СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Химия» по профессиям СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017г.

- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной  ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21. 07. 2015г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015г.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 «Химия» по профессиям СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства»

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Почепский механико-аграрный техникум»







«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УР

______________Пыталева А.А.


« » 2022 г.






Рабочая программа учебной дисциплины

ОДБ.12 «Естествознание» (Химия)


по профессиям СПО

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства















2022г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» (Химия) разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017г.

- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной  ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21. 07. 2015г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015г.).



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Почепский механико-аграрный техникум»



Разработчик: Конохова Е.Д., преподаватель



Рассмотрена на заседании методической комиссии естественно-профессионального цикла

«____» ______________2022 года.



Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум»

«____» ______________2022 года.














СОДЕРЖАНИЕ

стр



  1. 4-5

    6-10

    11-12

    13-15

    ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.12 ХИМИЯ

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;

- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из­бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли хи­мических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- использование различных источников для получения химической информа­ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

По профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства

максимальная нагрузка – 165 часов

самостоятельная работа – 55 часов

обязательная аудиторная нагрузка обучающихся - 110 часов, в том числе

лекций – 70 часов,

лабораторные и практические занятия, включая семинары - 40 часов.

По профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей:

объем образовательной нагрузки – 110 часов

всего учебных занятий - 110 часов, в том числе

теоретическое обучение – 70 часов

лабораторные и практические занятия - 40 часов






















  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    ОДБ.12 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (ХИМИЯ)

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


По профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельского хозяйства


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная нагрузка

165

Самостоятельная работа

55

Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся

110

в том числе:


лекций

70

лабораторные и практические занятия, включая семинары

40

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



По профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки (всего)

110

Всего учебных занятий

110

в том числе:


теоретическое обучение

70

лабораторные и практические занятия

40

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.12 «Естествознание» (Химия)






Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1. Введение

1. Введение

2

2

2. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.


Раздел 1. Общая и неорганическая химия (56ч.)

1.1. Химия — наука о веществах

Состав вещества


1. Химические элементы.






1

2

Практические занятия



1.Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией. Очистка веществ перекристаллизацией

1

1.2. Строение атома


1. Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома

3

2

2. Модели строения атома

2

3. Состав атомного ядра, электронная оболочка

2

1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева


1. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников

6

2

2. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона.

2

3. Периодический закон и строение атома. Изотопы

2

4. Периодическая система и строение атома.

2

5. Электронные конфигурации атомов химических элементов


2

6. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева..

2

1.4. Строение вещества


1 Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная

5

2

2. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

2

3. Ковалентная химическая связь. Молекулярные и атомные кристаллические решетки

2

4. Металлическая химическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь

2

5. Обобщение по теме 2.1-2.4

2

1.5. Полимеры


1. Неорганические полимеры

2

2

2. Органические полимеры.

1.6. Дисперсные системы

1. Понятие о дисперсных системах

2

2

2. Понятие о дисперсных системах

1.7. Химические реакции


1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

6

2

2. Вероятность протекания химических реакций.

2

3. Скорость химических реакций

2


4. Факторы, влияющие на скорость химической реакции


2

5. Обратимость химических реакций.

2

6. Химическое равновесие


1.8. Растворы


1. Понятие о растворах. Теория электролитической диссоциации

5

2


2. Гидролиз как обменный процесс.

2


3. Гидролиз как обменный процесс.

2


Практические занятие

2



1. Приготовление растворов различных видов концентрации.


2. Приготовление растворов различных видов концентрации.

1.9. Окислительно-восстановительные реакции.

1. Окислительно-восстановительные реакции

7

2

2. Окислительно-восстановительные реакции

2

3. Классификация окислительно-восстановительных реакций

2

4. Метод электронного баланса

2

5. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных

2

6. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов.

2

7. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов.

2

1.10. Классификация веществ.


1. Металлы. Положение металлов в ПС и особенности строения их атомов

3

2

2. Неметаллы — простые вещества

2

3. Химические свойства неметаллов

2

1.11. Основные классы неорганических и орга-

нических соединений


1. Оксиды, их классификация

4

2

2. Гидроксиды

2

3. Кислоты, их классификация

2

4. Соли

2

Практические занятие

2


1. Получение аммиака, его свойства.

2. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства

1.12. Химия элементов


1. Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе.

8

2

2. Элементы IА-группы. Щелочные металлы.

2

3. Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочноземельных металлов

2

4. Алюминий

2

5.Углерод и кремний. Галогены. Халькогены.

2

6. Химия и общество

2

7. Контрольная работа за курс общей химии

2

8. Контрольная работа за курс общей химии

2

Раздел 2.Органическая химия (52ч.)

Тема 2.1 Основные понятия органической

1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

4

2

2. Классификация органических соединений.

2



2

химии и теория строения органических соединений.


3. Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва.

2

4. Классификация реакций в органической химии.

2

Практические занятия.

2


Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении.

2.2. Предельные

углеводороды


1. Алканы


2

2. Химические свойства алканов

2

Практическое занятие

2


Получение метана и изучение его свойств: горения, отношения к бромной воде и раствору перманганата калия

2.3. Этиленовые и диеновые углеводороды


1. Алкены. Химические свойства этилена

2

2

2. Алкадиены.

2

Практические занятия

2


Получение этилена дегидратацией этилового спирта

2.4. Алкины.


1.Ацетилен Физические и химические свойства.

2

2

2. Применение алкинов

2

2.5. Арены.


1. Арены. Строение свойства, получение и применение.

2


2. Арены. Строение свойства, получение и применение.

2.6. Природные источники углеводородов. Нефть.


1. Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти.

5

2

2. Природный и попутный нефтяной газы.

2

3. Каменный уголь.

2

4. Генетическая связь углеводородов

2

5. Контрольная работа по теме «Углеводороды»

2

2.7. Гидроксильные соединения


1. Спирты

2

2

2. Спирты

2

Практические занятия

2


Изучение растворимости спиртов в воде. Получение диэтилового эфира.

Получение глицерата меди

2.8. Альдегиды и кетоны


1. Понятие о карбонильных соединениях.

2

2

2. Химические свойства альдегидов и кетонов.

2

Практические занятия

2


Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала»

2.9. Карбоновые кислоты и их производные


1. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация.

3

2

2. Химические свойства карбоновых кислот

2

3. Сложные эфиры. Жиры.

2

Практические занятия

2


Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

Получение изоамилового эфира уксусной кислоты.

2.10. Углеводы


1. Понятие об углеводах

3

2

2. Моносахариды.

2

3. Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства


2

Практические занятия

2


Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах.

Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал.

2.11. Амины, аминокислоты, белки.

1. Понятие об аминах.

4

2

2. Амины как органические основания основаниями.

2

3. Аминокислоты

2

4. Белки как природные полимеры

2

Практические занятия

2


Образование солей глицина. Получение медной соли глицина.

Денатурация белка. Цветные реакции белков.

2.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты

1. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры.

2

2

2. Особенности строения РНК.

2

2.13. Биологически активные соединения


1. Ферменты

2

2

2. Витамины. Гормоны.

2

Практические занятия

1


Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.


Дифференцированный зачет

1


Всего


110















3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.12 «Естествознание» (Химия)

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Химия».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- комплект учебно-методической документации;

- приборы для демонстрации физических опытов;

- приборы для выполнения лабораторных работ;

- библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Химия», рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по химии.

Технические средства обучения: Интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Для студентов

Основной источник

Лупейко, Т. Г. Химия: учебник для СПО / Т. Г. Лупейко, О. В. Дябло, Е. А. Решетникова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 308 c. — ISBN 978-5-4488-0433-5, 978-5-4497-0395-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94217.html (дата обращения: 21.06.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/94217

Дополнительная литература

Органическая химия: практикум для СПО / составители Т. А. Родина, Ю. А. Гужель. — Саратов : Профобразование, 2021. — 67 c. — ISBN 978-5-4488-1141-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/105147.html (дата обращения: 01.04.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Стась, Н. Ф. Общая и неорганическая химия : справочник для СПО / Н. Ф. Стась ; под редакцией А. П. Ильин. — Саратов: Профобразование, 2017. — 92 c. — ISBN 978-5-4488-0022-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/66393.html (дата обращения: 22.06.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/66393

Химия: учебное пособие для СПО / сост. Г. Ю. Вострикова, Е. А. Хорохордина. — Электрон.текстовые данные. — Саратов : Профобразование, 2019. — 91 c. — ISBN 978-5-4488-0369-7. —URL: http://www.iprbookshop.ru/87280.html (дата обращения 26.08.2019).

Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6 –е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.-272 с.- ISBN 978-5-4468-5991-7.-Текст: непосредственный.

Химия для профессий и специальностей технического профиля: Практикум : учеб.пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков, Н.М. Дорофеева; под ред. О.С. Габриеляна. – 6 –е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.-304 с.- ISBN 978-5-4468-4807-2.-Текст: непосредственный.

Для преподавателя

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ: принят

Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года - Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт].-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата: обращения 28.08.2019).

2. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Об утверждении федерального государ­ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413: с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. - Текст: электронный // ГАРАНТ: информационно-правовое обеспечение [сайт].-URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата: обращения 28.08.2019).

3. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверж­дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования": приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645. -Текст: электронный // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт].-URL: http://docs.cntd.ru/document/420248125 (дата обращения: 28.08.2019).

4. Министерство образования и науки Российской Федерации.
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПОРекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования: Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259. - Текст: электронный // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт].-URL: http://docs.cntd.ru/document/420269160 (дата обращения: 28.08.2019).

Интернет-ресурсы

1.Громова, Е. Ю. Строение атома. Химическая связь [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. Ю. Громова, Л. А. Альметкина, Г. В. Булидорова. — Электрон. текстовые данные. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. — 108 c. — 978-5-7882-2276-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79533.html

2.Маршалкин, М. Ф. Химия [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Ф. Маршалкин, И. С. Григорян, Д. Н. Ковалев. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 228 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63225.html

3.Белкина, Е. И. Основные понятия и законы химии, строение атома и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. И. Белкина, К. П. Чуглова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Университет ИТМО, 2015. — 40 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67461.html

4.Химия [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Е. В. Никитина [и др.]под ред. С. Д. Ващенко. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 220 c. — 978-5-321-02442-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68514.html







4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 - называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

Тестирование

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

Практические работы;

Контрольные работы;

Зачет.

- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

Контрольная работа;

Практические работы;

Лабораторные работы.

- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

Практическая работа, устный опрос, тестирование.

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

Практические работы;

Лабораторные работы.

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Практические работы

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся обучающихся дома (рефераты, презентации, проекты и т.д.)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

Контрольные работы;

Зачет.

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

Устный опрос, тестирование.

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Устный опрос

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

Устный опрос, тестирование.

- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

Практические и лабораторные работы

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценка их последствий;

Практические и лабораторные работы, тестирование

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

Практические работы

- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников;

Практические и лабораторные работы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

Контрольная работа, устный опрос.

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

Контрольные работы;

Зачет

- основные законы химии, закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

Практическая работа, Контрольная работа, тестирование.

Зачет

- основные теории химии; строение атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

Практическая работа, Контрольная работа, тестирование. Зачет.

- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

Контрольные работы, устный вопрос, зачет.

- природные источники углеводородов и способы их переработки;

Устный опрос, работа по карточкам.

- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.

Контрольные работы, устный опрос