ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРЕВАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общепрофессиональной учебной дисциплины
ОПД.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
(наименование учебной дисциплины)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки))
(код, наименование профессии/специальности)
г. Перевальск
2
020
Рассмотрено и согласовано методической (цикловой) комиссией
общепрофессиональных дисциплин
(наименование комиссии)
Протокол № от«» 20г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, примернойпрограммы15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)); ОПД.03. Основы материаловедения .
(наименование профессии/ специальности, название примерной программы)
Председатель методической (цикловой) комиссии
(подпись Ф.И.О.)
Заместитель директора по УПР
(подпись Ф.И.О.)
Составитель:
Николусь Артём Александрович, мастер п/о, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Перевальский горный колледж»
(Ф.И.О., должность, наименование образовательной организации (учреждения)
Рабочая программа рассмотрена и согласованана20 / 20 учебный год Протокол№ _ заседания МКот« » 20 г.
Председатель МК
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……... | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………... | 5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………… | 6 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………… | 9 |
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………. | 12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
(название учебной дисциплины)
Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) является частью освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС), программ подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии_____________
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
(указать профессию, специальность, укрупненную группу (группы)
профессий или направление (направления) подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
(указать возможности использования программы в профессиональном обучении и
дополнительном профессиональном образовании)
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физико-химические методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами для определения свойства материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
Знать и понимать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего –52 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся –48часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся ––32часа; внеаудиторной работы обучающихся ––16часов; практической работы обучающихся – 4 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом деятельности в соответствии с ГОС СПО ЛНР:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса |
ОК 2. | Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководством |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план учебнойдисциплиныОПД.03 «Основы материаловедения»
(название учебной дисциплины)
Кодыпрофессио- нальных компетенций | Наименование разделов профессиональногомодуля | Всего,часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка учащихся | Самостоятельнаяработа обучающихся | Учебная, часов | Производ. (по профилю специально сти), часов |
Всего, часов | в т.ч. лаб.р.и пр. з., часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОП.00 Общепрофессиональный цикл | | | | | | | | |
ОП.04 Основы материаловедения | | | | | | | | |
ОК 1,2, 4-7 | Тема 1. Строение и свойства машиностроительных материалов | 8 | 5 | 1 | | 2 | | | |
ОК 1,2, 4 | Тема 2. Сплавы железа с углеродом | 6 | 4 | - | - | 2 | - | - | - |
ОК 1,2, 4 | Тема 3.Термическая и химическая обработка сталей | 10 | 6 | 1 | - | 3 | - | - | - |
ОК 1,2, 4 | Тема 4.Стали и чугуны | 9 | 5 | 1 | - | 3 | | | |
ОК 1,2, 4 | Тема 5.Цветные металлы и сплавы | 7 | 4 | - | - | 3 | - | - | - |
ОК 1,2, 4 | Тема 6.Материалы для сварки и пайки | 5 | 3 | 1 | - | 1 | - | - | - |
ОК 1,2, 4 | Тема 7.Неметаллические, охлаждающие и смазывающие материалы | 6 | 4 | - | - | 2 | | | |
Дифференцированный зачет | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - |
Всего | 52 | 32 | 4 | - | 16 | - | - | - |
Содержание обучения по учебной дисциплине ОПД.03 «Основы материаловедения»
(название учебной дисциплины)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Строение и свойства машиностроительных материалов | Содержание учебного материала | 5/2 |
1. | Общее сведение о предмете. Основные сведения о металлах и сплавах. Строение металлов. Структура расплавов. Методы измерения параметров и определения свойств материалов. Кристаллическое строение металлов и сплавов. | 4 |
Практическая работа №1 | |
1. | Механические испытания образцов материалов. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | |
1. | Подготовить реферат на тему «Металлы и сплавы». | 1 |
2. | Сообщение на тему: «Строение металлов» | 1 |
Тема2.Сплавы железа с углеродом | Содержание учебного материала | 4/2 |
1. | Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Физические и химические свойства металлов. | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | |
1. | Составление мини-конспекта по теме «Сплавы железа с углеродом». | 1 |
2. | Подготовить реферат на тему: «Структура сплавов» | 1 |
Тема 3.Термическая и химическая обработка сталей | Содержание учебного материала | 6/3 |
1. | Назначение процесса термической обработки. Виды термической обработки. Понятие о коррозии. Металлические, неметаллические и химические покрытия. Термическая обработка сталей. Химико-термическая обработка сталей. | 5 |
Практическая работа № 2: | |
1. | Определение режимов термической обработки с использованием диаграммы состояния железо – цементит. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | |
1. | Подготовить доклад на тему «Обработка сталей». | 1 |
2. | Сообщение на тему «Отжиг и нормализация» | 1 |
3. | Доклад на тему: «виды термической обработки» | 1 |
Тема4.Стали и чугуны | Содержание учебного материала | 5/3 |
1. | Назначение, свойства, классификация, маркировка и области применения сталей. Назначение, свойства, классификация, маркировка и области применения чугунов. | 4 |
Практическая работа № 3: | |
1. | Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | |
1. | Подготовить сообщение на тему «Чугуны». | 1 |
2. | Подготовить сообщение на тему «Маркировка сталей» | 1 |
3. | Реферат на тему «Легированные стали» | 1 |
Тема5.Цветные металлы и сплавы | Содержание учебного материала | 4/3 |
1. | Назначение, свойства, классификация, маркировка и области применения цветных металлов и сплавов. Сплавы меди, никеля, алюминия, титана, магния. | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | |
1. | Подготовить презентацию на тему «Области применения цветных металлов». | 1 |
2. | Сообщение на тему: «Медь» | 1 |
3. | Подготовить доклад на тему: «Цинк» | 1 |
Тема6.Материалы для сварки и пайки | Содержание учебного материала | 3/1 |
1. | Материалы, применяемые при сварке и пайке. Подготовка деталей к сварке и пайке | 2 |
Практическая работа № 4: | |
1. | Выбор материалов для осуществления сварки и пайки. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | |
1. | Подбор видеороликов на тему «Материалы для пайки». | 1 |
Тема7.Неметаллические, охлаждающие и смазывающие материалы | Содержание учебного материала | 4/2 |
1. | Основные сведения о неметаллических ,прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах. Классификация, свойства, маркировка и правила применения охлаждающих и смазочных материалов. Смазочные материалы и технические жидкости. | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | |
1. | Подготовить реферат на тему «Неметаллические материалы». | 1 |
2. | Сообщение на тему: «Классификация смазочных материалов» | 1 |
Дифференцированный зачет | 1 |
Всего | 32/16 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие
учебного кабинета «№112» «Материаловедение»
(указать название)
мастерской нет
(указать название)
лаборатории нет
(указать название)
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
комплект тестовых заданий.
Лабораторные стенды;
Штангенциркули, прибор для измерения твёрдости по Бринеллю, по Роквеллу;
Образцы материалов для испытаний;
Уголок по технике безопасности.
Технические средства обучения:
комплекты учебных таблиц, плакаты;
расходные материалы;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности.
компьютеры с выходом в интернет
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины может проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как ОПД.03.Основы материаловедения,
(указываются дисциплины согласно ГОС СПО ЛНР)
по профессии или специальности должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно
теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Материаловедение»
(указать название)
лабораторно-практические занятия проводятся в кабинете
«Материаловедение»
(указать название)
согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по и практическим работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий;
промежуточный контроль: дифференцированный зачет, экзамен.
4.3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по программе учебной дисциплины: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю учебной дисциплины ОПД. 03. Основы материаловедения профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Требования к квалификации педагогических кадров:
инженерно-педагогический состав: высшее профессиональное образование, соответствующее учебной дисциплине; опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы: получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации не реже одного раза в 5лет.
Наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом | Ф.И.О., должность по штатному расписанию | Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании | Квалиф. категория, звание | Стаж работы | Основное место работы, должность | Условия привлечения к трудовой деятельности | |
Общ. пед | Пед. стаж | |
ОПД.03 Основы материаловедения | Николусь Артём Александрович | СУНИГОТ УИПА | 10 разряд | 8 | 8 | Мастер п/о ГБОУ СПО ЛНР ПГК | Трудовой договор | |
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы*
Основные источники:
1.Гуляев А.П., Малинина К.А., Саверина С.М. Инструментальные стали: Справочник. – М.: Машиностроение, 2014.
2.Журавлев В.Н., Николаева О.И. Машиностроительные стали: Справочник. – М.: Машиностроение, 2012.
3.Калачев Б.А., Ливанов Б.А., Елагин В.И. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов. – М.: МИСИС, 2015.
4.Коршунова Т.Е., Овсянникова Г.Л. Принцип обозначения марок черных и цветных сплавов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013
5.Коршунова Т.Е. Микроанализ. Твердость материалов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013
6.Коршунова Т.Е. Диаграммы состояния сплавов (основные системы). – Владивосток: Изд-во ДВГТРУ, 2012
7.Коршунова Т.Е. Строение, свойства и применение сталей и чугунов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013.
8.Коршунова Т.Е. Влияние термической обработки на структуру и свойства углеродистых сплавов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015.
9.Коршунова Т.Е. Методические указания к лабораторным работам. Структура, свойства и термическая обработка цветных металлов и сплавов. – Владивосток: ДВТИ, 2011.
10.Коршунова Т.Е. Выбор материалов деталей машин и узлов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011.
Дополнительные источники:
11.Материаловедение и технология металлов / Под ред. Г.П. Фетисова. – М.: Высш. шк., 2012.
12.Мозберг Р.К. Материаловедение. – М.: Высш. шк., 2011.
13.Марочник сталей и сплавов/ Под общ.ред. В.Г.Сорокина. – М.: Машиностроение, 2010.
14.Мотовилин Г.В., Масино М.А., Суворов О.М. Автомобильные материалы: Справочник. – М.: Транспорт, 2010.
15.Солнцев Ю.П., Пряхин Е.И. Материаловедение. – СПб.: Химиздат, 2014.
16.Смирягин А.П., Смирягина Н.А., Белова А.В. Промышленные цветные металлы и сплавы. – М.: Металлургия, 2014.
17.Технология металлов и материаловедение / Б.В. Кнорозов, Л.Ф. Усова, А.В. Третьяков и др. – М.: Металлургия, 2012.
Интернет-ресурсы:
http://supermetalloved.narod.ru/lectures_materialoved.htm
http://www.studfiles.ru/preview/890400/
http://shporgaloshka.ucoz.ru/materialovedenie-konspekt_lekcij.pdf
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении лабораторных работ, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Основныепоказателиоценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
Знать: основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. | демонстрация учебного материала; описание и объяснение определений, маркировки материалов, чтение и расшифровка маркировки материалов. | тестирование; устный и письменный опрос; самостоятельные и контрольные работы; дифференцированный зачет. |
Уметь: выполнять механические испытания образцов материалов; использовать физико-химические методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами для определения свойстваматериалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. | выполнение механических испытаний образцов материалов; определение свойств материалов; использование справочных таблиц для определения свойств материалов; расшифровка марок сталей; определение механических и технологических свойств цветных металлов и сплавов; расшифровка условных обозначений цветных металлов и сплавов. | отчет и оценка выполнения практических занятий. |
1