека юного пианиста. Пьесы для начинающих в 4 руки.
1 класс ДМШ. Вып.6. Ред. Л. Ройзман и В. Натансон.-М.,1960
7. Библиотека юного пианиста. Пьесы на народные темы для фортепиано
в 4 руки. Младшие и средние классы. Ред. Б. Розенгауз-М.,1981
8. Библиотека юного пианиста. Избранные ансамбли. Вып.1.
Сост. В. Натансон.
9. Благослови зверей и детей. Сборник пьес для детей в 4 руки.
Ред. Е. Трубина.-Л.,1993
10. Брат и сестра. Старшие классы ДМШ. Ансамбли для фортепиано
в 4 руки. Вып.1. Сост. Н. Ширинская.-М.,1964
11. Брат и сестра. 6 класс ДМШ. Ансамбли для фортепиано в 4 руки
Вып.1 Сост. Б. Милич.-М ,1963
12. Брат и сестра. Альбом пьес в 4 руки. Вып.1.
Ред. Е. Трубина.-Л., 1993
13. Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки.
Вып. З Ред. Н. Обольская. –Л., .1994
14. Десять пьес для фортепиано в 4 руки. Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон,
К. Вебер. Сост. Ф. Розенблюм.-Л.,. 1966
15. Диабелли А. Мелодические упражнения на 5 нотах для фортепиано
в 4 руки. Ор.149. Ред. С. Мовчан.-М.,1993
16. Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки.
Вып.1 Сост А. Борзенков.-Л., 1990
17. Калинка. Альбом начинающего пианиста Вып.2 Сост А. Бакулов,
К Сорокин-М., 1990
18. Легкие пьесы для чтения с листа для фортепиано в 4 руки
Сост Т. Яковлева.-М., 1975
19. Маленькому любителю музыки. Альбом фортепианных пьес.
Сост. С. Ляховицкая -Л., 1986
20. Маленький пианист. М. Соколов.-М., 1991
21. Myзыка вокруг нас. Отрывки из камерных и
симфонических произведений в облегченном переложении
для фортепиано в 4 руки. Сост. О. Бахмацкая.-М.,1986
22. Музыкальный час. Популярные детские песни в переложении
для фортепиано в 4 руки. Вып.1 Ред. Е. Орехова.-М.,1986
23. Музыкальный час. Популярные детские песни в переложении
для фортепиано в 4 руки. Вып.2 Сост. В. Марутаев-"М., 1988
24. Педагогический репертуар ДМШ 4класс.
Альбом для чтения нот с листа. Сост. М. Шарикова-М.,1964
25. Педагогический репертуар. Легкие пьесы для фортепиано
в 4 руки. Сост. Э. Загурская-Л., 1978
26. Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного
ансамбля. Младшие классы ДМШ. Вып.1 Ред. С. Диденко.-М.,1981
27. Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного
ансамбля. Средние классы ДМШ. Вып.1 Ред. С. Диденко–М.,1982
28. Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного
ансамбля. Средние классы ДМШ. Вып.2 Сост. И. Анастасьева-М.,1985
29. Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного
ансамбля. Средние классы ДМШ. Вып..З Сост. И. Анастасьева-М., 1988
30. Педагогический репертуар Хрестоматия фортепианного
ансамбля. Старшие классы ДМШ. Вып.1 Ред. Э. Бабасян.-М.,1983
31. Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного
ансамбля Старшие классы ДМШ. Вып.2 Сост. И. Анастасьева-М.,1986
32. Педагогический репертуар. Хрестоматия фортепианного
ансамбля. Старшие классы ДМШ. Вып.З Сост. И Анастасьева-М.,1989
33. Первые шаги маленького пианиста. Сост. Г. Баранов,
А Четверухин-М.,1997
34. Популярные отрывки из советских опер и балетов для фортепиано
в 4 руки. Вып.1 Сост. Ю. Комальков М.,1961
35. Популярные произведения советских композиторов
для оркестра русских народных инструментов в переложении
для фортепиано в 4 руки. Сост. А. Лачинов-М.,1962
36. Пособие по чтению нот с листа для фортепиано. Младшие и
средние классы ДМШ. Вып.1. Сост. А. Ботагова, Е. Орлова-М.,1976
37. Пьесы для фортепиано в 4 руки. В.А. Моцарт, К.М. Вебер
Сост. Н. Судзан, И. Клячко-М.,1983
38. Русские народные песни Легкая обработка для фортепиано в 4 руки
Младшие классы ДМШ. Тетр.1. Сост. А. Бакулов-М., 1989
39. Русские народные песни Лёгкая обработка для фортепиано
в 4 руки. Младшие классы ДМШ Тетр.2. Сост. А. Баку лов. М., 1990
40. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 1.
Сост С. Ляховицкая, Л. Баренбойм.-Л., 1982
41. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 2
Сост С. Ляховицкая, Л. Баренбойм-Л., 1978
42. Слон - Бостон. Танцевальные пьесы для фортепиано в 4 руки.
Средние и старшие классы. Сост. Е Иршаи-Л., 1991
43. Советские композиторы - детям. Ансамбли для фортепиано.
Младшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. М. Калъянова-М., 1980
44. Советские композиторы - детям. Ансамбли для фортепиано.
Средние и старшие классы ДМШ. Вып.2. Сост. В. Пороцкий-M., I986
45. Фортепианная музыка для ДМШ. 1-2 классы. Ансамбли в 4 руки
Младшие классы. Сост. А. Батагова-M., I970
46.Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.
Вып.2. Сост. А. Руббах.-М., 1975
47.Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.
Вып.4. Сост. Б. Розенгауз.-М.,1978
48.Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.
Вып.5. Сост. А. Бакулов.-М.,1981
49.Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.
Вып.6. Сост. В. Павлов-М.,1982
50.Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.
Вып. 7. Сост. В. Павлов-М.,1983
51.Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. .Младшие классы.
Вып.8. Сост. В. Пороцкий-М.,1985
52.Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Младшие классы.
Вып.9. Сост. В. Пороцкий-М.. 1986
53. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Младшие классы. Вып.10. Сост. В. Пороцкий-М.,1990
54. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для начинающих
Младшие классы. Вьш.1. Сост. Г. Демченко-М., 1994
55. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для начинающих.
Младшие классы. Вып.2. Сост. Г. Демченко-М.,1994
56. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып. 5 (для 2-х фортепиано в 4 руки)
Сост В Пороцкий-М.,1977
57. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып.6.(для 2-х фортепиано в 4 руки)
Сост Ю. Питерин М., 1978
58. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып.7. Сост. В. Пороцкий-М.,1981
59. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып.8 Сост В. Пороцкий-М.,1982
60. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып.9 Сост. В. Пороцкий-М., 1983
61. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып. 10 Сост. В. Пороцкий-М.,1985
62. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып. 11. Сост. В. Пороцкий.-М.,1987
63. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып. 12 Сост. В. Пороцкий-М.,1988
64. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып. 13. Сост. В. Пороцкий.-М.,1990
65. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Средние классы. Вып.14. Сост. В. Пороцкий.-М.,1991
66. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано.
Старшие классы. Вып.2. Сост. Ю. Питерин М.,1973
67. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли для фортепиано
в 4 руки. Старшие классы. Сост. А. Руббах.-М.,1975
68. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Старшие классы.
Вып.5. Сост. Е. Сафронова, А Руббах-М.,1977
69. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли.
Старшие классы. Вып.6. Сост. В. Пороцкий-М.,1978
70. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли. Вып.6.
Сост. М. Вайсборд.-М., 1978
71. Фортепианная музыка для детей. Ансамбли.
Старшие классы. Вып. 10. Сост. Б. Розенгауз-М.,1985
72. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли.
Старшие классы. Вып.1. Сост. В. Пороцкий-М.,1990
73. Фортепианная музыка для ДМШ. Ансамбли.
Старшие классы. Вып. 11. Сост. В. Пороцкий-М.,1991
74. Фортепианные ансамбли русских и советских композиторов.
Для фортепиано в 4 руки. Сост. Б. Печерский-М.,1986
75. Фортепианный ансамбль для детей и юношества.
Нетрудные пьесы для фортепиано в 4 руки Вып.1.
Сост. Э. Бабасян-М.,1990
76. Фортепиано. Ансамбли. 5-7 класс ДМШ. Сост. В. Григоренко-1997
77. Фортепианный дуэт (пьесы для фортепиано в 4 руки).
Сост. Е. Сорокина-М.,1988
78. Фортепиано. Репертуарный сборник для ДМШ.
Для 1-2 классов. Тетр.4. Вып.1. Ансамбли и аккомпанементы.
Ред. Р. Мануков.-М., 1994
79. Хрестоматия по музыкальной литературе для учащихся ДМШ.
Сост. С. Ляховицкая, Б. Волъман-М.-Л.,.1966
80. Школа игры на фортепиано. Под редакцией А Николаева.
Сост. А. Рощина-М.,1994
81. Школа игры на фортепиано для первого года обучения.
Сост.А.Кувшинников, М. Соколов. -М, 1963
82. Школа игры на фортепиано для второго года обучения.
Сост. А. Кувшинников, М Соколов-М.,1963
83. Юный пианист. Вып 1 Сост. Л. Ройзман, В Натансон.-М., .1966
84. Юный пианист. Вып.2. Сост. Л Ройзман, В Натансон-М., 1976
85. Юный пианист. Вып 1. Сост Л. Ройзман. В. Натансон. -М . 1990
86. Юный пианист. Вып 3. Сост. Л. Ройзман, В. Натансон-М.,1977
87. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста
Сост. Игнатьев, Л. Игнатьева-Л.. 1986
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Блох О.А. Комплексный репертуар как основа развития учащихся-музыкантов - «Музыка в школе», №5, 2002.
2. Благой Д. Важные формы приобщения к музыкальному искусству. Сб. Вопросы музыкальной педагогики, вып.5- М., 1984.
3. Виноградова О. На уроках Игумнова - М., 1984.
4. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли- М., 1960.
5. Запольнова Ю.Т. Психологические предпосылки успешного сценического выступления - Новосибирск, 2006.
6. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
7. Креативное обучение в ДМШ. Научно-методический вестник лаборатории музыкальной семантики, №2 (8). – Уфа, 2010.
8. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста - Киев, 1979
9. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра- М., Музыка, 1988
10. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога - М, 1968
11.Геталова О. Фортепиано. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. - СПб: Композитор, 2009.
12.Драгайцева Д. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. – М., 2005 .
13.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1967.