Приложение ___.
к программе Парикмахер
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 67
Федеральной службы исполнения наказаний
Утверждаю:
Директор
ФКП образовательное учреждение№67
_________________ А.Н.Черных
«____»__________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01
Санитария и гигиена
Ливны
2021 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Санитария и гигиена», разработана на основе постановления Минтруда РФ от 15.01.93 N 3 "О внесении изменений и дополнений в тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих". 16437 Парикмахер
Организация-разработчик: ФКП образовательного учреждения №67
Разработчики:
Черных Александр Николаевич, преподаватель специальных дисциплин;
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ общепрофессионального цикла | |
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ общеПРОФЕССИОНАЛЬНОГО цикла | |
3.СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ общепрофессионального цикла | |
4. условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ общеПРОФЕССИОНАЛЬНОГО цикла | |
5. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ общепрофессионального цикла (вида профессиональной деятельности) | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Санитария и гигиена»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Санитария и гигиена» является частью основной программы профессионального обучения подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 16437 Парикмахер.
В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Предоставление услуг по уходу за волосами путем физического и химического воздействия на волосы или кожу головы в целях удовлетворения потребностей клиента, с учетом его индивидуальных особенностей и направлений моды в парикмахерском искусстве
Выполнение парикмахерских работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности
ПК 1.2. Проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов
ПК 1.3. Проводить санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места
Место учебной дисциплины в структуре основной программы профессионального обучения: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги
- Правила оказания первой помощи
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 15 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов;
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
При освоении программы общепрофессионального цикла используются элементы педагогических технологий: личностно-ориентированной, обучение в сотрудничестве и модульной. Результатом освоения учебной дисциплины общепрофессионального цикла является усвоение и приобретение обучающимися профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК.1.1 | Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности |
ПК.1.2. | Проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов |
ПК 1.3 | Проводить санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат свей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководство, клиентами. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
3.1. Объём учебной нагрузки
Вид учебной работы | Кол-во час. |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 15 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) из них - практическая работа | 12 1 |
Самостоятельное изучение | 3 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. | 1 |
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Санитария и гигиена».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные,работа обучающихся, курсовая работа(проект). | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Основные задачи санитарии и гигиены. | Содержание учебного материала: | 12 | |
Цели и задачи дисциплины «Санитария и гигиена». Определение понятий «санитария», «гигиена». Значение дисциплины в освоении будущей специальности. Роль санитарии в парикмахерском деле. Основные задачи санитарии. | 1 | 3 |
Тема 2. Микробиология. | Краткий исторический очерк о развитии микробиологии. Микробы и их жизнедеятельность. Физиология микробов. Способы изучения микробов. Микробы в окружающей среде. | 1 | 3 |
Тема 3. Гигиена парикмахерских услуг | Кожа. Волосы. Ногти. Глаза | 1 | 3 |
Тема 4. Дерматология | Морфологические признаки кожных заболеваний. Характеристика болезней, передаваемых парентеральным путем. Пути проникновения в организм возбудителя кожных заболеваний. Классификация кожных болезней | 1 | 3 |
Тема 5. Дезинфекция и средства дезинфекции | Определение понятий: «дезинфекция». Виды дезинфекции. Способы дезинфекции. Методы дезинфекции. Оборудование, инструменты, приспособления для дезинфекции. Этапы обработки парикмахерских принадлежностей Характеристика средств для дезинфекции. Требования к дезинфицирующим средствам. Правила пользования дезинфицирующими средствами. Правила хранения дезинфицирующих средств. Методы предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами. Контроль качества дезинфекции. | 1 | 3 |
Тема 6. Санитарные требования к помещениям парикмахерских. | 1.Устройство и оборудование парикмахерских и салонов; Санитарные требования к рабочему месту парикмахера. Уборка помещений–основных (зоны обслуживания и др.) и вспомогательных: средства и режим уборки помещений, требования к персоналу по уборке помещений. | 1 | 3 |
Тема 7. Практическая работа | «Приготовление рабочих растворов для дезинфекции», «Режимы дезинфекции растворов | 1 | 3 |
Тема 8. Гигиена труда. | Санитарно-гигиенические требования к условиям труда и личной гигиене исполнителей парикмахерских услуг, к выполнению различных видов парикмахерских работ. Безопасные условия в парикмахерской для здоровья и жизни работников. Понятие о защите персонала парикмахерских и салонов от ВИЧ инфекции | 1 | 3 |
Тема 9. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к выполнению различных видов парикмахерских работ | Вредные вещества, применяемые в парикмахерской практике, их влияние на орга- низм человека (исполнителя и потребителя услуг). Общие санитарно-гигиенические требования к обслуживанию поситителей при различных видах парикмахерских работ (мытье головы, стрижка, окраска, завивка волос и др.) Особые требования к обслуживанию детей, больных, инвалидов | 1 | 3 |
Тема 10. Санитарные требования к обработке инструмента. | Методы обеззараживания инструментов и зоны обслуживания. Дезинфекция парикмахерского белья. Утилизация отходов использованных материалов и волос. Дезинфицирующие средства, их назначение и санитарные требования к ним. Контроль качества проведения стерилизации и дезинфекции инструментов и зоны обслуживания. | 1 | 3 |
Тема 11. Первая медицинская помощь | Варианты нестандартных ситуаций с потребителями услуг в парикмахерских и салонах (поражение электротоком, сердечный приступ, сосудистый криз, кровотечение, ожог, анафилактический шок и др.). Действия работника парикмахерской по оказанию первой помощи при порезах, поражении электрическим током, анафилактическом шоке до прибытия медицинской помощи. | 1 | 3 |
Дифференцированный зачёт | 1 | |
Уровни усвоения знаний: 1-информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации. 2-репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера. 3- базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма. 4- повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы у условиям, отличающимся от стандартных, умение вести эвристический поиск.5-творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Санитария и гигиена».
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Кабинет:
Преподавание теоретической части учебной дисциплины осуществляется на базе кабинета технология парикмахерских услуг учебного образовательного учреждения.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные рабочие места для обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочее место парикмахера с зеркалом
- стул для мастера
- облучатель - рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный
- штатив напольный для демонстрации работ
- набор парикмахерских инструментов и приспособлений
- парикмахерские электроинструменты
Технические средства обучения:
- компьютер
- проектор
4.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень используемых и рекомендуемых для самостоятельной работы учащихся учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной технической литературы:
Основные источники:
1. Емцев, Е.Т. Основы микробиологии: учебник для среднего профессионального образования / Емцев В.Т., Мишустин Е.Н.- Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 248 с. – ( Профессиональное образование).
2. Соколова, Е.А. Основы физиологии кожи и волос: учебное пособие для НПО – М: Издательский центр «Академия», 2016.- 176 с.
3. Щербакова, Л.П. Санитария и гигиена для парикмахеров: учебник для СПО.- М: Издательский центр «Академия», 2016.- 285 с.
4.Технология парикмахерских работ: учебник для начального профессионального/И. Ю. Плотникова, Т. А. Черниченко. – 9-е издательство., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2013 – 192с., (24)с. цв. ил.
5.Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник для студенческого учреждений среднего профессионального образования/Л. Д. Чалова. С, А. Галиева. А. В. Кузнецова.-7-е издательство.,испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176с.
Дополнительная литература:
1. Трудовой кодекс РФ;
2. Инструкция по охране труда для парикмахера
3. Минздрава РФ от 11.03.2004 N 2510/2161-04-32 "По СанПиН 2.1.2.1199-03 "Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию"
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2007 N 18 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2196-07" (вместе с "СанПиН 2.1.2.2196-07. 2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Изменение N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию. СанПиН 2.1.2.1199-03". Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.06.2007 N 9596)
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины, осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения, обучающимися, индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: | |
соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности на рабочем месте | самостоятельные работы, практические занятия, внеаудиторная работы; |
- проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов | самостоятельные работы, практические занятия |
- проводить санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места | самостоятельные работы, практические занятия |
Знать: | |
- санитарные правила и нормы (СанПиН) | Практические занятие, внеаудиторная самостоятельная работа; |
- профилактику профессиональных заболеваний; | самостоятельная внеаудиторная работа, практические занятия; |
- основы гигиены и кожи волос; | практические занятия, самостоятельная работа; |