СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана на основе: Авторской программы курса Физики 7-9 классов Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2014г.
по УМК: Физика 7-9 классов. /А.В.Перышкин, Е.М. Гутник/, ДРОФА, М., 2017г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Амирово муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1
от «____»__________2018г
| Согласовано: Зам.директора
___________Г.М. Халикова
«____»___________2018г.
| Утверждаю: Директор школы
__________Р.Ф. Туктаров
Приказ № ____ от «____»____________2018г.
|
Рабочая программа
учебного предмета «Физика» для 7-9 классов.
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации: 3 года.
Рабочая программа разработана на основе: Авторской программы курса Физики 7-9 классов Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2014г.
по УМК: Физика 7-9 классов. /А.В.Перышкин, Е.М. Гутник/, ДРОФА, М., 2017г.
Составитель программы: Шаматов Рамиль Хайбуллович
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «физика» обязательной предметной области "естествознание" для основного общего образования разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с Амирово Стерлибашевского района РБ.
3. Авторской программы курса Физики 7-9 классов Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2014г.;
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
7 КЛАСС
Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верное выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений:
Семиклассник научится:
Понимать смысл понятий:
физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов:
закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука.
Семиклассник получит возможность научиться:
- собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
- измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять
эмпирические зависимости;
- объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход
физических явлений;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных законов;
- приводить примеры практического использования физических законов;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
8 КЛАСС
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Физика» в 8-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 8-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Физики» в 8-м классе являются формирование следующих умений:
Восьмиклассник научится:
Понимать смысл понятий:
тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход, электрический заряд, электрическое поле, проводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, ядерные реакции синтеза и деления, электрическая сила, силовые линии электрического поля, ион, электрическая цепь и схема, точечный источник света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость, магнитное поле, магнитные силовые линии, электромагнитное поле, электромагнитные волны, постоянный магнит, магнитный полюс;
смысл физических величин:
внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, массовое число, энергия связи, углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила;
смысл физических законов:
закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон прямолинейного распространения света, закон отражения и преломления света.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов.
9 КЛАСС
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Физика» в 9-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Физика» в 9-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план м сложный план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 9-м классе являются формирование следующих умений:
Девятиклассник научиться:
понимать смысл понятий:
магнитное поле, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения; относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система, внутренние силы, математический маятник, звук, изотоп, нуклон;
смысл физических величин:
магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота, амплитуда, период, частота, фаза, длина волны, скорость волны, энергия связи, дефект масс, период полураспада;
смысл физических законов:
уравнения кинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада.
Девятиклассник получит возможность научиться:
- собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
- измерять силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
- объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных законов;
- приводить примеры практического использования физических законов;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
(ПО ОКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА)
Механические явления
Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание.
Физика и физические методы изучения природы.Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Измерение длины.
Измерение объема жидкости и твердого тела.
Измерение температуры.
Механические явления.
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром – анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Простые механизмы.
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения.
Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Измерение массы.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение плотности жидкости.
Измерение силы динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Измерение мощности.
Измерение архимедовой силы.
Изучение условий плавания тел.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Тепловые явления.
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха.
Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Электрические и магнитные явления.
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда.
Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
Электрический разряд в газах.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников
Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Изучение электрических свойств жидкостей.
Изготовление гальванического элемента.
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ДемонстрацииЭлектромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора.
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Наблюдение явления дисперсии света.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета – и гамма-излучения. Период
полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Строение и эволюция Вселенной.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации
Астрономические наблюдения.
Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.
Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО)
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).
В тематическом планировании 10% учебного времени отводится на реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей. НРЭО обеспечивают изучение национальных традиций Республики Башкортостан, традиционных видов декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, обычаев и традиций народов Урала и России, деятельности предприятий города и области, влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека, профессий востребованных в нашем регионе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАГИРОВАНИЕ.
7 КЛАСС
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ урока | Наименование уроков | Количество часов |
I.Введение (4ч.) | ||
1 | Что изучает физика? Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Вводный инструктаж по ТБ. |
1 |
2 | Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. |
1 |
3 | Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 |
4. | Физика и техника. | 1 |
II. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч.) | ||
5 | Строение вещества. Молекулы. | 1 |
6 | Лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел». | 1 |
7 | Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 |
9 | Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. |
1 |
10 | Повторительно-обобщающее занятие по теме « Первоначальное сведения о строение вещества». |
1 |
III. Взаимодействие тел (21ч.) | ||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. | 1 |
12 | Скорость. Единица скорости. Расчёт пути, времени движения. | 1 |
13 | Решение задач. По теме «Механическое движение» | 1 |
14 | Инерция. Решение задач | 1 |
15 | Взаимодействие тел. | 1 |
16 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. |
|
17 | Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 |
18 | Лабораторная работа №4. «Измерение объема тела». | 1 |
19 | Плотность вещества. | 1 |
20 | Лабораторная работа №5. Определение плотности твердого тела» | 1 |
21 | Расчёт массы и объёма тела по плотности. | 1 |
22 | Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по плотности. Решение задач. | 1 |
23 | Контрольная работа № 1. По теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества. | 1 |
24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 |
25 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | 1 |
26 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 |
27 | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. | 1 |
28 | Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром». | 1 |
29 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | 1 |
30 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 |
31 | Лабораторная работа №7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы ». | 1 |
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 21ч.) | ||
32 | Давление. Единицы давления. | 1 |
33 | Способы увеличения и уменьшения давления | 1 |
34 | Давление газа. | 1 |
35 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 |
36 | Давление в жидкости и газе. Решение задач. | 1 |
37 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 |
38 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда Решение задач. | 1 |
39 | Сообщающиеся сосуды. | 1 |
40 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 1 |
41 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 |
42 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Решение задач. | 1 |
43 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 |
44 | Манометр. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Давление в жидкости и газе» | 1 |
45 | Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. | 1 |
46 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | 1 |
47 | Лабораторная работа №8. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 |
48 | Решение задач. Действие жидкости и газа на погруженное в них тела. Сила Архимеда. | 1 |
50 | Плавание тел. Плавание судов и. Воздухоплавание. | 1 |
51 | Лабораторная работа № 9. «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | 1 |
52 | Контрольная работа №3 по теме. «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 |
V. Работа, мощность, энергия (12ч.) | ||
53 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 |
54 | Мощность. Единицы мощности. | 1 |
55 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 |
56 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | 1 |
57 | Лабораторная работа №10. «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 |
58 | Применение правила равновесия рычага к блоку. | 1 |
59 | Равенства работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». | 1 |
60 | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | 1 |
61 | Коэффициент полезного действия механизма. | 1 |
62 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | 1 |
63 | Превращение энергии одного вида в другое. Решение задач. | 1 |
64 | Лабораторная работа №11. «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | 1 |
Итоговое повторение (4 ч.) | ||
65-66 | Итоговое повторение | 2 |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 |
68 | Анализ контрольной работы. Подведение итогов | 1 |
8 КЛАСС
(68 часа, 2 часа в неделю)
№ урока |
Наименование уроков | Количество часов |
I. Тепловые явления (12 ч.) | ||
1 | Инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура. | 1 |
2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | 1 |
3 | Теплопроводность. Входная контрольная работа. | 1 |
4 | Конвекция. Излучение. | 1 |
5 | Количество теплоты. Единица количества теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 |
6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Решение задач | 1 |
7 | Лабораторная работа №1. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температурой». | 1 |
8 | Лабораторная работа №2. Определение удельной теплоемкости твердого тела. | 1 |
9 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 |
10 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 |
11 | Обобщение по теме «Тепловые явления». Решение задач. | 1 |
12 | Контрольная работа №1. «Тепловые явления» | 1 |
II. Изменения агрегатных состояний вещества (11 ч.) | ||
13 | Агрегатное состояние вещества. | 1 |
14 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления. | 1 |
15 | Удельная теплота плавления. Решение задач. | 1 |
16 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | 1 |
17 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 |
18 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3. Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра. | 1 |
19 | Работа газа при расширении. | 1 |
20 | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | 1 |
21 | КПД теплового двигателя. | 1 |
22 | Решение задач по теме «Изменения агрегатных состояний вещества» | 1 |
23 | Контрольная работа №2. «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 |
III. Электрические явления (24 ч.) | ||
24 | Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | 1 |
25 | Электроскоп. Электрическое поле. Деление электрического заряда. | 1 |
26 | Строение атома. | 1 |
27 | Объяснение электрических явлений. | 1 |
28 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 |
29 | Электрическая цепь и составные её части. | 1 |
30 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | 1 |
31 | Направление электрического тока. Сила тока. Единица силы тока. | 1 |
32 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 |
33 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 |
34 | Вольтметр. Измерения напряжения. Лабораторная работа №5. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 |
35 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 |
36 | Закон Ома для участка цепи. | 1 |
37 | Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | 1 |
38 | Закон Ома. Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Решение задач. | 1 |
39 | Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 |
40 | Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра». | 1 |
41 | Последовательное соединение проводников. Решение задач. | 1 |
42 | Параллельное соединение проводников. Решение задач. | 1 |
43 | Работа и мощность тока. | 1 |
44 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. | 1 |
45 | Короткое замыкание. Предохранители. Решение задач | 1 |
46 | Обобщение по теме «Электрические явления». Решение задач. | 1 |
47 | Контрольная работа №3. По теме «Электрические явления». | 1 |
IV. Электромагнитные явления (5 ч.) | ||
48 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 |
49 | Магнитное поле катушки стоком. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №8 Сборка электромагнита и испытание его действия | 1 |
50 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 |
51 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | 1 |
52 | Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя (на модели)» | 1 |
V. Световые явления (9 ч.) | ||
53 | Источники света. Распространение света. | 1 |
54 | Отражение света. Законы отражения света. | 1 |
55 | Плоское зеркало | 1 |
56 | Преломление света. | 1 |
57 | Линза. Оптическая сила линзы | 1 |
58 | Изображения, даваемые линзой. | 1 |
59 | Лабораторная работа №11. «Получение изображения при помощи линзы». | 1 |
60 | Обобщение по теме «Световые явления». Решение задач. | 1 |
61 | Контрольная работа №4 по теме «Световые явления». | 1 |
VI. Повторение (7 ч.) | ||
62-66 | Урок обобщение по всему курсу Физика- 8 | 5 |
67 | Контрольная работа №5. (итоговая) | 1 |
68 | Работа над ошибками. Подведение итогов. | 1 |
9 КЛАСС
(102 часа, 3 часа в неделю)
№ урока | Наименование уроков | количество часов |
I. Законы взаимодействия и движения тел (30 ч.) | ||
1 | Материальная точка. Система отсчета. Вводный инструктаж по ТБ | 1 |
2 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | 1 |
3 | Перемещение при равномерном прямолинейном движении. | 1 |
4 | Перемещение при равномерном прямолинейном движении. Решение задач | 1 |
5 | Входная контрольная работа. | 1 |
6 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 |
7 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Решение задач. | 1 |
8 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 |
9 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Решение задач | 1 |
10 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 |
11 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Решение задач. | 1 |
12 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 |
13 | Относительность движения. Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение | 1 |
14 | Урок обобщение. Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение. | 1 |
15 | Контрольная работа № 1 «Кинематика» | 1 |
16 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 |
17 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 |
18 | Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Решение задач. | 1 |
19 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 |
20 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач. | 1 |
21 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 |
22 | Прямолинейное и криволинейное движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 |
23 | Прямолинейное и криволинейное движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 |
24 | Искусственные спутники Земли. Решение задач. | 1 |
25 | Лабораторная работа №2. «Измерение ускорение свободного падения» | 1 |
26 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 |
27 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Решение задач | 1 |
28 | Реактивное движение. Ракеты. Решение задач. | 1 |
29 | Урок обобщение. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач. | 1 |
30 | Контрольная работа №2 «Импульс тела. Закон сохранение импульса». | 1 |
II. Механическое колебания и волы. Звук (16 ч.) | ||
31 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник | 1 |
32 | Величины, характеризующие колебательное движение. Решение задач. | 1 |
33 | Величины, характеризующие колебательное движение. Решение задач. | 1 |
34 | Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». | 1 |
35 | Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. | 1 |
36 | Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Решение задач. | 1 |
37 | Вынужденные колебания. Резонанс | 1 |
38 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | 1 |
39 | Длина волны, скорость распространения волн. | 1 |
40 | Длина волны, скорость распространения волн. Решение задач | 1 |
41 | Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 |
42 | Высота и тембр звука. Громкость звука. |
|
43 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | 1 |
44 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач. |
|
45 | Урок обобщение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
46 | Контрольная работа №3 «Механическое колебание и волны. Звук» | 1 |
III.Электромагнитное поле. (21 ч,) | ||
47 | Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и не однородное поле | 1 |
48 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 |
49 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 |
50 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Решение задач. | 1 |
51 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 |
52 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Решение задач |
|
53 | Явление электромагнитной индукции. | 1 |
54 | Лабораторная работа №4. «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 |
55 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 1 |
56 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Решение задач | 1 |
57 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | 1 |
58 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 |
59 | Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | 1 |
60 | Принцип радиосвязи и телевидения. | 1 |
61 | Урок обобщение по теме: «Электромагнитное поле». Решение задач. | 1 |
62 | Контрольная работа № 4. «Электромагнитное поле». | 1 |
63 | Интерференция света. Электромагнитная природа света | 1 |
64 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. | 1 |
65 | Дисперсия света. Цвет тел. Спектрограф и спектроскоп. | 1 |
66 | Типы оптических спектров. Типы оптических спектров. Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» | 1 |
67 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых секторов. | 1 |
IV Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (16 ч.) | ||
68 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | 1 |
69 | Модели атомов. Опыт Резерфорда |
|
70 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 |
71 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Решение задач. | 1 |
72 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 |
73 | Открытие протона и нейтрона. Решение задач. | 1 |
74 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. | 1 |
75 | Альфа- и бета- распад. Правило смещение. Решение задач | 1 |
76 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | 1 |
77 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Решение задач. | 1 |
78 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Решение задач. | 1 |
79 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Решение задач. | 1 |
80 | Биологическое действие радиации. Решение задач. | 1 |
81 | Термоядерная реакция. Решение задач. | 1 |
82 | Обобщение по теме «Строение атома и атомного ядра». Решение задач. |
|
83 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра» | 1 |
Строение и эволюция вселенной (7 ч) | ||
84 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | 1 |
85 | Большие планеты Солнечной системы. | 1 |
86 | Малы тела Солнечной системы. | 1 |
87 | Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. | 1 |
88 | Строение и эволюция Вселенной. | 1 |
89 | Урок обобщение по теме «Строение и эволюция вселенной». | 1 |
90 | Контрольная работа №5 «Строение и эволюция вселенной» | 1 |
Итоговое повторение (12 ч) | ||
91-100 | Обобщение курса Физики 7- 9 кл. Решение задач. | 9 |
101 | Итоговая контрольная работа №6 | 1 |
102 | Работа над ошибками. Итоговый урок. | 1 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО НА ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА.
7 КЛАСС
(2 часа в неделю, всего - 68 часов)
№ п/п |
Наименование разделов | Количество | ||
часов | лабораторных работ | контрольных работ | ||
1 | Введение. Физика и физические методы изучения природы | 4 | 1 | - |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1 | - |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 5 | 2 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 2 | 2 |
5 | Работа, мощность, энергия | 12 | 2 | 1 |
6 | Итоговое повторение | 4 | - | 1 |
Всего | 68 | 11 | 6 |
8 КЛАСС
(2 часа в неделю, всего – 68 часов)
№ п/п |
Наименование разделов | Количество | ||
часов | лабораторных работ | контрольных работ | ||
1 | Тепловые явления | 12 | 2 | 1 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 1 | 1 |
3 | Электрические явления | 24 | 4 | 1 |
4 | Электромагнитные явления | 5 | 2 |
|
5 | Световые явления | 9 | 2 | 1 |
| Итоговое повторение | 7 | - | 1 |
Всего | 68 | 11 | 5 |
9 КЛАСС
(3 часа в неделю, всего – 102 часов)
№ п/п |
Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | из них | |||
лабораторных работ | контрольных работ | |||
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 30 | 2 | 2 |
2 | Механические колебания и волны. Звук | 16 | 1 | 1 |
3 | Электромагнитное поле | 21 | 1 | 1 |
4 | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 16 | 1 | 1 |
5 | Строение и эволюция вселенной | 7 |
| 1 |
6 | Итоговое повторение | 12 | - | 1 |
Всего: | 102 | 5 | 7 |
33