СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Письмо и развитие речи" в 5, 9 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данной программе планирую работать в 2018-2019 учебном году. Программа по письму расчитана для 5 и 9 класса коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Письмо и развитие речи" в 5, 9 классах»


Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

«Славгородская общеобразовательная школа-интернат»

«Рассмотрено»


Руководитель МО


Колосова О.В./_____________

Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«___»____________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР КГБОУ

«СлавгородскаяОШи»

Петерс В.Н./___________

Ф.И.О.

«___»___________2018г.

«Утверждено»

Директор КГБОУ «СлавгородскаяОШи»


БойкоА.В./_____________

Ф.И.О.

Приказ № ____ от

«___»___________2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Письмо и развитие речи» 5, 9 класс

срок реализации 2018– 2019 учебный год







Учитель: Першина М. А.













г. Славгород

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

Учебного плана КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат»

Примерные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой


Цель – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Задачи:

1. Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований);

2. Овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3. Обучение школьников умению связанно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

4. Вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;

5. Развитие логического мышления;

6. Формирование общеучебных умений – работать с книгой, со справочной литературой; совершенствование навыков чтения;

7. Воспитание нравственности, чувства патриотизма и толерантности; воспитание любви и уважения к родному языку, а так же предмету «русский язык».

Специальной задачей обучения письму в коррекционной школе является коррекция речи и мышления школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа, которая включает следующие направления:

• Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

• Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция – развитие памяти;

- коррекция – развитие внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма величина;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления ( умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

• Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- развитие умения выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

- умение планировать деятельность.

• Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование умения преодолевать трудности;

- воспитание самостоятельности принятия решения;

- формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивой и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность;

- воспитание правильного отношения к критике.

• Коррекция – развитие речи:

- развитие фонематического восприятия;

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- коррекция монологической речи;

- коррекция диалогической речи;

- развитие лексико-грамматических средств языка.

• Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

• Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Задача обучения грамматике и правописанию в коррекционной школе заключается в развитии у учащегося устной и письменной речи, в формировании практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение, звуки и буквы, слово, предложение, связная речь.

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьника.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционной школе на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звукобуквенному анализу.

В V – IX классах работа, начатая в начальных классах, по звукобуквенному анализу, продолжается. Учащийся овладевает правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию.

Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений в коррекционной школе имеет особое значение для подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо так организовать работу, чтобы постепенно в процессе упражнений формировать у учащегося навыки построения разной степени распространённости простого предложения и сложного предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

Связная речь. На уроках письма особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья излагать свои мысли в письменной форме весьма ограниченны. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В V – IX классах ученику прививается навык делового письма. Обучение осуществляется в двух планах: учащиеся получают представление и упражняются в оформлении различных деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование у них навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется учителем в зависимости от особенностей и возможностей учащегося.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует программе под редакцией В. В. Воронковой, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

































МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

С ДИСЦИПЛИНАМИ УЧЕБНОГО ПЛАНА

5 класс

раздел программы письма и развития речи

предмет учебного плана

разделы и темы программы для установления межпредметных связей

Повторение

природоведение

«Сезонные изменения в природе»

Чтение и развитие речи

Сказка «Как наказали медведя»

УНТ

сбо

«Культура поведения»

Звуки и буквы

чтение и развитие речи

К. Паустовский «Кот Ворюга»

Состав слова

трудовое обучение

«Изучение инструментов, материалов»

чтение развитие речи

Сказки Пушкина

УНТ

Соколов-Микитов

«Золота осень»

физкультура

«Основы знаний»

Существительное

природоведение

«наша страна, Москва-столица нашей Родины»

«Сезонные изменения в природе. Весна»

сбо

«Средства связи»

«Питание»

изо

«Рисование с натуры»

чтение и развитие речи

Басни Крылова «Ворона и Лисица»

трудовое обучение

«Название инструментов, их назначение»

Предложение

природоведение

«Живая природа»


изо

Наблюдение за природой


музыка и пение

Чайковский «Времена года»


сбо

«Уход за одеждой»





9 класс



№ п/п

Раздел программы чтения и развития речи

Предмет учебного плана

Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей

1.

Повторение

Природоведение



Чтение и развитие речи



Биология







География



Сезонные изменения в природе.

Мир, в котором мы живем.


Устное народное творчество.

Былины.



Растения.

Животные.

Птицы.

Насекомые.

Живая природа.

Неживая природа.


Сухопутные и морские границы России.

2.

Звуки и буквы

Математика


Чтение и развитие речи


Масштаб


Устное народное творчество.



3.

Слово.

Математика



Чтение и развитие речи


Биология







История



СБО



География


Изобразительное искусство

Трудовое обучение


Масштаб

Меры времени.


Устное народное творчество.

М. Горький


Растения.

Животные.

Птицы.

Насекомые.

Живая природа.

Неживая природа.


Великая Отечественная война Советского союза.


Виды денежного перевода.

Телефон.


Физическая карта


Различие цвета о оттенков.


Изготовление изделия.

4.

Повторение.

История



Физическая культура

Великая Отечественная война Советского союза.


Олимпийские игры.

































УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД



класс

Количество часов в неделю

Количество часов за год

I

Четверть

II

четверть

III

Четверть

IV

Четверть



5


5

172

40

38

51

43


9


4

134

32

30

41

31






















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПИСЬМУ

Учащиеся 5 класса должны уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

обозначать мягкость согласных буквой Ь;

разбирать слово по составу;

выделять имя существительное как часть речи;

строить простое распространённое предложение;

связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

алфавит;

способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).


Учащиеся 9 класса должны уметь:

- писать небольшое по объему изложение и сочинения творческого характера;

- оформлять все виды деловых бумаг;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

- части речи, использование их в речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.











СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»


Разделы


5 класс


9 класс

Повторение

10 ч.

8 ч.

Звуки и буквы

11 ч.

9 ч.

Слово

Состав слова


29 ч.


10 ч.

Части речи:

Имя существительное

.

91 ч.


8 ч.

Имя прилагательное

-

7 ч.

Местоимение

-

7 ч.

Глагол

-

20 ч.

Наречие

-

10 ч.

Числительное

-

13 ч.

Части речи

8 ч.

11 ч.

Предложение

15 ч.

31 ч.





















ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В 5 КЛАССЕ

п/п

Вид контрольной работы, тема

Дата проведения

1

Контрольный диктант по теме «Предложение».

13.09

2

Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы».

01.10

3.

Самостоятельная работа по теме: «Состав слова».

16.10

4

Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в корнях»

22.10

5

Самостоятельная работа по теме «Слово»

16.11

6

Диктант по теме «Части речи»

28.11

7

Контрольный диктант по теме « Имя существительное»

21.12

8

Самостоятельная работа по теме «Изменение имен существительных по падежам»

25.01

9

Самостоятельная работа по теме «Склонение имен существительных»

12.02

10

Контрольный диктант по теме: «Склонение имен существительных»

19.03

11

Диктант по теме « Существительные 3-го склонения»

24.04

12

Самостоятельная работа по теме: «Предложение»

16.05

13

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

20.05





ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В 9 КЛАССЕ

п/п

Вид контрольной работы, тема

Дата проведения

1

Контрольный диктант по теме «Предложение».

12.09

2

Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы».

01.10

3.

Самостоятельная работа по теме: «Состав слова».

17.10

4

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

23.10

5

Самостоятельная работа по теме: «Имя прилагательное».

21.11

6

Самостоятельная работа по теме: « Личные местоимения».

04.12

7

Диктант по теме: «Глагол».

24.12

8

Самостоятельная работа по теме: «Глагол».

22.01

9

Проверочный диктант по теме: «Наречие».

05.02

10

Самостоятельная работа по теме: «Числительное».

01.03

11

Контрольный диктант по теме: «Части речи».

15.03

12

Самостоятельная работа по теме «Предложение».

09.04

13

Диктант по теме: «Простое предложение».

17.04

14

Контрольный диктант по теме: «Предложение».

13.05
































Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи

на 2018-2019 учебный год

5 класс


I четверть - 40 ч

№ п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

оборудование

словарь


1. Повторение

10 ч




1.

Повторение по теме «Предложение»

1

03.09

Схема


2.

Развитие речи. Составление рассказа по вопросам учителя по теме «Школа».

1

04.09



3.


Составление и распространение предложений.

1

05.09

Схемы


4.

Связь слов в предложении. Главные члены. Подлежащее.

1

06.09

Схемы


5.

Связь слов в предложении. Главные члены. Сказуемое.

1

07.09



6.

Связь слов в предложении. Второстепенные члены.

1

10.09

Схемы


7.

Виды предложений по интонации. Повествовательные и вопросительные предложения.

1

11.09

таблица

здравствуй

до свидания

8.

Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения.

1

12.09



9.

10.

Диктант по теме «Предложение»

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Предложение».

1

1

13.09

14.09




2. Звуки и буквы

11ч




11.

Звуки и буквы. Алфавит.

1

17.09

алфавит

Пассажир

расстояние

12.

Звуки гласные и согласные.

1

18.09

Схема


13.

Твердые и мягкие согласные.

1

19.09

Схема

Область

14.

Буквы, обозначающие мягкость согласных

1

20.09



15.

16.

Разделительный ь

2

21.09

24.09



17.

18.

Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

2

25.09

26.09



19.

20.

Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных.

2

27.09

28.09

Алгоритм


21.

Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы».

1

01.10

Схемы

каникулы


3. Слово

29 ч




22.

23.

Состав слова. Корень и однокоренные слова.

2

02.10

03.10

Схема

Граница

охрана

24.

25.

Состав слова. Окончание.

2

04.10

05.10

Схема

Инструмент

26.

27.

Состав слова. Приставка.

2

08.10

09.10

Схема


28.

29.

Состав слова. Суффикс.

2

10.10

11.10

Схема

Железо

металл

30.

31.

Образование слов при помощи приставок и суффиксов.

2

12.10

15.10

Схема


32.

Самостоятельная работа по теме « Состав слова»

1

16.10



33.

34.

35.

Правописание безударных гласных в корне слова.

3

17.10

18.10

19.10

Памятка

север

36.

37.

Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в корнях»

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Правописание гласных и согласных в корнях»

2

22.10

23.10

Памятка

Физкультура

38.

39.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

2

24.10

25.10

Схемы, словарь

верблюд

40.


Обобщение по теме: «Правописание гласных и согласных в корнях»

1


26.10





II четверть - 38 ч.







41.

42.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

2

06.11

07.11

словарь

Беседа

Библиотека

43.

Приставка и предлог.

1

08.11



44.

45.

Правописание приставок и предлогов.

2

09.11

12.11

Индивид.

карточки


46.

47.

Разделительный твердый знак после приставок.

2

13.11

14.11



48.

Повторение по теме «Приставка и предлог»

1

15.11



49.

Самостоятельная работа по теме «Слово»

1

16.11



50.

Деловое письмо. Записка.

1

19.11

образец



4. Части речи

8 ч




51.

Общее понятие о частях речи.

1

20.11


долото

52.

53.

Умение различать части речи по вопросам и значению.

2

21.11

22.11

таблица

забота

54.

Умение различать существительное по значению и вопросам.

1

23.11

таблица


55.

Умение различать прилагательное по значению и вопросам.

1

26.11

таблица


56.

Умение различать глагол по значению и вопросам.

1

27.11

таблица


57.

58.

Диктант по теме «Части речи»

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Части речи»

1

1

28.11

29.11




5. Имя существительное

91 ч




59.

60.

Понятие об имени существительном

2

30.11

03.12



61.

62.

63.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

3

04.12

05.12

06.12

Схема

столица

64.

65.

Имена существительные собственные и нарицательные

2

07.12

10.12

Схема

космос

66.

Р/речи. Адрес

1

11.12

образец

Адрес

конверт

67.

68.

Изменение существительных по числам

2

12.12

13.12


ботинки

69.


Род существительных

1

14.12


герой

70.

71.


Умение различать род существительных

2

17.12

18.12



72.

73.

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце

2

19.12

20.12



74.


75.

Контрольный диктант по теме « Имя существительное»

Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя существительное»

1


1

21.12


24.12



76.

Развитие речи. Поздравительная открытка.

1

25.12

образец


77.

78.

Повторение по теме «Имя существительное»

2

26.12

27.12




III четверть – 51ч.

79.

Повторение по теме «Имя существительное»

1

10.01



80.

Изменение имен существительных по вопросам

1

11.01

Схема

Овраг

канал

81.

82.

Изменение имен существительных по падежам. Различение падежей по вопросам.

2

14.01

15.01

таблица


83.

Именительный падеж

1

16.01

таблица


84.

Родительный падеж

1

17.01

таблица


85.

Дательный падеж

1

18.01

таблица


86.

Винительный падеж

1

21.01

таблица

Веревка

87.

Творительный падеж

1

22.01

таблица


88.

Предложный падеж

1

23.01

таблица

Природа

Охота

89.

Изменение имен существительных по падежам.

1

24.01



90.

Самостоятельная работа по теме «Изменение имен существительных по падежам»

1

25.01



91.

Понятие о склонении

1

28.01

схема

Естествознание

92.

93.

Существительные 1 склонения

2

29.01

30.01

схема


94.

95.

Существительные 2 склонения

2

31.01

01.02

схема


96.

97.

Существительные 3 склонения

2

04.02

05.02

схема


98.

Развитие речи. Изложение «Зимняя рыбалка»

1

06.02

Сюжетные картинки


99.

100.

101.

Различение склонений по родам и окончаниям

3

07.02

08.02

11.02

Таблица склонений


102.

Самостоятельная работа по теме «Склонение имен существительных»

1

12.02



103.

Первое склонение имен существительных в единственном числе

1

13.02



104.

Именительный падеж имен существительных 1-го склонения

1

14.02



105.

106.

Родительный падеж имен существительных 1-го склонения

2

15.02

18.02


творог

107.

108.

Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

2

19.02

20.02



109.

Винительный падеж имен существительных 1-го склонения

1

21.02



110.

111.

Творительный падеж имен существительных 1-го склонения

2

22.02

25.02


Защита

грамота

112.

Предложный падеж имен существительных 1-го склонения

1

26.02


Свобода

113.

Повторение по теме «Первое склонение имен существительных в единственном числе»

1

27.02


Стамеска

114.

115.

Правописание падежных окончаний существительных 1 – го склонения

2

28.02

01.03


ракета

116.

Второе склонение имен существительных в единственном числе

1

04.03



117.

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2 склонения

1

05.03



118.

Именительный падеж имен существительных 2-го склонения

1

06.03



119.

120.

Родительный падеж имен существительных 2-го склонения

2

07.03

11.03



121.

Дательный падеж имен существительных 2-го склонения

1

12.03



122.

123.

Винительный падеж имен существительных 2-го склонения

2

13.03

14.03



124.

Творительный падеж имен существительных 2-го склонения

1

15.03



125.

Предложный падеж имен существительных 2-го склонения

1

18.03



126.

Контрольный диктант по теме: «Склонение имен существительных»

1

19.03


салат

127.

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Склонение имен существительных»

1

20.03



128.


Развитие речи. Письмо.

1

21.03

Образец, план


129.


Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения

1

22.03

схема



IV четверть - 43 ч

130.

131.

Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения

2

01.04

02.04



132.

133.

Именительный падеж имен существительных 3-го склонения

2

03.04

04.04

Таблица склонений


134.

135.

Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3-го склонения

2

05.04

08.04


Отряд

космос

136.

137.

Винительный падеж имен существительных 3-го склонения

2

09.04

10.04


картон

138


Развитие речи. Изложение по предложенному учителем плану, «Медвежонок».

1

11.04

план


139

Развитие речи. Написание изложения по предложенному учителем плану, «Медвежонок».

1

12.04

план


140.

141.

Творительный падеж имен существительных 3-го склонения

2

15.04

16.04


орден

142.

143.

Обобщение по теме: «Третье склонение имен существительных в единственном числе»

2

17.04

18.04

Индивид.

карточки

победа

144.

145.

146.

Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения

3

19.04

22.0423.04

схема

Запад

горизонт

147.


148.

Диктант по теме « Существительные 3-го склонения»

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения»

1


1

24.04


25.04



149.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом

1

26.04

Деформированные предложения

Колонна

коллекция


6. Предложение

15 ч




150.

151.

Главные члены предложения

2

29.04

30.04



152.

153.

Второстепенные члены предложения

2

02.05

03.05

схема

бензин

154.

155.

Нераспространенные и распространенные предложения

2

06.05

07.05

схема


156.

157.


Однородные члены предложения

2

08.05

10.05

схема

Верстак

станок

158.

159.

Знаки препинания при однородных членах предложения

2

13.05

14.05

схемы


160.


Повторение по теме: «Предложение»

1

15.05

Схемы, знаки


161.

Самостоятельная работа по теме: «Предложение»

1

16.05



162.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.

1

17.05

Серия картинок

презентация


163.


164.

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Предложение».

1


1

20.05


21.05




7. Повторение

8 ч




165.


Состав слова. Звуки и буквы.

1

22.05



166.

167.

Правописание гласных и согласных в корне слова

2

23.05

24.05

схема


168.

169.

Части речи.

2

27.05

28.05

схема


170.

171.

Грамматические категории существительных.

2

29.05

30.05

таблица


172.

Повторение по теме «Существительное».

1

31.05

Индивид.

карточки




















Календарно – тематическое планирование

по письму, 9 класс, на 2018-2019 учебный год



№ п/п

Тема урока

кол-во часов

дата


оборудование

словарь


I четверть - 32 ч







Повторение

8 ч




1.

Простое предложение.

1

03.09

Схема


2.

Простое предложение с однородными членами.

1

04.09



3.

Обращение.

1

05.09

Схемы


4.

5.

Сложное предложение с союзами и, а, но.

2

07.09

10.09

Схемы

Гарнизон

6.

Сложное предложение со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

1

11.09

Схемы

Благодарю

7.


Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

12.09

таблица


8.

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Предложение»

1

14.09




Звуки и буквы

9 ч




9.

Звуки гласные и согласные.

1

17.09

схема

Пролетариат

10.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

1

18.09

схема

Агрессор

11.

12.

Гласные ударные и безударные.

2

19.09

21.09

схема

Аэрофлот

13.

Обозначение мягкости согласных буквой ь.

1

24.09


Автопортрет

14.

Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

1

25.09

схема

Окрестность

15.


Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

1

26.09


Избиратель

16.

Разделительные ь и ъ знаки.

Количество звуков и букв в слове.

1

28.09

образец

Правительство

17.

Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы».

1

01.10

схемы

Оригинальный


Состав слова

10 ч




18.

Разбор слов по составу

1

02.10

схема

Поместье

Изящный

19.

20.

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

2

03.10

05.10


Объединенный

Демократия

21

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

1

08.10


Излишество

Расправа

Истязать

22.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).

1

09.10


Общежитие

23.


Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных.

1

10.10

Схема

карточки

комиссия

24.

Сложные слова.

1

12.10



25.

Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных.

1

15.10



26.

Сложносокращенные слова.

1

16.10


Комитет

Квалификация

27.

Самостоятельная работа по теме: «Состав слова».

1

17.10

Индивидуальные задания



Имя существительное

8 ч.




28.

Роль существительного в речи

1

19.10

таблица


29.


Основные грамматические категории имени существительного

1

22.10


таблица


30.


Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

23.10

образцы


31.


Работа над ошибками. Повторение по теме: «Имя существительное».

1

24.10



32.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

1

26.10




II четверть - 30 ч


33.

Несклоняемые имена существительные.

1

06.11

образец


34.

Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

1

07.11

картина


35.

Развитие речи. Написание сочинения по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

1

09.11

картина



Имя прилагательное

7 ч




36.

Роль прилагательного в речи.

1

12.11



37.

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

13.11

образец

Ежемесячный

Заведующий

38.

39.


Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

2

14.11

16.11

таблица

Иногородний

Малодушие

40.

Развитие речи. Изложение «Основание Москвы».

1

19.11

образец


41.

Развитие речи. Написание изложения «Основание Москвы».

1

20.11

картина


42.

Самостоятельная работа по теме: «Имя прилагательное».

1

21.11

индивид.

задания



Личные местоимения

7 ч




43.

44.

45.

Роль личных местоимений в речи.

3

23.11

26.11

27.11


Авиация

Автономия

46.

Правописание личных местоимений.

1

28.11



47.

Правописание личных местоимений 3 лица.

1

30.11



48.


Правописание личных местоимений.

1

03.12


Биография

49.

Самостоятельная работа по теме: « Личные местоимения».

1

04.12

схема



Глагол

20 ч




50.

51.

Роль глагола в речи.

2

05.12

07.12


Былина

52.

53.

54.

Неопределенная форма глагола.

3

10.12

11.12

12.12

опорная таблица

Гражданин

55.

Развитие речи. Сочинение по картине «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском»

1

14.12


Извержение

Катастрофа

56.


Развитие речи. Написание сочинения по картине «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском»

1

17.12

схема

Каторга

57.

58.

59.

Спряжение глаголов

3

18.12

19.12

21.12


Легенда


60.


Диктант по теме: «Глагол».


1

24.12

таблица

Ландшафт

Монархия

Население

61.

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Глагол»

1

25.12



62.


Повелительная форма глагола.

1

26.12

схема


III четверть – 41ч



Глагол (продолжение)





63.


Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

1

11.01

схема

Агрегат

агрессия

64.

65.

66.

Частица не с глаголами.

3

14.01

15.01

16.01


архив

Библиография


67.

Развитие речи. Изложение «Мужественный поступок».

1

18.01


Благодарность

Вентиляция

68.

Развитие речи. Написание изложения «Мужественный поступок».

1

21.01

Образец

папка

Диагноз

69.

Самостоятельная работа по теме: «Глагол».

1

22.01

индивид.

задания

Досуг


Наречие

10ч




70.

71.

Понятие о наречии.

2

23.01

23.01


Дубликат

72.

73.

74.

Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

3

25.01

28.01

29.01

опорная таблица

Единомышленник

Ежемесячный

75.

76.

77.

Правописание наречий с О и А на конце.

3

30.01

01.02

04.02

опорная таблица

жюри

78.


Проверочный диктант по теме: «Наречие».


1


05.02



79.

Работа над ошибками. Повторение по теме «Наречие»

1

06.02




Имя числительное

13ч




80.

81.

Понятие об имени числительном.

2

08.02

11.02


Заимообразно

За счет

82.

83.

84.

Числительные количественные и порядковые.

3

12.02

13.02

15.02

Кроссворд


85.

86.

87.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900.

3

18.02

19.02

20.02


Компенсация

кооператив

88.

89.

90.

Правописание числительных 200, 300, 400; 40, 90, 100.

3

22.02

25.02

26.02


Обязанность

Отчизна

91.

Развитие речи. Деловое письмо: доверенность, расписка.

1

27.02

Образец

С 186

Планета

планетарий

92.

Самостоятельная работа по теме: «Числительное».

1

01.03

индивид.

задания



Части речи

11 ч




93.

94.

95.


Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог.

3

04.03

05.03

06.03

схема

Правонарушение

прогрессивный

96.

97.

98.

Части речи. Употребление в речи.

3

11.03

12.03

13.03



99.


100.

Контрольный диктант по теме: «Части речи».

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Части речи»

1


1

15.03


18.03



101.

Повторение по теме: «Части речи»

1

19.03




102.

Развитие речи. Изложение «Судьба человека».

1

20.03



103.


Развитие речи. Написание изложения «Судьба человека».

1



22.03

схема


IV четверть – 31 ч


Предложение

30 ч




104.

Простое предложение.

1

01.04

схема

Профессия


105.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

02.04

схема

Агитация

106.


Предложения распространённые и нераспространённые.

1

03.04

схема


107.

108.

Предложения с однородными членами.

2

05.04

08.04



109.

Самостоятельная работа по теме «Предложение».

1

09.04

индивид.

задания


110.

111.

Обращение.

2

10.04

12.04

схема

Воззвание

Восстание

112.

Развитие речи. Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

15.04

схема

Иждивенец

Издательство

113.

Развитие речи. Написание сочинения по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

16.04

картина

инфекция

114.

Диктант по теме: «Простое предложение».


1

17.04

карточки

Исцелять

115.



Работа над ошибками. Повторение по теме: «Простое предложение»

1



19.04



116.

117.

Сложное предложение.

2

22.04

23.04

схема


118.

119.

Сложные предложения с союзами И, А, Но и без союзов.

2

24.04

26.04

схема

Коллега

Коллективизация

120.

121.

Предложения со словами который, где, что, чтобы, потому что.

2

29.04

30.04

схема

Ликвидация

равенство

122.

123.

Составление простых и сложных предложений.

2

03.05

06.05


Сберкасса

Свидетельство

124.

125.

Постановка знаков препинания в предложениях.

2

07.05

08.05

схема


126.


Прямая речь (после слов автора).

1

10.05

схема

Сознательность

127.

Контрольный диктант по теме: «Предложение».


1

13.05

схема


128.

Работа над ошибками

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

1

14.05

карточки


129.

130.

131.


Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

3



15.05

17.05

20.05



132.

Развитие речи. Деловое письмо: автобиография.

1

21.05



133.

134.


Повторение пройденного за год.

2

22.05

24.05




























КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащегося коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые меры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.

Контрольные работы состоят из контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (диктант и грамматический разбор и т. д.). Основной вид контрольных работ в V - IX классах – диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объём текстов контрольных работ в V классе- 45 -50 слов, в VI классе – 65 – 70 слов, VII - IX – 75 – 80 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

V - IX классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной – двумя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.


Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю.

В V классе для изложения рекомендуются тексты повествовательного характера, объёмом 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объёму: в VI – VII классах – 45 – 70 слов, в VIII – IX – 70 – 100 слов. Изложение дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII –IX допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы)без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна – две орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста ( темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три – четыре ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение ( сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя – тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью – шестью орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырёх ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинении.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.






















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ


  1. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э.В.,

Русский язык 5 класс, Москва, Просвещение, 2006.


  1. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э.Б.

Русский язык 9 класс, Москва, Просвещение, 2006.





























ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ



































ПРИЛОЖЕНИЕ

5 КЛАСС

Диктант по теме: «Предложение»


До свидания, лето!

Август подходил к концу. Солнце ещё ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днём всё холоднее берёзкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клёны. В лесу стоит чуткая тишина.

Всем жаль расставаться с летом.


Контрольный диктант по теме: «Правописание

гласных и согласных в корне слова».


Птицы в долгу не останутся.

Мальчик отрезал ломтик свиного сала и вышел в сад. Там намело сугробы. Он стал кормить птиц. Сало любят синицы.

Сестра принесла крошки хлеба и насыпала их на сугроб. С крыши сарая слетела стайка воробьёв.

Вышла мать и похвалила детей. Птицы – наши друзья. Они в долгу не останутся.


Диктант по теме: «Части речи».

Пришла зима

Дедушка Вася вышел из своей избушки. Он посмотрел кругом.за

ночь всё изменилось. От снега всё блестело. На ветках ёлок лежали

снеговые подушки. Река замёрзла. На крыльцо навалило много снегу.

Избушка показалась дедушке очень маленькой. Дед взял ружьё и

пошёл в лес на охоту. На снегу он заметил следы зайца.


Диктант по теме: «Имя существительное».

Зимний лес

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге.в лесу было тихо. Деревья стояли неподвижно. Сорока села на ветку. Снежная пыль полетела на голову. Таня пошла по тропинке. Тропинка вывела её к поляне. Там росла маленькая пушистая ёлка. Ёлка вся светилась под лучами солнышка. В густых ветвях лесной красавицы прятались птицы.


Контрольный диктант по теме: «Склонение имён существительных».

Дача

В апреле наша семья переедет на дачу, подальше от города.

Наша дача состоит из трёх комнат. Около дачи растёт сад. Туда выходят окна из комнат и кухни. В садике были качели, беседка, цветочные клумбы. Красивые окрестности, прогулки на озеро, в поле я вспоминаю часто. Друзьям в городе я рассказал о жизни на даче.

Диктант по теме: «Предложение».

Весна

Наступил март. Тает на солнце снег. Лёд на речке затрещал. Начался ледоход. На поле появились проталинки. Прилетели первые грачи. Высоко в воздухе запел жаворонок. В саду и в роще поют зяблики. На солнечном припёке показалась первая зелёная травка. Пришла настоящая весна. В колхозе начались работы. Все рады весне.



Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы»

1. Запишите в алфавитном порядке:

Москва, Тула, Брянск, Славгород, Барнаул


2. Вставь пропущенные буквы:

П.мидор, здра.ствуй, б.лото, п.ссажир, ра..тояние, обл.сть.


3. Исправь ошибки:

Жилё, вюга, свиня, листя.


4. Подбери проверочные слова:

Сапо. - … Эта. - …

Замо. - … Каранда. - …

Ду. - … Обе. - …

Арбу. - Биле. - …


5. Проверь слова:

Л.са - … П.тно - …

Тр.ва - … С.ва - …

Сл.ды - … Р.ды - …

Гр.бы - … Цв.ты - …


6. Спиши, вставляя пропущенные буквы:

Хозяйка-осень

Осень завладела с..дами, л..сами, п..лями. Начался листпа.. . Лист..я падали днём и ноч..ю. Ветер швырял их к нашему крыл..цу. Мы переступали через кучу лист..ев, как через сугро.. .

7. Подчеркни в предложении подлежащее, сказуемое.

На перемене девочки шептались.


Самостоятельная работа по теме:

«Состав слова»

  1. Запиши в столбики группы родственных слов. Выдели корень.



Мороз, груз, молодой, гриб, молодость, грузить, грибной, морозный, молодняк, грузовой, морозец, грибок, молодеть, грибочек, морозит, грузчик.



  1. Разбери по составу слова.

Лодка, посадка, закрыл.



  1. Найди однокоренные слова.

Лев, тигр, лисица, тигрица, котёнок, тигрёнок.



  1. Исключи лишнее слово в ряду однокоренных слов. Выдели корень.

Проход, проезд, переезд, выезд, заезд, поездка.



  1. Выпиши слова с приставками. Обозначь в этих словах корень и приставку.

Изба поломал написал

Покраска заяц погода

Зашёл надежда издать



  1. Выпиши слова с суффиксами. Обозначь суффикс.

Рыба, рыбка, звезда, звёздочка, цветок, верхушка, город, городок.


Самостоятельная работа по теме: «Слово»


  1. Подбери проверочные слова.

Л…сник, с…довник, стр…итель, цв…ты, з…ма, д…ньки, стр…на, м…сты, сл…зинка, л…сточки.



  1. Вставь пропущенную согласную, подбери проверочные слова.

Зу…ки, сторо…ка, тетра…ка, сне…ки, горо…, тру…ка, моро…, обе…, огро…



  1. Вставь пропущенные ьуквы в словарные слова.

Б…седа, в…рблюд, б…бл…отека, ж…лезо, м…талл, гр…ница.



  1. Допиши, где необходимо, букву Ъ.

Под…ём, раз…ежались, с…ежались, об…езжали, до…езжали, от…езжали, под…езжали, с…ехать.



  1. Допиши сочетания слов. Обозначь приставки, предлоги обведи.

Добрался до______

Потекут по ________

Спрыгнул с _______

Влетели в __________

Отстали от _________




Самостоятельная работа по теме:

«Склонение имён существительных»

1.Допиши существительное лиса.изменяй его по вопросам.

Осторожная (кто? … .

Испугался (кого?) …. .

Поверил (кому?) … .

Перехитрил (кого?) … .

Поссорился (с кем?) … .

Вспомнил (о ком?) … .


2.Укажи падеж существительных.


Стучит по стволу, отправился на охоту, проплыть под мостом, пьёт из чашки, ползают в траве.


3.Запиши слова в три столбика.

1 склонение 2 склонение 3 склонение

Остров, область, столица, роза, болото, грамота, рожь, работа, учитель, печь, дядя, пыль, ночь, воробей, окно.


4.«Путаница»


берёза линейка мышь

рябина портфель медведь

сирень пенал лошадь



5.Составить предложения. Определить склонение существительных.


На, росла, леса, большая, опушке, ель.

Здесь, в, дни, пел, летние, соловей.

Вокруг, зелёная, росла, трава.


Самостоятельная работа по теме:

«Изменение имен существительных по падежам»

1.Вставь пропущенные слоги.

_лото, __рёвка, го__зонт, __ница,__лезо, __ряд.


2. Просклоняй существительное кошка


3. Поставь существительные лиса, слива в данных падежах. Выдели окончания.

Р. п. кого? …? ____

Д. п. кому? …? ___

Т. п. кем? …? ___

П. п. о ком? …. ____


4. Вставь нужные по смыслу предлоги.

Спросить … сестры, скучать … сестре, гулять … сестрой, рассказать … сестре.


5.Свяжи слова по смыслу с помощью предлогов у, к, за, о. Укажи падеж.

Крылышки, бабочка. Подкрался, бабочка. Гонялся, бабочка. Вспоминал



Самостоятельная работа по теме: «Предложение»

  1. Из слов каждой строчки составь предложения, Запиши их. Подчеркни главные члены предложения.

Лучи, землю, согрели, солнца.

Ветерок, подул, тёплый.

Побежали, звонкие, по, ручьи, дорогам.


  1. Распространи предложения с помощью вопросов.

(на чём?)_____собрались (какие?) _____тучи.

Начался (какой?)______дождь.

(какие?)_______капли падали (на что?) ______.

Мы укрылись (от чего?) _______(под чем?) _______.



  1. Распространи предложения с однородными членами.

Набухли почки на черёмухе, _____, ______.

На уроке физкультуры ребята бегали, ______, ______.

Прошёл весенний, ______ дождь.


  1. Расставь, где необходимо, запятые.

Маленький Алёша собирал в лесу землянику малину.

Лютая зима хотела заморозить людей зверей птиц.

В лесах Алтая водятся лисицы белки соболи медведи.



  1. Расставь запятые в схемах однородных членов предложения.

О ООО и ОО и О ООО





9 КЛАСС

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».


Защитники зелёного леса.

Ранним утром по тропинке школьники заходят в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась возле старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днём жука не поймать. Он быстро перелетает с ветки на ветку. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки грызут листья на деревьях. Опасна для деревьев личинка майского жука. Она живёт в земле и объедает корни деревьев.

Защитите зеленого друга от вредителей!


Контрольный диктант по теме: « Глагол».

Друзья

Я люблю пернатых птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Я люблю наблюдать за их красивым полётом. Много видов птиц живёт в нашей России. Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Дивно гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины. В развилке ветки я заметил гнездо иволги. Оно было из травы, гибких стеблей, берёзовой кожуры. Я смотрел на пернатых друзей и радовался.




Диктант по теме: «Наречие».


Пожар в лесу

Рано утром юные туристы отправились в поход. Они шли вдоль железнодорожного пути. Справа тянулся густой зеленый лес. Вдруг ребята издалека увидели дым и огонь. Они быстро побежали в месту пожара.

Три девочки поспешили обратно к станции. Они позвонили в лесничество и сообщили о пожаре в лесу. Потом снова вернулись в лес. В лесу ребята забрасывали огонь сначала землей, а потом дерном. Вскоре к месту пожара приехали работники лесничества. Онирубили деревья и тушили огонь. Все вместе потушили пожар. Так много леса было спасено от гибели.

Диктант по теме: « Части речи».

Чудо природы

Удивительные способности верблюда терпеливо переносить жажду, жару всегда поражали людей.

Верблюд может долго не пить. Он очень экономично расходует воду. Верблюд почти не потеет. Густая, плотная шерсть спасает его от перегрева. В знойный полдень она нагревается до восьмидесяти градусов, а кожа под ней всего на сорок градусов. Верблюд дышит редко, всего восемь раз в минуту. Верблюд консервирует воду, запасая жир. Жир сгорает в организме и получается много воды.

Верблюд неделями бродит по знойной пустыне с тяжёлым грузом на спине.

Диктант по теме: «Простое предложение»

Соседи

Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки. На поверхности прудов по ночам стала появляться тонкая корка льда, а тронутые морозом листья превратились из красных в жёлтые. Лесные жители стали спешно собирать съестные припасы. Наступила непогода. Потом ударили настоящие морозы. В одну ночь пруд промёрз на большую глубину. Крыши бобровых домиков затвердели.

С наступлением зимы бригада лесорубов и пильщиков двинулась в лес. Они расположились лагерем рядом с бобровыми хатками. Люди знали, что у них под боком есть соседи. Эти соседи – важные, трудолюбивые бобры.



Контрольный диктант по теме: «Предложение»



МУДРОЕ ПРАВИЛО.

Маленький енот набрал хвороста и отправился домой.

Дорога шла через старый мост. Уже было близко до берега, когда он взглянул вниз. На него смотрел кто-то лохматый и сердитый. Енот показал ему кулак. Чудище тоже показало кулак. Енот погрозил палкой, палкой погрозили и ему.

Малыш бросился бежать. Дома он рассказал, что в реке живёт злое чудище. Мама посоветовала улыбнуться чудищу.

Енот снова пошёл на мост, наклонился и улыбнулся. Снизу на него смотрело весёлое существо.

Попробуйте улыбнуться – какое мудрое правило!



Самостоятельная работа по теме:

« Звуки и буквы»

1.Вставь пропущенные буквы в словарные слова:

Бр.гада, г.рд.роб, г.строном, б.ссейн, н.с.комое, лес.ница, т.мп.ратура, р.спублика, м.тал., фест.валь.

2. Вставь непроизносимые согласные:

Грус.ный. сер.це, извес.ный, почу.ствовал, радос.ный, здра.ствуй, поз.ний.

3. Вставь ъ и ь в слова:

Варен.е, об,яснить, медвеж.и, с.едобные, сынов.я, пред.явить, об.явление, корен.я, вороб.и.

4. Укажи количество звуков и букв в словах:

лес - зв-___ б.___

парта – зв.___б.___

молоко – зв.___б.___

листопад – зв.__ б.___

деревья – зв.___б.___

5. Спиши, вставь пропущенные буквы:

Бер.ги но? в б.льшойморо?.

В зимний холо? всякий моло?.

Самостоятельная работа по теме:«Состав слова»

1. Спиши, вставь пропущенные буквы:

Б..ография, ..дв..кат, ж..ри, к..т..строфа, к..л..ния, , ..крес..ность, ..бучение, прав..нарушение.

2 .Вставь пропущенные согласные:

Извес..ный, прелес..ный, гиган…ский, влас..ный, хрус..нуть.

3. Подбери проверочное слово, выдели корень:

звёз..ный - …

гла..кий - …

у..кая - …

тра..ка - …

свис..нул - …

4. Подбери проверочное слово, выдели корень:

сл…зинки - …

сл...ды - …

к..талка - …

пож..леть - …

л..сной - …

5. Вставь согласную и выдели приставку:

Ра..говор, и..купать, ра..бег, во..вышение, и..менять, бе..порядок. и..ходить.

6. Вставь соединительные гласные в сложные слова:

Пеш..ход, лес..завод, бур..лом, лист..пад, птиц..лов.



Самостоятельная работа по теме: « Имя прилагательное»

1.Замени существительные прилагательными:

Дом из дерева –

Коробка из железа –

Серёжки из золота –

Змей из бумаги - котлеты из рыбы –

2. Составь словосочетания прилагательного тревожный с данными существительными:

Голос, песня, новости, сообщение, с чувством.

Определи род, число, падеж данного прилагательного.

3. Вставь пропущенные окончания прилагательных:

С новогодн… праздником, к нов… работе, на прост… пальто, у смешн… человека, у хорош… подруги, из дремуч… лесов, в родн… деревню, больш… село.

Какой способ проверки безударных падежных окончаний прилагательных используешь?

4. Исправь ошибки:

Старенькая дедушка, таёжным тропами, жгучие солнце.

5. Измени словосочетания по образцу:

Аппетит, как у волка – волчий аппетит.

Глаза, как у рыси - … .

Скорость, как у черепахи - … .

Походка, как у медведя - … .

Взгляд, как у рыбы - … .

6. Найди речевую ошибку а в предложении. Исправь её.

Мне пришлось подчиниться хоть и строгое, но справедливому

решению.



Самостоятельная работа по теме: « Личные местоимения»

1. В предложении найди личные местоимения.

Я благодарен за всё, что вы для меня сделали.

Определи род, число, лицо.

2. Вставь пропущенные предлоги в словосочетаниях.

Думать … тебе, уйти … нас, погостить … нас, прийти … мне, скучать …

вам, надежда … вас.

3. Запиши личные местоимения 3-го лица с данными предлогами.

от … у … из …

Он в … она с … они за …

над .. на … в …

4. Найди речевые ошибки. Исправь ошибки:

Мы с ими давно дружим. я горжусь ним, ты не обижайся на его.

5. Составь словосочетания с личными местоимениями, в каждое словосочетание

вставляй по очереди все личные местоимения.

Веселиться без …, ….

Скучать по …, ….

Рассказывать о (обо) …, …

6. Поставь местоимения в нужный падеж.

Собака наткнулась на я.

Комары вьются вокруг мы.

Родители заботятся о вы.

Учитель учит ты писать и читать.

Самостоятельная работа по теме: «Глагол»

1. В предложении найди глаголы, подчеркни:

Когда видишь из окна вагона, как водят хоровод берёзки, сердце радуется. 2. Дополни ряды глаголов своими примерами.

Глаголы речи: объясняет, …

Глаголы движения: подпрыгнул, …

Глаголы труда: вышивает, …

Глаголы цвета: побелеет, …

3. Подбери к каждому существительному ряд глаголов прошедшего времени,

определи род и число глаголов, выдели окончания

Пассажир (что …?) ….

Хозяйка (что …?) ….

Спортсмены (что …?) ….

Дерево (что …?) …

  1. Проспрягай глаголы.

я грущ… спо…

ты груст… спо…

он груст… спо…

мы груст… спо…

вы груст… спо…

они груст… спо….

  1. Спиши. Укажи спряжение глаголов.

Разговариваем – молчим, уходишь – возвращаешься,

бросит – поднимет, спорите – соглашаетесь, поймаешь – отпустишь.

строим – разрушаем.

6. Напиши глаголы в повелительной форме.

Образец: Спрячь – спрячьте – спрячься.

Подвинь, одень, помажь, готовь, доверь.

Самостоятельная работа по теме: « Числительное»

1. В предложении найди числительные.

Петербург, которому исполнилось триста лет, пережил двести

пятьдесят три наводнения.

2. Составь словосочетания существительного рубль с числительными

21, 83, 256, 739, 14, 62.

3. Запиши данные числительные как количественные, затем – как порядковые.

3, 10, 18, 30, 45, 671.

4. Определи, в каком месте нужно поставить ь в следующих числительных:

пят?надцат?, пят?десят?, сем?десят?, сем?надцать?

Сколько мягких знаков может быть в одном числительном?

5. Подчеркни непроверяемые безударные гласные у числительных:

90, 200, 300, 400.

6.Найди речевые ошибки в предложениях. Исправь их.

Первая «Азбука» вышла в нашей стране четыреста годов

назад. В этой книге всего тридцать четыре страниц.

Самостоятельная работа по теме: «Предложение»



  1. Спиши, подчеркни подлежащее и сказуемое.

С грохотом мчался поезд по высокому железному мосту.

Ранним утром по тропинке школьники входят в берёзовую рощу.

Высоко прилетели с весенним гоготанием журавли и гуси.

2. Добавь второстепенные члены предложений

Ветерок уснул.

Просыпается медведь.

Солнце светит.

Дети играют.

3. Подчеркни однородные члены предложения, начерти схемы.

Поёт, звенит и шелестит зелёная опушка.

Семена мать-и-мачеха разлетелись, а стебельки стали подсыхать.

Днём ещё греет солнце, но вода в водоёмах стала холодной.

4. Спиши, расставляя знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.

Ласточки скворцы и жаворонки весной вернутся к нам. На полях и в

огороде работы кончаются. Я больше люблю весну а не зиму. Поднялся

сильный ветер но не разогнал туч.