рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География туризма
2011г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 100401 Туризм среднего профессионального образования (далее СПО)
Организация-разработчик: Челябинский колледж информатики информационных технологий и экономики
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации примерной программы учебной дисциплины
| 6 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География туризма
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности по специальности 100401 Туризм СПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира;
работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;
собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
особенности влияния географических факторов на развитие туризма;
основы туристского районирования;
основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России;
географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры;
правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации;
методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой | - |
| |
Итоговая аттестация в форме экзамен |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины География туризма Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Методика работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению | | |
Введение | Значение и содержание курса. Предмет, цели и задачи курса. Структура дисциплины. Роль географических дисциплин в изучении туристских ресурсов. Связь географии с другими науками. | 2 | 1 |
Тема 1.1. Современные информационные технологии в туризме | Карта. Современные информационные технологии в туризме. Виды карт. Масштаб. Информационная основа рекреационной деятельности. | 6 | 1 |
| Средства информационного обеспечения. Средства Интернет в рекреации и туризме. Идентификация основных типов рекреационного природопользования в регионе на базе технологий ГИС. | 2 |
Демографическая проблема. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Энергетическая проблема. Сырьевая проблема. Проблемы Мирового океана. | 2 |
Практическая работа «Создание рейтинга современные информационные технологии в туризме» | 2 | 2 |
Тема 1.2. Природные условия и природные туристические ресурсы. | Структура географической оболочки. Ее составляющие. Взаимосвязь компонентов географической оболочки. Целостность географической оболочки. | 4 | 1 |
| Основные этапы взаимоотношения общества и природы. Экологический императив. Экологическая ситуация и ее влияние на туристическую деятельность. Экологическая идеология и культура. Экологическая этика. | 1 |
Практическое занятие Составление анализа основных рекреационных центров, используя справочные и информационные материалы | 2 | 2 |
Контрольная работа по теме «Природные условия и природные туристические ресурсы» | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор материалов на темы: 1. «Особо охраняемые природные объекты и их значение для туризма» 2. «Развитие туризма в особо охраняемых природных территориях, и связанные с ними ограничения» 3. «Классификация особо охраняемых природных объектов» | 8 | |
Раздел 2 | Особенности влияния географических факторов на развитие туризма и основы туристского районирования | | |
Тема 2.1. . Структура и формы рекреационного и туристического природопользования. | Виды и типы природопользования Факторы, влияющие на развитие рекреации и туризма. Элементы и принципы рекреационного природопользования. | 6 | 1 |
| Понятие ресурсов. Природные условия и природные ресурсы. Эволюция использования ресурсов в мире. Основные классификации ресурсов. |
Виды ресурсов. Ресурсопотребление прямое и обратное. Особенности организации рекреационной деятельности. Функциональное зонирование рекреационных территорий. |
Тема 2.2. Основы туристского районирования | Приуроченность туристических центров к морским побережьям и акваториям в мире. Курортно-рекреационное хозяйство прибрежных областей. | 16 | 1 |
| Социально-экономические проблемы рекреационного природопользования в морских бассейнах. Экологические ограничения и принципы рекреационного природопользования в прибрежно-морской зоне. Виды морского туризма | 1 |
Лесные рекреационные ресурсы. Глобальные проблемы нарушенности лесного покрова. Ресурсы грибных, ягодных угодий и угодий с лекарственными растениями. Утилитарный туризм. | 1 |
Минеральные воды. Лечебные грязи. Галотератия. Перегретые пары. Газообразный радон. Туристические районы, использующие уникальные природные ресурсы. Функциональное зонирование заповедников и национальных парков. | 1 |
Основные принципы и положения современной охраны природы и окружающей человека среды. | |
Экологический туризм – определения, понятия, опыт организации в мире. Практические основы организации экотуризма. Основные центры экотуризма | 1 |
Экологическая безопасность как основное условие обеспечения рекреационного природопользования.. | 1 |
Практическое занятие: при помощи создания слайдов, оценить влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира, | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: 1. Создание проекта влияния географических факторов на лесные рекреационные ресурсы. | 8 | 2 |
Раздел 3. | География крупных туристских центров мира и специфика туристской инфраструктуры | | |
Тема 3.1. География туризма зарубежной Европы Азии Африки | Страны Европы. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Традиционные туристские центры Европы. | 10 | 1 |
| Страны Азии. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. | 1 |
Туристские центры стран Юго-западной, Центральной, Восточной и Юго-восточной и Южной Азии. Основные тенденции развития туризма в странах АТР. | |
Страны Африки. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. | 1 |
Особенности туризма в Африке. Туристские центры Северной, Центральной, Восточной и Южной Африки | |
Практическое занятие: «Деловая игра» Оценить экскурсионное значение стран Зарубежной Европы | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Создание базы данных туристических ресурсов Зарубежной Европы | 2 | |
Тема 3.2. География туризма Северной Америки Южной Америки | Страны Северной Америки. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. | 4 | 1 |
Туристские центры. Особенности туризма в Северной Америке. |
Самостоятельная работа обучающихся Создание базы данных туристических ресурсов Северной Америки | 2 | 2 |
Тема 3.3. География туризма Карибского бассейна Австралии и Океании | Страны Южной Америки и Карибского бассейна. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности туризма в странах Латинской Америки. Австралия и Океания. Особенности туризма в Странах Южной Пацифики | 2 | |
| Практическое занятие: Определение экскурсионной значимости для туристов при помощи гектограммы: Австрии Южной Америки Латинской Америки | 4 | 2 |
Тема 3.4. Правила пересечения границы | Правила пересечения границ зарубежных государств, гражданами Российской Федерации | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Создание базы данных туристических ресурсов стран Южной Америки | 2 | 3 |
Практическое занятие Составление таблицы актуальной информации об инфраструктуре туристских центров с помощью информационных технологий Разработка памятки туриста для граждан Российской Федерации при пересечении границ зарубежных государств | 4 | 2 |
Раздел 4. | Основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах России | | |
Тема 4.1. Общая характеристика России. Туристский потенциал. | Административное деление. Природные и социально-экономические особенности. Центральная Россия. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма. | 8 | |
Урал и Поволжье. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма. |
1 |
Западная Сибирь. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Создание базы данных туристических ресурсов по Уралу и Поволжью | 2 | 3 |
Тема 4.2. Туристический потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока | Восточная Сибирь. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма. | 4 | 1 |
Дальний Восток. Туристский потенциал. Факторы, определяющие развитие туризма. Проблемы и перспективы. Туристские центры. Особенности организации туризма. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Создание базы данных туристических ресурсов Дальнего Востока и Восточной Сибири. | 2 | |
Тема 4.3. Ресурсы для различных видов туризма. | Природные, социально-экономические особенности и геополитические особенности Приморского края. Факторы, определяющие и ограничивающие развитие туризма. | 4 | |
Ресурсы для культурно-познавательного, спортивно-промыслового, лечебно-оздоровительного видов туризма. Туристские центры. Основные этапы развития туризма. Структура туристического рынка. Проблемы и перспективы. Особенности организации туризма. | 2 |
Практические занятия Характеристика и оценка туристического потенциала туристических центров России | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сравнительный анализ организации туризма в различных регионах мира и России | 6 | 3 |
Всего: | 96 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «География туризма»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по «Географии туризма»
- Карта Мира
- Карта России
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М: МГУ, 2001. – 346 с.
2. Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма. М.: МГУ, 1975. – 297 с.
3. Дмитриевский Ю.Д. Туристские районы мира. Учебное пособие. Смоленск, 2000
4. Долженко Г.П. Рекреационная география. Туризм, экскурсионное дело. Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1989. – 190 с.
5. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. М.: Мысль, 1972. – 212 с.
6. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. М.: Дрофа, 1997. – 352 с.
7. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.П. Рекреационная география. М.: МГУ, 1981. – 186 с.
8. Петров К. М. Геоэкология: основы природопользования. С.-Пб. 1994. – 214 с.
9. Сенин В.С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. – 398 с.
10. Теоретические основы рекреационной географии. – М.: Наука, 1975. – 326 с.
Дополнительная литература
1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. М.: МГУ, 1996. – 104 с.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Издательский торговый дом «Герда», 2000. – 192 с.
3. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1998. – 224 с.
4. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984. – 560 с.
5. Квартальнов В.А. Иностранный туризм – М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с.
6. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. Учебное пособие. М., 1998 – 162 с.
7. Косолапов А.Б., Руденко Л.Л., Берестовой А.А. Туристское страноведение: Учебное пособие. Владивосток: ДВГАЭУ, 1998. – 192 с.
8. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика. М.: Картгеоцентр, 1993. – 213 с.
9. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: Экспертное бюро, 1997. – 176 с.
10. Энциклопеция туриста / Е.И. Тамм, А.Х. Абуков, Ю.Н. Александров и др., М., 1993
Дополнительные источники:
1. Вояж и отдых
2. Туристический бизнес
3. Гео
4. Вокруг света
5. Эхо планеты
6. Путешественник
7. Российская туристическая газета
8. Туринфо
9. Интернет
10. Trips
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира; | создания слайдов. |
работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению; | Создание рейтинга современных информационных технологий. Составление анализа рекреационных центров. |
собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России; | Создание базы данных туристических ресурсов. Разработка памятки туриста. Составление таблицы. |
Знания: | |
особенности влияния географических факторов на развитие туризма; | тестирование |
основы туристского районирования; основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России; | Самостоятельная работа |
географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры; | Тестирование |
правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации; | Итоговый экзамен |
методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению | Итоговый экзамен |
4