Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по математике М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой.
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение курса «Математика» в начальной школе отводится всего 516 часов. В 3 классе на изучение предмета - 131 час. Из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Математика и конструирование» - 25 часов.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Наличие мотивации к творческому труду, к работе по результатам.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково – символические и речевые средства; средства ИКТ для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практических задач.
Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета),сбор, обработка , анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета , в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений ,отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями ) в соответствии с содержанием учебного предмета « Математика».
Предметные результаты
Ученик научится:
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять , анализировать и интерпретировать данные.
называть последовательность чисел до 1000, записывать эти числа цифрами;
называть компоненты и результаты умножения и деления;
выполнять действия в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
пользоваться таблицей умножения однозначных чисел и соответствующими случаями деления – на уровне автоматизированного навыка;
решать задачи различной сложности.
Ученик получит возможность научиться:
строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненных проблем, представлять результаты проекта.
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия;
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника, квадрата.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по адаптированной программе
Учащиеся должны знать:
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
названия и обозначения единиц важнейших величин — длины, массы, площади, времени;
взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.) и применять эти знания при решении текстовых задач.
Учащиеся должны уметь.
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
выполнять устные вычисления в пределах 100, а с большими числами — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание, умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число; деление на однозначное и двузначное число; проверять правильность вычислений;
называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное);
• решать простые и составные задачи в 2-3 действия с помощью действий сложения, вычитания, умножения и деления;
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины;
уметь распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник (треугольник, четырехугольник), строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник, квадрат;
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
находить значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; формирование интеллектуальных познавательных учебных действий, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.); обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (7 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (46 ч)
Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см2, дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (от 1 до 100) (25 ч)
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙ в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (4 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Арифметические действия (18 ч)
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, вычитания.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число.
Итоговое повторение (6 ч)
Решение составных задач разного вида. Табличное и внетабличное умножение и деление. Решение уравнений. Проект.
Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» (25 ч)
Целями внутри предметного модуля являются:
развитие интереса к математике как учебному предмету;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Содержание внутрипредметного модуля
Простейшие геометрические фигуры. Многоугольник.
Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат. Получение этих фигур путём перегибания листа бумаги, путём сгибания куска проволоки, выкладывания палочек, по шаблону, трафарету.
Многоугольник. Изготовление многоугольника на плоскости из палочек (одинаковой и разной длины), из кусков проволоки.
Построение многоугольника из простейших геометрических фигур: прямоугольников, квадратов, треугольников. Разбиение многоугольника на прямоугольники, квадраты, треугольники.
Конструирование.
Конструирование различных композиций, бордюров из геометрических фигур на плоскости. Составление плоских предметов из заданных частей геометрической формы.
Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», « Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Изготовление изделий с использованием техники «Оригами».
3. Тематическое планирование
№ n/n | Раздел программы | Количество часов | Содержание деятельности обучающихся |
1. | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 7 | Повторить последовательность чисел от 1 до 100. Уметь представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, знать название компонентов и результата сложения и вычитания, вспомнить и закрепить приемы вычисления при сложении и вычитании. |
2. | Табличное умножение и деление | 46 | Запомнить таблицу умножения однозначных чисел, использовать этот навык для решения выражений и задач различной сложности. |
3. | Внетабличное умножение и деление (от 1 до 100) | 25 | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. 8,9. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. |
4. | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 4 | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. |
5. | Числа от 1 до1000.Арифметические действия | 18 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. |
6. | Итоговое повторение | 6 | Использование знаний в проектной деятельности. |
7. | Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» | 25 | Строить простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат. Получение этих фигур путём перегибания листа бумаги, путём сгибания куска проволоки, выкладывания палочек, по шаблону, трафарету. Конструировать различные композиции. Изготавливать изделия с использованием техники «Оригами». |
| Итого | 131 | |
4.Формы контроля
самоконтроль;
взаимоконтроль;
тематический контроль;
промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
итоговый контроль (годовая промежуточная аттестация).
5.Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся | Для учителя |
Моро М.И., Степанова С В , Волкова С И . Математика. 3 класс в 2-х частях. Рабочая тетрадь по математике в 2-х частях. Авторы Моро М.И.,ВолковаС.В.
| «Математика» 3класс ( 1-2) Моро М. И. , Бантова М. А., Бельтюкова Г. А., Москва « Просвещение» 2011. « Рабочая тетрадь» 3класс (1 -2)Моро М. И., Волкова С. И. Москва Просвещение 2011. Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике 1 -4 класс. Москва Просвещение 20014. Ракитина М. А. Дидактические материалы.3класс Москва АСТ 20011. Уроки математики. 3 класс. Пособие для учителя. Степанова С.В. Контрольные работы по математике. 3 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,20012. Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 3 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2011. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2-х частях»/ –Издательство «Экзамен», 2011 |
6. Список литературы
ФГОС НОО
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях